РПЦ (МП): поиски «своего пути» в области исторической хронологии (рубеж XX–XXI вв.) | 2-й патриарший период (с ноября 1917 г.) | История Церкви

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История Церкви 2-й патриарший период (с ноября 1917 г.) РПЦ (МП): поиски «своего пути» в области исторической хронологии (рубеж XX–XXI вв.)  
РПЦ (МП): поиски «своего пути» в области исторической хронологии (рубеж XX–XXI вв.)

М.А. Бабкин

Исследованию различных календарных и летосчислительных систем посвящён достаточно большой объём научных работ[1]. Основные их положения нашли отражение в учебных пособиях[2] и историографических обзорах[3]. Вместе с тем в современной исторической «практике» накопленные наукой сведения принимаются во внимание далеко не всегда. Свидетельством тому – материалы Освященного Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви (Московского патриархата; далее – РПЦ (МП)), состоявшегося с 13 по 16 августа 2000 г. в Москве, в храме Христа Спасителя. Слово «Юбилейный» в названии Собора означало, что этот высокий форум был приурочен к 2000-летней дате Рождества Христова. Но на самом же деле тот Юбилей Рождества был на несколько лет раньше созыва «Юбилейного» собора.

Собор 2000 г. известен в первую очередь тем, что на нём была сделана оценка деятельности РПЦ (МП) на рубеже тысячелетий, произведена канонизация собора мучеников, исповедников российских и других святых XX в. (свыше 1200 имён), приняты новая редакция «Устава» и «Основы социальной концепции» РПЦ. В связи со своими масштабными деяниями, Юбилейный Архиерейский собор 2000 г. церковным историками ставится в один ряд со Стоглавым собором 1551 г. и Поместным собором 1917–1918 гг.[4]

«Юбилейная» тематика в материалах Архиерейского собора 2000 г. проходила фактически «красной нитью». Так, выступая на открытии того форума патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в частности, сказал: «Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвящённые празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа (здесь и далее курсив мой. – М.Б.). […] Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова»[5]. Аналогичные тезисы прозвучали и в развёрнутом докладе патриарха: «Завершается век, завершается тысячелетие. Церковь Христова проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа»[6]. Об «исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения» говорилось и в определении «О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века»[7]. О вспоминавшемся в те дни «2000-летнем Юбилее Рождества Христова» звучало в сделанном на том же соборе докладе митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова), в соборном «Послании», адресованном всем пастырям, монашествующим и мирянам РПЦ, в произносившихся на протяжении 2000 г. проповедях патриарха, в его официальных посланиях[8].

Приведённые цитаты характеризуют отношение епископата РПЦ к вопросам хронологии. Во-первых, 2000-й год, согласно соборным документам, относился к XX в., а следующий, 2001-й – уже к XXI в.[9] То есть «ноль первый» год указывался как начало и нового века, и нового тысячелетия.

Тем не менее «государственное» начало XXI века в России произошло раньше: 1 января 2000 г. Так, 31 декабря 1999 г. в новогоднем телевизионном обращении к соотечественникам от президента России Б.Н. Ельцина прозвучало: «Дорогие россияне! Осталось совсем немного времени до магической даты нашей истории. Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие. […] С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!» О той же дате рубежа веков говорилось и в аналогичном обращении, прозвучавшем в последний день 1999 г. от и. о. обязанности президента России В.В. Путина. Преемник Ельцина сказал: «Дорогие друзья! […] С Новым годом вас, с новым веком!» Тексты этих обращений были опубликованы в официальном правительственном издании[10].

Таким образом, епископат РПЦ вёл свою линию в исчислении начала столетия, отличную от государственной. Чем была обусловлена такая позиция высшего духовенства, автору настоящих строк выяснить не удалось. (Справедливости ради стоит отметить, что со времени введения в России «январского» нового года новый век праздновался иногда в «нулевой» год (1 января 1700-го)[11], а иногда и в «первый» (1 января 1801-го[12] и 1901-го)[13].)

Во-вторых (и это главное), год проведения «Юбилейного» собора был 2000-м в системе летосчисления совершенно абстрактной «нашей эры». А от Рождества же Господа Исуса[14] Христа в то время шёл (по александрийской, древнерусской эре) …2008 год.

Сдвиг хронологии на 8 лет осуществлялся в России постепенно. Вплоть до 1650-х гг. всё российское летописание и делопроизводство велись «от сотворения мира» (далее – от с. м.) по александрийской эре[15]; и Рождество Христово (в этой системе отсчёта) было в 5500 г.[16]. Однако со времён царя Алексея Михайловича и патриарха Никона[17] отдельные церковные документы[18], а также и некоторые внешнеполитические акты России с Западными странами[19] стали подписываться по «общеевропейскому» (фактически – католическому) календарю, который отличался от русского на 8 лет[20]. Начиная с 31 августа 1655 г. практически все печатавшиеся в Москве богослужебные книги стали выходить с двойной датировкой: «от с. м.» и «от Р. Х», с разницей между ними 5508 лет[21]. В украинских землях, вошедших в состав России в середине XVII в., пользовались европейским летосчислением, и годом пришествия в мир Спасителя считался 5508 г.

Царь Пётр I юридически закрепил «новую хронологию», выпустив 19 и 20 декабря 7208 г. два указа. Ими, во-первых, изменялось летосчисление: «от Р. Х.» вместо «от с. м.». Во-вторых, празднование Нового года[22] назначалось на 1 января. При этом фактически (и это главное), переносилась дата Рождества Христова: с 5500 на 5508 г. от с. м. Иначе говоря, в 7208 г. в России шёл 1708 г. от Р. Х., но с 1 января был декретирован 1700-й. И ныне в РПЦ разница между сотворением мира и Рождеством по плоти Исуса Христа считается 5508 лет[23].

Вместе с тем как прежние, так и современные светские и церковные историки считают, что истинное время Рождества Христова с научной точностью не определимо. Среди учёных, можно сказать, общепризнано, что Спаситель по плоти родился не менее, чем на 2 года раньше начала ныне принятой эры Дионисия. При этом большинство исследователей называют наиболее вероятную дату Рождества – примерно 5-й год до начала н. э.[24].

В рассматриваемом контексте необходимо отметить, что в России на рубежах XVII/XVIII, XVIII/XIX и XIX/XX вв. соответствующие «Юбилеи Рождества Христова», если судить по молчанию о них официальных печатных изданий, не праздновались. Например, материалы периодики «господствующей Церкви» (журналы «Церковные ведомости» и «Церковный вестник») за 1899–1901 гг. не свидетельствуют об имевших место такого рода торжествах. О «1900-летнем Юбилее…» не упоминалось ни в определениях Святейшего синода, ни в обзорах церковной жизни, ни даже в перечнях церковных торжеств. Тема о «Юбилее» не звучала и на состоявшихся 29 и 31 декабря 1899 г. по случаю празднования Рождества Христова приёмах у императора Николая II (в Царском Селе) и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (в Гатчине), где среди приглашённых находился митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский)[25].

Среди католиков Европы весь 1900 г. (от кануна Рождества 1899 г. и до кануна Рождества 1900 г.) праздновался как «юбилейный год»: юбилейный в библейском смысле (см.: Левит. 25, 10)[26]. При этом торжества не связывались с юбилеем самого Рождества по плоти Исуса Христа[27]. Иначе говоря, начало летосчисления «от Р. Х.» и сам факт Рождества не отождествлялись во времени.

Согласно вышеизложенному, празднование в 2000 г. в РПЦ (МП) «2000-летия Рождества Христова» можно назвать своеобразным историческим нонсенсом, поскольку подобных мероприятий на протяжении по меньшей мере трёх последних веков в христианской Европе не известно.

Таким образом, «Юбилейный» Архиерейский собор РПЦ 2000 г. проводился в год, по существу, давно миновавшего Юбилея Того, чьё Рождество было за несколько лет до начала условной «нашей эры». И в праздновании «не Юбилея» Господа Исуса Христа – уникальность того «Юбилейного» собора, фактически пошедшего «своим путём» в области исторической хронологии.

Примечания

1 См., например: Хавский П.В. Взгляд на хронологию еврейскую, христианскую вообще и русскую в особенности. СПб., Б/и. 1849. –66 с.; Климишин И.А. Календарь и хронология. М., Наука. 1985. –192 с.; Пентковский А.М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV–XVI вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Вып. 3. Ч. 1. М., Институт славяноведения и балканистики АН СССР. 1990. С. 136–197; Календарный вопрос. Сб. статей /Ред.-сост. А.Г.Чхартишвили. М., Изд. Сретенского монастыря. 2000. –352 с.; Кузенков П.В. Календарно-пасхалистические традиции в Византии и на Руси в XI–XII вв. Сопоставление календарных трактатов Михаила Пселла (1092 г.) и Кирика Новгородца (1136 г.) // Вестник церковной истории. М., 2006. № 2. С. 133–156; Его же. Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (о трёх мировых эрах: александрийской, «протовизантийской» и византийской) // Византийский временник. Т. 66 (91). М., Наука. 2007. С. 93–124; Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. М., 2010. № 12 (72). С. 93–99.

2 Черепнин Л.В. Русская хронология. Учебное пособие. М., Б/и. 1944. –94 с.; Каменцева Е.И. Хронология. Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е. М., Аспект Пресс. 2003. –160 с.

3 Свердлов М.Б. Изучение древнерусской хронологии в русской и советской историографии // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. V. Л., Изд. Наука. 1973. С. 61–71; Данилевский И.Н. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XV. Л., Изд. Наука. 1983. С. 62–71; Каменцева Е.И. Указ. соч. С. 6–15.

4 Подробнее о Соборе 2000 г. см., например: Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2001. Т. 3. С. 563–566.

5 Цит. по официальному сайту РПЦ: http://www.mospat.ru/archive/s2000r02.htm

6 Журнал Московской патриархии. М., 2000. № 9. С. 16.

7 Там же. С. 56.

8 См., например: Там же. № 1. С. 6, 18–21; № 9. С. 12; № 10. С. 56; № 11. С. 13, 17.

9 В Рождественском послании (2000/2001 г.) патриарха Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам РПЦ делалась аналогичная расстановка акцентов. О новом веке говорилось следующее: «Я вновь и вновь сердечно поздравляю вас с великим мироспасительным праздником Воплощения Бога Слова, а также с наступающим новым годом, с началом двадцать первого столетия и с вступлением в третье тысячелетие от Рождества Христова» (Журнал Московской патриархии. М., 2001. № 1. С. 6–7). Те же, по сути, тезисы прозвучали и в интервью патриарха Алексия II, данном официальному правительственному изданию, см: Российская газета. М., 2001. № 3 (2615). 6 января. С. 2.

10 Ельцин Б.Н. Главное дело своей жизни я сделал. Обращение к жителям России [31 декабря 1999 г.] // Российская газета. М., 2000. № 1-3 (2365-2367). 5 января. С. 1–2; Путин В.В. Всё доброе обязательно сбудется. [Новогоднее обращение к согражданам. 31 декабря 1999 г.] // Там же. С. 1. На рубеже же 2000/2001 г. подобного рода приветствия звучали лишь, по существу, от частных лиц.

11 XVIII век начался 1 января 1700 г. В вышедшем 20 декабря 1699 г. (в принятой тогда системе летосчисления – 7208 г. от создания мира) указе царя Петра I «О праздновании Нового года» говорилось: «…будущего Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век» (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года (далее – ПСЗ РИ). СПб., Собственная Е.И.В. Канцелярия. 1830. Т. III. 1689–1699. (ст. 1736). С. 681).

12 Хотя официальные акты о дате празднования начала XIX века автору настоящих строк обнаружить не удалось, но материалы периодической печати свидетельствуют, что этой датой считали 1 января 1801 г. (Московские ведомости. М., 1801. № 1. 2 января. С. 1; Историческое и политическое обозрение 1800 года. Предварительное извлечение из всей истории просвещённого XVIII века // Политический журнал на 1801 год /Пер. с нем. М., Университетская типография. 1801. Ч. 1. Кн. 1. С. 3).

13 XX век начался в России 1 января 1901 года. В связи с чем члены высшего органа церковного управления направили государю приветственную телеграмму. Она начиналась словами: «Святейший Синод, совершив торжественно новогоднее молитвословие в Исаакиевском соборе, приветствует Ваше Величество с новым годом и с новым столетием». Император на это ответил: «Искренно благодарю Святейший Синод за приветствие его с новым годом. Да ниспошлёт Господь Бог благодать Свою на Россию в наступающем веке». На рубеже 1900/1901 гг. о наступлении нового века говорилось и в периодической печати. Так, в колонтитулах двух номеров журнала «Церковный вестник» (последнем за 1900 г. и первом за 1901 г.), соответственно, значилось: «Конец XIX-го века» и «Начало XX-го века» (Церковный вестник. СПб., 1900. № 51-52. 23 декабря. С. 1633–1634, 1901. № 1. 4 января. С. 1–2; Церковные ведомости. СПб., 1901. № 1. С. 1).

Помимо этого, увидевшая свет в начале января 1901 г. редакционная статья официального церковного издания начиналась следующими словами: «1900 годом оканчивается XIX столетие и мы переходим в новый, XX век» (Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1901. № 1. С. 21; см. аналогичное: Церковный вестник. СПб., 1901. № 4. С. 112). О широкой встрече нового XX в., сопровождавшейся служениями в ряде городов Российской империи «новостолетних» молебнов см.: Церковный вестник. СПб., 1901. № 1. С. 24–25, 31–33; № 2. С. 67, № 3. С. 88.

В странах Европы новый XX в. встречался в разные годы. Католики и протестанты по распоряжениям, соответственно, Римского папы Льва XIII и германского императора Вильгельм II отмечали начало века на рубеже 1899/1900 гг. А англикане, старокатолики и православные проводили торжества по случаю нового столетия на рубеже 1900/1901 гг. (Церковный вестник. СПб., 1900. № 1. С. 28–29, 32; 1901. № 1. С. 29–32).

14 Автор настоящих строк придерживается точки зрения, что имя Спасителя допустимо писать как «Исус», так и как «Иисус» (см. подробно: Усов В.Г. Об имени Исус // Старообрядец. Н.-Новгород, 1906. С. 602–615). При этом он склонен держаться не искусственной книжной (с двумя «И»), а древнерусской (или русской национальной) традиции написания имени Господа с одной «И», которая сохраняется старообрядцами и единоверцами. В авторском тексте будет упоминаться имя «Исус»; в цитатах же будет использоваться написание имени Спасителя по источникам.

15 Известно несколько эр «от сотворения мира». Например – александрийская и константинопольская. В Х в. с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, названия месяцев, семидневная неделя, пасхалия (см. подробнее, например: Энциклопедический словарь (далее – ЭС) /Сост. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб., 1893. Т. 17(IX). С. 35, 1903. Т. 74. С. 742–745; Климишин И.А. Указ. соч. С. 115–131).

В настоящее время годы от сотворения мира исчисляются, например, в иудейском религиозном календаре, согласно которому «Начало» было в 3761 г. до н. э. (ЭС. 1903. Т. 74(XXXVIIа). С. 743).

16 Например, в «Святцах», изданных «повелением» царя Алексея Михайловича и «по совету и благословению» патриарха Иосифа, на день 25 декабря констатировалось: «Родился Господь наш Исус Христос от Пречистыя Девы Марии, непреложно, непостижно и несказанно, в 42 лето Августа царя, единовластителя тогда по вселенной. В лето от создания мира 5500 (курсив мой. – М.Б.), индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду». В той же книге на день 25 марта говорилось, что Благовещение Пресвятой Богородицы было в 5499 г. от создания мира (Святцы. М., Печатный двор. 06/XII.1646 (7155). Л. 117об.–118, 198об.; Там же. 14/XI.1648 (7157). Л. 58, 118об.).

Аналогичная дата Рождества Христова значится и во множестве греческих и древнерусских рукописных памятников (см. подробнее: Водолазкин Е.Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI–XV веков). СПб., Пушкинский Дом. 2008. С. 184–185, 192, 380; Российская газета. М., 2010. № 32 (5111). 16 февраля. С. 3).

С двумя летосчислительными системами – «от сотворения…» и «от Рождества…» – и с разницей между ними в 5500 лет был издан ряд церковных книг: Апостол. М., (И.А. Невежин). 18/III.1606 [н. э.] (7114 г. «от с. м.», или 1614 г. «от Р. Х.» по александрийской эре). Л. 301об.; Евангелие тетр. М., (А.М. Радишевский). 29/VI.1606 [н. э.] (7114 г. «от с. м.», или 1614 г. «от Р. Х.» по александрийской эре). Л. 261; Триодь постная. М., (И.А. Невежин). 28/II.1607 [н. э.] (7115 г. от с. м., или 1615 г. от Р. Х. по александрийской эре). Л. 501об.; Устав церковный. М., (А.М. Радошевский). 25/IV.1610 [н. э.] (7118 г. от с. м., или 1618 г. от Р. Х. по александрийской эре). [Ч. 1]. Л. 233об.–244, [Ч. 2]. Л. 233об.–234.

Дата «5500» фактически имела вероучительный характер, поскольку была зафиксирована в богослужебных чинах Русской церкви. А именно – в «Потребнике», изданном повелением царя Алексея Михайловича при патриархе Московском Иосифе, в «Чине и уставе како достоит приимати, иже от латынь приходящих, ко Святей Божией Церкви к нашей непорочней христианской вере православней, хотящих истинным святым крещением креститися». В том чине, среди прочего, говорилось: «Проклинаю ложное исповедание их [пребывающих в ереси. – М.Б.] и прелестное их летописцов указание, яко Господь наш Исус Христос воплотися не в лето пять тысящ пятьсотное […]» (Потребник. М., Печатный двор. 26/IX.1651 (7160). Л. 604).). Следует отметить, что названный «Чин…» был уставлен на архиерейском соборе, состоявшемся в декабре 7129 г. (или 1620 г. н. э.) в Москве, в Успенском соборе. В составе Собора было 9 иерархов Русской церкви: патриарх Московский Филарет, митрополиты Новгородский, Ростовский, Сарский, архиепископы Вологодский, Суздальский, Тверской, Сибирский, епископ Коломенский (Там же. Л. 559–589об.).

17 Первым из известных автору настоящих строк «российским» документом с двойной датировкой и разницей между «от с. м.» и «от Р. Х.» в 5509 лет является акт т. н. Флорентийской унии, подписанный на Ферраро-Флорентийском соборе с российской стороны митрополитом Киевским Исидором и епископом Суздальским Авраамием 6 июля 6948 г. (1439 г. «от Воплощения Господня») (см.: Библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Лицевой летописный свод. М., Б/и. б/г. [Факсимильное издание рукописи XVI в.] Т. 15. Л. 154/510). Однако такая система летосчисления внутри московского царства признания не получила, а митрополит Исидор (родом грек), как еретик, как приверженец «латинских учений» был заключён в темницу, откуда он через полгода бежал за пределы России (см. подробнее: Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. СПб., Библиополис. 2004. Т. 1. С. 366–374; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. Сборник. М., ЦНЦ Православная энциклопедия. 2007. С. 368–431).

18 Например, в «Грамоте Никона Патриарха к духовным и мирским всякого чина и состояния людям – "О принятии предосторожностей от моровой язвы"», значилось: «Настоящего времени, нынешнего от создания мира 7164 году, а от еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса Иисуса Христа 1656 году Августа в 6 день, известно буди вам […]» (ПСЗ РИ. 1830. Т. I. (ст. 188). С. 393–394). Т. е. разница – 5508 лет: 7164–1656 =5508.

На московском церковном соборе 7175 г. (ныне известном как 1666 г.) была принята «Известительная грамота о низвержении московского патриарха Никона». Она была датирована так: «В лето от создания мира 7175, от Воплощения же Бога Слова 1666, декабря во 12 день», т. е. между датами – 5509 лет. (Разница в 5509, а не 5508 лет была обусловлена тем, что в XV–XVII вв. Новый год начинался 1 сентября, а Рождество праздновалось 25 декабря). Под тем документом стояли подписи иерархов восточных православных церквей (в т. ч. двух патриархов) и около двух десятков иерархов Русской церкви (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в коллегии иностранных дел. М., Тип. С.Селивановского. 1828. Ч. IV. С. 182–186). Таким образом, собор архиереев фактически и юридически признал католическую датировку Рождества Спасителя.

19 См., например: Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами: в 15 тт. /Сост. Мартенс. СПб., Типография Министерства путей сообщения. 1874. Т. 1. Трактаты с Австриею. 1648–1762. С. 4, 12–20.

20 Эру «от Рождества Христова», т. е. новую хронологическую шкалу, ввёл в VI в. римский монах Дионисий Малый (родом скиф). Он установил (не оставив методы своих подсчётов), что Спаситель родился в 754 г. от основания Рима. (У Дионисия счёт вёлся «от Воплощения», а позже стал вестись «от Р. Х.»). При поддержке Римского престола и сопутствующих внешних обстоятельств система Дионисия в VI в. укоренилась в Италии (со 2-й половины X в. была официально принята в Риме), в конце VIII в. утвердилось во Франкском королевстве, к середине XV в. распространилось по всей католической Европе, а позже – и в других христианских странах, вытеснив все альтернативные пасхальные системы. В Новое время «эра Дионисия» была положена в основу научной хронологии. В результате датировка «от Р. Х.» с началом, по-Дионисию, «5508 лет от Адама», стала универсальной системой летосчисления и распространилась по всему миру. Вместе с тем, несмотря на популярность, эта система имеет серьёзные изъяны. Например, её начало, принятое за год Воплощения, не имеет надёжных оснований, что не позволяет её отнести к точной хронологической системе.

Крупный российский учёный – профессор С.-Петербургской духовной академии В.В. Болотов (1853–1900), критикуя систему летосчисления Дионисия, резюмировал: «Эра Дионисия Малого – от Р. Х. (наша) таким образом объективного научного значения не имеет. Она отличается точностью только приблизительною. Дионисий в своём исчислении основывался на данных пасхалистических, а не исторических». О мотивации Дионисия при введении своей эры профессор Болотов говорит так: «Побуждения к этому были не высоки: он был ханжа» (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., Тип. М.Меркушева. 1907. С. 86–87).

Эра Дионисия в литературе удостаивается и таких эпитетов, как «убогая», «якобы от рождества Христова», «в пасхалистическом отношении – чистейший абсурд» (Лебедев Д., священник. Средники // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1911. Новая серия. Ч. XXXIII. Май. С. 133, 135).

Перечень хронологических противоречий начального периода «эры Дионисия» с известными историческими фактами, доходящих в некоторых случаях до нелепостей, см., например: Православная энциклопедия. 2007. Т. XV. С. 351–352.

21 В выходных данных этих книг стала применяться такая, например, формула о времени издания: «в лето от создания мира 7163, от Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1655» (Служебник. М., Печатный двор. 31/VIII.1655 (7163). Л. 45–45об.).

22 На протяжении нескольких веков со времени Крещения Руси Новый год в России, как и в Византии, начинался 1 марта. Однако в 6850 г. от сотворения мира (или в 1342–1343 г. н. э.) при великом князе Симеоне Гордом и митрополите Киевском Феогносте (родом грека), было постановлено начинать Новый год с 1 сентября: по примеру Александрийской церкви. Однако первоначально новшество не прижилось, и в 7000 г. (или 1492 г. н. э.) при государе Иоанне III и митрополите Московском Зосиме Брадатом (известном своим сочувствием «ереси жидовствующих») Русская церковь вторично приняла решение о переносе новолетия с 1 марта на 1 сентября. То же решение было подтверждено на церковном Соборе 7013 г. (или 1505 г. н. э.) (см., например: ЭС. 1897. Т. 41(XXI). С. 305; Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковно- служителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства: в 2-х тт. М., Изд. Московского патриархата. 1993. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. Т. 1. С. 701).

23 См., например: Журнал Московской патриархии. М., 2000. № 11. С. 36.

24 Хавский П.В. Указ. соч. С. 7, 9; Болотов В.В. Указ. соч. С. 88–89; Лебедев Д., священник. Указ. соч. С. 127; Кузенков П.В. Споры о возрасте мира … Указ. соч. С. 120; Рапов О.М. Когда же родился и был распят Иисус Христос? // На рубежах познания Вселенной. (Историко-астрономические исследования. Вып. XXIV) /Под ред. А.А.Гурштейна. М., ТОО Фирма «Янус». 1994. С. 287; Водолазкин Е.Г. Указ. соч. С. 185. См. также справочно-энциклопедические издания: ЭС. 1893. Т. 20(Xа). С. 758, 1903. Т. 74(XXXVIIа). С. 706; Полный православный богословский энциклопедический словарь (далее – ППБЭС). М., 1992. (Репринтное издание: СПб., Изд. П.П.Сойкина. Б/г.) Т. 1. С. 1063; Православная энциклопедия. 2007. Т. XV. С. 352.

В частности, причисленные РПЦ к лику святых митрополиты Ростовский Димитрий (Туптало; 1651–1709 гг.) и Московский Филарет (Дроздов; 1783–1867 гг.) говорили, что год Рождества Христова достоверно не известен. Первый из них констатировал: «Инако в Библиях лежат лета, а инако в Хронографах сочисляются. От коего несогласия и разнствия несть совершенного известия, в которое поистине от бытия мира лето Христос Спаситель наш родися». Второй утверждал, что Рождество Христова было за несколько лет до эры «от Р. Х.» (Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский. Сочинения. Ч. IV. Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. Изд. 7-е. М., Синодальная типография. 1849. С. 35; Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Начертание церковно-библейской истории. Изд. 5-е. М., Синодальная типография. 1836. С. 479).

25 См.: Церковный вестник. СПб., 1900. № 1. С. 4–6.

26 О ветхозаветных «юбилейных годах» подробнее см.: Библейская энциклопедия /Сост. Никифор, архимандрит. М., Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1990. (Репринтное издание: М., Тип. А.И.Снегирёвой. 1891 г.). С. 166, 810–811.

27 См.: Церковный вестник. СПб., 1900. № 1. С. 28–32.

Первый случай празднования католиками «юбилейного года» был исторически засвидетельствован в 1300 г., когда римский папа Бонифаций VIII объявил, что все, посещающие базилику свв. Петра и Павла в каждом сотом году с истинным покаянием и исповедью, получат полное отпущение грехов. В дальнейшем сроки между юбилейными годами неоднократно сокращались. В 1343 г. папа Климент VI предписал праздновать юбилейные года через каждые 50 лет, в 1389 г. папа Урбан VI – через 33 года, а в 1470 г. папа Павел II установил промежуток между ними в 25 лет. (См. подробнее об этих праздниках Римско-католической церкви, например: ЭС. 1904. Т. 81(XLI). С. 273–275; ППБЭС. 1992. Т. 2. С. 2389–2390).

Об открытии в Риме «юбилейного» 1900 года см.: Церковный вестник. СПб., 1900. № 1. С. 29–31; Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1900. № 1. С. 33–36.

С небольшими  сокращениями и под заголовком «О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения» статья опубликована в журнале «Вопросы истории» (М., 2011. № 1. С. 171–175), в рубрике «Письма в редакцию».

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.