Экземпляр издания «Житие Даниила Переяславского …» из библиотеки С.И. Смирнова | Московский период (1469–1589 гг.) | История Церкви

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История Церкви Московский период (1469–1589 гг.) Экземпляр издания «Житие Даниила Переяславского …» из библиотеки С.И. Смирнова  
Экземпляр издания «Житие Даниила Переяславского …» из библиотеки С.И. Смирнова

А.С. Усачев

Статья посвящена изучению случаев правки хранящегося в ОР РГБ экземпляра издания «Житие Даниила Переяславского …» (М., 1908), которая вносилась автором книги ‑ известным историком русской церкви начала XX в., профессором МДА С.И. Смирновым (1870‑1916 гг.). На основе анализа десятков записей на полях книги, которые впервые вводятся в научный оборот, выявляются основные направления в переработке издания: уточнение фактов биографии автора Жития Даниила Андрея (впоследствии митрополит Афанасий, 1564‑1566 гг.), помещение Жития в литературный контекст эпохи. Итоги проведенного анализа дают основания полагать, что С.И. Смирнов готовил новое издание своего труда, которое не успел осуществить.

В находящемся в настоящее время в ОР РГБ архиве известного специалиста по истории русской церкви профессора Московской духовной академии С.И. Смирнова (1870-1916 гг., о нем [16, с. 1‑42]) хранится экземпляр (см.: ОР РГБ. Ф. 280. К. 9. № 3) подготовленного им издания «Житие Даниила Переяславского …» [4], который находился в его личной библиотеке. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи правки, внесенной С.И. Смирновым на полях имеющегося в его распоряжении экземпляра, который еще не привлекал внимание исследователей. Целостный анализ случаев исправления автором книги ее текста имеет огромное значение для изучения русской книжной культуры начала ХХ в. Какие именно места изданного им труда привлекли внимание С.И. Смирнова и с какой целью он внес целый ряд записей на страницах экземпляра из своей библиотеки? Ответу на эти вопросы и посвящена настоящая работа. Обратимся к авторской правке С.И. Смирнова.

Правка С.И. Смирнова

Приступая к анализу случаев правки С.И. Смирнова, любопытно отметить, что, по всей видимости, его многочисленные записи не носили случайного характера. Так, к экземпляру книги было приплетено несколько листов (л. 88‑94; здесь и далее шифр данного экземпляра издания указываться не будет), на которых расположен ряд записей (о них ниже). Судя по всему, автор предполагал, что объем его правки будет бόльшим, чем его смогут вместить поля страниц издания. Таким образом, можно полагать, что правка носила не случайный характер, а планировалась заранее. Последовательно приведем случаи вмешательства С.И. Смирнова в изданный текст (в квадратные скобки помещены дополнения автора настоящей работы).

На л. 1 содержится карандашная запись «Иос[иф]. Вол[оцкий]. Обзор келлий Ж[итие, изданное] Саввою стр. 30» (см.: [5]) (здесь и далее подчеркнуто С.И. Смирновым). л. 2 (титульный лист издания) содержит зачеркнутую историком запись синим карандашом «[профессора] Московской Духовной Академии».

В оглавлении книги на л. 3 об.‑4 об. (с. II‑IV; здесь и далее будут указываться лишь страницы издания [4]) содержится ряд незначительных поправок С.И. Смирнова (вставлено несколько запятых, также в ряде случаев исправлены отдельные чтения).

На верхнем поле л. 6 (с. VII) помещена запись: «”Поучение на день св. Николая принадл[ежащее] попу Андрею” изд. [Е.В.] Барсовым. Чт. О. И. и Др. 1883, I» [3].

В записи на л. 6 об. (с. VIII. прим. 2) продолжен список рецензий на книгу П.Г. Васенко [2]: «Шляпкин [И.А.]. Ж.М.Н.Пр. 1905, сент. (361 ч.). 153 стр.».

На правом поле л. 7 (с. IX. прим. 2) со знаком вставки (он расположен между словами «… на Казань 1552 г.» «На пути к Казани …») написано: «П.С.Р.Л. VIII, 22[2] без имени Андрея» (этот фрагмент читается лишь в Синодальном списке Воскресенской летописи конца XVI в., см.: ОР ГИМ. Син. № 144).

Продолжая текст ссылки на источники, упоминающие об исцелении у гроба Александра Невского во Владимире, С.И. Смирнов на л. 7 (с. IX) записал: «В Коломне епископ, бояре, воеводы и духовник просят царя не идти лично под Тулу на Крымского хана». После «… хана» следует ссылка: «Казан[ский] Летоп[исец]. П.С.Р.Л. XIX, 40; ср. П.С.Р.Л. VI, 304 ”духовники”».

На правом поле того же листа (с. IX) помещена запись: «Участие Андрея в деле Башкина. ‑ Макария, История [русской церкви. СПб., 1870] т. [6,] 250 стр.».

Также на правом поле л. 7 (с. IX) со знаком вставки (расположен после слов «… царь всю ночь пробыл наедине со своим духовником») записано: «Каялся во грехах [после этих слов следует ссылка: «П.С.Р.Л. XIX, 149»]. Служив А[ндрей] молебны и литургию в день взятия Казани». После этой фразы также следует ссылка: «Ibid [П.С.Р.Л. Т. XIX. с.], 438 молебны; Степ. [Ч.] II, 262 Андрей литургиа» (здесь и далее следуют ссылки на издание Степенной книги 1775 г. [11]).

На верхнем поле л. 7 об. (с. Х) внесена запись: «Судьба детей Андрея (см. 76 стр.) неизвестна». На указанной странице издания ([4, с. 76], л. 58 об.) содержится следующий рассказ о пророчестве Даниила относительно пострига Андрея: «… мужи рекоша Данилу: ”что повелеваеши о сем, на немже манатия, яко супруга и чада имат?”». Слова «чада имат» подчеркнуты С.И. Смирновым.

На левом поле л. 7 об. (с. X) со знаком вставки (расположен после слов «… молебен в завоеванном кремле Казани») написано: «Затем в стане царя. Лет[опись. ПСРЛ. СПб., 1853. Т.]. VI, 313-[31]4; XIX, 468».

На нижнем поле того же листа (с. X. прим. 5) со знаком вставки (расположен после слов «… Андрей сочувствовал партии Сильвестра и Адашева») сделана запись: «Однако связь Андрея с партией Адашева не б[ыла] тесна, п[отому] ч[то] он не навлек гнева царского и после возведен б[ыл] в митрополиты».

На верхнем поле л. 8 (с. XI) записано: «И.Р. Иер. II, 299 [9]. Афанасий – игумен Новоспасского монастыря. Опис[ание] этого монастыря [И.М.] Снегирева и иером. Адриана [1]». В данной записи содержится ссылка на труд И.М. Снегирева о московском Новоспасском монастыре, однако, не ясно, на какое именно издание историк ссылается (см.: [19, 20]).

На правом поле того же листа (с. XI) расположена запись: «В 1555 г. при выборе Гурия в архиеп[ископы] Казанские в метании жребия принимал [участие] Андрей протопоп Благовещ[енский]. П.С.Р.Л. XIII, 1[-я половина], 250».

На левом поле также л. 8 (с. XI. прим. 5) со знаком вставки (расположен после слов «… Афанасий был архимандритом Новоспасского монастыря»; к этой же сноске относится и текст записи, приведенной выше) записано: «Ср. = Левшин [А.Г.], Истор[ическое] опис[ание первопрестольного в России храма Московского большого] Успен[ского] соб[ора и о возобновлении первых трех московских соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского, сочиненное Святейшего правительствующего синода членом Александр Георгиевым Левшиным …] М., 1783 г., 238. Ист. Р.И. 1-е изд. [9, с. 299]. Во 2-м изд. правильно I, 58 [10]» (в обоих изданиях «Истории российской иерархии…» ошибочно указывается на настоятельство Андрея-Афанасия в Новоспасском монастыре).

На левом поле того же л. 8 (с. XI. прим. 1-3) помещена запись, следующая за упоминанием об участии Андрея в поновлении образа Николы Великорецкого, крещении Марии Темрюковны и коротком сроке после его пострига перед избранием митрополитом: «Это говорит за близость Андрея и Макария. Могли их сближать и симпатии к Даниилу Переясл[авскому]».

На правом поле л. 8 (с. XI. прим. 5) со знаком вставки помещена запись, продолжающая фразу в издании («О пострижении Андрея в Чудове монастыре есть прямое указание летописи»): «Чудов монастырь ближе к царю, а Афанасий оставался, вероятно, д[уховни]ком и сделавшись монахом».

На левом поле л. 8 об. (с. XI) со знаком вставки (расположен после слов «Когда он скончался, точно неизвестно») записано: «После освящения каменной церкви в Никитском монастыре м[итрополи]т Афанасий служил в Даниловом мон[астыре] (Житие Никиты Столпника, Повесть о сотворении бывшия церкви Хр[истова] мученика Никиты. Милют[инская] Ч[етья] М[инея]. Май. [ОР ГИМ. Син.] № 805, 23 ч. 1326 об.–1329 об. № 627 М.С.Т. л. 102 об.–107».

На правом поле л. 10 (с. XV. прим. 1) напротив упоминания о статье «Афанасий» М.Я. Диева помещенной в его «Продолжении и дополнении Исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви» (ее издание [21, с. 81-84]) записано: «О ркп. [М.Я.] Диева см. в Историографии Иконникова» [7, с. 1317].

На л. 12 об. (с. XXII. прим. 3) напротив рассказа о чудесно спасшемся от разбойников священнике записано: «По мнению Преобр[аженского В.И.], связь обоих рассказов не хронологическая, а ассоциативная. В ”Сказании” рассказ о церковнике стоит после крещения кн. Георгия». В данном случае С.И. Смирнов ссылается на кандидатское сочинение В.И. Преображенского «Московские митрополиты времени Грозного после митрополита Макария» (современное местонахождение его рукописи неизвестно), на которую он написал отзыв [18].

На левом поле л. 13 об. (с. XXIV) помещена запись, продолжающая рассмотрение 13 случаев отличий текста помещенного в Степенной книге Сказания о Данииле Переяславском от его Жития (знак вставки в тексте издания помещен после пункта «13» с записью «см. вверху»): «14. Ж[итие Даниила по изданию С.И. Смирнова] 10 стр. ”И пребысть у него (Левкия) в монастыре в Пафнутьеве 10 лет по отхожении же Левкине в пустыню пребысть Данил в монастыре Пафнутьеве два лета” С[тепенная] К[нига. Ч. II. С.]. 219 ”И пребысть ту в монастыре у старца велика житием, именем Левкия, 10 лет, и в пустыни у него же два лета”. 15. В рассказе о видении умирающего Даниила (72 стр.) к словам преподобного Сказ[ание, помещенное в Степенной] добавляет: ”вы же почто учреждения же сотвористе чем?”».

На правом поле л. 20 (с. XXXVII) синим карандашом подчеркнут текст, сообщающий о правилах издания Жития Даниила Переяславского («При издании Жития были приняты за руководство правила … в предисловии к 3-му тому …»). В предложении «Точно воспроизводится текст Синодальной ркп. № 926, но титла раскрываются», слова «титла раскрываются» подчеркнуты также синим карандашом.

На левом поле л. 22 об. (с. 4) со знаком вставки (следует после слов «не угодно сие Богу и святому ми старцу») помещена ссылка: «Степ. [Ч.] I, 76» [11].

На правом поле л. 23 (с. 5) со знаком вставки (в тексте издания знак вставки следует после слов «в поучении своем глагола нам», последние два слова подчеркнуты карандашом) написано: «Степ. [Ч.] I. 76 (не буквально). Запрещение относилось, каж[ется], к Андрею, о литер[атурных] дарованиях которого, очевидно, знал подвижник».

На правом поле того же листа помещена запись, относящаяся к тексту «и тогда воспомянух осужение онаго лениваго раба … и нигде же обреташеся», который выделен карандашной пометой на правом поле: «Степ. [Ч.] I. 76 (буквально почти ‑ но это шаблон)».

На левом поле этого же листа напротив слов «В лета благочестиваго, и христолюбиваго … иже супостаты побежающа …» записано: «Ср. Степенную книгу гр. XV, [Ч.] II, 99, 98, 99 ‑ буквальное совпадение».

На л. 26 об. (с. 12) содержится ряд помет, выполненных синим карандашом: подчеркнуты слова «И мнози прихождаху … грехи своя», следующие затем слова «аще и девьствен сый … но обаче» также выделены; на левом поле напротив этих слов содержится помета «Ср. 41» ‑ на л. 41 (с. 41) подчеркнуты слова «И мнози от вельмож прихожаху к нему … и иноцы, и простые» (на правом поле напротив содержится карандашная помета).

На л. 27 (с. 13) синим карандашом подчеркнуты слова «в скудельницу, иже зовется Божий дом».

л. 28 (с. 15) содержит запись «ср. 27 и 28». Она выполнена на правом поле и относится к тексту «И видим от онех скудельникь свет … ниж погребению Божиих церквей …». На с. 27 издания (л. 34) выделены слова «И в некоих вещех, зрящи ми оконцем … имам бо зде, во скудельницы …»; на с. 28 (л. 34 об.) «иногды ж свеща многи … яж церкви несть зде, на месте сем».

На л. 31 (с. 21. прим. Д) в дополнение к примечанию С.И. Смирнов написал: «У Иос[ифа] Волок[оламского] есть послание В. Челяднину. Не ему ли? Булгаков, 91». К содержащемуся здесь же перечню источников и литературы, сообщающих о И.А. Челедняне, приписано: «Герберштейн, перев. Малеина стр. 18-19» [6]. На нижнем поле л. 31 (с. 21. прим Д.) со знаком вставки (помещен после слов «Иван Андреевич – в 1510 г. был наместником Пскова») следует ссылка: «П.С.Р.Л. IV, 286».

На левом поле л. 31 об. (с. 22) содержится выполненная синим карандашом помета напротив слов «И аще в царском имени будет тая церкви … во веки не оскудеет».

Также выполненная синим карандашом помета содержится и на левом поле л. 36 об. (с. 32) напротив слов «яко пач имения печашеся … и о погребении их».

На л. 37 об. (с. 34) подчеркнуты слова «посетившу ему матерь свою»; напротив них на левом поле помещена относящаяся к ним запись: «Иосиф Волок[оламский], наоборот, отказался видеть свою мать ‑ Ж[итие] Саввы 29 стр.» [5].

На л. 41 об. (с. 42) синим карандашом подчеркнуты слова «и отчасти божественому писанию навыче».

На л. 44 об. (с. 48) пометой на левом поле выделены слова «И в Переславли бывшу ему … еже есть ныне храм Святыя Троица».

Также пометой на левом поле л. 45 (с. 49) выделен фрагмент текста «… и глагола брату единому … и сладостными словесы утешаше».

На левом поле л. 47 об. (C. 54) со знаком вставки (расположен после слов «… яко ж выше речено, и о сем») содержится запись «Степ. [Ч.] II, 206».

Напротив слов «И многа святая места пешь обходя … дабы ему получити желаемое» на этом же листе (с. 54) также на левом поле помещена и другая запись «Ср. Степенную [Ч.] II, 206».

На левом поле л. 48 об. (с. 56) также читаются две записи С.И. Смирнова: «Степенная [Ч.] II, 207» (напротив слов «И в божественней церкви Святыя Троица … крещену бывшу сыну цареву …») и «Степенная [Ч.] II, 208» со знаком вставки (расположен после слов «… мощем преподобнаго Сергия»).

На левом поле этого же листа (с. 56) помещена выполненная красным карандашом помета напротив слов «И неции от града приидоша в манастырь … и трудом, и неславолюбию старца».

На правом л. 49 (с. 57) напротив слов «приходящии же в манастырь мирьская чадь … вси удивляеми бяху о смирении старца» содержится также выполненная красным карандашом помета.

В повествовании об «Обретении мощей кн. Андрея Смоленского» на л. 51 об. (с. 62) С.И. Смирнов подводит разночтения из издания Жития этого святого, на что указывает запись: «Варианты по изд[анию в] Пр[авославном] Соб[еседнике] 1908 г.» [14, с. 647‑652]. Далее С.И. Смирнов приводит ряд разночтений: «церковь святаго и» (в тексте издания [4] «церковь»), «[и тогда] преподобный [Даниил]» (в издании С.И. Смирнова «и тогда Даниил»); «и в Переславль прииде» (в тексте издания [4, с. 63] «и прииде в Переславль»); «яже» (в издании [4, с. 63] «еже») (последние два чтения расположены на л. 52).

На л. 54 (с. 67) карандашом подчеркнуты слова «приходящим мирьскым душевныя ради ползы».

На левом и нижнем полях л. 55 об. (с. 70. прим. Д) содержится карандашная запись «Под 11 сент[ября] преп. Евфросина повара. Сергий, Полн[ый] Месяцесл[ов] Вост[ока. 2-е изд. Владимир, 1901. Т.] 2 [Ч. 1], стр. 279, [Ч. 2] стр. 368 (вт[орого] сч[ета]). Свед[ения] о нем в [Житие преподобного Власия мниха. Памятник словено-болгарской письменности.] Пам. Др. П. 1887 г. [Вып.] LXV. Опис[ание] Сол[оветской] б[иблиотеки]ки, II [15], 215 стр.–216 ср. Пролог 11 сент[ября]» (см.: ОР РНБ. Сол. 488/697). Любопытно, что первоначально напротив этого примечания читалась лишь выполненная чернилами запись «Ср. Опис. Солов. б-ки II, 215-216». Очевидно, С.И. Смирнов счел необходимым дать более подробную ссылку.

На левом поле л. 57 об. (с. 74) напротив слов «Бысть, егда благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич … подвижеся сам …» помещена запись «Ср. Степенная [Ч.] II, 156-157, II, 250».

На левом поле л. 58 (с. 75) карандашной пометой выделены слова «… и мене грешнаго милостивыи Бог … тако и ныне, преподобне …».

На левом поле л. 61 об. (с. 82) напротив начала Слова на обретение мощей Даниила Переславского помещена запись «Евфрос[ин] Псков[ский] В.Ч.М. 15 мая л. 507 Ч. Иосифа 164 стр. [стб., см.: 8] Ркп. МДА. № 205 [совр. шифр: ОР РГБ. Ф. 173.I. № 205]. л. 22».

На л. 64 об. (с. 88. прим. А) карандашом исправлена дата перенесения мощей м. Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву («3[июля 1652 г.]» заменено на «9»). К примечанию А на той же странице издания приписано окончание: «Чрез Переяславль проезжали 2 июля. Собр. Г. Гр. и Догов. [М., 1822. Ч.] III, 478 стр. № 152. Ср. Еп. Леонида Житие м. Филиппа Душеп[олезное] чт[ение]. 1861, [Ч.] II, 188» [12].

На левом поле л. 75 (с. 109) пометами синим карандашом выделены два фрагмента текста: «прилучившися ему болезни … по преданию преподобнаго», «егда ж изыдоша … и егда погребоша убогих …».

На л. 88 содержится ряд записей (приводим их полностью):

«Прав[ославный] собес[едник] 1908 г., декабрь. Обретение мощей св. благоверного Андрея, кн. смоленского, по древнему сказанию (1556 г.). Архиепископа Никанора» [14].

«В. Преображ[енский] доказывает, что Афанасию принадлежит все житие Влад[имира] в Степ[енной] книге».

«Афанасий ездил в Переяславль-Зал[есский] 7 мая 1564 г. на освящение церкви в Ник[итском] монастыре. П.С.Р.Л. XIII, 2[-я половина], 383 стр.

17 сент. 1564 г. грамота его А.[А.]Э. [СПб., 1836. Т.] I, № 266 стр. 301.

29 сент. – грам[ота] еп. Сарскому Матфею ibid. № 267 [стр.] 302-[30]3.

Ср. Соловьев [Н.А.], Сарайская и Крутицкая епархия [// ЧОИДР. 1894. Т. 3. Отд.], I, 56 стр.

Собственноручная подпись Афанасия, см. Рус[ский] истор[ический] альбом [/ изд. М.П.] Погодина [М., 1837] № 61.

Горчаков [М.И.] О земельных владениях [всероссийских] митрополитов, [патриархов и Св. синода (988–1738). Из опытов исследования в истории русского права. СПб., 1871. c.], 282.

В 1564 г. Иван IV пожаловал м. Афанасия грамотой, по которой вообще с домовых его товаров не велено было брать никаких пошлин. Переписн. кн. во Временнике и переписныя книги нашей казны 7142 г. в архиве Дворц. пр. кн. 4».

На л. 88 об. следует ряд выполненных чернилами записей:

«Ркп. Волок. б-ки № 512 [совр. шифр: ОР РГБ. Ф. 113. № 512].

О преставлении старца Феодосия, бывшего архиепископом В. Новгорода и Пскова, и о житии его вкратце (а в конце об ученике и келейнике [последнее слово написано над строкой карандашом со знаком вставки] его Феодосии же), соч. Евфимия Туркова.

л. 223 об. Феодосий ученик, волокол. инок ”и милостыню велию творяше яко и ризы не щадя дааше и нагыя одевая, алчныя насыщая, жадныя напоя и нищим всем и сирым (224 л.) питатель и отец бяше, яко и мертвых погребати своими руками скутовая телеса их и измывая и в дом (на пол относя на своих руках) бояше погребаше и печашес зело о нищих и в напастех всем помогаше, и зело милостив и кроток и смирен …”». Далее содержатся две выписки из вопрошания Кирика (§ 54, 33).

На л. 89 также читается ряд записей:

«На скудельницах за ямы брали с убогих. [Полное] соб[ранние русских] летоп., IV, 306».

«Род Герасима Болдинского. Серебрянский [Н.И.] Заметки и тексты [из псковских памятников. Вып. 1‑5. М., 1910. c.], 19-20 (в Синодик Покровской от Пролома церкви)».

«Гробница митр. Афанасия, см. в сочинении В.И. Преображенского 123 стр.

Там же на стр. 210–223. Шаблоны в ж[итии] Даниила. Впрочем (218‑219) сопоставление Даниила и Пафнутия [Боровского] как духовников неудачно, что отмечено мною в отзыве» [18, с. 189].

На л. 94 об. содержится список рецензий на издание С.И. Смирнова [4]:

«Рецензии:

1. Церк. Вестник 1908 г. № 43, стб. 1344 [Ар. Л-в].

2. Ж.Мин.Н.Пр. 1908 г. декабрь, стр. 413–414, рецензия А.И. Соболевского [эти записи выполнены синим карандашом; следующий ниже текст выполнен обычным карандашом].

3. Церк. Ведомости 1909 г. № 8, стб. 401‑403. А.[А.] Бронзова.

4. Журн. Мин. Нар. Просв. 1909 г. март; Книжные новости, стр. 201–202» (рец. без подписи).

Основные направления в переработке текста книги

Результаты обобщения случаев правки С.И. Смирнова позволяют представить его творческую лабораторию и наметить ряд направлений переработки текста. Есть основания полагать, что особое значение для С.И. Смирнова имело восстановление полной биографии автора Жития Даниила и Степенной книги Андрея-Афанасия (см. записи на л. 7‑8 об., 10, 88). Любопытно, что сообщаемые С.И. Смирновым сведения об этом книжнике в ряде случаев (например, предположение о наличии детей у Андрея и об отсутствии у него «тесной связи» с Сильвестром и А.Ф. Адашевым) полнее, чем в недавно опубликованной биографии Андрея-Афанасия [13, с. 247‑259]. Большое значение историк придавал и помещению исследования Жития Даниила в контекст книжной культуры России XVI в. Этим и обусловливалось приведение им параллелей тексту Жития (л. 12 об., 13 об., 22 об.‑23, 37 об., 47 об., 48 об., 51 об.‑52, 55 об., 57 об., 61 об., 89) в ряде памятников древнерусской и переводной литературы (Жития Власия, Иосифа Волоцкого, Андрея Смоленского, Ефросина Псковского, Ефросина повара, Степенная книга). Исходя из текста записи на л. 20 можно полагать, что С.И. Смирнов не был удовлетворен принципами, по которым он издал текст Жития Даниила (об этом же говорят и исправления ряда чтений на л. 3 об.‑4 об.). Кроме того, С.И. Смирнов большое значение придавал анализу и обобщению историографического материала, внеся запись, дополняющую список рецензий на работу П.Г. Васенко (л. 6 об.), а также приведя список рецензий на свое издание [4] (л. 94 об.). Как представляется, возрастание интереса С.И. Смирнова к Житию Даниила, личности его автора и литературе этого времени после издания его труда в 1908 г. не были случайными. Так, в 1909 г. в МДА было представлено кандидатское сочинение Н.Ф. Околовича «Жития святых, помещенные в Степенной книге» (см.: ОР РГБ. Ф. 172. К. 325. № 2; в настоящее время работа нами готовится к изданию), на которое С.И. Смирнов написал содержательный отзыв [17]. Также историк составил отзыв и на кандидатское сочинение В.И. Преображенского «Московские митрополиты времени Грозного после митрополита Макария»[18], на которое он неоднократно ссылается в приведенных выше записях.

Неосуществленный проект нового издания?

Итоги анализа авторской правки С.И. Смирнова на полях значительной части страниц экземпляра его труда о Житии Даниила Переяславского (пометы содержатся на 39 из 171 страниц издания; к этому следует прибавить и записи, помещенные на листах приплетенных к книге) дают основания полагать, что историк либо готовил новое издание своего труда, либо собирался обратиться к биографии и писательской деятельности Андрея‑Афанасия в будущем. Учитывая отсутствие специальных трудов С.И. Смирнова по данному вопросу после 1908 г. (см. список его трудов [16, с. 43‑58]), можно полагать, что в бурное событиями второе десятилетие ХХ в. историк не нашел возможности реализовать свой замысел.

Список использованной литературы

  1. Адриан, иером. Краткое описание Ставропигиального Новоспасского монастыря, почерпнутое из Исторического описания сего монастыря, напечатанного в Москве 1802 год и Истории российской иерархии, напечатанной в Москве 1807, 1810, 1811 и 1815 годов. Ныне же по Указу Св. прав. Синода от 23 сент. 1820 г., для второго издания Истории российской иерархии из разных частей перваго оныя издания, относящеяся до Новоспасского монастыря предметы здесь собраны, соображены с настоящим Монастыря состоянием, по достоверным источникам проверены, и примечаниями историческими дополнены, онаго же Монастыря бывым ризничим, а ныне больничным иеромонахом Адрианом / Адриан, иером. ‑ М., 1821. ‑ [2], 103, [2] с.
  2. Васенко П.Г. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности / П.Г. Васенко. ‑ Ч. 1. ‑ СПб., 1904. ‑ III, 260 с.
  3. Вновь открытое Слово пресвитера Андрея в списке XVI века, с предисловием Е.В. Барсова / Е.В. Барсов // ЧОИДР. ‑ 1883. ‑ Кн. 1. ‑ С. 1‑8.
  4. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и Чудеса его. К 400-летию Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (15 июля 1508 г. ‑ 15 июля 1908 г.) / изд. проф. С.И. Смирнова. ‑ М., 1908. ‑ XXXVIII, 133 с.
  5. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, еп. Крутицким / изд. К.И. Невоструева. ‑ М., 1865. ‑ 2, 76 с.
  6. Записки о московитских делах. ‑ Павел Иовий Новокомский [Паоло Джовио]. Книга о московитском посольстве / введ., пер. и прим. А.И. Малеина. ‑ СПб., 1908. ‑ [4], XLII, [14], 383 с.
  7. Иконников В.С. Опыт русской историографии / В.С. Иконников. ‑ Т. 2. Кн. 2. ‑ Киев, 1908. ‑ III, 1057‑1955, XLIX, 113, XI с.
  8. Иосиф, иером. Подробное оглавление Великих Четиих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке / Иосиф, иером. ‑ М., 1892. ‑ IV с., 532, 502 стб.
  9. История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Антониева монастыря арх. Амвросием / Амвросий, арх. ‑ Ч. 2. ‑ М., 1810. ‑ CXLIX, 658, 5 с.
  10. История российской иерархии, собранная бывшим Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием, что ныне еп. Пензенский и Саратовский / Амвросий, иером. ‑ 2-е изд. ‑ Ч. 1. ‑ М., 1822. ‑ XI, 646, Х с.
  11. Книга Степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен Государя Царя и Великого князя Иоанна Васильевича, сочиненная трудами преосвященных митрополитов Киприана и Макария, а напечатанная под смотрением коллежского советника, и Императорской Академии Наук, також и разных Иностранных Академий, и Вольного экономического и Российскаго Вольного же Собрания члена Герарда Фридерика Миллера / Г.Ф. Миллер. ‑ Ч. I-II. ‑ М., 1775.
  12. Леонид [Краснопевков], еп. Жизнь святого Филиппа, митрополита Московского и всея России / Леонид [Краснопевков], еп. // Душеполезное чтение. ‑ 1861. ‑ Ч. 2. ‑ С. 21‑83, 127‑194.
  13. Макарий [Веретенников]. Всероссийский митрополит Афанасий (1564‑1566) / Макарий [Веретенников] // Богословские труды. ‑ 1984. ‑ Сб. 25. ‑ С. 247‑259.
  14. Никанор, архиеп. Обретение мощей святого благоверного Андрея, князя Смоленского, по древнему Сказанию (1556 года) / Никанор, архиеп. // Православный собеседник. ‑ 1908. ‑ № 12. ‑ С. 641‑652.
  15. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. ‑ Ч. 2. ‑ Казань, 1885. ‑ VI, 581, LXIII с.
  16. Профессор Сергей Иванович Смирнов († 4 июля 1916 года). ‑ Сергиев Посад, 1916. ‑ 58 с.
  17. [Смирнов С.И. Отзыв на кандидатское сочинение Н.Ф. Околовича «Жития святых, помещенные в Степенной книге» / С.И. Смирнов] // Богословский вестник. ‑ 1910. ‑ № 4. ‑ С. 412‑414.
  18. [Он же. Отзыв на кандидатское сочинение В.И. Преображенского «Московские митрополиты времени Грозного после митрополита Макария» / С.И. Смирнов] // Богословский вестник. ‑ 1910. ‑ № 11. ‑ С. 188‑189.
  19. Снегирев И.М. Новоспасский монастырь / И.М. Снегирев.‑ М., 1843. ‑ 136 с.
  20. Он же. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве / И.М. Снегирев. ‑ М., 1863. ‑ 89, XVIII с.
  21. Усачев А.С. Забытое суждение о Степенной книге (Из неопубликованного наследия М.Я. Диева) / А.С. Усачев // Археографический ежегодник за 2004 год. ‑ М., 2005. ‑ С. 77‑84.

С незначительными изменениями статья опубликована, см.: Усачев А.С. Экземпляр издания «Житие Даниила Переяславского…» из библиотеки С.И. Смирнова (по фондам Российской государственной библиотеки) // Библиотековедение. 2008. № 6. С. 54-60.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.