Программа курса История Отечественной культуры | Учебные программы, курсы, модули, тематика докладов и др. | История и культура

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История и культура Учебные программы, курсы, модули, тематика докладов и др. Программа курса История Отечественной культуры  
Программа курса История Отечественной культуры

« Текст рукописи соответствует электронной версии »

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Историко-архивный институт

Факультет архивного дела

Кафедра истории России новейшего времени

Программа курса

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

для специальностей 020800 «историко-архивоведение», 350800 «документоведение и ДОУ»

Ответственный редактор:

д-р.ист.н., проф. Т.Ю. Красовицкая

 

____________________________

«__» сентября 2008 г.

Москва, 2008

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Программа курса

Составители:

доктор исторических наук, профессор Т.Ю. Красовицкая,
кандидат исторических наук, доцент В.А. Хохлов

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания кафедры
истории России новейшего времени

№ _1__ «__01_» _09______ 2008 г.

© Российский государственный гуманитарный университет

Пояснительная записка

Курс по выбору «История отечественной культуры», рассчитанный на один семестр, предназначен для студентов 2 и 3 года обучения. Он входит в национально-региональный (вузовский) компонент образовательного стандарта подготовки студентов по специальностям «Историко-архивоведение» (34 часа: 24 часа лекций, 10 часов семинарских занятий), «документоведение и ДОУ» (40 часов: 24 часа лекций, 16 часов семинарских занятий) и является гуманитарной и социально-экономической дисциплиной. В курсе «История отечественной культуры» обозначены многие проблемные поля, которые получают детальное освещение и в ряде других курсов специализированной программы, входящих в федеральный и национально-региональный (вузовский) компонент.

Предметом обучения является феноменология этнокультурного пространства и времени применительно к советским и постсоветским реалиям. При этом советское пространство не ограничивается СССР, а постсоветское – Российской Федерацией. Материал лекций выходит за рамки XX–XXI вв., отечествоведения и, в известной мере, исторической науки в традиционном ее понимании. Перед студентами ставятся актуальные научные проблемы, таким образом, они учатся понимать важность учета при анализе историко-культурных процессов достижений ряда гуманитарных дисциплин: этнологии, лингвистики, педагогики, психологии, культурологи и пр. Такой подход позволяет всесторонне охарактеризовать историко-культурные трансформационные процессы, объяснить их смысл и полученные результаты, в максимальной степени учесть широкий исторический и гуманитарно-социальный контекст. Подобный подход обеспечивает новизну курса.

Курс имеет своей целью ознакомление с наиболее продуктивными исследовательскими стратегиями современной исторической науки, владение которыми формирует важнейшие профессиональные и инструментальные компетенции.

Задачи курса:

- подвести к пониманию происходящего «здесь и сейчас» в контексте исторических процессов большой длительности и глобального мира;

- раскрыть как эвристический потенциал, так и дефекты современных подходов к изучению исторических проблем;

- показать вариативность решения научных проблем;

- продемонстрировать основополагающее значение и сложность понятийного аппарата современной науки;

- предоставить возможность применения плодотворных научных стратегий в исследовательской практике формирующихся специалистов.

Основными методологическими ориентирами для организации материала авторам служат системный и типологический методы, принцип историзма и полидисциплинарный подход к изучению этнокультурных объектов. Методическим приемом является систематическое обращение к исследовательским задачам, связанным с подготовкой дипломных и курсовых работ, что предполагает использование диалогового, интерактивного режима.

Курс по выбору «История отечественной культуры» применительно к своему хронологически определенному материалу должен обеспечить возможность получения студентом знания:

- основных этапов и особенностей развития отечественной культуры в XX–XXI вв.;

- форм, содержания и результатов взаимодействия многонациональной культуры России с другими странами мира;

- механизмов формирования новой государственности, новых общественных отношений и культуры в ХХ–XXI вв.;

- характера взаимодействия власти и общества, основных противоречий общественного и духовного развития на протяжении изучаемого периода;

- основных факторов и направлений перемен в многоэтничном российском обществе в периоды системных трансформаций;

умения:

- системно и исторически анализировать общественно значимые процессы и явления развития отечественной культуры в XX–XXI вв.;

- умения применять полученные знания в текущей профессиональной деятельности;

- выработки самостоятельных оценок и формулировки собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам;

практические навыки:

- профессиональной работы с научной литературой;

- получения и обработки информации в исторических источниках;

- владения наиболее распространенными методами исторического исследования;

- ведения научно-содержательной и формально-корректной дискуссии.

Организационные формы: сочетание лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов, результатом которой, в частности, являются устные доклады, эссе, рефераты.

Аккумулируя научный опыт авторов, курс ориентирует студентов на знакомство с новейшей литературой по широкому спектру проблем, обсуждение которой, наряду с раскрытием контрольных вопросов, служит основной формой работы на семинарских занятиях.

Внутрисеместровый и итоговый контроль знаний студентов складывается из опроса на семинарских занятиях, докладов и контрольных работ, рефератов, зачета в конце семестра.

Введение

Предмет, задачи и содержание курса. Вопрос о хронологических рамках и периодизации содержания курса. Проблемы и трудности функционирования культур российских народов в процессе перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. Истоки и причины современного кризиса культур российских народов. Основные источники. Особенности развития культур после неудач буржуазно-либеральных реформ Александра II и в годы революций первых десятилетий ХХ в. Проект модерн и русская культура второй половины XIX – начала ХХ в.

Раздел 1.

Этнические, социальные, конфессиональные и языковые характеристики российского общества с начала ХХ в. и до Второй мировой войны.

Начало ХХ в. – переломная эпоха  во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. Этническое, конфессиональное и языковое разнообразие культурной жизни как объективная реальность эпохи. Разные уровни развития культур народов России, их различные возможности по освоению либерально-буржуазных новшеств. Культурный взрыв 1917 г.: рецепции в массовой и высокой культуре. Влияние на него численности того или иного этноса, его статуса, конфессиональной привязанности, уровня развития языка и образования, картины мироздания в этническом сознании.

Раздел 2.

Роль культуры в переходе от традиционного общества к индустриальному и специфические условия этого перехода в первой половине ХХ в .

Основные характеристики индустриального общества с социокультурной точки зрения. Различия в оценках роли культуры в марксистском подходе к анализу истории и в теории модернизации. Полиэтничность и поликультурность как основная проблема и особая сложность в истории российской модернизации. Революции 1905–1917 гг. и их влияние на развитие этнического самосознания, институтов и форм культурной жизни. «Вехи» как попытка осмысления либерально-буржуазных ценностей в российском культурно-ментальном контексте. Плюрализм мнений и мировоззрений относительно роли национальных культур в ходе общественного реформирования.

Раздел 3 .

Национально-культурные программы основных политических партий России. Доктрина большевиков .

Национально-культурные программы кадетов, эсеров, национальных партий Польши, Прибалтики, Закавказья, тюркских политических движений. Их основные идеи в ракурсе теории модернизации. Отношение этих партий к праву наций на самоопределение.

Анализ программы РСДРП(б) – РКП(б) с позиций теории модернизации. Эволюция взглядов лидеров партии. Противоречия между интернационализмом как средством достижения культурной однородности российского общества и правом каждого народа развивать собственную национальную культуру. Ставка большевиков на экономику как базисную предпосылку развития культур народов. Теоретические представления большевиков о путях и методах строительства социалистической культуры.

Раздел 4 .

Национально-культурная политика большевиков с 1917 до 1929 г .

Вопрос об Октябрьской революции и гражданской войне в контексте сохранения традиционного источника власти в стране и влияние этого источника власти на определение смысла и содержания модернизационного процесса. Первые преобразования в организации государственного руководства культурой. Концентрация институтов культуры в руках государства. Строительство национально-государственного аппарата руководства развитием культур. Создание инорусских государственных образований разного уровня, выявление их юрисдикции. Споры о разграничении прав центра и автономий в сфере культуры. Ошибки белого движения, его недооценка важности инорусского культурного фактора. Союзные и автономные республики как механизм реализации национальных программ модернизации в зависимости от культурных возможностей и специфики того или иного народа. Х и ХII съезды РКП(б) и позиция Сталина по этому вопросу.

Панорама культурной жизни периода: первые преобразования в сфере школы, ликбез, план монументальной пропаганды, «Театральный Октябрь», литературные течения и движения, дискуссии в начале новой экономической политики, сменовеховство, высылка интеллигенции в 1922 г.

Разногласия лидеров большевиков в вопросе о роли и значении национального фактора в социалистических преобразованиях. Сталинская программа «Догнать ушедшую вперед Россию», эволюция взглядов Ленина. Дискуссии 1920-х гг. о роли пролетарской культуры. Отношение Ленина к теории пролетарской культуры и фальсификация ее Сталиным и Бухариным в дискуссиях. Защита Троцким позиции Ленина, роль его литературных работ в уточнении роли культуры и культурного наследия в будущей трансформации общества.

Отношение к гуманитарным наукам в 1920-е гг.: судьбы исторической, педагогической, лингвистической, этнологической и иных наук. М.Н. Покровский и Н.Я. Марр в контексте  политической борьбы и исторических событий. Роль полиэтнического культурного многообразия в «великом переломе». Победа сталинского унификационного подхода к проблеме модернизации России.

Раздел 5.

Сталинская формула нации в контексте социалистического строительства.

Формула нации, характеризующая Сталина как политика с традиционалистским типом сознания. Его отношение к идеям культурно-национальной автономии как принципиально иной политической модернизационной технологии. Отношение Сталина к национальному самосознанию как механизму формирования индустриального общества.

Утверждение Сталинской формулы в мировоззренческий, методологический и политический контекст российского общества. Сталинская формула культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию, как отражение традиционалистской ментальности автора. Воздействие этих формул на содержание и реализацию планов развития основных направлений и институтов культуры: школьной реформы, всеобуча, утверждения метода социалистического реализма как основного метода всего советского искусства и литературы. Идеологические и эстетические нормы. Достижения и потери в культурной жизни 30-х годов. Взаимосвязь коллективизации и решения проблем всеобуча. «Великие стройки» первых пятилеток, урбанизация и индустриализация страны и их влияние на процесс денационализации и перемешивания этнической структуры населения. Конкретные результаты на примере сравнения данных переписей 1926 и 1939 гг.

Культурная политика в 1920–1930-е гг.: власть и интеллигенция механизмы взаимовлияний; Большая сделка и социокультурная политика 1930-х гг. Духовный облик интеллигенции, изменения в ее социальной структуре. Репрессии видных деятелей науки, литературы, искусства, научных школ и направлений. Российские культуры в эмиграции. Их оценка национально-культурной ситуации в СССР.

Раздел 6 .

Культура в годы Великой Отечественной войны.

Задачи культуры в начале войны. Изменения акцентов в национально-культурной политике. Эксплуатация русского культурного фактора и вывод на авансцену героев русской истории как способ использования русского национального самосознания для борьбы с немецкими оккупантами.

Высылка народов Северного Кавказа, калмыков, немцев Поволжья, крымских татар.

Появление советских войск за границей и его влияние на оценку социалистических преобразований в СССР. Вторая волна эмиграции. Встреча двух волн эмиграции после Великой Отечественной войны. Своеобразие культурной жизни русского зарубежья в послевоенный период.

Раздел 7.

Изменения в этнокультурной структуре СССР после Второй мировой войны. Основные проблемы страны в послевоенный период.

Культурные проблемы 1940–1950-х гг. в зеркале холодной войны. Сравнительная этнокультурная структура страны по данным переписей 1959, 1979, 1989 гг. Задачи послевоенного восстановления в сфере культуры. Идеологическая подготовка новой чистки в стране. Постановления партии по вопросам литературы и искусства. Разоблачения «космополитов» и «перерожденцев». Организация псевдонаучных дискуссий в стране в конце 40 – начале 50-х гг. XX в.

Оттепель в культурной жизни после смерти Сталина. Противоречивость периода: демократизация культурной жизни и консервация идеологических установок. Установка на одновременный расцвет и сближение национальных культур как модификация сталинского традиционалистского мировоззрения на роль культуры.

Утверждение в идеологическом контексте идеологемы «советский народ – новая историческая общность» как попытка продвижения по пути унификаторского и авторитарного способа модернизации страны. Отражение этой идеологемы в направлениях научных исследований, школьном образовании, в литературе и искусстве. Неофициальная культура 1960–1980-е гг. и самоидентификация художественной интеллигенции.

Раздел 8.

Перестройка и ее влияние на положение культуры в условиях крушения тоталитарной системы и поиска пути дальнейшего развития.

Перестройка как попытка перехода к «новому мышлению» и отказ от большинства методов регулирования культурного процесса авторитарным путем, «сверху». Роль национальных движений и фронтов. События в Фергане, Тбилиси, Нагорном Карабахе, Вильнюсе. Разрушение монополии государства на культуру. Недооценка Горбачевым национально-культурного фактора. Знакомство с эмигрантской культурой. Пересмотр исторического прошлого страны.

Распад СССР по национально-культурным основаниям. Транформация Российской Федерации: появление реальных этнокультурных субъектов федерации и осмысление роли национальных культур в ней. Два лагеря: западники (реформаторы) и почвенники (консерваторы) как отражение поиска смысла и содержания модернизации России в новых исторических условиях.

Раздел 9.

Культурные и духовно-нравственные ориентиры в постсоветской России (1992–2008 гг.).

Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Усиление роли регионального фактора в ходе перехода. Российское образование в условиях реформирования: региональные проблемы. Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом. Трансформации массовой культуры и СМИ. Средства массовой информации в системе коммуникаций современной России. Наука в условиях реформирования.

Список источников и литературы

Источники

Обязательные источники

Сборники документов

Власть и художественная интеллигенция. Документы. 1917–1953. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. 869 с.;

Другое искусство. Москва 1956–1988. М.: ГАЛАРТ, 2005. 431 с.;

Евреи и русская революция. Материалы и исследования. М.; Иерусалим: Джойнт, 1999. 479 с.;

Институты управления культурой в период становления. 1917–1930 гг. Партийное руководство; государственные органы управления: Схемы. М.: РОССПЭН. 2004. Серия: Культура и власть от Сталина до Горбачева. Исследования. 310 с.;

Источники личного происхождения. Публицистика

Бердяев Н.А . Судьба России. М.: Философское общество СССР, 1990. 333 с.;

Бердяев Н.А . Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1991. 220 с.;

Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 339 с.;

Горбачев М.С. Новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1987. 268 с.;

Сахаров А . Мир, прогресс, права человека: статьи и выступления. Л., Советский писатель, 1990. 128 с.;

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918–1956. Опыт художественного исследования. В 3 т. М.: У-Фактория, 2007;

Троцкий Л. К истории русской революции. М.: Мысль, 1990. 446 с.;

Троцкий Л. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. С. 30–198;

Федоров Г.П. Революция идет. Письма о русской культуре / Судьба и грехи России. СПб.: София, 1993;

Дополнительные источники

Сборники документов

Другое искусство. Москва 1956–1988. М.: ГАЛАРТ, 2005. 431 с.;

Культурная жизнь в СССР. 1917–1927. Хроника. М.: Наука, 1975. 766 с.;

Культурная жизнь в СССР. 1928–1941. Хроника. М.: Наука, 1976. 814 с.;

Культурное строительство в СССР. 1917–1927 гг. Сб. документов и материалов. М.: Наука, 1983. 560 с.;

Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973. М.: Просвещение, 1974. 558 с.;

Организация науки в первые годы Советской власти (1917–1925): Сб. документов. Л.: Наука, 1968. 417 с.;

Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов. Сб. документов. М.: Издательство ИНПО МО РФ, 1996. 560 с.;

Учебная литература

Обязательная учебная литература

Красовицкая Т.Ю., Хохлов В.А. Неофициальное искусство в СССР 1950–80-х гг. М.: РГГУ, 2005. 71 с.;

Красовицкая Т.Ю., Хохлов В.А. Культурная элита в советском идеологическом проекте 1920–80-е гг. М.: РГГУ, 2006. 141 с.;

Красовицкая Т.Ю., Хохлов В.А. Советская повседневность 1920–60-х гг.: мифология и социальные  практики. М.: РГГУ, 2008. 209 с.;

Дополнительная учебная литература

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Часть 1–2. М.: ГИЦ Владос, 2002;

Верт Н . История советского государства. 1900–1991. М.: Прогресс-Академия, 1995. 542 с.;

Обязательная научная  литература

Авторханов А . Технология власти // Вопросы истории. 1992. №№ 6, 7.

Аксютин Ю., Волобуев О . ХХ съезд КПСС: новации и догмы. М.: Политиздат, 1991. С. 10–120;

Алпатов В.М . История одного мифа. Марр и марризм. М.: Наука, 1993. 243 с.;

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. 301 с.;

Афанасьев Ю. Историзм против эклектики. М.: Наука, 1990. 275 с.;

Ахиезер А . Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994. № 4–5;

Ахиезер А . Россия: критика исторического опыта. В 3 т. М.: Философское общество, 1991;

Белая Г. Срыв культуры: нераспознанное поражение // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 3–21;

Бродель Ф . Материальная цивилизация, экономика и капитализм: В 3 т. М.: Мысль, 1987–1993;

Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М.: Политиздат, 1990. 381 с.;

Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое Литературное Обозрение, 2001. 358 с.;

Вебер М . Протестантская этика и дух капитализма / Избр. произведения. М. Наука, 1990. 350 с.;

Геллер М., Некрич А . Утопия у власти: В 3 кн. М.: Наука, 1995;

Горяева Т. Политическая цензура в СССР. 1917–1991 гг. М.: Росспэн, 2002. 400 с.;

Горяева Т. Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х–1930-х гг. Документированная история. М.: Росспэн, 2008. 159 с.;

Горяева Т. «Великая книга дня». Радио и социокультурная среда в СССР в 1920–30-е гг. / Советская власть и Медиа. СПб.: Академический проект, 2006. С. 59–76.;

Громов Е. Сталин. Власть и искусство. М.: Республика, 1996. 466 с.;

Грэхэм Л . Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991. 480 с.;

Гюнтер Х . Художественный авангард и социалистический реализм // Вопросы литературы. 1992. № 3. С. 17–39;

Гюнтер Х . Железная гармония: Государство как тоталитарное произведение искусства // Вопросы литературы. 1992. № 1. С. 30–45;

Даймонт М. Евреи, бог и история. Иерусалим. 1989. Б.и. 229 с.;

Дашкова Т. Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода / CCCР: территория любви. М.: Новое издательство, 2008. C. 146–170.

Зак Л.М . История изучения советской культуры. М.: Мысль, 1985. 340 с.;

Иного не дано. М.: Политиздат, 1988. 150 с.;

Ковалевский П.Е . Зарубежная Россия: история и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920–1970). Париж: Librairie Des Cinq Continents, 1971. С. 20–130;

О Коннор Т., Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М.: Прогресс, 1992. 222 с.;

Королев Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики: 1917–1920. М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. 430 с.;

Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт руководства национально-культурным строительством. М.: Наука, 1992. 450 с.;

Красовицкая Т.Ю. Модернизация России. Национально-культурный аспект. М.: ИРИ РАН, 1998. 414 с.;

Лебина Н. Антимиры: принципы конструирования аномалий, 1950–1960-е гг. // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940–1985. М.: Вариант, 2008. С. 255–266;

Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995. 211 с.;

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М.: Прогресс, 1994;

Млынарж З. Мороз ударил из Кремля. М.: Республика, 1992. 250 с.;

Паперный В. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 382 с.;

Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. 350 с.;

Рольф М. Советские массовые праздники. М.: Росспэн, 2008. 440 с.;

Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. 239 с.;

Струве Г . Русская литература в изгнании. Париж: Наука, 1996. 245 с.;

Советская культура в реконструктивный период (1928–1941). М.: Наука, 1989. 341 с.;

Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005. 751 с.;

Суровая драма народа: ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989. 510 с.;

Тойнби А . Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. 637 с.;

Филиппова Т. Мифы верхов, мифы низов. Природа контакта / Мифы и мифология в современной России. М.: АИРО-ХХ, 2003. С. 168–188;

Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. М.: Новости, 1992. 287 с.

Янов А. Русская идея и 2000-й год. Нью-Йорк, 1995. 340 с.;

Ясперс К . Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.;

Дополнительная литература

Антоненко С. От советского к постсоветскому образу – мутации мифа власти в современной России/ Мифы и мифология в современной России. М., 2003. С. 167–189;

Блюм А.В. Советская культура в эпоху тотального террора. 1929–1953. СПб., 2000. 340 с.;

Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003. 468 с.;

Баранов В. «Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей // Вопросы литературы. 2003. № 5. С. 34–57;

Бордюгов Г. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти. М., 2010. С. 175;

Брукс Д. «Людей, которые не читают газеты, надо морально убивать на месте» / Советская власть и Медиа. СПб.: Академический проект, 2006. С. 228–242;

Грабовски Е. «Контроль и руководство»: литературная политика советской партийной бюрократии в 1920-е годы / Культура и власть: в условиях коммуникационной революции XX века. М.: АИРО-XX, 2002. С. 17–50;

Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда // Вопросы литературы. 1992. № 1. С. 34–56;

Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2006. С. 294–346;

Копосов. Н . Память строгого режима. История и политика России. М.: НЛО, 2011.

Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры в России 2-ая пол. XIX – пер. треть XX века. М.: СПБГУ, 2007. 354 с;

Лившиц Э. Дореволюционные по форме, советские по содержанию? Образовательные реформы в годы войны и послевоенные поиски нормы / Советская социальная политика: сцены и действующие лица. 1940–1985. М.: Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008. С. 151–174;

Раев М. Россия за рубежом. М.: Прогресс-Академия, 1994. 292 с.;

Чубаров Ю. «Театрализация жизни» как стратегия политизации искусства. Повторное взятие Зимнего дворца под руководством Н.Н. Евреинова (1920 год) / Советская власть и медиа. СПб.: Академический проект, 2006. С. 281–296;

Фатеев А.В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР (1930–1950-е гг.). М.: Макс-пресс, 2007. С. 113–176;

Хаейк Ф. ван. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М.: Новости, 1992. 302 с.;

Хохлов В.А. Рекламная революция в массовых представлениях 1980–90-х гг. // Двадцать лет перестройке: эволюция гуманитарного знания в России. М.: РГГУ, 2005. С. 351–361;

Хохлов В.А. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем // Новый исторический вестник. 2010. № 23.

Справочные издания

История книги в СССР: В 3 т. М.: Книга, 1983–1986;

История русского советского драматического театра. Т. 1. М.: Искусство, 1984;

История русской советской литературы. М.: Юристъ-правоведъ, 2006;

История русской советской музыки: В 4 т. М.: Музгиз, 1956–1963;

История советского драматического театра: В 6 т. М.: Наука, 1966–1971;

Электронные ресурсы

«Мы были странным исключением…». Видеомемуары Вяч. Вс. Иванова. [Электронный ресурс DVD]. М.: РГГУ, 2006;

«…слышать шепот времени». Видеомемуары Кнабе Г.С. [Электронный ресурс, DVD]. М.: РГГУ, 2007;

«Я знал их всех». Видеомемуары Л. Талочкина. [Электронный ресурс, DVD]. М.: РГГУ, 2005;

Новый исторический въстник [Электронный ресурс]: глав. редактор С.В. Карпенко. М., 2000–2005. Режим доступа свободный: http://www.nivestnik.ru/;

Булгаков М.А. [Электронный ресурс: тексты произведений, архивные документы, воспоминания и др.]: авт. проекта Вс. Сахаров, культурный центр «Булгаковский дом». Режим доступа свободный: http://bulgakov.km.ru/arc.htm;

Историческая библиотека МГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm;

Литературная энциклопедия. 1929–1939. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор (ФЭБ). М., 2003. Режим доступа свободный: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/;

Россия XX век. Документы [Электронный ресурс]. М.: Международный фонд «Демократия». Режим доступа свободный: http://www.idf.ru/;

Страница музея А.А. Ахматовой [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: http://www.akhmatova.spb.ru/ru/exhibitions/archive/exh1989-92/;

Универсальная энциклопедия «Кирилла и Мефодия». М.: Кирилл и Мефодий, 1998–2001. Режим доступа свободный: http://www.megakm.ru/bes_98/;

Хохлов В.А. День победы на телеэкране: новый формат исторической памяти [Сетевой электронный ресурс]. М.: РГГУ, 2011. Режим доступа: http://rodnaya-istoriya.ru/.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «История отечественной культуры»,

рассчитанный на один учебный семестр, для специальности «документоведение и ДОУ» (40 ч.)

Лекции

Семинары

Всего

1.

Введение. Этнические, социальные, конфессиональные, языковые характеристики российского общества с начала ХХ в. и до Второй мировой войны

2

2

2.

Роль культуры в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному и специфические условия этого перехода в России в первой половине ХХ в. (4 часа)

2

2

4

3.

Национально-культурные программы основных политических партий России. Доктрина большевиков

2

2

4

4.

Национально-культурная политика большевиков с 1917 до 1929 г.

4

2

6

5.

Сталинская формула нации в контексте социалистического строительства

2

2

4

6.

Культура в годы Великой Отечественной войны

2

2

4

7.

Изменения в этнокультурной структуре СССР после Второй мировой войны. Основные проблемы страны в послевоенный период

2

2

4

8.

Перестройка и ее влияние на положение культуры в условиях крушения тоталитарной системы и поиска пути дальнейшего развития

4

2

6

9.

Культурные и духовно-нравственные ориентиры в постсоветской России (1992–2008 гг.)

4

2

6

Итого

24

16

40

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «История отечественной культуры»,

рассчитанный на один учебный семестр, для специальности «историко-архивоведение» (34 ч)

Лекции

Семинарские

занятия

Всего

1

Введение. Этнические, социальные, конфессиональные, языковые характеристики российского общества с начала ХХ в. и до Второй мировой войны

2

2

2

Роль культуры в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному и специфические условия этого перехода в России в первой половине ХХ в. (4 часа)

4

2

6

3

Национально-культурные программы основных политических партий России. Доктрина большевиков.

2

2

4

4

Национально-культурная политика большевиков с 1917 до 1929 г.

4

2

6

5

Сталинская формула нации в контексте социалистического строительства

2

2

6

Культура в годы Великой Отечественной войны

2

2

7

Изменения в этнокультурной структуре СССР после Второй мировой войны. Основные проблемы страны в послевоенный период

4

4

8

Перестройка и ее влияние на положение культуры в условиях крушения тоталитарной системы и поиска пути дальнейшего развития

2

2

4

9

Культурные и духовно-нравственные ориентиры в постсоветской России (1992–2008 гг.)

2

2

4

Итого:

24

10

34

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

и контрольных работ  по курсу

История отечественной культуры

1. Либерально-буржуазная концепция реформирования российской культуры в трудах П.Н. Милюкова.

2. Владимир Соловьев – философ либерально-христианского направления и его концепция будущего России.

3. В.И. Ленин и его роль в дискуссии о национально-культурной автономии.

4. А.В. Луначарский как нарком просвещения Советской России и его влияние на специфику национально-культурной политики в 1920-е гг.

5. Советская реформа системы образования в России: политические цели и реальные результаты.

6. Литературные дискуссии в 1920-е гг.

7. Русский театр после революции (1920-е гг.).

8. Советский кинематограф 1930–1940-х гг.: создание образа советского человека.

9. П.П. Блонский и его теория педагогики индустриального общества.

10. Отношение советской власти с православной церковью в 1920-е гг.

11. Отношение советской власти с православной церковью в годы Великой Отечественной войны.

12. Отношение советской власти с мусульманской церковью.

13. Пролеткульт и роль его идей для характера российской модернизации.

14. А.А. Богданов и его теория пролетарской культуры.

15. Лев Троцкий и его борьба с Пролеткультом.

16. Работы Л.Д. Троцкого как источник по уточнению отношения Ленина к Пролеткульту.

17. Федор Калинин как один из идеологов Пролеткульта.

18. Н.Я. Марр, его яфетическая теория в контексте послереволюционной модернизации российского общества.

19. М.Н. Покровский и его взгляд на российскую историю в контексте строительства социалистического общества.

20. Н.И. Бухарин и Пролеткульт.

21. В.В. Маяковский и ЛЕФ.

22. Высылка известных ученых и представителей интеллигенции из России  в 1922 г.

23. История философского парохода.

24. В.И. Ленин и его отношение к высылке интеллигенции из России в 1922 г.

25. Заки Валидов и образование первой автономии в России.

26. В.Г. Богораз-Тан – политкаторжанин, ученый, поэт.

27. Роль русских ученых в создании письменности для малых народов Севера и Сибири.

28. Репрессии ученых в 1930-е гг.

29. Положение общественных наук в 1930-е гг.: история, этнография, лингвистика, социология.

30. П. Сорокин, его деятельность в 1917–1922 гг.

31. Высылка народов Северного Кавказа в годы ВОВ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по курсу «История отечественной культуры»

Примечания

1. Основные черты отличия традиционного общества от общества индустриального.

2. В чем причины создания советских национально-государственных образований?

3. Теория модернизации как исследовательский метод и его отличие от марксистского метода познания истории.

4. Смысл доктрины интернационализма с точки зрения теории модернизации.

5. Какова роль культуры в общественной трансформации в теории модернизации?

6. В чем причины первой мировой войны с точки зрения теории модернизации?

7. Российская специфика либерально-буржуазного реформирования общества в конце ХIХ – начале ХХ в.

8. В чем причины Февральской и Октябрьской революций с точки зрения теории модернизации?

9. Этническая структура российского общества в начале ХХ в.

10. В чем причины гражданской войны в России с точки зрения теории модернизации?

11. Каковы отличия «культуры стыда» от «культуры вины»?

12. В чем причины новой экономической политики с точки зрения теории модернизации?

13.  Характеристика языковой структуры российского общества в ХХ в.

14. В чем причины сталинского «великого перелома» с точки зрения теории модернизации?

15. Основные языковые семьи российского общества, их характеристики с точки зрения развитости и возможностей обслуживания ими различных социально-культурных сфер жизни.

16. Сталинская формула культуры «национальной по форме и социалистической по содержанию» и ее влияние на характер модернизации российского общества.

17. Значение развитости языков в процессе общественной модернизации в поликультурной среде. Назовите народы СССР, которые были бесписьменными.

18. Позиция Троцкого в борьбе со сталинской формулировкой национальной культуры.

19. Характеристика религиозной структуры российского общества.

20. Объясните, в чем заключались политические цели перевода графических систем письменности народов СССР на латинскую основу в 1920-е гг. Назовите народы, чья письменность подверглась этому переводу.

21. Охарактеризуйте культурный архетип православного варианта христианства с точки зрения теории модернизации. Назовите народы, исповедующие православие в СССР и приведите их численность.

22. Объясните политические цели перевода графических систем письма народов СССР на кириллицу в 1930–1940-е гг. Назовите народы, чья письменность подверглась этому переводу.

23. Охарактеризуйте культурный архетип ислама с точки зрения теории модернизации. Назовите народы, исповедующие ислам и приведите их численность. В чем отличие суннитов от шиитов?

24. Национально-культурная политика 1930-х гг. В чем суть изменения политической линии в сравнении с 1920-ми гг.?

25. Охарактеризуйте культурный архетип буддизма с точки зрения теории модернизации. Назовите народы, исповедующие буддизм в СССР и приведите их численность.

26. Национально-культурная политика в годы Великой Отечественной войны.

27. Охарактеризуйте культурный архетип католицизма и протестантизма с точки зрения теории модернизации. Назовите, чем они отличаются? Назовите народы СССР, исповедующие католичество и протестантизм и приведите их численность.

28. Национально-культурная политика Н. Хрущева.

29. Охарактеризуйте образовательную структуру российского общества первой половины ХХ в.

30. В чем политический смысл идеологемы «советский народ – новая историческая общность» и объясните, почему она получила развитие в годы строительства «развитого социализма».

31. В чем отличие в понимании термина «нация» в российском  западноевропейском обществе?

32. Национально-культурная политика Л. Брежнева.

33. Сталинская формула нации, ее влияние на характер модернизации российского общества.

34. В чем культурологический смысл перестройки (вторая половина 1980 – начало 1990-х гг.).

35. Национально-культурные идеи большевиков в первых декретах советской власти.

36. Основные национально-культурные конфликтные зоны в годы перестройки. Объясните причины конфликтов с точки зрения теории модернизации.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.