Характеристика законов «Об архивном деле в Российской Федерации» (от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ) и «Об архивном деле Французской Республики» (от 15 июля 2008 г. № 2008-696) | Архивы РФ | Архивы РФ

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Архивы РФ Характеристика законов «Об архивном деле в Российской Федерации» (от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ) и «Об архивном деле Французской Республики» (от 15 июля 2008 г. № 2008-696)  
Характеристика законов «Об архивном деле в Российской Федерации» (от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ) и «Об архивном деле Французской Республики» (от 15 июля 2008 г. № 2008-696)

О.В. Маланичева, РГГУ, ФАД

Стремительные изменения архивной отрасли в высоко технологичном информационном обществе и разнообразие подходов к историческим исследованиям, многочисленные современные программы организации хранения документов и доступа к ним делают особенно актуальными исследования по теоретическим и правовым проблемам архивоведения.

Архивное законодательство является важнейшим элементом архивного дела любой страны, регулирующим и правоустанавливающим порядок организации всей архивной системы. В данной статье читателю будет предложена характеристика основных действующих архивных законов России (2004 г.) и Франции (2008 г.). Французский опыт организации архивной отрасли находит свое отражение в архивном деле зарубежных стран, и многие французские ученые-архивисты и историки внесли свой вклад в развитие архивной мысли, системы и законодательства, чем и обуславливается выбор характеристики закона этой страны и соответственно России, которая имеет долгую традицию культурных и профессиональных связей, укрепившихся в последнее десятилетие контактами ИАИ РГГУ с Международным архивным стажем при Управлении архивов Франции, Школой хартий и Школой национального достояния.

Процесс складывания и развития архивного права имеет долгую историю, как в России, так и во Франции. Значительное влияние на принятие и утверждение Основного архивного закона Франции[1] повлияла концепция национального достояния, формировавшаяся со времен Великой французской революции 1798 г. и означающая «историческое наследие, достояние прошлого, необходимое для самоидентификации личности, семьи, народа»[2]. Огромное значение для Федерального закона «Об архивном деле» Российской Федерации[3] имеют «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 23 августа 1993 г. Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Были определены две части Архивного фонда Российской Федерации: государственная и негосударственная; также выделены четыре комплекса архивных документов, обособленных по следующим хранилищам: государственные архивы, ведомственные архивы, библиотеки и музеи, отраслевые архивные фонды[4].

Проведенный ниже анализ архивных законов этих двух стран по аспектам, выбранным из русского закона, составляет следующий порядок: общие положения, архивный фонд страны, управление архивным делом (создание архивов, организация управления и обеспечение сохранности архивов), хранение, учет, защита архивных документов, комплектование архивов архивными документами (источники комплектования архивов архивными документами, передача архивных документов на постоянное хранение, сроки временного хранения документов, обязанности государственных органов и организаций по комплектованию архивов), доступ к архивным документам и их использование, международное сотрудничество, ответственность за нарушение законодательств.

Федеральный закон Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ изначально должен был сохранить лучшие традиции российского архивоведения, связанные с государственным влиянием на организацию и деятельность архивов. В то же время необходимо было учесть новые реалии: разные формы собственности, свободные информационные потоки и др. Поэтому в ст. 1 указан предмет регулирования.

Ст. 2 определяет структуру законодательства об архивном деле в РФ. Сегодня законодательство представлено Федеральным законом, имеющим прямое действие.

В ст. 3 представлены 19 основных терминов, которые первоначально были закреплены в «Основах законодательства об архивном деле» 1993 г., а потом в ГОСТ 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины определения».

С 2004 г. было закреплено разграничение полномочий в области архивного дела между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. В ст. 4 приведено: большие полномочия у РФ, также у субъектов РФ (однако стоит отметить, что разрешение на ввоз и вывоз документов АФ РФ дано только РФ).

Важной в основном Законе является ст. 5, в которой регламентирован состав АФ РФ: «В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах».

В Законе в отличие от предыдущих нормативных актов введено понятие «форма собственности на документы»: государственная (федеральная собственность, собственность субъектов федерации), муниципальная собственность, частная собственность (ст. 7, 8, 9). Если для государственных и муниципальных образований существуют пометки обязательной передачи документов на хранение в архив, то для негосударственных организаций употребляется термин «вправе» сдачи документов (ст. 13).

В ст. 10 указано: «архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральными законами».

В ст. 11 говорится об особенностях гражданского оборота документов АФ РФ, находящихся в частной собственности.

Вся глава 4 (ст. 17, 18, 19) посвящена профессиональным вопросам, например вопросу о сохранении документов, – прописаны организации, имеющие право постоянного (музеи, библиотеки, архивы, Академия наук) и депозитарного хранения АФ РФ.

В Законе впервые введены понятия временного хранения для документов АФ РФ и для архивных документов («хранятся до уничтожения»). Ст. 22 прописывает сроки временного хранения документов[5]:

«1) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации (в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России)), а также для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций – 15 лет;

2) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и организаций субъектов Российской Федерации – 10 лет;

3) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций – 5 лет;

4) для включенных в установленном порядке в состав Архивного фонда Российской Федерации отдельных видов архивных документов:

а) записей актов гражданского состояния – 100 лет;

б) документов по личному составу, записей нотариальных действий, нехозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов – 75 лет;

в) проектной документации по капитальному строительству – 20 лет;

г) технологической и конструкторской документации – 20 лет;

д) патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец – 20 лет;

е) научной документации – 15 лет;

ж) кино- и фотодокументов – 5 лет;

з) видео- и фонодокументов – 3 года».

Важной является проблема сохранности документов в случае ликвидации, банкротства или реорганизации предприятия. Ст. 23 определяет в обобщенном виде механизмы решения подобных вопросов (решается судьба документов, относящихся к государственной собственности, меньше к негосударственной собственности; большие права закреплены за внешним управляющим, который «вправе» передать или нет на государственное хранение документы).

Большое количество статей посвящено доступу к архивным документам (определены в ст. 24–26):

1) Любой пользователь может искать и получать информацию для изучения архивных документов, но доступ к ним может быть ограничен. Условия доступа к документам частной собственности регламентируются собственником.

2) Не существует жестких норм рассекречивания документов. Ограничительный срок связан со сведениями официального характера: норма устанавливает 75-летний срок ограничения доступа к документам, содержащим личную тайну (ст. 25, п. 3).

Глава 8 «Международное сотрудничество» посвящена вопросам ввоза и вывоза документов:

«1. Вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, запрещается.

2. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации. Заявленные к вывозу указанные архивные документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Временный вывоз за пределы Российской Федерации архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Вывоз за пределы Российской Федерации перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации архивных документов, не относящихся к федеральной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Разрешается ввоз в Российскую Федерацию архивных документов, приобретенных и (или) полученных на законных основаниях».

Эти статьи опираются на Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.:

1) «закон применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности» (ст. 3);

2) «определение того, что понимается под вывозом культурных ценностей – перемещение любыми лицами без обязательства их вернуть» (ст. 5);

3) «категории предметов, попадающие под действие закона: редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно- и видеоархивы» (ст. 7);

4) в законе перечислены государственные органы, которые имеют право контроля за вывозом и ввозом: Министерство культуры, Главный орган по таможне, Федеральное архивное агентство. Экспертизу ценности проводит Межведомственный совет по вывозу и ввозу культурных ценностей;

5) ст. 27 устанавливает временные границы, разрешающие вывоз документов заграницу (если документ создан 100 лет назад, то вопрос о вывозе решает экспертная комиссия).

Действующий Закон определяет «архивное дело» как отрасль права, регулирующую правовые формы организации хранения, учета и использования архивных документов.

Прежде чем приступить к характеристике французского закона, необходимо указать, что закон «Об архивном деле» Французской Республики от 15 июля 2008 г. (закон № 2008-696 от 15 июля 2008 г., относящийся к архивам. NOR: MCCX0400123L. Версия утверждена 17 июля 2008 г.) является частью Кодекса национального достояния, введенного в действие 24 февраля 2004 г. Кодекс содержит две «сквозных» и пять тематических частей. В первой («сквозной») части помещены общие положения о приобретении и обороте культурных ценностей, вторая (тематическая) посвящена архивам, третья – библиотекам, четвертая – музеям, пятая – археологическим источникам, шестая – памятникам архитектуры. Седьмая («сквозная») часть уточняет положения Кодекса национального достояния, применимые в заморских департаментах Франции.

Закон состоит из двух разделов («общий режим архивов» и «аудиовизуальные архивы юстиции») и 36-ти статей. В наибольшем по объему первом разделе – четыре главы: «Общие положения»; «Комплектование, хранение и защита»; «Режим использования / Доступ к архивам» и «Положения уголовного права / Ответственность за нарушение закона об архивном деле». Следует указать, что в представленном электронном варианте, найденном автором, нет формального разделения на главы.

Раздел I. Постановления, вносящие изменение в Кодекс национального достояния (общий режим архивов).

Глава 1. Общие положения (ст. 1–2).

Глава 2. Комплектование, хранение и защита архивов (ст. 3–16, 24, 26, 28, 33).

Глава 3. Режим использования / Доступ к архивным документам (ст. 17–18, 29–32).

Глава 4. Положения уголовного права / Ответственность за нарушение закона об архивном деле (ст. 19–23, 25, 27, 34).

Раздел II. Различные постановления / Аудиовизуальные архивы юстиции (записанные в режиме реального времени кинодокументы, фиксирующие ход открытых судебных заседаний).

В раздел включены 13 статей (ст. 24–36), некоторые из которых можно отнести к главам первого раздела. Заключительные статьи (35–36) предусматривают обнародование и ратификацию настоящего закона 2008 г. «Об архивном деле».

Аналогично закону 1979 г. он открывается определением архивов (ст. L211 – 1)[6] как совокупности «документов, созданных или полученных физическим или юридическим лицом частного или публичного права в ходе его деятельности, независимо от даты их создания, носителя и места их хранения»[7]. Неотчуждаемый характер государственных архивов и неприменимость к ним в случае незаконного отчуждения срока давности подтверждает статья L212 – 1, которая также указывает на обязательный «отбор» архивных документов на хранение по перечням, сохраняет двойное визирование перечней фондообразователем и территориально компетентным государственным архивом, не делая составление и утверждение перечней прерогативой архивной власти, очень нуждающейся в усилении. Важное нововведение – законодательное урегулирование вопросов депозитарного хранения и аутсортинга архивных услуг. Статья L212 – 4 разрешает «в порядке исключения и на основании декрета Государственного совета» некоторым центральным учреждениям доверять подрядчику хранение своих исторических архивов при условии «удовлетворительных сохранности, безопасности и доступности документов для публики»[8].

Право преимущественной покупки архивов государством в законе 2008 г. выделено в специальный подраздел первой главы. Закон детально оговаривает порядок их преимущественной покупки местными органами власти, располагающими значительными финансовыми средствами.

Вторая глава закона 2008 г. косвенно свидетельствует о развитии методики комплектования архивов. В отличие от закона 1979 г. больше не существует фондов, которые бы полностью уничтожались (как базы данных с персональной информацией) или сохранялись (как фонды – «памятники истории») без применения экспертизы ценности, – она распространяется на все документы.

Третья глава посвящена доступу к архивам и снижает срок доступа к архивным документам. Что привело к дискуссии при ее обсуждении на совете архивистов. Так, профессор Бруно Дельмас счел снижение сроков доступа «подарком историкам, сделанным... за счет архивистов». Не соглашаясь с расширенным толкованием понятия «частная жизнь» политиками, профессор полагает, что сокращение ограничений доступа к документам ЗАГС со 100 до 75 лет при общем росте продолжительности жизни создает «зону потенциальных конфликтов». По его мнению, новый порядок расчета сроков доступа создает психологический комфорт пользователю, но увеличивает нагрузку на архивиста, исключая из оборота множество новых документов.

Второму разделу закона, посвященному «аудиовизуальным архивам юстиции», т. е. записанным в режиме реального времени кинодокументам, фиксирующим ход открытых судебных заседаний, комментаторы закона не уделили внимания. Однако включение этого раздела в закон 2008 г. не менее значительно, так как свидетельствует о расширении понятия «архивное достояние». Эти архивы получили признание своей исторической ценности, а также сроки секретности: записи процессов о преступлениях против человечности попадают в свободный доступ после вынесения окончательного приговора, а по другим преступлениям – через 50 лет после завершения процесса[9].

Закон «Об архивном деле Франции» 2008 г. не оговаривает состав и структуру архивной отрасли. По оценке архивных специалистов, архивной отрасли необходимо самостоятельное профильное управление в одном из ключевых министерств (финансов, внутренних или иностранных дел, или же народного просвещения, которому архивы подчинялись до создания в 1959 г. Министерства культуры), а не «служба» в Главном управлении национального достояния Министерства культуры.

Далее обратимся непосредственно к сравнительному анализу двух законов «Об архивном деле». Поскольку он проведен согласно структуре российского закона с выделением его глав в качестве основных аспектов архивного дела, что отражает характеристику построения закона РФ, то необходимо также указать характер закона «Об архивном деле» Франции 2008 г.

Таким образом, новый французский закон отразил расширение круга национального достояния и развитие методики работы с ним. Его полноправной частью стали электронные архивы. Экспертиза ценности распространяется на все документы. Снизив сроки ограничения доступа, закон изменил порядок их расчета и подход к рассекречиванию: замена видового подхода к рассекречиванию анализом содержания документов; введена «вечная секретность» и расширительное толкование «частной жизни», что способствует засекречиванию все новых массивов данных. Вместе с тем закон сохранил практику депозитарного хранения архивов политических деятелей высшего звена и связал ее с существующими процедурами и сроками доступа.

Первоначально отметим, что в Законе «Об архивном деле в РФ» 2004 г. четко определена структура: выявлены главы, статьи, части. Во французском же законе 2008 г., являющимся измененной и расширенной версией бывшего закона «Об архивном деле» Французской республики» 1979 г., отсутствует определенная схема изложения статей, не оговорены состав и структура архивной отрасли.

Общие положения двух законов различаются по полноте отражения их в статьях. Закон Франции затрагивает лишь своеобразный предмет регулирования, не рассматривает многие вопросы, связанные с определением тех государственных органов власти, которые имеют право проведения политики в области архивного дела. Федеральный закон РФ регламентирует: предмет регулирования, основные понятия, полномочия органов власти (полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела (ст. 4): ч. 1. полномочия РФ (обладает широкими полномочиями, а главное наделена правом «решения вопросов о временном вывозе документов АФ РФ за пределы РФ»); ч. 2. полномочия субъектов РФ; ч. 3. полномочия муниципального образования.).

Во французском законе отсутствуют четко выделенные статьи, указывающие на состав архивного фонда страны, определения и разграничения прав собственности на архивные документы. Не определен четко состав архивного фонда, однако имеются указания на общественные архивы, входящие в архивный фонд страны: «общественные архивы – документы, которые поступают от государственных органов, административно-территориальных образований, общественных учреждений и других юридических лиц государственного значения или частно-правовых лиц, ответственных за управление коммунальным обслуживанием; а так же минуты (с фр. «черновики, подлинники») и каталоги общественных или правительственных чиновников» (ст. 4: a, b, c). Однако прописано разделение на государственные (территориальные), коммунальные и частные (исторические) архивы. ФЗ РФ регламентирует состав АФ РФ (ст. 5: «…входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения… а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах»), определяет право собственности на архивные документы на основании конкретных статей (четко прописаны архивные документы, относящиеся к государственной собственности: федеральной собственности и собственности субъекта федерации (ст. 7); к муниципальной собственности (ст. 8); к частной собственности (ст. 9). Также регламентированы особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований (ст. 10), и особенности гражданского оборота документов АФ РФ, находящихся в частной собственности (ст. 11), где указано, что «документы АФ РФ, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника государственный, муниципальный архив, музей, библиотеку, организацию Российской академии наук, с которыми прежний собственник заключил договор» (ст. 11, ч. 1). Это свидетельствует о большей структурированности и регламентации данных вопросов Законом РФ, в отличает от французского. Так же закон «Об архивном деле» Франции не определяет конкретный список государственных органов организации, которые наделяются правом или обязаны создавать архивы и организовывать управление ими, по сравнению с российским.

Что касается вопросов в области хранения и учета, то они отражены законами РФ и Франции «Об архивном деле» одинаково полно. Однако организация мер по защите сохранности архивных документов более подробно изложена в законе Франции. Так ст. 14–16 французского закона посвящены защите архивных документов, в том числе права государства на преимущественную покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их продажи. Ст. 10 «О перемещении классифицированных архивов, передаче в дар, раздела» закрепляет обязанность извещения администраций архивов.

Комплектованию архивов архивными документами уделено больше статей в ФЗ РФ «Об архивном деле» (определены источники комплектования, передача архивных документов на постоянное хранение, сроки временного хранения документов АФ РФ: ст. 2, ч. 1.«Источники комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами» устанавливает: «государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы АФ РФ и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами»). Французский закон регламентирует отдельно обязанности центра и мест по передаче своих архивных документов, при этом не отражены в отдельных главах, статьях, частях конкретные источники комплектования. Например, ст. 9 регламентирует следующее: «документы гражданского состояния (со сроком 150 лет), планы и кадастровые регистры, не использовавшиеся в течение тридцати лет и другие документы архивов со сроком более 100 лет, сохраненные в архивах районов с менее, чем в 2000 жителей, обязательно помещаются в архивы отдела…». Второй подраздел первой главы распределяет права и обязанности мест и центра в отношении архивов: местные учреждения и органы власти не имеют права депозитарного хранения. Они могут передавать свои текущие архивы, подлежащие по перечням уничтожению, на временное хранение в частные архивные фирмы, получившие государственную аккредитацию. Отсутствуют конкретные статьи, посвященные комплектованию и передаче на постоянное хранение архивных документов.

Аспекты, касающиеся условий доступа и использования архивных документов, наиболее подробно рассмотрены во французском законодательстве: ст. 17 регламентирует доступ к архивным документам общественных архивов, при этом определяя сроки доступа: «документы, содержащие открытую информацию, – до поступления в государственный архив; решения Правительства, постановления Госсовета, административных судов и счетных палат, документы администрации по внешней, финансовой и налоговой политике – 25 лет от даты документа или последнего документа в деле; документы, содержащие коммерческую тайну, и контракты по продаже услуг, статистические данные, не содержащие тайны частной жизни, документы по аккредитации медицинских услуг населения – 25 лет от даты документа или последнего документа в деле; документы, содержащие врачебную тайну, в том числе личные дела сотрудников – 25 лет со смерти пациента; документы, содержащие государственную тайну – 50 лет от даты документа или после закрытия дела; документы, содержащие тайну частной жизни и нравственную оценку действий лиц, легко поддающихся идентификации – 50 лет от даты документа или после закрытия дела; документы, содержащие технические данные о строительстве, оборудовании и работе зданий для содержания заключенных – 50 лет после прекращения использования здания в качестве места заключения; следственные документы, документы об оперативно-розыскной деятельности, содержащие тайну частной жизни, перепись населения – 75 лет с момента создания документа или 25 после смерти упомянутого лица; книги записи актов гражданского состояния, нотариальные архивы, личные дела сотрудников (кроме медицинских карт) – 75 лет от самой поздней даты документа или дела…» (ст. 30). В законе Французской Республики ст. 31 регламентирует ограничение на доступ к административным документам, содержащим сведения по закрытым заседаниям Правительства, тайну национальной обороны, тайну при проведении внешней политики Франции, государственную тайну, затрагивающие общественную безопасность; тайну личной жизни, медицинскую тайну. Ст. 32 регламентирует деятельность так называемой «комиссии доступов», которая ответственна за соблюдение свободы доступа к административным документам и к общественной информации.

Закон РФ так же отражает данные вопросы, однако не прописывает строгих норм рассекречивания: ст. 24, ч. 1 регламентирует: «Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов». Ст. 26 ФЗ РФ «Использование архивных документов» содержит положения, касающиеся использования архивных документов; организации государственными и муниципальными архивами, музеями, библиотеками поиска необходимой информации (ч. 2); предоставления копий архивных документов, содержащих информацию о пенсионном обеспечении, получении льгот и компенсаций (ч. 3); предоставления государственными и муниципальными архивами, музеями, библиотеками государственным органам и органам местного самоуправления необходимой архивной информации и копий архивных документов (ч. 7); публикации и экспонировании архивных документов, составления справочно-информационных изданий о составе и содержании хранящихся в архивах документов.

Международное сотрудничество в области организации архивного дела рассмотрено Законом Российской Федерации (приведен список вывозимых и ввозимых архивных документов в ст. 29–30), в отличие от закона Франции, который не регламентирует данные вопросы. Так ст. 28 ФЗ РФ закрепляет: «государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки и иные юридические лица в пределах своей компетенции, а также граждане принимают участие в международном сотрудничестве в области архивного дела, участвуют в работе международных организаций, совещаний…».

Ответственность за нарушения законодательства «Об архивном деле» не раскрывается подробно в Законе РФ, отмечены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Закон Франции «Об архивном деле» подробно рассматривает конкретные наказания, последствия возникшей ответственности при нарушении законодательства. Ст. 19, 25, 34 устанавливают возникновение ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Франции – подробно перечислены возможные случаи нарушения архивного законодательства, а также представлены штрафы либо сроки заключения; усилены административные и уголовные санкции за уничтожение архивов: например, намерение уничтожить публичные архивы или памятники – год тюрьмы и 15 тыс. евро штрафа, а также отставка с государственной службы для чиновника; три года тюрьмы и 45 тыс. евро штрафа для частных лиц; а за действия, не повлекшие за собой гибель документов, запрещается посещать государственные архивы в течение пяти лет; рассмотрены преступления против предметов национального достояния; возникновение ответственности в случае уничтожения, скрытия административных документов, документов юстиции и др.

Таким образом, законы «Об архивном деле» РФ и Франции рассматривают и регламентируют выбранные автором аспекты архивного дела с разной степенью подробности по отдельным вопросам в соответствии с характером состояния, традициями, уровнем развития организации архивного дела в указанных государствах. Однако формирование и дальнейшее развитие архивного законодательства должно стать одним из важных направлений правовой реформы в последующем. Главная задача любого архивного закона – это реализация принятых норм, которые позволили бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование архивных документов, как важнейшей части национального и культурного достояния страны.

Примечания


[1] См.: Code du patrimoine. Livre II. Archives. Art. L211, 2008 // http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074236&dateTexte=20110527 (режим доступа: 31.05.2012).

[2] Агеева В.Б. Концепция «национального достояния» во французском архивоведении XVIII–XX веков: Дис. … канд. ист. наук. М., 2007. С. 17–18.

[3] См.: Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 13 мая 2008 г., поправки 2010 г.) // Российская газета. 2004. № 3614. 27 окт.

[4] См.: Козлов В.П. Архивная реформа: вопросы научного и методического обеспечения // Отечественные архивы. 1994. № 1. C. 23.

[5] См.: Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 13 мая 2008 г., поправки 2010 г.). Ст. 22 // Российская газета – http://www.rg.ru/gazeta/rg/2004/10/27.html (режим доступа: 31.05.2012).

[6] См.: Code du patrimoine. Livre II. Archives. Art. L211 – 1 // http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006074236&dateTexte=20110527 (режим доступа: 31.05.2012).

[7] Ibid.

[8] Ibid. Art. L212 – 4.

[9] Ibid. Titre II. Archives audiovisuelles de la justice. Art. L222 – 1.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.