Народные университеты в России конца XIX – начала XX вв. | История «Миусс» | История «Миусс»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История «Миусс» Народные университеты в России конца XIX – начала XX вв.  
Народные университеты в России конца XIX – начала XX вв.

Бахтурина А.Ю.

Эволюция содержания университетского образования и народные университеты в Европе во второй половине XIX – начале ХХ в. Вторая половина XIX в. в Европе и России была отмечена изменениями в содержании университетского образования. Университеты возникли в эпоху средневековья. Уже само их название показывало, что университет представлял собой «universitas» - совокупность знания и образования. Цели университетского образования не были дифференцированы. Долгое время университетское образование и профессиональное и специальное обучение существовали отдельно друг от друга.  Итогом университетского образования была подготовка ученого – исследователя. Доминирующим в университетской деятельности был принцип единства образования и исследования. Постепенно параллельно с университетами возникают специальные высшие школы (технические, коммерческие, сельскохозяйственные, ветеринарные высшие школы). В течение XIX в. соотношение общего и специального образования изменялось в университетах в направлении доминирования специального образования. Понимание образования в широком смысле слова подразумевало умение видеть целостность мира, широкий кругозор, формирование личности.

С течением времени университетское образование развивается в направлении развития специального образования, превращая университет в группу специальных высших школ. Это обстоятельство внесло существенные противоречия в развитие университетов. С одной стороны, ученые-исследователи переставали чувствовать себя комфортно в университетах, поскольку стали ощущать себя перегруженными преподаванием предметов, присущих специальной высшей школе. С другой, научные исследования в университетах также утрачивают свою привлекательность, поскольку не всегда ясно и трудно объяснить, какой профессии они соответствуют. Но противоречие между научными исследованиями и профессиональным обучением в университетах к концу XIX столетия не было единственным.

Университетское образование в течение многих лет рассматривалось в контексте духовного образования человека через изучение философии, истории, религии, поэзии, искусствознания. Лишь овладев таким образованием, молодой человек должен был искать профессию. Введение специальных знаний в университетское преподавание в XIX столетии изменило университеты, но не привело к созданию альтернативных форм в сфере духовного образования и воспитания личности через усвоение фундаментальных знаний.

Эти проблемы беспокоили европейских ученых, многие из которых в конце XIX – начале XX в. пришли к выводу о том, что восстановить университеты в классическом традиционном понимании невозможно и функции, которые ранее были сосредоточены в одном университете (подготовка к профессиональной деятельности, исследовательская деятельность и подготовка исследоватетей, духовное развитие личности), разделились. И для кажной из этих функций необходима своя организационная форма.  Для решения задачи духовного и нравственного образования человека предлагалось создавать  самостоятельные, независимые от университета народные университеты. В Европе существовали различные взгляды на задачи народных университетов. В Дании целью народных университетов декларировалось формирование религиозного мировоззрения в народной среде. В Германии преобладала другая точка зрения. Многие немецкие социологи исходили из того, что из преподавания в народных университетах должны быть исключены специально-научные и профессиональные  знания. Народный университет должен стать средством преодоления классовых, конфессиональных и прочих различий, средством единения нации. Во Франции в Уставе национальной федерации народных университетов Франции целью народных университетов деклараровалась подготовка «социальной эмансипации пролетариата при помощи его умственной эмансипации». В Англии в конце XIX в. был основан народный университет – Дом Рескина. Его создатели цель своей деятельности формулировали следующим образом: «до сих пор большинство рабочих были лишены того образования и развития, которые необходимы для понимания проблем нашей жизни и нашего поколения. Между тем, эти люди – наши граждане и избиратели. Воспользуются-ли они своим правом разумно, или же подчинятся влиянию вытекающих из невежества предрассудков, это будет зависеть от степени их познаний. Колледж Рескина создан именно для того, чтобы рабочие могли беспристрастно изучать великие социальные и политические проблемы начего времени». Образование, которое получают рабочие в народном университете, является не средством личного возвышения, а основой для деятельности во имя общего блага.

Народные университеты впервые появились в Англии. В 1867 г. профессор Кембриджского университета Д.Стюарт прочитал в различных городах курс публичных лекций по астрономии, которые имели большой успех. В 1876 г. создается «Лондонское общество для распространеия в народе университетского образования». Позже университетские курсы организуются в Оксфорде и других местах. По английскому образцу это движение стало развиваться в Дании, других Скандинавских странах во второй половине XIX в. В Германии широкую известность получила организованная в 1879 г. народная «академия Гумбольдта», в которой на университетском уровне преподавались курсы литературы и искусства, философии, истории, социальных наук, естествознания. В 1899 г. был открыт народный университет в Париже, затем в других городах. Народные университеты в Европе создавались на общественных началах. В ряде стран они получали государственную финансовую поддержку. Существовали различные формы организации. В Англии ряд народных университетов имели собственные общежития для учащихся, в которых последние проживали в течение одного года. Движение за создание народных университетов на Западе оказало известное влияние на аналогичную деятельность в России. Однако, развитие теории и практики народных университетов в России, как и всего внешкольного образования, определялось своими собственными потребностями, шло самостоятельным путем.

Создание и развитие народных университетов в России.

В России Народные университеты возникли и развивались как органическая составная часть широкого общественного движения за распространение в народе грамотности и образования. В 1859 г. в Киеве была открыта первая в России воскресная школа. Воскресные школы стали широко распространяться с 1870-х гг. Первоначально их деятельность ограничивалась обучением грамоте. В России первые попытки распространения в народе университетского знания начались почти одновременно с Англией. В 1871 г. Новороссийское общество естествоиспыталей стало читать систематические лекции в Одессе. В России первые попытки распространения в народе университетского знания также относятся к 1870-м годам. В Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Петербурге, Николаеве и в других городах читались систематические лекционные курсы.

Однако эти попытки, как правило, пресекались. Впервые под названием народного университета начали свою деятельность общеобразовательные курсы в Петербурге, которые в отчете за 1897 г. называли свое учреждение «Народный университет в С-Петербурге». С конца 1896 г. в России начинается широкая популяризация идеи развития народных университетов. В конце 1890-х гг. в России активно распространяются идеи о том, что интеллигенция должна помочь народу удовлетворить его духовные запросы.

В ХХ веке в системе внешкольного образвоания в России появились и получили развитие народные университеты и общества народных университетов. Движение за создание народных университетов приобрело широкий размах в период первой русской революции.

Активное создание народных университетов началось в годы первой русской революции. Начиная с 1905 г. принимаются многочисленные решения об открытии народных университетов, проводятся сборы пожертвований, создаются общества народных университетов в Москве, Петербурге и других городах. 9 декабря 1905 г. на заседании общества гражданских инженеров в Петербурге был заслушан доклад члена общества Н.В.Дмитриева «О необходимости организации городского с-Петербургского народного университета». Было принято решение значительно расширить региональные рамки и создать «Всероссийское общество народных университетов». Но разрешение на создание Всероссийского общества не было получено и в 1906 г. было создано Петербургское общество народных университетов. В 1907 г. было зарегистрировано «Московское общество народных университетов». В том же году были открыты народные университеты в Варшаве («Университет для всех» и «Народный университет Польской Матицы»).

К концу 1907 г. было зарегистрировано около 15 обществ народных университетов. Возникавшие народные университеты существенно отличались друг от друга. Типовых вариантов не было. Народные университеты в большинстве отличались крайне неустойчивостью, быстро прекращали свое существование. В целом по России многие народные университеты ограничивались организацией народных чтений и лекционной деятельностью.

Слушателями лекционных курсов в народных университетах были в большинстве случаев рабочие и служащие. По данным анкетирования народных университетов в Москве в 1907-1911 гг. 95% слушателей составляли рабочие, сапожники, огородники. Приктически не было учащихся и представителей интеллигентных профессий. В народных университетах могли обучаться как мужчины, так и женщины, но женцин было значительно меньше – около 10%. Образовательные уровень слушателей был невысок. Большинство окончило 2-3 класса начальной школы, иногда среди слушателей встречались неграмотные. По этому поводу среди создателей народных университетов в отдельных губерниях России шли споры. Так, при открытии народного университета в Нижнем Новгороде, в 1916 г. поступило предложение создавать университет только для тех, кто достиг должного общеобразовательного уровня, так как «высшее знание по самому своему существу не может быть доступно всем без исключения»1. Гласный нижегородской городской думц Д.В.Серебровский высказался за более демократический характер учебного заведения: «Народный университет должен иметь в виду не состоятельные классы населения, а народ в собственном смысле этого слова, лишенный возможности получать образование. Было принято решение сделать народный университет «доступным самым широким слоям населения», для чего предусмотреть такие меры: низкая плата за обучение; отсутствие каких –либо ограничений для поступления. Программы были рассчитаны на слушателей, окончивших высшее (4-х годичное) начальное училище.

Анкетирование московских народных университетов показало, что слушателей интересовали все темы без исключения. Они были готовы слушать любые лекции на любые темы, правда определенное предпочтение отдавали лекциям, посвященным естественнонаучным и техническим проблемам2. Несколько иные данные дало обследование Кубанского народного университета. Среди слушателей преобладали приказчики, писцы и конторщики. Наибольший интерес слушатели проявляли к лекциям по историческим, филологическим и юридическим наукам.  В Тифлисе 70% слушателей народных университетов составляли рабочие.

Слушание лекций в большинстве народных университетов было платным. Плата колебалась в пределах от 5 до 10 копеек за одну лекцию. Могла устанавливаться месячная оплата за слушание курса лекций. В среднем за один предмет учащиеся платили 50 копеек в месяц.

Средства на содержание народных университетов складывались из платы за лекции. Народные университеты в одной губернии, как плавило, создавали Общество народных университетов. Такая форма организации предусматривала уплату членских взносов, которые также шли на содержание университета. Следующую статью доходов составляли частные пожертвования и средства органов самоуправления. В Нижнем Новгороде 19 октября 1905 г. городская дума постановила открыть народный университет и «ассигновать на этот предмет из городских средств сто тысяч рублей». Но реально только после получения крупного пожертвования в 70 тысяч рублей возобновились ходатайства об открытии университета.

Основные расходы народных университетов были связаны с необходимостью оплаты аренды помещений для чтения лекций. Лекторы очень часто работали бесплатно. Но при отдельных университетах создавались школы грамоты, дававшие начальное образование. В этих школах оплачивалась работа учителей.

Особую проблему для деятельности народных университетов представлял поиск помещений для чтения лекций. Собственных зданий у народных университетов не было. Они арендовали различные помещений. Нередко они искали новое помещение для каждой следующей лекции. Делались попытки чтения лекций в городских училищах и в университетских аудитория. Но, как правило власти не давали разрешения на подобные мероприятия. В большинстве случаев народным университетам предоставлялись помещения в зданиях, занимаемых общественными организациями. Например, в Казани, народный университет действовал в помещениях Вспомогательного общества приказчиков, Общества служащих в казенных и общественных учреждениях г.Казани.

В 1905 г. в Петербурге была предпринята попытка создания Всероссийского общества народных университетов, которая закончилась неудачей. Но, несмотря на это, объединение деятелей народных университетов произошло в форме Всероссийских съездов народных университетов, первый из которых состоялся в 1908 г. Он собрал 478 участников, из них 331 – представители Петербурга, 30 – Москвы и 117 из других городов России. Съезд отметил, что народные университеты в своей деятельности должны быть внепартийными учреждениями и ставить перед собой только цель просвещения масс. В резолюции по вопросу об организации деятельности народных университетов говорилось, что народные университеты должны строиться на принципах самоуправления. Для этого предлагалось привлекать представителей от слушателей к участию в управлении народным университетом и контролю за деятельностью должностных лиц. Демократизм управления должен был выражаться в активном участии слушателей в разработке общего плана обучения, выборе лекторов. Несмотря на то, что участники съезда отметили исключительно просветительский характер деятельности народных университов, в резолюции съезда отмечалась необходимость чтения курсов лекций по рабочему и крестьянскому вопросам3.

Предполагалось распространение деятельности народных университетов в сельской местности. Для этого народные университеты должны были организовывать отдельные лекции в деревне.  Самостоятельным направлением деятельности народных университетов признавалось распространение гигиенических знаний и борьба с алкоголизмом.

В XIX в. России возникли два своеобразных учреждения, которые не именовались народными университетами, но были очень близки к ним по характеру своей деятельности. Это Смоленская школа, находившаяся в с.Смоленском под Петербургом и Пречистенские рабочие курсы в Москве. Смоленская школа сослояла из группы воскресных школ. Затем воскресные школы постепенно дополняются различными подразделениями, программы которых позволяли получить более высокий уровень знания. К 1900-м годам в это школе действовали начальная школа, специальные классы с изучением в течение трех лет русского языка, литературы, истории, географии, алгебры, геометрии, физики, химии, механики, черчения, естествоведения, группы окончивших специальные классы, группы по подготовке к экзаменам на учителя сельской школы и на аттестат зрелости.

Пречистенские рабочие курсы были открыты Русским техническим обществом в 1897 г. К 1908 г. Пречистенские курсы объединяли три основных звена: низшую школу, среднюю школу и высшую школу с университетскими дисциплинами. На курсах работали физиолог И.М.Сеченов, химик А.П.Реформатский и другие. В отличие от большинства народных университетов имелись органы самоуправления учащихся. Контингент слушателей состоял в основном из рабочих, обучение велось бесплатно.

Теоретиков и организаторов внешкольного образования прежде всего интересовали вопросы, связанные со статусом народного университета, содержанием образовательных программ. Высказанные мнения можно свести к трем основным группам. Часть представителей внешкольного образования предлагала создавать народные университеты, сумма получаемых знаний и учебные программы которых максимально приближались к обычным университетам. Другие стремились приблизить народный университет к типу высшего профессионального учебного заведения, сориентированного на расширение общетехнического кругозора рабочих. Третья группа представляла народный университет как организацию публичных чтений с непостоянным составом слушателей.

При всем разнообразии подходов единодушно признавалось, что народный университет – это «вольная школа», доступная для всех, не дающая по окончании никаких прав. Господствующее определение народного университета в начале ХХ в. было следующим: народный университет – просветительская организация, призванная популяризировать научное общеобразовательное знание среди взрослого трудового населения страны4. В начале ХХ в. активно обсуждался вопрос о связи обучения в народных университетах с политикой. По этому вопросу высказывались различные мнения. Большинство участников движения за создание и развитие народных университетов, постоянно подчеркивали, что народные университеты не имеют ничего общего с политикой. Но, несмотря на то, что народные университеты декларировались как чуждые политики организации, преследующие исключительно просветительские цели, в высказываниях многих создателей народных университетов о целях их деятельности прослеживается элемент политизации. Представители либеральной интеллигенции, принимавшие активное участие с создании и деятельности народных университетов, подчеркивали, что идеи конституционализма, которые пропагандировались в России особенно активно в начале ХХ в., не воспринимаются широкой массой населения.

На первом Всероссийском съезде народных университетов в Москве говорилось о том, что необходимо широкое распространение юридический знаний: «В настоящее время Россия переживает переходный период своего развития: из государства полицейского она превращается в правовое. Опека правительства над народом заменяется самодеятельностью граждан и самоуправлнием. Граждане призваны к законодательству и к наблюдению за деятельностью органов власти. .. Если мы хотим, чтобы эти начала нового строя не остались только на бумаге, а воплотились в жизнь, и чтобы новый строй был создан согласно желаниям и нуждам широких народных масс, нужно, чтобы весь народ принял участие в этом строительстве... Но как приобщить народ к великому делу обновления быта, к созданию нового права и к защите его, когда ему чужды самые первоначальные понятия о праве, законе и государстве, когда ему неизвестны ин и его права, ни его обязанности , как гражданина и члена общества, когда у него нет никаких сведений об устройстве того государства, в котором он живет...». Необходимо, подчеркивалось на съезде, через деятельность народных университетов воспитать в народе любовь и уважение к праву и научить его ценить каждое право, «как самое драгоценное свое достояние, а научившить ценить его и дорожить им, он сумеет зищитить его от всяких досягательств». Правовое просвещение народа рассматривалось как «вернейший путь для скорейшего укрепления политической свободы и усовершенствования общественного строя. Когда народ узнает свое право, он сам осуществит своей идеал: стать свободным народом в свободном государстве»5.

Но при этом народные университеты не были свободны от политизации в своей деятельности. Важным аспектом их деятельности, имевшим политическое значение, была борьба за преподавание на родном языке учащихся. Движение за получение образования на родном языке возникло в России в конце XIX в. и существенно усилилось в годы первой русской революции. Деятели народных университетов на Украине активно выступали за преподавание на украинском языке. Предложения ввести преподавание на родном языке учащихся имели явный политический подтекст. Отмечалось, что развитие преподавания в народных университетах на русском языке является одним из средств уничтожить украинский народ как нацию6. Они настаивали на том, чтобы украинский язык был введен во всех просветительных учреждениях на Украине. Призывали к тому, чтобы народные университеты в украинских губерниях «во избежание упреков в невольной поддержке руссификаторской политики» вводили преподавание на украинском языке.

Учебные программы народный университетов были весьма разнообразны. В ряде случаев, слушателей пытались подготовить к восприятию лекции. Например, в Екатеринодаре перед началом каждой лекции слушатели при входе получали подробную программу предстоявшей лекции. На обратной стороне программы указывалась литература по теме и пояснялись непонятные для мало подготовленного слушателя термины. Также в программе давался список вопросов для слушателей, на которые они должны были ответить. Ответы должны были помочь организаторам лекций понять, насколько слушатели усвоили предложенную тему.

Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского.

Наиболее устойчивым и популярным в России стал Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского.

Альфон Леонович Шанявский родился 9 февраля 1837 г. В 1846 г. девятилетний Альфонс начал обучаться в кадетском корпусе в Туле, затем окончил константиновское военное училище в Петербурге. Вскоре после окончания училища он поступил в Академию генерального штаба. По кончании академии в мае 1861 года он был принят на сулжбу в Генеральный штаб и вскоре произведен в генералы.

Блестящая карьера Шанявского была в значительной мере связана с покровительством нового военного министра графа Д.А.Милютина. Но Шанявский по состоянию здоровья скоро покинул Петербург и продолжил службу в Восточной Сибири, затем снова в Петербурге. В Петербурге здоровье Шанявского резко ухудшилось и в 38 лет  он вышел в отставку и уехал в Сибирь как частное лицо. Он стал одним из участников Зейской золотопромышленной компании.

В 1887 году был уволен из Московского университета профессор М.М.Ковалевский. В 1901 г. он основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук». В 1905 г. Шанявский предложил Ковалевскому создать аналогичное учебное заведение в Москве.

В сентябре 1905 г. Шанявский обратился с предложением к Московской городской думе открыть на его пожертвования народный университет, в котором за небольшую плату можно прослушать курсы лекций в объеме высшей школы. Шанявский писал: «В нынешние тяжелые дни нашей общественной жизни, признавая, что одним из скорейших способов ее обновления и оздоровления должно служить широкое распространение просвещения и привлечение симпатии народа к науке и знанию». Шанявский просил принять в дар значительную часть его состояния для устройства в Москве Народного университета. Основным условием организации университета он ставил открытость, «... широкую доступность.. для всех желающих учиться без различия пола, национальности, вероисповедания и без требования предъявления каких бы то ни было дипломов, свободу от формальных стеснений при приглашении лекторов, чтение лекций на любом языке, возможная умеренная плата за слушание лекций со стремлением к полной бесплатности». Предполагалось также, что университет не будет зависеть от министерства народного просвещения не только в финансовом, но и административном отношении. Проект Шанявского был поддержан в министерстве народного просвещения, но вскоре в министерстве произошла   смена руководства. Министром народного просвещения стал Шварц. Проект создания университета Шанявского был изъят из Государственной Думы и возвращен в министерство на доработку. Шварц настаивал на усилении зависимости униветситета от министерства. Он предлагал ввести утверждение программ и преподавателей университета попечителем учебного округа, а председателя правления университета министром народного просвещения. В Думе правые депутаты поддержали предложения Шварца и настаивали на внесении других поправок консервативного характера. Например, предлагалось ввести цензуру лекционных курсов. В итоге Думой был принят проект Шварца и университет был создан7. 3 июля 1908 г. был утвержден устав университета, а с 1 октября того же года начались занятия.

Создатели университета исходили из того, что новое учебное заведение будет не «суррогатом» университета, а настоящим университетом. Отличие его будет заключаться не в уровне преподавания, а в поставленных задачах. Государственный университет, считали создатели университета Шанявского, обслуживает потребности науки и государственного аппарата. При этом там готовят, во-первых, людей способных в итоге занимать государственные должности, и, во-вторых, ученых, научные исследования которых не связаны с интересами общества. Народный университет, наоборот, развивается под влиянием и в интересах общества. Это приводит к гибкости учебных программ, сориентированных на научные потребности общественного развития.

Первоначально университет имел традиционную структуру. Было открыто три факультета (отделения) университета: общественно-юридических наук, историко-философский и естественно-исторический. В 1908-1909 г. на них обучалось 975 слушатетей. Число слушателей в университете росло. Многие слушатели специально приезжали в Москву для учебы именно в Университете Шанявского. В 1916 г. приезжие составили более половины всех слушателей. К 1913-1914 учебному году только на академическом отделении обучались свыше 3,5 тыс человек, а общая численность достигла 5372 слушателей.

С развитием университета его структура изменилась. Факультеты были преобразованы в отделения: академическое, научно-популярное и специальные курсы. Внутри каждого отделения создавались циклы или группы.

Научно-популярное отделение «в виде элементарных общеобразовательных курсов» ставило своей целью дать знания «приблизительно в пределах общеобразовательной средней школы» и «некоторые специальные знания, могущие оказаться полезными в практической жизни». Само отделение делилось  на три группы: подготовительную, основную и дополнительную. В подготовительной группе в течение года изучались русский язык, литература, арифметики и ряд других предметов). Основная группа была двухгодичной. Преподавались предметы первой группы в расширенном виде, а также математика, химия, физика, биология, география). Дополнительная группа, как и подготовительная была одногодичной. Там изучались психология, анатомия и физиология, политическая экономия и остальные предметы из курса средней школы. Научно-популярное отделение действовало с 1910 г. Оно создавалось как подготовительное для дальнейшего обучения на академическом отделении.

Академическое отделение предназначалось для тех, кто уже имел подготовку в объеме средней школы. Обучение было рассчитано на три года. На академическом отделении имелось несколько циклов: общественно-юридический цикл, историко-филологический, естественно-историческая группа, эпизодические курсы, иностранные языки. Слушатель мог заниматься на одном или одновременно на нескольких циклах. Каждый из слушателей сам определял для себя круг изучаемых предметов. Лекции проводилисьв зданиии университета, семинарские и практические занятия – дома у преподавателей или в университете.

На третьем отделении специальных курсов имелись курсы по кооперации, общей агрономии, библиотечному делу, внешкольному образованию, педагогические курсы. Данные курсы организовывались для подготовки работников по дефицитным профессиям: местному самоуправлению, кооперации, дошкольному воспитанию. Курсы были временными и постоянными. Обучение на курсах продолжалось от двух недель до одного года.

Все занятия проводились в вечернее время с 17 до 22 часов, чтобы дать возможность учиться тем, кто днем работал.

Несмотря на значительное число слушателей, в Университете Шанявского наблюдался их постоянный отсев. Не более четверти из них завершали полный трехлетний срок обучения на академическом отделении. Многие из слушателей изначально не ставили перед собой задачу пройти полный курс обучения. Они посещали занятия в Университете Шанявского с целью расширить свой кругозор. Среди них, в частности, были Сергей Есенин и Николай Клюев. Чрезмерная текучесть состава слушателей мешала качественной подготовке слушателей научно-популярного отделения для дальнейшего обучения на академическом отделении.

Практическая работа показала, что замысел организации вечернего образования себя в полной мере не оправдал. Оказалось, что не все способны совмещать работу с успешной учебой. Уже в 1915 г. 63% слушателей академического отделения указывали в анкетах, что нигде не работают и учеба в университете – их единственное занятие.

Руководил народным университетом попечительский совет. Половина его членов избиралась Московской городской думой, а другая половина состояла из пожизненных членов, вакансии, которых замещались по избранию самого совета. Совет  самостоятельно приглашал преподавателей. Текущими административными и финансовыми вопросами занималось правление. Правление избиралось Попечительским советом. Важную роль в обеспечении организационной и хозяйственной поддержки университету со стороны органов самоуправления играл Комитет усовершенствования, избираемый Московской городской думой по представлениям Попечительского совета. Академический совет (коллегия профессоров) руководил разработкой и совершенствованием учебных планов.

Как и в других народных университетах организацией образовательного процесса занимились представители либеральной интеллигенции. Среди преподавателей и слушателей были и представители российской социал-демократии. Например, преподавали социал-демократы историки В.П.Волгин и Н.М.Лукин.

Для чтения лекций в народном университете А.Л.Шанявского привлекались такие крупные ученые, как геохимик В.И.Вернадский, историк Ю.В.Готье, Химик Н.Д.Зелинский, физик П.Н.Лебедев, физиолог И.П.Павлов, химик А.Н.Реформатский. В университете в разное время работали П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер и другие. На гуманитарных циклах преподавали историю литературы и теорию литературоведения Ю.И.Айхенвальд и М.Н.Розанов. Среди преподавателей-правоведов были М.М.Винавер и М.Н.Гернет. Р.Ю.Виппер читал историю античного искусства. Отечественную историю преподавали Ю.В.Готье и А.А.Кизеветтер, историю западноевропейского средневековья - Д.М.Петрушевский; философские семинары вели выдающиеся русские православные мыслители С.Н.Булгаков и Е.Н.Трубецкой. Читал лекции и вел практические занятия по истории экономических учений и теории кооперации А.В.Чаянов. Общая численность преподавателей в 1913 – 1914 учебном году составляла 185 человек.

Слушателям предоставлялась возможность получить фундаментальные знания по максимальному кругу дисциплин, поэтому учебные планы были чрезвычайно насыщены. Например, на втором году обучения историко-философский цикл предлагал слушателям 28 лекционных курсов и 12 семинаров. Особенно углубленно изучали античную и новую европейскую историю, отечественную историю, историю философской и политической мысли, историю литературы. Кроме традиционных университетских курсов читали такие, которые не имели аналогов в императорских университетах: «Теория исторического процесса и методология истории», «История государственных учреждений XIX века», «Теория и методика государственного управления», «История этических учений». Проводились практические занятия по истории Великой французской революции, истории идейной борьбы в русской литературе XIX в., философии позитивизма.

В организации учебного процесса во главу угла ставилась задача максимальной активизации творческой инициативы самих слушателей. «Возбудить интерес, толкнуть на собственную работу ума – вот что было всегда первой целью», - вспоминал впоследствии один из профессоров университета А.А.Кизеветтер. Ведя в Униветситете Шанявского семинарские занятия по общей теории права, М.М.Винавер стремился, чтобы «слушатели воспринимали абстрактные юридические понятия (государство, элементы государства, классификация государств, цели государства, судебная деятельность государства) не механически, по-книжному, а наглядно представляли бы себе те жизненные конкретные отношения, интересы и величины, которые скрываются под определенной юридической конструкцией или институтом». При этом «от слушателей требуется, чтобы они приводили в доказательство правильности той или другой юридической ормулы собственные примеры»8

В университете проводились экперименты в области методики преподавания. Например, слушатели академического отделения самостоятельно составляли индивидуальные планы обучения.

Особое значение в обучении имели семинары исследовательского характера. Участники семинара, которым руководил М.Н.Гернет в 1915-1916 учебном году приступили к написанию коллективного труда «Уголовно-правовые воззрения русского крестьянства». Для этого университет выделил специальные средства.

Ежегодно ведущие профессора университета и специально приглашенные ученые объявляли так называемые семинарии (аналоги современных спецсеминаров). Слушатели, которые проявляли наибольшую склонность к исследовательской работе, получали возможность тесно сотрудничать с известными учеными. Например, семинарии в университете Шанявского вели К.А.Тимирязев и А.Е.Чичибабин.  В семенариях готовились письменные работы, которые представляли собой вполне самостоятельные исследования. Народный университет занимался исследовательской работой, в которую включались и слушатели, издавал научные труды.

Обучение было платным. За это университет А.Л.Шанявского нередко критиковали деятели народноуниверситетского движения. Так, при открытии народного университета в Нижнем Новгороде, отмечалось, что университет ни в коем случае нельзя создавать по типу народного университета А.Л.Шанявского, который «обслуживает те же состоятельные классы, как и казенные университеты»9. Плата на различных отделениях отличалась. В целом была невысокой. На отдельных курсах научно-популярного отделения она составляла 4 рубля в год.

При поступлении и окончании экзамены не проводились. Принимались и женщины. Окончание университета или какого-либо курса никаких официальных прав и преимуществ не давало.

Первоначально университет арендовал различные помещения в Москве. Вдова Шанявского инициировала постройку отдельного здания для университета и сделала основной взнос. Значительные суммы внесли другие меценаты, часть средств дали благотворительные концерты и аукционы, подписка среди москвичей. Земельный участок на Миусской площади безвозмездно отвели городские власти. Проект здания разработал городской архитектор И.А.Иванов-Шиц. Здание университета было открыто в 1912 г. Аудиторый фонд был одним из лучших в стране. Центральную аудиторию снабдили небывалой по тем временам новинкой – специальной проекционной установкой для демонстрации учебных кинофильмов.

После революции 1917 г. в связи с национализацией банков университет Шанявского был лишен основных источников финансирования. По декрету Совнаркома от 5 июня 1918 г. все учебных заведения передавались в ведение народного комиссариата просвещения. Попечительский совет университета прекратил свое существование. В августе 1918 г. в состав правления университеты были введены заместитель наркома просвещения М.Н.Покровский и заведующий отделом народного образования Моссовета В.М.Фриче. Началось изменение учебных планов гуманитарных факультетов.  Неудовольствие новых членов правления вызвали лекционные курсы, читаемые учеными, принадлежавшими к кадетским или околокадетским кругам. Покровский настаивал на прекращении преподавания ряда предметов, в том числе истории этических учений, которая, по его словам, «выливалась в дифирамбы христианству». В декабре 1918 г. было запрещено преподавание юридических дисциплин.

24 июля 1919 г. было издано постановление Наркомпроса «Об устранении параллелизма в высшей школе». Это постановление стало основой для ликвидации и реорганизации  ряда учебных заведений. На основании этого постановления Академическое отделение Университета Шанявского было объединено  с первым МГУ. Научно-популярное отделение было объединено с рабфаком Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова. Имущество Народного университета им. Шанявского в 1920 г. было передато Коммунистическому университету им. Я.М.Свердлова.

В августе 1991 г. в здании бывшего Университета Шанявского разместился Российский государственный гуманитарный университет,  основу для образования которого составил Московский историко-архивный институт. Интересно проследить некоторые исторические связи между Университетом Шанявского, Историко-архивным институтом и Российским государственным гуманитарным университетом. В числе ведущих профессоров Историко-архивного института были профессора и выпускники университета Шанявского: Ю.В.Готье и Максаков. В свое время в университет Шанявского преподавал Выготский, а в РГГУ создан и действует институт им. Выготского.

1 Нижегородский городской народный университет: Торжественный акт открытия народного университета 17 января 1916 года. Нижний Новгород. 1916. С.5.

2 Данные анкеты Московского общества народных университетов // Сыромятников Б. Что дает народный университет. М., 1912. С.6.

3 Труды первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов. СПб., 1908. С.30.

4 Сыромятников Б. Что дает народный университет. М., 1912. С.1.

5 Труды первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов. СПб., 1908. С.177-179.

6 Труды первого Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов. СПб., 1908. С.208.

7 На чужой стороне. Т.III. 1923. С171-172.

8 Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского. Слушатели университета. Учебные планы и рограммы лекций. М. 1914. С.138-139.

9 Нижегородский городской народный университет: Торжественный акт открытия народного университета 17 января 1916 года. Нижний Новгород. 1916. С.5.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.