Библиотека члена Львовского Успенского братства Леська Малецкого | История русской Юго-Западной митрополии 1458–1596 | История Церкви

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История Церкви История русской Юго-Западной митрополии 1458–1596 Библиотека члена Львовского Успенского братства Леська Малецкого  
Библиотека члена Львовского Успенского братства Леська Малецкого

Ю.Э. Шустова

Личные библиотеки XVI в. важны для изучения как истории функционирования книги в культуре, так и распространения книгособирательства среди представителей разных социальных групп. Для исследования истории украинских книжных собраний особый интерес представляют библиотеки львовских горожан. Только среди львовских архивных документов конца XVI–XVII вв. сохранились перечни книг; лишь отдельные свидетельства имеются о библиотеках жителей Луцка, Перемышля, Каменца и некоторых других городов[1]. Дошедшие до нас источники о личных библиотеках XVI–XVII вв., собранных львовскими горожанами, не только являются важными для осмысления не только круга чтения этих людей, сферы их интересов, их возможностей и желания покупать книги, ценности самих книжных собраний как существенной части движимого имущества и т. д., но и позволяют глубже понять духовно-религиозные, культурные конфликты между горожанами – представителями разных конфессий, национальностей.

Рост числа личных библиотек львовских горожан наблюдается со второй половины XVI в. К концу столетия по данным сохранившихся источников было 62 частных книжных собрания[2], в том числе собрание книг одного из «фундаторов» Львовского Успенского братства – Леська Малецкого. Это первое документально зафиксированное собрание книг члена братства, хотя нам известно и еще одно, принадлежащее основателям организации – братьям Рогатинцам (в документе 1603 г. говорится о части разделенной между братьями библиотеки – собрании Ивана Рогатинца, состоящем из 39 томов[3]).

Библиотека Леська Малецкого интересна тем, что в 1589 г. он завещал свое имущество Львовскому братству, в том числе и книги, которые стали основой братской библиотеки, содержавшей одно из крупнейших собраний книг города в XVII–XVIII вв.

Лесько Малецкий играл заметную роль в жизни православных львовян с 70-х гг. XVI в., когда появились возможности решения львовскими мещанами конкретных задач в деле отстаивания правовых норм жизни православного населения в городе и возрождения украинской национальной культуры.

Население Львова, согласно грамоте о наделении города Магдебургским правом, было разделено на общины, которые формировались по национально-религиозному принципу. Украинская община была такой же бесправной, как и общины поселившихся во Львове армян, евреев, сербов и других этносов. Самой представительной была гмина – община, в которую входило католическое население города, главным образом поляки и немцы. В XIV–XVI вв. только гмина имела право принимать участие в формировании городских органов управления, только из представителей гмины могли избираться райцы (советники) и лавники. Но в XVI в. даже права гмины были сильно ограничены, когда райцы избирались пожизненно, причем самими райцами. В результате городской реформы 1577 г. при Магистрате Львова, состоявшем из двух коллегий – Рады (Совета) и Лавы, – был организован новый орган административного управления, имевший контрольные функции, – Коллегия сорока мужей (Collegium quadraginta virorum), являвшийся представительством гмины. Коллегия сорока мужей состояла из 20 купцов и 20 ремесленников, которые избирались пожизненно, при этом купцов избирали цеховые мастера. Она имела право контролировать городские кассы и недвижимое имущество города. Это была первая городская организация, уже в первый состав которой в 1579 г. вошли два православных украинца: Лесько Малецкий и Хома Бабич[4]. Допущение двух украинских депутатов в орган городского самоуправления позволяло надеяться на дальнейшее расширение гражданских и политических прав православного населения города. После юридического утверждения братства в 1586 г. оно закрепило за собой право назначать двух депутатов заседать в городской Ратуше для охранения прав своего народа. Делегатов «до 40 менжов на Ратуш» выбирали на элекциях братства.

Имя Леська Малецкого встречается во всех известных списках основателей Львовского Успенского братства[5]. Он принимал самое активное участие в деятельности организации, особенно его волновала работа братства в сфере культурного возрождения. Видимо, поэтому значительную часть своего имущества Лесько Малецкий завещал братству. Кроме ценного книжного собрания, согласно акту от 30 октября 1589 г., он передавал половину всех имевшихся в его доме «цинових» (оловянных) изделий для изготовления шрифтов для типографии[6], оставшейся после смерти Ивана Федорова у Львовского ростовщика и выкупленной братством. Можно предположить, что кириллические и греческие шрифты, дополнившие федоровские и использованные при издании Адельфотеса 1591 г., первой книги, изданной в братской типографии, были отлиты из металлических предметов домашней утвари Леська Малецкого.

Реестр книг библиотеки Леська Малецкого, датируемый 1590 г., был опубликован польским историком Й. Скочеком в 1939 г.[7], оригинал хранится в Центральном государственном историческом архиве г. Львова[8].

Собрание насчитывает 23 книги. Книги в реестре разделены на две группы: русские (Libri Rutenorum idiomate) и польские (Libri Polonico idiomate). Первая группа включает 7 книг, вторая – 15, в том числе одну чешскую книгу.

Среди «русских» книг – 4 рукописи и 3 печатные книги. По своей тематике это литургические и богослужебные книги. Рукописные книги следующие: “Epistoli”, которую можно атрибутировать как Апостол, «Часословец», Минея (избранная или на один месяц – в реестре не указано) и Евангелие с Апостолом. Печатные книги включают: Апостол (возможно, львовское издание Ивана Федорова 1574 г.), Учительное евангелие, изданное Иваном Федоровым в Заблудове в 1569 г., и «Катехизис».

Книги второго раздела, видимо, все печатные. При их описании не указано, как при описании «русских» книг, печатные или рукописные книги. Тематический состав польских книг шире. Кроме богослужебных книг собрание включало и книги светского содержания, в том числе несколько исторических. Среди семи богослужебных книг библиотеки – Псалтырь, Катехизис и Катехизис малый, Молитвенник, книга «Псалмов 7», Ветхий Завет. Все эти книги атрибутировать довольно сложно, так как к 1590 г. в типографиях Речи Посполитой они неоднократно переиздавались. Последнюю книгу можно атрибутировать как “Psalm w siedm pokutnych, przeciwko siedmi grzechom”[9].

Собрание включало книги агиографического содержания и жизнеописания Иисуса Христа (возможно – Baltazar Opecij. Żywot. 1517). Книгу, описанную как “Hiatoria Iozepha”, можно атрибутировать как «Историю о святом Иосифе патриархе Ветхого завета» (Istorya o śwyętym Józefye Patryarsze starego Zakonu. Kraków, 1530 или 1540).

Собрание включало две исторические хроники. Это Хроника Мартина Бельского (Marcin Bielski. “Kronica wszystkiego swiata”, известны издания 1551, 1554, 1564 гг.) и «Венгерская хроника». Следует отметить и сочинение Аристотеля в библиотеке Леська Малецкого. Это – “Problemata Aristotelis. Gadki z pisma... Aristotela... tak przyrodzoney iako y lekarskiej nauki... wybrane. Tlumaczem jest Andrzej Glaber” (Kraków, 1535).

Собрание книг Леська Малецкого является довольно традиционным для библиотек львовских горожан. Учитывая дороговизну книг, можно сделать вывод о том, что для горожанина среднего достатка выделение денег для покупки книг говорит и об уровне культуры этого человека, и о стремлении к расширению своих знаний, и о любви к книге, что является важным, когда мы говорим о человеке XVI в.

Опубликовано: Шустова Ю.Э. Библиотека члена Львовского Успенского братства Леська Малецкого // Третьи чтения памяти профессора Николая Федоровича Каптерева (Москва, 26–27 октября 2005 г.): Материалы. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 101–104.

Примечания


[1] См.: Ісаєвич Я.Д. Українське книговидання: витоки, розвиток, проблеми. Львів, 2002. С. 357.

[2] Там же. С. 361.

[3] См.: Александрович В. Бібліотека братів Рогатинців // Записки наукового товариста ім. Т.Г. Шевченко. 1993. Т. 233. С. 251–256.

[4] См.: Zubrycki D. Kronika miasta Lwowa. Lwów, 1844. S. 204; Зубрицький Д. Хроніка міста Львова. Львів, 2001. С. 184.

[5] См.: Архив Юго-Западной России. Киев, 1904. Ч. 1. Т. 12. С. 3–4; Памятники, Временною комиссией для разбора древних актов. Киев, 1852. С. 59–60; Центральный государственный исторический архив Украины во Львове. Ф. 129. Оп. 1. Д. 82. Л. 1.

[6] См.: Ісаєвич Я.Д. Братства та їх роль в розвитку української культури XVI–XVIII ст. Київ, 1966. С. 177; Он же. Першодрукар Іван Федоров і винекнення друкарства на Україні. Львів, 1983. С. 113.

[7] См.: Skoczek J. Lwowskie inwentarze biblioteczne w epoce renesansu. Lwów. 1939. S. 167–168.

[8] См.: Центральный государственный исторический архив г. Львова. Ф. 52. Оп. 1. Д. 337. С. 599, 600.

[9] См.: Estreicher K. Bibliografia Polska. Kraków, 1882. T. VII. № 115.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.