День победы на телеэкране: новый формат исторической памяти | История и практика массмедиа | История и культура

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История и культура История и практика массмедиа День победы на телеэкране: новый формат исторической памяти  
День победы на телеэкране: новый формат исторической памяти

Виктор Хохлов

Согласно социологическим опросам все больше  россиян считают 9 мая особенным и важным днем (в 2003 г. доля подобных ответов составляла 83%, в 2007 - 94%) [1]. Большинство россиян воспринимает Великую Отечественную войну как «самое значительное событие» (Л. Гудков) нашей истории; при этом тему войны время от времени обсуждают в каждой четвертой российской семье [2]. Потому-то попытки ревизии славного прошлого вызывают весьма болезненную реакцию». Можно вспомнить предложение министра С.К. Шойгу о введении уголовного преследования за фальсификацию истории войны, сделанное после просмотра телевизионного фильма А. Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова».

Сакральное отношение к теме войны (акция «Георгиевские ленточки») сочетается с поразительным невежеством, прежде всего в молодежной аудитории. В канун 60-летнего юбилея Победы проводились социологические исследования знаний россиян о войне. Так дату начала войны вспомнили только 53% респондентов среди молодежи [3]. Эти факты привели во 2-ой половине 2000-х гг. к активизации информационно-пропагандистской политики (акция «Георгиевская ленточка» и т.п.) в сфере конструирования исторической памяти. И одним из главных ее инструментов стали электронные масс-медиа, прежде всего телевидение.

В статье мы проанализируем трансформации телевизионной трансляции в День победы (2005-2010 гг.), в которых отразились изменения политики в сфере исторической памяти. Концепт «историческая память» мы понимаем вслед за Л.П. Репиной как: «Сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта (реального и=или воображаемого) и одновременно - как продукт манипуляций массовым сознанием властными инстанциями в политических целях» [4]. Источниковая база  исследования: печатные варианты телепрограммы, телевизионные фильмы и программы, данные социологических опросов и рейтингов. А также личный 10-летний опыт сотрудничества с телевидением при создании документальных фильмов на тему ВОВ.

Утренняя трансляция (6.00-10.00) 9 мая 2010 года на всех федеральных каналах включала советские военные фильмы:  «Они сражались за родину» («Первый»), «Чистое небо» («Россия-1»), «Зори здесь тихие» (НТВ). Еще в начале 2000-х гг. телеканалы занимали советской киноклассикой почти весь эфир. В новейшее время советский миф о войне, создаваемый кинематографом, постепенно заменяется новыми мифами. Это отразилось в том, что советские фильмы отныне показываются на задворках эфира, с немногими исключениями. С конца 2000-х гг. каналы стали показывать модные колоризированные версии киноклассики. Главный федеральный канал ставит на вечерний прайм-тайм культовую советскую ленту «В бой идут одни старики» (1973), раскрашенную в 2009 г.  американской компанией. Большинство зрителей, в отличие от наследников Л. Быкова и профессиональных киноведов, высоко оценили новый фильм. В итоге рейтинг проекта был очень высоким – 11,9 (почти 40 % зрителей).

Главным медиа-событием года, уступающим только новогоднему обращению президента, является Военный парад в День Победы.  Юбилейный парад 2010 года не стал исключением. По Красной площади прошли воинские подразделения из стран антигитлеровской коалиции и республик бывшего СССР; за парадом с кремлевских трибун наблюдали руководители России и зарубежных государств. На параде помимо известных моделей техники были продемонстрированы, в лучших советских традициях, образцы новых вооружений, бронированные машины «Дозор», огнеметные системы ТОС-1, комплексы «Панцирь» и др. В воздушном параде участвовало 127 самолетов и вертолетов, вплоть до стратегических бомбардировщиков [5].

Не удивительно, что такое мощное зрелище, пронизанное советскими и постсоветскими мифами, собрало рекордную аудиторию. Однако вопреки традиционным представлениям о телезрителях вообще (малообеспеченные пенсионеры) парад вызвал огромный интерес молодежи. Так, только на «Первом канале» доля зрителей парада в аудитории от 18 до 30 лет, составила почти 60 %, а доля молодых женщин до 30 лет - 71,2 %. Как отмечает телекритик А. Бородина, это «редчайший случай» в истории телевидения [6]. Вероятно, подобные демонстрации мощи и исторического величия созвучны настроениям этой социальной группы. Характерно, что большинство россиян традиционно предпочитают смотреть парад на главном официальном «Первом канале», хотя основные федеральные каналы транслируют одинаковую картинку.

 

9 мая 2010 г. 10. 00 – 11.20. Военный парад. (Первый канал)

В «юбилейную пятилетку» (2005-2010 гг.) ударными темпами снимались телесериалы, где поднималась тема войны: «Штрафбат» (2004), «Последний бронепоезд» (2006), «Разведчики. Последний бой» (2008) и др. «Клюква», «фантазия на тему ВОВ» и «киноподделка» - вот лишь самые мягкие высказывания любителей военной истории на форумах о проекте «Диверсант» (2004-2008) - главном сериальном хите. Перечисление ляпов в сериале заняло бы всю статью. Создатели выдумали несуществующие в природе разведшколы, показали современные БМП. И все же что объясняет феноменальный успех сериала? Сериал впервые был показан в сентябре 2004 г. во время траура по погибшим детям в Беслане, из-за чего шел без рекламы. С этого времени «Первый канал» регулярно ставит «Диверсанта» и его продолжения в телепрограмму Дня Победы и каждый раз получает рекордную аудиторию.  Трансляция продолжения телесериала «Диверсант. Конец войны» 9 мая 2010 года получил третий рейтинг дня (8 %).

9 мая 2010 г. 11.30-17.10  Сериал «Диверсант. Конец войны» (Первый канал)

«Диверсант» отразил популярный постсоветский миф, подогретый в 2000-е в эпоху доминирования во власти выходцев из КГБ-ФСБ: войну выиграли разведчики-сверхгерои. В подобного рода проектах историческая достоверность заменяется развлекательностью, живые характеры персонажей превращаются в схематичные, но уже вполне усвоенные зрителем модели: бывший дворянин на службе советской власти, злой чекист и т.п. Как заметил в интервью актер сериала К. Плетнев: «Не надо там правду искать. Если кому именно достоверность нужна, сериал смотреть не стоит, чтобы нервы себе не мотать» [7]. 9 мая 2010 года трансляция сериала «Диверсант. Конец войны» заняла с небольшими перерывами на новости пять с половиной часов, заполнив собой весь дневной эфир.

«Спланированный поток» (Р. Уильямс) [8] современного телевидения  уменьшает значение структуры отдельной программы. Целые эфирные блоки строятся в зависимости от контента конкурентов. 9 мая 2010 года после окончания «Диверсанта» зритель легко мог переключиться на канал «Россия-1», где  шла премьера мини-сериала  «Смертельная схватка» (рейтинг 4 %), посвященного нелегкой борьбе советских разведчиков\диверсантов. Успешно найденный создателями «Диверсанта» формат был растиражирован конкурентами. Именно этот принцип все более определяет программирование темы войны.

8 мая 2008 года телезрители канала «Россия» посмотрели  драму «Мы из будущего» режиссера Андрея Малюкова (доля 33 %). «Черные археологи», которых возглавляет  недоучившийся историк по кличке Борман, находят на местах боев где-то под Ленинградом разбомбленный блиндаж и солдатские книжки со своими фотографиями. Решив, что отравились плохой водкой «археологи» бросаются в озеро и выныривают летом 1942 года. Фильм имел большой успех у аудитории. Через два года вышло продолжение «Мы из будущего - II», в котором те же герои, сыгранные другими актерами, сражались с дивизией СС «Галичина» и бандеровцами. В вечерний прайм-тайм  9 мая 2010 г. «Первый канал» показал премьеру фильма «Туман», со 2 рейтингом дня (9,4 %) и патриотическим слоганом «Родина - одна на все времена» [9].

 

9 мая 2010 г. 19.00 – 21.25.  Фильма «Туман» («Первый канал»)

В фильме «Туман» взвод солдат российской армии оказывался в 1941 году. Российские солдаты совершают подвиг, вызволяя из рук оккупантов современный автомат «Калашников», который мог бы изменить ход войны. Всевластие форматов обеспечивает трансляцию в постсоветское общество обновленного «заградительного мифа» (Д. Хапаева), во многом компилятивного, безусловно, сакрального и виктимного (так все герои фильма «Туман» гибнут, чтобы позже воскреснуть в новой России). Как отмечает Н. Копосов этот «Миф  о войне стал настоящим мифом происхождения современной России» [10]. Он подтверждается не только телепередачами, но практически в каждом тематическим выступлением В.В. Путин и Д.А. Медведев регулярно вспоминают о своих героических предках-ветеранах.

Накануне юбилея канал «Культура»  анонсировал неизвестное широкой публике интервью Г.К. Жукова К. Симонову.

 

9 мая 2010. 18.00-18.50 Интервью Г.К. Жукова писателю К. Симонову («Культура»)

За несколько дней до праздника другой федеральный канал показал интервью в эфире. Это спровоцировало настоящие «боевые действия», вплоть до угроз обратиться в суд. В то же время в тень скандала ушли впервые представленные широкой публике заявления Г. Жукова о возможности сдачи Москвы осенью 1941 года.  Подобного рода документальные проекты, представленные в праздничном эфире, являются редчайшим явлением, их окончательно вытеснила докудрама.

Фильм А. Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» был показан 23 февраля 2009 г. и получил очень высокие для подобного рода проектов рейтинги (5,4 %) и долю аудитории (22 %). Успешная лента получила крайне низкую оценку в профессиональном сообществе. «Фильм ответил на вопрос: «Зачем Красная армия штурмовала Ржев?» Нет, не ответил. Кроме версий «пустое упрямство» и шитой белыми нитками «помощи Сталинграду» нам ничего не сообщили» [11]. Автор этой рецензии историк А. Исаев упрекал авторов в непрофессионализме, фальсификациях и передергивании.

 

Кадр из телефильма «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» (НТВ)

В «Ржеве» стендапы ведущих снимаются непосредственно на «полях сражения», на фоне бегущих бойцов и в ставках командующих. Реконструкции делают имиджы реалистичнее, добавляя зрителям ощущения непосредственности переживания события - «здесь и сейчас».  Ведущий настойчиво подчеркивает сенсационность впервые открытых фактов, на самом деле, давно известных любителям истории. Герои отбираются таким образом, чтобы к ним можно было применить моральные оценки: так появляются злодеи -  Жуков, и герои – генерал Ефремов. Сюжет военной докудрамы строится вокруг происшествий, несчастных случаев, сбоев, озарений (самоубийство генерала Ефремова). В итоге, фильм вполне соответствует формуле известного социолога Н. Лумана: «масс-медиа распространяют неведение в форме фактов»  [12]. Полемика, вызванная фильмом, все-таки оказалась исключительной, возможно, поэтому фильм не вошел в праздничную телепрограмму.

Накануне 60-летия Победы автор в качестве консультанта и сценариста принимал участие в создании документального сериала «По обе стороны победы» (2005). Проект делался совместно с немецким телеканалом и германским посольством. Анонс фильма: «У каждого своя солдатская правда и своя память о первом дне войны, первом бое, первом ранении, о погибших товарищах и ужасах плена» [13]. Корреспонденты, работавшие над сериалом, брали интервью у советских и немецких военнопленных, жертв немецких концлагерей и советского ГУЛАГА, депортированных чеченцев и остарбайтеров, бойцов РОА и чекистов. Была предпринята попытка разобраться с причинами массового участия советских граждан в военных формированиях Вермахта, показать сложности послевоенной судьбы «поколения победителей» и др. В 2010 году тот же телеканал подготовил новый праздничный проект. «По обе стороны победы» трансформировались в «Победителей не судят».

9 мая 2010. 22.15. – 24.00. Авторский проект И. Прокопенко «Победителей не судят» (RENTV)

Главная идея проекта «Победителей не судят» показать то, каким образом преподавание истории в странах СНГ и Балтии ведет к ревизии итогов войны и забвению подвигов советских солдат. В фильме сюжеты о латышских, грузинских и украинских «предателях» перемежались цитатами из учебников истории стран СНГ и Балтии 1990-нач. 2000-х гг. Специально для проекта были сняты уроки истории во Львове и Риге, Тбилиси и Таллинне, с целью зафиксировать провокационные высказывания школьников. При создании сценария были тщательно отобраны «синхроны», короткие фрагменты выступлений, которые подтверждали факт: в странах бывшего СССР происходит «забвение» подвигов советских солдат. По решению продюсера фильма, в кино не вошли съемки уроков в московских школах. В этих интервью, взятых автором, постсоветские школьники обвиняли в развязывании Второй мировой войны Украину, вторжение в СССР отнесли к 30 сентября 1941 и насчитали 38 панфиловцев. По мнению продюсера, невежество наших школьников якобы оскорбляло память ветеранов. Тема забвения была еще в одной докудраме в праздничном эфире.

9 мая 2010 года канал «Россия-1» показал телевизионный фильм под названием «Урок истории» (рейтинг 3,2). В сценарии фильма сплетены реплики ведущего (А. Галибин), интервью  школьников и известных петербуржцев (В.В. Путин, А. Фрейндлих, А. Городницкий и даже Шнур и др), постановочные реконструкции о военной жизни. Но стержнем 45-минутного фильма стала съемка как бы «реального» урока истории. В первых кадрах зритель видит нервничающую учительницу, которая пытается увлечь скучающих и болтающих с помощью «эсэмэсек» подростков темой «Ленинград в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

9 мая. 2010. г., 12.15-13.00,  «блокадный хлеб», кадр из фильма «Урок истории» (телеканал «Россия-1»)

По ходу своего «урока» автора фильма «вернули» школьникам интерес в войне. Стоило учительнице показать норму блокадного хлеба, как  ученики уже внимательно слушают рассказ о жертвах блокады. Любопытной представляется аргументация, с помощью которой авторы переубедили школьников сдавать Ленинград немцам. В финале учительница показала детям анимацию о возможных итогах подобного действия. Анимацию сопровождал текст ведущего: «Ведь если бы сдали Ленинград, то после войны город застроили бы громадные сталинские высотки, дворцы советов и башни коммунизма» [14]. Фильму, авторы которого пытались скрестить советские и постсоветские мифы, была оказанагосударственная поддержка.

Как отметила известный культуролог Вера Зверева: «В российской культуре идет постоянный, но совсем не отрефлексированный процесс приучения зрителей к понижающему стандарту» [15]. Можно констатировать, что в 2000-е гг. телепродукция федеральных каналов, посвященная войне,  была ориентирована на молодежную аудиторию, и ее целью было возвращение интереса к героике войны. Для достижения этой цели телевидение использовало отработанные и новые форматы, которые практически вытеснили из телетрансляции сложные и неоднозначные истории о реальных человеческих судьбах.  То, что Т. Адорно называл «проработкой прошлого» и что было актуально у нас еще до середины 2000-х, стало на федеральных каналах маргинальным сюжетом. Сериалы  типа «Диверсант» и «Мы из будущего» превращают День Победы в рядовой объект  «информационного-пропагандистского потребления» (Г. Бордюгов). Зрителя приучили к определенному товару на рынке исторической памяти, красиво упакованному в форматы масс-медиа.

Приложение № 1. Рейтинг телепроектов и фильмов, показанных 9 мая 2010 года [14].

Телепроект

Канал

Время

Рейтинг

по  Москве/России

Доля Москва/Россия

Фильм «Они сражались за Родину»

Первый канал

6.10— 8.00

2,5/3,2

24,8/29,2

Военный парад

Первый канал

10.00 — 11.20

16/14,3

49,4/50

Сериал «Диверсант. Конец войны»

Первый канал

11.30-17.10

6,8/8

34,4/40,1

Фильм «В бой идут одни старики»

Первый канал

17.20-18.55

5,5/7,3

24,3/31,7

Премьера фильм «Туман»

Первый канал

19.00-21.25

7,7/9,4

28,3/34,1

Фильм «Чистое небо»

Россия-1

5.35-7.25

0,4/0,7

9,8/18

Военный парад

Россия-1

10.00-11.00

10,3/7,3

31,7/25,5

Премьера фильм «Урок истории»

Россия-1

12.15-13.00

2,8/3,2

13,5/15,4

Фильм «Смертельная схватка»

Россия-1

18.20-22.00

3,8/4

15/15,3

Фильм «Добровольцы»

НТВ

6.05-8.00

0,8/0,6

17,8/11,4

Фильм «А зори здесь тихие»

НТВ

8.15-10.00

1,6/1,3

10,7/8,1

 

 

 

 

 

  1. 17.05.2007, Опрос населения. Георгиевские ленточки / База данных ФОМ [электронный ресурс]  Режим доступа http://bd.fom.ru/report/cat/hist_ro/world_war_2/d072022 свободный, 10.10.2011
  2. Федоров В. Новые бои за историю // Профиль, 26 апреля 2010, № 15-16; С. 32.
  3. Тавокин Е.П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о великой отечественной войне // Социологические исследования.  2010, № 5. C. 62-66
  4. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 10. С. 40
  5. Бордюгов Г. Октябрь. Сталин. Победа. М., 2010. С. 229-330
  6. Бородина А. «Первый канал» привел молодежь в День Победы // Газета «Коммерсантъ»   № 83 (4383) от 13.05.2010
  7. Диверсант. Конец войны»: Лейтенант Бобриков отслужил в киновойсках // Комсомольская правда. 20.11.2007
  8. Williams R. Television. technology and cultural form. London. 1974. P. 86-86
  9. Хохлов В. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем  // Новый исторический вестник. М. 2010, № 23. 2010
  10. Колосов М. Память строгого режим. М., 2011. С. 163.
  11. Исаев А. Скандал, интрига, но не расследование / Военно-исторический форум  [электронный ресурс]  Режим доступа http://forums.vif2.ru/showthread.php?t=590 свободный
  12. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005. С. 45
  13. «По обе стороны Победы» / авторский проект И. Прокопенко и О. Барковской. М., REN TV, 2005
  14. Урок истории / реж. М. Баркан. М. Телеканал «Россия», 2010.
  15. Зверева В. Телевидение понижающего стандарта // Искусство кино,  № 1, Январь  2009, C. 125-136
  16. Социологические данные ТВ-недели с 3 по 10 мая 2010 года (данные по Москве и предварительные данные по России). Служба медиа анализа Первого канала, 2010. – Архив автора.
 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.