«История Миуcс» | История «Миусс» | История «Миусс»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История «Миусс» «История Миуcс»  
«История Миуcс»

Т.И. Хорхордина

История Миусс – это во многом и история первого в стране специального гуманитарного высшего учебного заведения – Российского государственного гуманитарного университета. В РГГУ воплотились традиции образования и просвещения, определившие новаторский характер в деятельности образовательных учреждений, располагавшихся в разные годы на Миусской площади: Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского (Миусская площадь, д. 6), Московского археологического института (Миусская площадь, д. 3). Их отличало понимание гуманитарного знания как совокупного, относящегося ко всему, что связано с Человеком.

Традиции обучения этих образовательных учреждений были восприняты Московским государственным историко-архивным институтом, сыгравшим важную роль в сохранении социальной памяти и отечественный культуры, на базе которого и был создан в 1991 г. Российский государственный гуманитарный университет.

Таким образом, гуманитарный «антропологизм», или, точнее, «антропоцентризм», если следовать современной терминологии, явился основным целеполагающим принципом теории образования, разработанной в конце XIX – начале XX в. и оказавшей непосредственное влияние на развитие «вольной» высшей школы в России от Университета им. А.Л. Шанявского до РГГУ. Идея «вольной» высшей школы базируется на осознании того, что современное информационное общество, человеческая цивилизация в целом может жить и развиваться только при условии интеграции культурного и научного наследия, представляющего собой уникальную, неповторимую часть всемирной культуры. Сегодня мир предстает в рамках новой реальности как постоянно меняющееся произведение живой культуры, как плод диалогического общения между людьми, которых не могут разделить барьеры времени и пространства.

В сущности, речь идет о том, чтобы добиться восприятия целостности, слитности всех наук в едином общечеловеческом гуманитарном сверхзнании в самом широком смысле этого слова. Это и есть знание XXI в., объединяющее рациональное и интуитивное, сакральное и профанное, прозу науки и ее поэзию. Постижение высшего целого без мистицизма – девиз РГГУ. В сегодняшнем РГГУ на Миуссах это целое расписано по учебным программам и академическим часам. Соединение традиций и новаторства отличает университет исследовательского типа – Российский государственный гуманитарный университет.

История комплекса зданий на Миусской площади

Существуют две версии происхождения названия Миусского поля, давшего имя площади.

Первая версия относит возникновение названия к 1673 г., когда был казнен один из сподвижников Степана Разина – казак по имени Миюска. В царской грамоте 1675 г. сообщалось о нем, что «…назвался будто тот вор нашим Великого Государя нашего Царского величества сыном… Симеоном».

Вторая версия связывает возникновение названия площади со стремлением сохранить память о подготовке Азовских походов Петра I. Лес для строительства нового российского флота в устье реки Миюс, что впадает в Азовское море, брали на Московском лесном рынке, и здесь же находился основной его склад.

Миусская площадь была спланирована в конце 1810-х гг.

Новые черты в интенсивно менявшийся облик района внесло строительство многочисленных учебных заведений. Особенно значительный ансамбль сложился на Миусской площади. В начале XX в. в районе Миусской площади появился ряд общественных учреждений – промышленное училище (Миусская пл., д. 9), Народный городской университет им. А.Л. Шанявского (Миусская, д. 6), училище им. Императора Александра II (2-я Миусская ул., д. 10).

В 1910–1913 гг. архитектором А.И. Роопом на площади было построено городское начальное училище им. Николая II. А.И. Рооп использовал проект архитектора К.К. Гиппиуса, получивший 2-е место на конкурсе проектов городских начальных училищ, организованном Московской городской управой.

На северном участке площади были построены несколько учебных зданий: Шелапутинское ремесленное училище (архитектор – Р.И. Клейн, д. 3), дом городских училищ имени императора Александра II (архитектор – М.К. Геппенер, 2-я Миусская ул., д. 10). Таким образом, в районе Миусской площади находились училище им. Императора Александра II (2-я Миусская ул., д. 10), а также 11 городских начальных училищ.

Кроме того, на площади располагалось надстроенное в советское время двумя этажами старое здание Химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (Миусская пл., д. 9). Участок через улицу от здания университета им. А.Л. Шанявского Городская дума отдала для постройки физического института (Миусская пл., д. 4, архитектор – А.Н. Соколов). В 1946 г. здание было надстроено И.В. Жолтовским – ныне это Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша.

Между 2-ой Миусской улицей и переулком и улицей Александра Невского был расположен комплекс зданий, занимающих весь квартал. Этот квартал предполагалось отдать для устройства Московского археологического института, который и был построен в 1914 г. Проект здания МАИ был разработан архитектором В.Д. Адамовичем (Московская городская дума отдала участок для Императорского Археологического института).

В 1910 г. было принято решение о строительстве Народного городского университета им. А.Л. Шанявского. До этого университетские занятия проходили в помещениях арендуемого здания по ул. Волхонка, д. 14. К 1910 г. были собраны средства, необходимые для строительства здания университета. Основную сумму внесла вдова Альфонса Леоновича Шанявского – Лидия Алексеевна Шанявская. К этому времени торговля лесом была выведена с площади, и площадь начала застраиваться учреждениями, деятельность которых имела общегородское значение. По северо-восточной стороне были выстроены комплексы промышленного училища в память царя-освободителя Александра II и Шелапутинского ремесленного училища. В северо-западной части площади, между Лесной и 2-й Миусской ул., возник Миусский парк.

Местом для размещения основного корпуса Народного университета им. А.Л. Шанявского была выбрана незастроенная юго-восточная часть Миусской площади. Дополнительно к зданию университета были присоединены участки городской земли, ранее сдававшиеся в аренду. Существовавшая на ней застройка (1-этажный жилой дом с мезонином, сарай, навес для лесных материалов и две сторожки) была снесена. Для определения архитектурного решения нового здания университета в 1909 г. Попечительским советом университета был объявлен конкурс на проект здания. Конкурс предусматривал две стадии: эскиз и детальный проект. По условиям конкурса за эскизный проект назначались пять первых премий (денежное вознаграждение за каждую – 400 руб.), из которых предстояло выбрать два варианта для разработки детального проекта1. В жюри конкурса входили профессора Московского университета В.К. Рут, А.Н. Реформатский, книгоиздатель М.В. Сабашников, профессор архитектуры Л.Н. Бенуа, архитектор М.К. Геппенер, академики архитектуры С.У. Соловьев и Ф.О. Шехтель. Попечительский совет университета оставлял за собой право по своему усмотрению передавать постройку либо одному из двух архитекторов, победивших в конкурсе, либо другому лицу. Один из конкурсных вариантов представлен чертежом гражданского инженера Н.Л. Шевякова. Перед участниками конкурса была поставлена задача создания парадной, монументальной композиции. Победителями конкурса были объявлены Шевяков и Ганешин, однако детальная разработка проекта университета была поручена А.А. Эйхенвальду. Здание университета им. А.Л. Шанявского построено в 1912 г. (архитектор – И.А. Иванов-Шиц, инженер – А.А. Эйхенвальд).

Фасады и интерьеры выполнил гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц. За высокохудожественное решение главного фасада, выполненного в неоклассическом стиле, И.А. Иванов-Шиц получил вторую премию и серебряную медаль в конкурсе-смотре городского Общественного Управления2. Лепные работы были выполнены под руководством художника Ф.Ф. Конигседера.

В мае 1911 г. одобренный советом архитекторов проект был представлен на утверждение в Городскую управу. В 1912 г. был подписан акт об окончании строительства корпуса3. По сравнению с проектным решением не было возведено правое крыло здания. Монументальный главный фасад организовывал юго-восточную сторону периметра Миусской площади и органично вписался в ее ансамбль, состоящий в основном из комплекса общественных сооружений. Как уже отмечалось, в качестве двух лучших проектов были выбраны проекты гражданских инженеров Н.Л. Шевякова и Ф.А. Ганешина. Разработка детального проекта была поручена другим авторам: плановую композицию выполнил гражданский инженер А.А. Эйхенвальд, фасады и интерьеры – гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц. В это время Иванов-Шиц был председателем архитектурно-технического совета Московской городской управы. В своем проекте Эйхенвальд и Иванов-Шиц ориентировались на предложение Шевякова. Но из его проекта была взята только часть экспозиции, а именно – корпус вдоль Миусской площади. Следуя широко распространенным и отработанным принципам классической традиции, авторы выстроили четкую симметричную плановую композицию, в основе которой лежит группировка основных функциональных элементов комплекса по трем поперечным осям, перпендикулярным протяженному парадному фронту здания вдоль Миусской площади. В центральной части размещались парадный вестибюль и двусветная аудитория на 500 человек, перекрытая световым фонарем. Левое крыло в основном занимали помещения биологических и химических лабораторий. В правом крыле большие площади были отведены под магазины. Но этот объем не был построен полностью. Вдоль главного фасада размещались помещения администрации, кабинеты для семинаров, читальни и т. д.; на 3-м этаже в боковых крыльях окнами на главный фасад выходили две аудитории на 250 человек.

Недостаточно организованной оказалась дворовая часть владения университета. Территория за главным корпусом была довольно хаотично застроена одноэтажными деревянными сараями и сторожками. Участок слева от здания университета не имел никакой застройки и не был благоустроен. Вероятно, эта территория была рассчитана на дальнейшее ее освоение при расширении университетского комплекса.

В связи с началом Первой мировой войны дальнейшее строительство комплекса было приостановлено. Новый этап строительства был начат только в 1930-х гг. К этому времени вместо закрытого в 1918 г. Народного университета Шанявского в здании размещался Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова. Это высшее партийное учебное заведение было открыто осенью 1919 г., сменив недолго существовавшие агитационно-пропагандистские курсы, затем реорганизованные в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет. Под этой вывеской высшее учебное заведение просуществовало до 1939 г. В 1930-х гг. было возведено правое крыло здания, предусмотренное первоначальным проектом. Тогда же со стороны дворового фасада к центральной части корпуса был пристроен 6-этажный объем, перестроенный затем в 1950-х гг. При этом был утрачен полукруглый ризалит на дворовом фасаде центральной части. Трехчастная структура плана, заданная поперечными осями, отразилась в композиции главного фасада. Центральный и боковые ризалиты являются его основными композиционными пластическими и смысловыми акцентами. Благодаря им, главный фасад, несмотря на значительную протяженность и неизбежную повторяемость деталей, производит впечатление разнообразной и насыщенной композиции. Пропорциональный строй здания, подчеркнутая геометричность форм и лаконичность деталей, соответствующие приемам неоклассического стиля, придают зданию монументальный характер.

Отделка фасадов здания производилась строительной фирмой «Братья Аксерио». Фасад правого крыла возведенного в 1930-х гг. соответствует стилистике основного объема.

В этот период новыми пристройками был значительно расширен главный корпус университета (современное строение № 7). Было возведено правое крыло здания по 4-му Миусскому пер. (современная ул. Фадеева), предусмотренное еще проектом А.А. Эйхенвальда. Стилистически новый объем был в основном увязан с архитектурой главного корпуса. К центральной части здания был пристроен 6-этажный объем, имевший довольно сложную ассиметричную конфигурацию. Вновь возведенные крылья главного корпуса частично решили проблему организации дворового пространства комплекса университета, придав ему более замкнутый характер. Одновременно с расширением главного корпуса университета был возведен комплекс его общежитий. Четыре 7-этажных объема были размещены на территории, находящейся слева от главного учебного корпуса. Их постановка соответствовала градостроительным приемам преобладающего в тот период архитектурного стиля «конструктивизм», пропагандировавшего необходимость слияния уличного и дворового пространств, полную просматриваемость и доступность комплекса извне, лаконичность декорации отделки. Протяженные фасады 7-этажных корпусов подчеркнули монументальный характер Миусской площади. Со стороны 1-й Миусской улицы узкие торцевые фасады общежитий создали напряженный участок уличного фронта и обеспечили включение дворового пространства в уличную композицию.

«Конструктивистский» этап в развитии комплекса университета не нарушил достоинств первоначального замысла, хотя и не создал новой слитной органической композиции. Обе части комплекса – конструктивистская и неоклассическая – существовали достаточно независимо друг от друга.

В конце 1940 – начале 1950-х гг. начался новый, завершающий этап в развитии университетского комплекса. К этому времени это была Высшая партийная школа. По проекту архитекторов К.С. Алабяна и В.Я. Брыкина были возведены корпуса на современной улице Чаянова. Первым был возведен жилой корпус в юго-восточном углу квартала, высота которого в центральной части была 11-этажной, в боковых крыльях – 6 этажей. Постановка корпуса композиционно была увязана с «конструктивистскими общежитиями», но при этом был создан совершенно новый тип застройки, ориентированной на архитектурные и градостроительные приемы периода «освоения классического наследия». Для него характерно стремление к созданию сплошного уличного фронта застройки, замкнутого дворового пространства, композиционной симметрии, пышному декоративному убранству. Немногим позже «конструктивистские» общежития были надстроены двумя этажами; их фасады, выходящие на 1-ю Миусскую улицу, получили пышное декоративное убранство, характерное для советской архитектуры периода «освоения классического наследия».

В 1953–1954 гг. К.С. Алабяном и В.Я. Брыкиным был построен 6-этажный учебный корпус в северо-западной части квартала. Он включил ранее существовавшее центральное «конструктивистское» крыло. Постановка новых объемов полностью замкнула периметр учебной части университетского комплекса, организовав сплошной фронт застройки по улице, замкнутое дворовое пространство, полную симметрию этой части комплекса. Таким образом, в плановой композиции учебных корпусов соединились «неоклассические» тенденции в архитектуре, принадлежащие разным временным периодам – началу и середине XX в. На отделку главного фасада нового учебного корпуса повлияла кампания «борьбы с украшательством», начавшаяся после известного постановления 1956 г. Это привело к заметному противоречию между композиционным строем фасада и его декоративным решением, к необоснованному увеличению масштабных характеристик объема.

В 1978 г. Высшая партийная школа была объединена с Академией общественных наук и Заочной высшей партийной школой и получила название Академия общественных наук при ЦК КПСС.

Группа основных помещений сохранила почти без изменений как планировку, так и декоративную отделку. Утрачены лишь стойки гардеробов, центральная аудитория, аудитории в боковых крыльях на 3-м этаже; в левой разобран амфитеатр кресел, лестничные узлы.

Биографии архитекторов зданий по Миусской, д. 6

Шевяков Николай Львович (1868, Ветлуга – ?) – русский архитектор и преподаватель, один из мастеров московского модерна. В 1893 г. окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге со званием гражданского инженера. Во время службы в армии в 1893–1894 гг. работал на перестройке Инженерного замка в Петербурге, а в 1894–1901 гг. состоял на службе в ТСК МВД. В 1894–1897 гг. работал на постройке Промышленного училища Ф.В. Чижова в Костроме. В 1989–1900 гг. – помощник архитектора Л.Н. Кекушева. В соавторстве с Кекушевым, а также с архитектором С.С. Шуцманом осуществил проект гостиницы «Метрополь». С 1901 г. постоянно жил в Москве. В 1908 г. стал архитектором Румянцевского музея, в 1911 г. – архитектором Николаевского лицея. В 1910 г. вступил в Московское архитектурное общество. В 1915 г. был зачислен инженером при 5-м отделении Городской управы. Архитектурную практику совмещал с преподавательской деятельностью – на Строительных курсах Приорова, на Женских строительных курсах, в 1926 г. – в МИИТе. В 1918 г. являлся членом Технического совета в строительном отделении Бюро Московского совета районных дум. Дальнейшая судьба неизвестна. Некоторые постройки: гостиница «Метрополь» 1898 г., крыло Румянцевского музея 1911–1912 гг., интерьер читального зала Румянцевской библиотеки в Пашковом доме 1913–1915 гг. и др.

Источник: http://ru.Wikipedia.org/wiki

Ганешин Федор Алексеевич (1875, Москва – 1957, Москва). Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1899 г. получил звание классного художника архитектуры. В 1899 г. работал помощником архитектора на строительстве Ходынских (Николаевских) казарм. С 1911 г. член Московского архитектурного общества. В советское время занимался реконструкцией 1-й и 5-й городских больниц.

Источник: Зодчие Москвы. М., 1998.

Эйхенвальд Николай Александрович (1873, Москва – 1934, Москва) –русский архитектор, мастер модерна. В 1902 г. со званием классного художника архитектуры окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. С 1904 г. работал производителем строительных работ у Д.И. Филиппова – известного московского булочника. В 1912 г. вступил в Московское архитектурное общество. Проекты: усадьба Д.И. Филиппова (1904, Подольский район Московской губернии), интерьеры кофейной Д.И. Филиппова (совместно с П.П. Кончаловским, С.Т. Коненковым, В.М. Маятом), перестройка гостиницы «Люкс» (1911 г., Тверская улица, 10).

Источник: http://ru.Wikipedia.org/wiki

Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865, с. Михайловка Воронежская губ. – 1937, Москва). Мастер стиля «модерн». Разработал собственный узнаваемый почерк на основе венского сецессиона и греческой классики. Работал в Москве, строил преимущественно банковские и общественные здания – больницы, учебные заведения, народные дома. В советский период среди прочего перестроил Большой Кремлевский Дворец под зал заседания Верховного Совета. Окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров (1893–1898 гг.). Стажировался за границей. Переехав в Москву, два года работал на городского архитектора М.К. Геппенера. Первые работы – традиционная поздняя эклектика – Мазуринский приют на Девичьем поле 1893 г. Первая крупная работа (в соавторстве с Кекушевым) – проектирование инфраструктуры – станции, депо, мастерские и жилые дома Вологодско-Архангельской железной дороги (1895–1896 гг.). Хорошо освоил кекушевский, франко-бельгийский вариант модерна и впоследствии успешно практиковал его, однако знаменитым его сделал именно вагнеровский сецессион. Первой «венской» постройкой стал доходный дом Хомякова на Кузнецком мосту, 6. Отказавшись от вычурных кривых франко-бельгийского модерна, он подчеркнул вертикали здания, использовав комбинацию отделочных материалов – камень, плитку, штукатурку. Он стал особенно востребован после революции 1905 г., когда реакция против роскоши модерна возродила в обществе интерес к классике. Вплоть до 1928 г. был главным архитектором расширявшейся Солдатенковской (Боткинской) больницы. В начале 1920-х гг. выполнял проекты по надстройке жилых домов Наркомфина на Тверском бульваре. Ему была доверена работа по перестройке исторических залов Большого Кремлевского Дворца под зал заседания Верховного совета СССР (в конце 1930-х гг. вновь перестроен под руководством М.И. Мержанова. В 1990-е гг. перестроен по первоначальному проекту К.А. Тона и Н.И. Чичагова). Кроме того, постройки Иванова-Шица – ремесленное техническое училище (1893–1903, Миусская площадь, д. 9), памятник жертвам катастрофы на Ходынском поле (1896, Ваганьковское кладбище), клуб Московского купеческого собрания (1907–1908, Малая Дмитровка, д. 6), комплекс сооружений Солдатенковской больницы (1908–1915 и 1923–1926, Второй Боткинский проезд, д. 5), хирургический корпус глазной больницы им. Гемгольца (1929, Садовая-Черногрязская ул., Фурманный пер.).

Источник: http://ru.Wikipedia.org/wiki

Алабян Каро Семенович (1897, Елизаветполь – 1959, Москва) – советский архитектор, академик. Окончил Московский высший художественно-технический институт – ВХУТЕИН в 1929 г. С 1932 г. жил и работал в Москве. С 1932 по 1950 г. был секретарем Союза архитекторов СССР. В 1943–1945 гг. руководил разработкой генерального плана восстановления Сталинграда. По проекту Алабяна построено здание Сочинского морского вокзала (1954, совместно с Л.Б. Карликом), Центральный академический театр российской армии (совместно с В.Н. Симбирцевым), наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская». Был женат на актрисе Л.В. Целиковской. Являлся кровным братом Анастаса Микояна. Архитектора связывала с ним военная история, в которой Алабян спас Микояну жизнь, и по кавказскому обычаю они породнились.

Источник: http://ru.Wikipedia.org/wiki

1 См.: Зодчий. 1909. № 27. С. 289.

2 См.: Гейнике Н.А., Елагина Н.С. и др. Путеводитель «По Москве». Репринт. изд. 1991. С. 119.

3 См.: ЦАНТДМ. Сущевская часть. Ф. 2674/2035. Д. 1.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.