География изданий разрешительных грамот восточных патриархов в XVII в. | 1-й патриарший период (1589–1700 гг.) | История Церкви

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История Церкви 1-й патриарший период (1589–1700 гг.) География изданий разрешительных грамот восточных патриархов в XVII в.  
География изданий разрешительных грамот восточных патриархов в XVII в.

Ю.Э. Шустова

В погребальном обряде православной церкви умершему в руки вкладывалась отпускная разрешительная от грехов грамота. Прижизненную разрешительную (разрешальную) грамоту можно было получить за определенную плату у церковного иерарха. История этого обряда, его описание иноземцами и бытование разрешительных грамот подробно описаны в работах Н.П. Лихачева, Д.Ф. Кобеко и А.А. Булычева[1]. С начала XVII в. разрешительные грамоты от имени восточных православных иерархов стали издавать типографским способом. Самой ранней известной печатной грамотой является разрешительная грамота монемвасийского епископа Иоасафа, изданная в типографии Львовского братства в 1608 г.[2] Обнаружение и изучение разрешительных грамот восточных иерархов XVII в. позволит узнать о практиках погребального обряда у православного населения Речи Посполитой и Московского государства. Чрезвычайно важным вопросом в связи с этим представляется изучение географии изданий бланков разрешительных грамот.

В XVII в. разрешительные грамоты печатались в Киеве и Москве. Большинство этих изданий не сохранилось до наших дней. Сведения о печати грамот на Московском печатном дворе можно обнаружить в архивных документах Приказа книгопечатного дела. Так, 28 мая 1655 г. тиражом 1000 экз. была отпечатана разрешительная грамота сербскому патриарху Гавриилу, в июне 1667 г. – вселенским патриархам, в мае 1669 г. тиражом 1000 экз. мужская и 500 экз. женская – для александрийского патриарха Паисия[3]. Все эти грамоты предназначались для раздачи православному населению на всем пути следования иерархов из Москвы. В литературе высказывались мнения о печатании таких грамот во Львове, Валахии.

Кроме указанной выше грамоты монемвасийского епископа Иоасафа (атрибуция места ее издания не вызывает сомнений) в литературе хорошо известна грамота иерусалимского патриарха Нектария, атрибуция которой недостоверна. Впервые грамоту в научный оборот ввел в 1908 г. И.С. Свенцицкий. В «Описи музея Ставропигийского Института во Львове» он дает описание грамоты: «Нектария, иерусалимского патриарха, разрешительная грамота: “Сvну Василию” 1670 г. в июне напечатанная во Львове по-славянски; заголовок между двух ксилоритов греческий; внизу одна строка греческой вязанной скорописью. В габлоте»[4].

Краткое библиографическое описание грамоты в 1970 г. приводит Я.Д. Исаевич в каталоге львовских изданий XVI–XVIII вв. Он так же датирует грамоту 1670 г., отмечает, что она напечатана на одном листе, и указывает, во-первых, на ее первое описание в библиографии, данное Свенцицким, а во-вторых, на место ее настоящего хранения в фонде архива Львовского Ставропигийского братства в Центральном государственном историческом архиве во Львове[5]. В 1975 г. Ф.Ф. Максименко опубликовал сводный каталог кириллических старопечатных изданий, хранящихся в собраниях г. Львова. Здесь также указана Грамота иерусалимского патриарха Нектария, атрибутируемая типографии Львовского братства и 1670 г.[6] По сравнению с описанием в каталоге Я.Д. Исаевича здесь имеется указание на формат грамоты: 2°. Максименко не упоминает описание грамоты Свенцицким, отмечая только ее наличие в каталоге Исаевича, а указывая место ее хранения, допускает неточность, называя библиотеку Центрального государственного исторического архива во Львове, тогда как грамота хранится не библиотеке архива, а в фонде 129 «Ставропигийский Институт», о чем было написано ранее Исаевичем.

В 1981 г. был опубликован сводный каталог старопечатных книг, изданных на Украине, А.П. Запаско и Я.Д. Исаевича. В нем также указана грамота иерусалимского патриарха Нектария 1670 г.[7], вышедшая в типографии Львовского братства: указываются ее библиографические описания в каталогах Я.Д. Исаевича и Ф.Ф. Максименко (каталог Свенцицкого не указан) и номер дела фонда «Ставропигийский институт» Центрального государственного исторического архива Украины в г. Львове, где грамота хранится сейчас (указан старый шифр, до упорядочения фонда в 70-х гг. ХХ в.). Со ссылкой на этот каталог и в такой же атрибуции упоминается эта грамота и в исследованиях.

Начиная с 1908 г., когда грамота впервые была введена в научный оборот, никто из исследователей ни разу не подверг критическому анализу атрибуцию С.И. Свенцицкого. Однако необходимость детального изучения грамоты de visu? была продиктована сомнениями прежде всего в корректной датировке грамоты. Иерусалимский патриарх Нектарий в 1668 г. принял решение уйти на покой, и уже 13 января 1669 г. Досифей II Нотара был утвержден иерусалимским патриархом Синодом Иерусалимской церкви. Можно было предположить, хотя и с малой долей вероятности, что в типографии Львовского братства в 1670 г. могли издать грамоту от имени Нектария, который как минимум год уже не являлся иерусалимским патриархом. Однако изучение самой грамоты, хранящейся в архиве Львовского братства[8], сделало очевидными явную ошибку Свенцицкого в датировке, повторяемую в последующей библиографии, а также неточности в описании грамоты. Грамота подписана самим патриархом Нектарием, что исключает саму возможность ее датировки 1670 г. В тексте грамоты указан год по эре от сотворения мира: «В лето от созданiа Мїру зрог». Никаких указаний на месяц в тексте грамоты не имеется. При переводе даты на эру от Рождества Христова получаем 1664/1665 г. Свенцицкий не точно воспроизвел имя получателя грамоты, вписанное от руки в специально оставленном пробельном месте в печатном бланке. Следует читать: «СVN Васили». Также неточности есть и в описании греческих текстов грамоты: они представляют собой обозначение титула иерусалимского патриарха Нектария. В начале грамоты – ксилографически, а в конце – собственноручная подпись патриарха. Таким образом, грамоту следует датировать 1664/1665 г.

При дальнейшем изучении грамоты возник вопрос и о месте ее издания. Грамота напечатана шрифтом, который использовался в типографии Львовского братства начиная с 1609 г.[9] Однако изучение ксилографий грамоты дало повод усомниться в том, что грамота была отпечатана во Львове. Ни одна из двух гравюр, используемых в грамоте – Воскрешение Лазаря и Св. апостол Иаков, – не встречается ни в одном из известных изданий типографии Львовского братства, равно как не удалось обнаружить в них и инициал буквы У. Предположить, что три ксилографические доски, хотя и небольшого размера, были изготовлены специально для печати однолистной грамоты, не представляется возможным. Изготовленные доски всегда использовались в последующих изданиях. Поэтому было сделано предположение, что грамота была издана не во Львове. Инициал впервые использован в Евангелии учительном Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого[10]. Он же встречается в Часослове[11]. Это позволяет сделать вывод о том, что материалы из рохмановской типографии попали к Тимофею Вербицкому и использовались им и для печати Требника в Валахии[12], куда он был послан киевским митрополитом Петром Могилой для организации книгопечатания. Материалы, которые привез с собой в Валахию Т.А. Вербицкий, также использовались в изданиях Говорского монастыря, Дельского монастыря и Терговиште. Кроме того, доски рохмановского Евангелия Учительного посредством Вербицкого попадают в Яссы. Сотрудничество львовских мастеров с валашскими типографиями ознаменовалось изданием Иваном Кунотовичем в Долгом поле Анфологиона (1643) и в Дельском монастыре Евангелия учительного (1644).

В 1640 г. молдавский воевода Василий Лупу обратился к Львовскому братству с просьбой помочь в организации типографии. Просьба была удовлетворена и 15 января 1641 г. Василий Лупу выражает благодарность братству[13]. Видимо, братство отправило в Яссы кириллические шрифты своей типографии, а матрицы греческих шрифтов задержали с отправкой, о чем беспокоился игумен монастыря Трех святителей в Яссах Софроний Почасский. Таким образом, с начала 40-х гг. XVII в. в Яссах были кириллические шрифты типографии Львовского братства и ксилографические доски, доставшиеся от типографии Тимофея Вербицкого. В Яссах долгое время размещалась резиденция иерусалимского патриарха Нектария. Поэтому можно утверждать, что разрешительная грамота 1664 / 1665 гг. была напечатана в Яссах.

Здесь же была напечатана грамота иерусалимского патриарха Досифея II Нотара 1670 г.[14], в которой используются львовские шрифты и доски рохмановской типографии и типографии Вербицкого.

Таким образом, можно утверждать, что печать разрешительных грамот была налажена в Молдавии, в резиденции иерусалимских патриархов. Причем на примере сохранившихся двух бланков можно сделать вывод и об эволюции раздачи таких грамот. Если грамота патриарха Нектария снабжена его собственноручной подписью, то грамота патриарха Досифея заканчивается ксилографической подписью. Ксилографические подписи восточных патриархов характерны для разрешительных грамот XVIII в.

 

Опубликовано: Шустова Ю.Э. География изданий разрешительных грамот восточных патриархов в XVII в. // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве: Материалы XXIII междунар. науч. конф. Москва, 27–29 января 2011 г. М.: РГГУ, 2011. С. 463–467.

Примечания


[1] Лихачев Н.П. О разрешительных грамотах восточных патриархов // Древности. Труды имп. Московского Археологического общества. М., 1893. Т. 15. Вып. II. С. 77–78; Он же. О разрешительных грамотах восточных патриархов. М., 1893. 12 с.; [1] л. ил.; Кобеко Д.Ф. Разрешительные грамоты иерусалимских патриархов // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Июнь. Ч. CCCV. С. 270–279; Булычев А.А. Несколько замечаний о так называемых разрешительных грамотах // Russica Romana. 2009. Vol. XVI. P. 9–36.

[2] Российская национальная библиотека. Отдел редких книг (далее – РНБ. ОКР). XIX.6.14. Инв. 4728.

[3] Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА: Каталог. Вып. 3. 1651–1650 / Сост. Л.Н. Горбунова, Е.В. Лукьянова. М., 2003. №№ 16, 54, 73, 74.

[4] Свенцицкий И.С. Опись музея Ставропигийского института во Львове. Львов, 1908. № 535. С. 133.

[5] Львівські видання XVI–XVIII ст.: Каталог / Уклав Я.Д. Ісаєвич. Львів, 1970. № 59. С. 21.

[6] Максименко Ф.П. Кириличні стародруки українських друкарень, що зберігаються у львівських збірках: Зведений каталог. Львів, 1975. № 35.

[7] Ісаєвич Я.Д., Запаско Я.П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог. Львів, 1981. Кн. 1. № 467.

[8] Центральный государственный исторический архив Украины, г. Львов (далее – ЦГИА, г. Львов). Ф. 129. Оп. 1. Д. 628.

[9] Иоанн Златоуст. О воспитании чад. Львов: Тип. братства, 1609

[10] Евангелие учительное. Рохманово, 1619. Л. 286 2-го сч., 88 3-го сч., 158 об. 3-го сч.

[11] Часослов. Киев: тип. Тимофея Вербицкого, 1625. Л. 118 об.

[12] Требник. Долгое поле, 1635.

[13] ЦГИА, г. Львов. Ф. 129. Оп. 1. Д. 550.

[14] РНБ. XVII.1.92. Инв. 4110.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.