Образ врага периода «холодной войны» на киноафишах к приключенческим фильмам (1950-е – 1980-е гг.): основные приемы визуализации. | История и практика массмедиа | История и культура

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История и культура История и практика массмедиа Образ врага периода «холодной войны» на киноафишах к приключенческим фильмам (1950-е – 1980-е гг.): основные приемы визуализации.  
Образ врага периода «холодной войны» на киноафишах к приключенческим фильмам (1950-е – 1980-е гг.): основные приемы визуализации.

Колесникова Александра Геннадьевна

Под образом врага в данной статье понимается совокупность негативных характеристик, качеств и черт, которыми наделены персонажи игрового кино детективно-приключенческого жанра сер. 1950-х – сер. 1980-х гг.; образ врага воплощен в иерархии негативных персонажей, различающихся по степени враждебности социалистическому строю.

Одним из важнейших инструментов популяризации выходивших на экраны страны детективно-приключенческих фильмов, содержавших в себе образ врага периода «холодной войны», были киноафиши; можно рассматривать их распространение в качестве практического визуального приема.

Киноафиши к детективно-приключенческим фильмам не только выполняли рекламные функции, но и, как правило, в усеченном виде отражали основные сцены и персонажей кинофильма, поэтому их можно отнести к визуальным приемам: идеологические схемы в них присутствовали в полном объеме.

Для примера, рассмотрим несколько киноафиш к игровым фильмам, в которых присутствуют элементы образа врага периода «холодной войны», за разные годы с 1950-х по середину 1980-х гг. Из наиболее красочных и показательных афиш к игровым детективным фильмам 1950-х годов можно рассмотреть киноафишу к фильму «Серебристая пыль»[1] (Киностудия «Мосфильм», 1953 г.). На ней изображен главный негативный персонаж – американский ученый Сэмюэль Стилл, который по сюжету фильма вместе с бывшим нацистом доктором Шнейдером разрабатывают отравляющее вещество высокой радиоактивности («серебристая пыль») и хотят испытать новое оружие на людях. Власти штата помогают им «найти» и «материал» для опыта – несколько негров, участвовавших в митингах в защиту прав афроамериканских граждан. Доктор Стилл изображен с пробиркой в руке убегающим от огромного окна, за которым – ночной американский город с небоскребами и вечной рекламой «Кока-колы» на вершине одного из них. Перед Стиллом нарисована огромная, чуть серебристая его тень. Афиша достаточно лаконична в художественном исполнении, содержит несколько символов. Доктор Стилл убегает со своим дьявольским изобретением в пустыню: в действительности его убивают и тайна «серебристой пыли» умирает вместе с ним. Важным элементов оформления является и кусочек американского города: надпись «Кока-кола» и небоскребы ассоциируются, конечно, с образом Соединенных Штатов.

Афиша к приключенческому фильму «Тайна двух океанов»[2] (Грузия-фильм, 1956 г.) также весьма интересна и показательна в смысле символического языка; она также отражает персонажей фильма, причем в одной из ключевых сцен – шпион Горелов угрожает женщине-врачу с подводной лодки. Афиша выполнена в серо-синих («морских») красках, что сразу же дает намек на то, где будет происходить действие сюжета. Кроме того, советская женщина изображена в ярких тонах, она кажется полной жизни, здоровья, внутренней силы; шпион же, напротив, нарисован серо-серебристыми красками (прослеживается аллюзия с Кощеем Бессмертным – главным злодеем из советских мультфильмов для детей), со злобной ухмылкой. Налицо антинонимичность в изображении на киноафише главных героев: шпион и комсомолка как «позитив-негатив».

В 1960-е годы можно выделить очень важную особенность оформления афиш к кинофильмам, в которых содержится образ врага периода «холодной войны», а именно, если в афишах 1950-х годов нет указания на то, что события происходят в наши дни (а на некоторых даже указано, что фильм является фантастико-приключенческим), то в киноафишах 1960-х годов указание на реальность присутствует для всех детективных лент. Например, киноафиша к художественному фильму в стиле film noir «Мертвый сезон»[3] (Мосфильм, 1968 г.). Сценарий этого детективного фильма был написан Владимиром Вайнштоком (он писал под псевдонимом «В. Владимиров»), который вполне удачно совмещал работу в сфере кинематографии и службу в органах государственной безопасности. Это позволило ему получить доступ к закрытым материалам и написать ряд интересных сценариев на основе реальных событий. На афише к фильму «Мертвый сезон» впервые присутствует надпись: «Рассказ о работе советских разведчиков за рубежом в наши дни». Афиша выдержана в неярких тонах; на заднем плане изображены несколько ключевых сцен фильм (кадров из фильма), на переднем плане – главный положительный герой, советский разведчик Ладейников с портфелем в руках. Интересно также, что прототипом Ладейникова, которого блистательно сыграл актер Донатас Банионис, является советский разведчик Р.Абель, который в начале фильма сам появляется на экране с рассказом о том, что западные разведки ведут активную разрушительную деятельность, планируют диверсии и засылают шпионов. То есть связь с реальностью вполне доказательно представлена и в фильме, и в афише к нему.

На афише к художественному фильму «Ошибка резидента»[4] (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1968 г.) также присутствует указание на то, что события сюжета происходят в наши дни. На афише изображены главные герои фильма: и положительные персонажи и «враги». Изображены лица Марии (гражданской жены шпиона Тульева), Яна Дымбовича (пособника шпиона) и самого Михаила Тульева: Мария выглядит печально, Дымбович смотрит со страхом, Тульев задумчив. Можно отметить, что в выражениях лиц – те основные характеристики, которые даны героям в фильме (Маша любит Тульева и искренне страдает, когда понимает, кто он; Дымбович панически боится разоблачения своего темного эсэсовского прошлого; Тульев одержим сомнениями в правильности того, что он делает). На заднем плане изображена одна из ключевых сцен фильма – испытание Бекаса (советского разведчика Синицына под личиной преступника) сотрудниками западногерманской разведки. Афиша, таким образом, по сути своей является квинтэссенцией, кратким содержанием самого фильма, либо намеком на его сюжет.

Афиша к художественному фильму «Меченые атомы»[5] («Меченый атом», Ленфильм, 1972 г.), представляет собой название кинокартины в символическом изображении: на ней присутствуют несколько меченых атомов в виде ярких, заметных огоньков (таких, какими условно можно назвать «засветившихся» иностранных шпионов). На афише также присутствует указание на то, что сюжет связан с реальными событиями.

Что касается афиш к кинофильмам 1980-х гг., то в них также содержатся элементы образа врага и образы положительных персонажей. Изображение же героев фильма вновь, как и в афишах более раннего периода, выстроено при помощи антитезы. Афиша к остросюжетному фильму «Одиночное плавание»[6] (Мосфильм, 1983 г.) выдержана в сине-серых тонах (указание на место действия фильма – океан). На первом плане – изображение главного героя фильма майора Шатокина (яркое, живое, насыщенное), рядом, будто в глазке автоматного прицела – положительные персонажи двух американцев, мирно бороздящих океан на своей маленькой яхте (действительно, на супружескую пару нападают американские же наемники, потому что они оказываются свидетелями их военной аферы; кроме того, жена яхтсмена Харрисона погибает от их рук). На заднем плане изображены военные корабли, самолеты, ракеты и др., а рядом с ними – один из наемников, бывший американский военный, уничтоживший когда-то целую вьетнамскую деревню вместе с население. Этот персонаж изображен в сине-серых тонах, в агрессивной стойке с автоматом наизготовку. Он кажется эфемерным, неживым, несущим смерть и ужас. Это явное противопоставление образу майора Шатокина, которое соответствует дихотомии «добро-зло» в той мере, в которой её можно применять для образов игрового кино периода «холодной войны».

Можно привести еще один пример, содержащий подобную дихотомию, – это киноафиша к остросюжетному фильму «Перехват»[7] (Мосфильм, 1986 г.). На ней изображены главные герои – пограничник Алексей Бахтеев и американский шпион в ключевой сцене – драки. Характерно, что шпион одет в черное, очертаниями тела похож на змею (символ врага вообще в европейской культуре); он замахивается ножом на положительного героя. Пограничник Бахтеев борется с врагом открыто, у него нет оружия, хотя его кулаки изображены чуть больше, чем требуют пропорции. Эта сцена драки будто помещена в военный радар (фильм отражает будни пограничников наших «морских» рубежей, поэтому на афише располагаются подобные элементы военного антуража); изображение радара также призвано показать то, что любой инцидент на границе будет обнаружен, выявлен и устранен.

Киноафиши к детективно-приключенческим фильмам не только служили источником оповещения потенциальных зрителей о выходе нового художественного фильма и выполняли рекламные функции, но и кратко, символично, урезанно отображали основное содержание картин. На афишах к игровым фильмам в детективно-приключенческом жанре 1950-х – 1980-х гг., как и в самих фильмах, можно выявить элементы образа врага и черты положительных героев. Эти изображения часто носили сравнительный характер, апеллировали к символическому смыслу некоторых образов, кратко, эмоционально характеризовали персонажей. Киноафиши играли важную практическую роль в привлечении советских зрителей к просмотру новых приключенческих и детективных кинолент.

Примечания


[1] Афиша к кинофильму «Серебристая пыль» (Мосфильм, 1953) (http://community.livejournal.com/ru_kino_posters/97848.html)

[2] Афиша к кинофильму «Тайна двух океанов» (Грузия-фильм, 1956 г.) (http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=776481&lenta_type=4)

[3] Афиша к кинофильму «Мертвый сезон» (Ленфильм, 1968 г.) (http://community.livejournal.com/ru_kino_posters/14041.html)

[4] Афиша к кинофильму «Ошибка Резидента» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1968 г.) (http://www.ellf.ru/2008/02/06/starye-afishi-k-sovetskim-filmam-90-foto.html)

[5] Афиша к кинофильму «Меченые атомы» (Ленфильм, 1972 г.) (http://www.davno.ru/posters/collections/kino-teatr/poster-13.html

[6] Афиша к кинофильму «Одиночное плавание» (Мосфильм, 1983 г.) (http://community.livejournal.com/ru_kino_posters/79328.html

[7] Афиша к кинофильму «Перехват» (Мосфильм, 1986 г.) (http://community.livejournal.com/ru_kino_posters/?skip=100)

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.