«Служебники» и «Чиновники архиерейских священнослужений» XVII–XXI вв. как источники по истории Русской православной церкви | 1-й патриарший период (1589–1700 гг.) | История Церкви

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История Церкви 1-й патриарший период (1589–1700 гг.) «Служебники» и «Чиновники архиерейских священнослужений» XVII–XXI вв. как источники по истории Русской православной церкви  
«Служебники» и «Чиновники архиерейских священнослужений» XVII–XXI вв. как источники по истории Русской православной церкви

Бабкин М.А., доктор исторических наук,
профессор Историко-архивного института РГГУ

 

Анализу богослужебных книг Русской православной церкви (РПЦ), как своеобразным историческим источникам, посвящено не так уж много работ[1]. Одна из причин тому видится в «статичности» содержания этих книг[2], в которых из десятилетия в десятилетие, из века в век изменялись, на первый взгляд, лишь сменявшиеся в зависимости от царствований имена поминаемых на богослужениях конкретных высочайших особ. Из-за этой кажущейся «статичности» и, как следствие, «накладности и неинтересности» приобретения и хранения одновременно многих «одинаково-типовых» изданий, в российских библиотеках и архивах сохранилось весьма малое количество богослужебных книг разных лет и мест издания: особенно это относится к книгам XVIII–XX вв.

Однако при скрупулёзном анализе иерейских «Служебников» и «Чиновников архиерейских священнослужений» можно заметить, что на протяжении последних столетий в них (и, соответственно, на богослужениях в РПЦ) не было единообразия в формулах титулований как архиереев, так и высочайших особ. А при анализе динамики изменений этих формул можно проследить некоторые аспекты взаимоотношений церковно-иерархической и царской властей (или, если выражаться в устоявшейся, но не вполне корректной для дореволюционной России формулировке – отношений церкви и государства).

При этом следует подчеркнуть, что «Служебники» и «Чиновники…», выпускавшиеся по «благословению» центральных органов церковного управления, фактически (как и прочие богослужебные книги) обладают статусом «официальных» изданий РПЦ. И потому содержащаяся в них информация имеет очень высокий уровень объективности, отражающей имеющие в соответствующие исторические периоды реалии и тенденции.

Анализ приводящихся в названных книгах титулований архиереев и лиц царского дома позволяет заключить, что на богослужениях РПЦ на протяжении XVII–XXI вв. имели место «обратные» процессы: с одной стороны – повышения на богослужениях статуса архиереев, с другой – понижения статуса высочайших особ.

Если говорить о первом из названных процессов, то он сводился к следующему: а) к постепенному возвышению и расширению титулований архиереев, а также б) к учащению их богослужебных поминовений. В ходе чего у патриарха появились такие титулы, как «великий господин», «отец наш», «великий господин и отец наш», у прочих архиереев – «господин», «преосвященный», «преосвященнейший», «высокопреосвященнейший». Кроме того, поминовение епархиальных архиереев появилось, например, на двупсалмии – небольшом чинопоследовании в самом начале утрени, на ектенье которого вплоть до никоновских времён никто кроме царя не поминался. (Причём, судя по содержанию «Служебников», как в допетровской Руси, так и в императорской России до 1900 г. в практике РПЦ епархиальные владыки поимённо практически не поминались за богослужениями)[3].

Т. о., судя по содержанию «Служебников» и «Чиновников…», с первой XVII в. по начало XXI в. статус поминовений архиереев на богослужениях значительно повысился[4].

Совершенно иначе в рассматриваемый промежуток времени (точнее, в 1655–1658 гг. и со второй половины XIX в. по начало XX в.) обстояло дело с поминовением лиц царского дома[5]. Число поминаемых имён лиц династии Романовых в середине XIX в. было резко сокращено, а с 1900 г. в издававшихся в Санкт-Петербурге (Петрограде) «Служебниках» в чине проскомидии «исчезла» частичка, вынимаемая за императора. Т. е. в рассматриваемый период статус церковного поминовения высочайших особ существенно понизился: причём вплоть до полного «исчезновения» в марте 1917 г. упоминания на богослужениях помазанника Божиего[6].

Выявленные в «официальных» богослужебных изданиях два «обратных» процесса позволяют сделать вывод, что в этих книгах отразилась определённая конкуренция «за первенство чести» двух харизматических властей: церковно-иерархической и царской. Конкуренция эта, как известно, проходила в русле историко-богословской проблемы «священства-царства», основной вопрос которой – что выше и главнее: царская или иерархическая власть[7]? И прослеживающаяся по богослужебным книгам на протяжении XVII–XXI вв. конкуренция (при сравнении соответствующих титулований) позволяет заключить, что на «харизматическом фронте» священство взяло верх над царством.

Вышесказанное позволяет констатировать, что в таких источниках, как «Служебники» и «Чиновники архиерейских священнослужений», исследователи могут найти много интересной информации, способствующей объективному изучению истории России и, в частности, Русской православной церкви.

Примечания:
1. См., например: Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды. М., Изд. Московской патриархии. 1975. Сб. 13. С. 148–171; Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. М., 2000. № 6. С. 112–120.
2. Сказанное не относится к «Служебникам» 1650–1670-х гг.
3. См. подробнее: Бабкин М.А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. – 1918 г.). Исследования и материалы. М., Изд. Индрик. 2011. С. 160–183, 497–524.
4. Общие богослужебные формулы поминовений архиереев XIX–XXI вв. приводятся в монографии: Бабкин М.А. Указ. соч. С. 515–516, 863–874.
5. Об изменениях поминовений царей см., например: Асмус В.В., протоиерей. «Господи, спаси царя» [Пс. 19, 10]: молитва о царе в православном богослужении // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 2000 г. М., 2000. С. 97–107.
6. См. подробнее: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) /Сост., авт. предисловия и комментариев М.А. Бабкин. М., Изд. Индрик. 2008. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. С. 27–35, Ил. 4–6, 12; Бабкин М.А. Указ. соч. С. 162–163, 178–183, 197–257, Ил. 3–5, 12–14, 25.
7. См. подробнее: Бабкин М.А. Указ. соч. С. 20.

 

Опубликовано в сборнике: Современные проблемы изучения истории Церкви. Международная конференция. Тезисы докладов. М., Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 2011. С. 7–9.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.