Отчеты Московского городского университета имени А.Л. Шанявского как источник по изучению учебного процесса | История «Миусс» | История «Миусс»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная История «Миусс» Отчеты Московского городского университета имени А.Л. Шанявского как источник по изучению учебного процесса  
Отчеты Московского городского университета имени А.Л. Шанявского как источник по изучению учебного процесса
Н. В. Шатина, канд. ист. наук

Официальные отчеты о деятельности университета, издававшиеся городской типографией в течение всех лет существования университета (1908–1917), содержат достаточно подробные сведения об организации учебного процесса, учебных планах, персональном составе преподавателей и руководящих органов университета, численном составе слушателей, бюджете университета и др.

Наибольший интерес представляет часть отчетов, посвященная вопросам организации учебного процесса и содержанию лекционных курсов и практических занятий.

В 1908 году было открыто академическое отделение университета, а в 1910 году и научно-популярное (для менее подготовленных слушателей). Преподавание велось по предметной системе. Каждому слушателю предоставлялось право записаться на ряд курсов, предметов или определенный цикл. С 1908 года было открыто два цикла по основным группам наук: естественно-исторический и общественно-философский. С 1910 года общественно-философский цикл был подразделен на два: общественно-юридический и историко-философский [1].

Обучение было платным. Полный цикл стоил слушателям 40 рублей в год посещение отдельных лекций и семинаров – 4 рубля годовой час. Наименее обеспеченным предоставлялись определенные скидки в оплате, предусматривались рассрочки внесения платы [2].

Занятия проводились в вечернее время, выходные и праздничные дни. Это позволило учиться в народном университете людям работающим и студентам других высших учебных заведений [3].

Отчеты за 1908–1916 годы содержат точные статистические данные о числен-ном составе слушателей по отделениям, их образовательном уровне, роде занятий, возрасте, вероисповедании и др. По отчетам легко проследить устойчивый рост числа слушателей на академическом, научно-популярном отделениях и на различ-ных тематических курсах. Так, если в первый учебный год в народном университете обучалось всего 964 слушателя, то уже к 1915 году число их достигло 6442 [4].

Достаточно подробный анализ состава слушателей народного университета, данный в статье Ю.С. Воробьевой позволяет не рассматривать эти вопросы в настоящей работе [5].

На академическом отделении преподавание велось в объеме высшей школы, но не дублировало правительственных университетов. В основе лекционных курсов, практических занятий, семинаров лежали оригинальные авторские программы, разработанные преподавателями народного университета. Программы рассматривались Академическим советом и его комиссиями и, согласно уставу, подлежали утверждению попечителями московского учебного округа [6].

Отчеты университета за все годы его существования не содержат каких-либо сведений о внесении изменений в учебные планы и программы курсов. Однако архивные документы фондов университета и попечители московского учебного округа свидетельствуют о предпринимавшихся попытках оказать давление на содержание лекционных курсов, добиться изменения персонального состава преподавателей. Тем не менее эти попытки не увенчались успехом. Академическому совету университета удавалось отстоять всех преподавателей и их программы [7].

Учебные планы университета были построены так, чтобы в течение 3 лет слушатели полного цикла ознакомились с общими основами преподаваемых дисциплин, овладели методами приобретения научных знаний. Четвертый (дополнительный) год посвящался специальной научной работе в семинариях, научных лабораториях. Слушателям академического отделения предоставлялось право самостоятельно составить свой план из преподаваемых дисциплин определенного цикла. Университет лишь рекомендовал определенную последовательность изучения курсов [8].

Помимо общих «систематических» курсов, с 1911 года читались так называемые «эпизодические» курсы, в которых обобщались новейшие научные достижения в различных областях [9]. На протяжении всех лет существовании университета число читаемых лекционных курсов постоянно возрастало. Так, если в 1909/1910 учебном году читалось 64 лекционных курса, в 1911/1912 – 80, то к 1914/1915 учебному году общее число объявленных лекционных курсов достигло 224 [10].

По лекционным курсам проводились практические занятия, работали семинарии. Лекторы проводили беседы со слушателями, к которым те готовились самостоятельно по имеющейся литературе и на практических занятиях в лабораториях. В программу обучения входили научные экскурсии в музеи (Третьяковскую галерею, Политехнический музей, музей МГУ, музей городского хозяйства Москвы), на городские предприятия, в благотворительные учреждения и даже на Хитров рынок. В учебном процессе использовались доступные технические средства. Так, практические занятия по государственному управлению сопровождались демонстрацией таблиц и диаграмм с помощью «волшебного фонаря» [11].

Особенностью народного университета было активное участие самих слушателей в формировании учебных планов. В отчетах есть данные о том, какие лекционные курсы и практические занятия были введены по просьбе слушателей [12].

Наибольший интерес с точки зрения современной подготовки специалистов в гуманитарной области представляет часть отчетов, содержащая сведения об учебных планах и программах общественно-юридического и исторического циклов.

В 1908–1916 годах был предложен ряд курсов, читавшихся видными русскими философами, правоведами, экономистами. Эти курсы были чрезвычайно важны в плане общегуманитарной подготовки слушателей историко-философского цикла. Назовем некоторые из них:

- «История хозяйственного быта и учений» (Н.Н. Шапошников, Д.Н. Егоров);

- «История политических учреждений и учений» (В.М. Устинов, В.П. Вышеславцев);

- «История русского государственного права» (А.Н. Филиппов, Г.Г. Тельберг, Б.И. Сыромятников);

- «История международных отношений» (Л.А. Комаровский);

- «Наука о государственном управлении» (А.В. Горбунов, М.Д. Загряцков);

- «История древней философии» (А.В. Кубицкий);

- «История новой философии» (А.В. Кубицкий);

- «История новейшей философии» (Н.Д. Виноградов);

- «История политэкономии» (Н.Н. Шапошников) и др. [13]

В отчетах за 1908–1916 годы имеются все списки преподавателей университета (в учебных планах) с указанием научных званий и тематики читавшихся лекционных курсов, проводимых семинаров и практических занятий.

В соответствии с уставом преподавать в народном университете могли «лица обоего пола, имеющие ученую степень или составившие себе имя в данной области преподавания» [14].

Все преподаватели избирались на один год Попечительным Советом народного университета и не могли быть уволены ни попечителем московского учебного округа, ни министром народного просвещения. Возможность свободного чтения лекций, разработки новых лекционных курсов, отсутствовавшая в других вузах, привлекала в университет им. Шанявского крупных ученых. Особенно много демократически настроенных ученых пришли в народный университет в 1911 году в знак протеста против произвола в государственных вузах.

Из наиболее крупных ученых естественного направления, работавших в университете Шанявского следует назвать прежде всего профессора Московского университета В.К. Рота. Ближайший друг А.Л. Шанявского и соратник в деле создания университета, ученый-невропатолог, В.К. Рот с первых дней был председателем Попечительного Совета народного университета. В 1911 году либерально настроенный В.К. Рот покидает Московский университет и окончательно переходит в народный университет [15].

Выдающийся физик П.Н. Лебедев руководил физической лабораторией университета. Курсы лекций по химии читал известный химик-органик Н.Д. Зелинский. С 1911 года в университете им. Шанявского преподавал выдающийся естествоиспытатель, минералог, основоположник геохимии В.И. Вернадский. В 1912 году первый курс биохимии прочел А.Е. Ферсман (будущий организатор науки, академик).

Известные ученые читали в университете курсы гуманитарных наук [16].

Пожалуй, наиболее широко были представлены ученые-юристы. Лекционные курсы, практические занятия, семинары по различным отраслям отечественного и зарубежного права, истории государства и права вели в народном университете М.Н. Гернет, С.А. Муромцев, Н.Н. Полянский, Ф.Ф. Кокошкин, В.П. Вышеславцев, А.В. Горбунов, М.Д. Загряцков, В.А. Краснокугский, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, Н.В. Давыдов и др.

В университете Шанявского преподаватели крупные историки: Ю.В. Готье, М.М. Богословский, А.А. Кизеветтер, А.Ф. Фортунатов, Д.М. Петрушевский, Д.Н. Егоров, А.М. Васютинский.

Видными учеными были представлены экономические дисциплины: в 1908–1916 годы в университете работали А.А. Мануйлов, В.И. Анисимов, Н.Н. Шапошников, А.В. Чаянов и др.

Философское направление было представлено следующими именами: Н.В. Самсонов, Е.Н. Трубецкой, А.В. Кубицкий, В.П. Волгин, Д.В. Викторов, Г.Г. Шпет, Н.Д. Виноградов, М.П. Поливанов, Б.Р. Виппер и др. В народном университете вели занятия известные филологи и литературоведы: В.М. Розанов, Ф.Г. де Ла-Барт, А.Е. Грузинский, Ю.И. Айхенвальд [17].

Отчеты университета позволяют проследить быстрый рост численного состава преподавателей. Так, если в 1909/1910 учебном году занятия вели 56 преподавателей (9 профессоров, 22 приват-доцента, 8 преподавателей, 12 ассистентов), то уже в следующем – число преподавателей, достигло 96 [18].

Представляют интерес и сведения отчетов об оплате труда профессоров, приват-доцентов и преподавателем. Гонорар преподавателей составил 300 рублей годовой час (за лекции) и 200 рублей за годовой час (за практические занятия). Труд ассистента и лаборантов оплачивался по соглашению сторон [19].

Часть денег за дополнительные платные лекции университетская профессура перечисляла в фонд Общества для усиления средств университета [20].

С началом первой мировой войны все преподаватели народного университета выразили готовность к сокращению гонорара за лекции [21].

Отчеты за 1908–1916 годы содержат материалы о научно-исследовательской работе преподавателей и слушателей университета на семинарах, коллоквиумах и в научных лабораториях.

При естественно-историческом отделении университета под руководством П.Н. Лебедева работала физическая лаборатория. Преподаватели и слушатели исследовали проблемы электромагнитного спектра веществ и кинематической теории газов. В этой лаборатории занимались будущие известные ученые С.И. Вавилов, Н.К. Шадро и др. Итоги научных исследований рассматривались на семинарах, которые вел профессор П.П. Лазарев [22].

В кристаллографической лаборатории, которой руководил будущий член-корреспондент Академии Наук Ю. Вульф, были созданы всемирно известные работы в области рентгеноструктурного анализа граней кристаллов. Из этой лаборатории вышли такие ученые, как А.Г. Шубников, А.В. Млодзевский. Для учебных занятий в этой лаборатории приезжали преподаватели высших учебных заведений из многих городов России. Результаты практической работы лаборатории широко использовались преподавателями университета.

Биологической лабораторией университета руководил Н.К. Кольцов. В лаборатории могли работать слушатели, прошедшие большой зоологический практикум. Основным направлением работы биологической лаборатории было исследование проблем применения физико-химических методов в биологии. Слушатели готовились и к самостоятельной преподавательской деятельности, выступая с докладами на семинарах и коллоквиумах. По итогам обсуждения доклада М.М. Завадовского было решено осуществить пробное введение лекционного курса и практических занятий по применению физико-химических методов в биологии. В лаборатории работали будущие академики В.А. Энгельгардт и Б.Л. Астауров [23].

Основная исследовательская работа слушателей гуманитарных отделений велась на семинарах. Помимо рассмотренных выше семинаров исторического профиля, необходимо отметить очень интересный семинар по уголовному праву. Его с 1911 года вел в народном университете М.Н. Гернет [24].

В 1919 году был организован исторический кружок под руководством А.А. Кизеветтера Его посещали настоящие и бывшие слушатели народного университета, студенты и преподаватели других учебных заведений. Члены кружка самостоятельно выбирали темы исследований и выступали по ним с докладами. Участие в обсуждении принимали все желающие [25].

Более подробные сведения о деятельности кружка Кизеветтера имеются в научных бюллетенях народного университета за 1915–1916 годы.

Итоги научных исследований преподавателей и слушателей народного университета публиковались в специальных изданиях, издававшихся за счет средств университета с 1914 года [26].

А отдельные научные работы слушателей университет начал публиковать уже в 1912 году [27].

Эти издания существенно дополняют сведения отчетов по вопросам научной работы преподавателей и слушателей народного университета.

Учебный процесс обслуживала университетская библиотека, работавшая с первых дней существования вуза. Библиотека состояла из трех отделений: фундаментальной, учебной и научно-популярной литературы.

Фундаментальная часть библиотеки комплектовалась в основном за счет пожертвований крупных ученых, их наследников и других дарителей. (Библиотека В.Н. Амфитеатрова – 13 тыс. томов, А.Л. Шанявского и др.) Большую коллекцию изданий по русской истории, литературе и праву передал в дар фундаментальному отделению библиотеки В.Е. Якушкин (библиотека отца). К 1909/1910 учебному году фундаментальная часть библиотеки составляла уже 35 тысяч томов. Книги из фундаментальной библиотеки могли использоваться преподавателями и слушателями только в читальном зале.

Учебная литература закупалась университетом в основном за счет средств от пожертвований. Учебники выдавались на руки слушателям во временное пользование за деньги (1 книга – 1 рубль). Аналогично можно было пользоваться и книгами из научно-популярного отделения библиотеки. При библиотеке работал читальный зал, который очень активно использовался преподавателями и слушателями.

Все годы существования университета библиотекой заведовала Э.А. Германович, работавшая безвозмездно. У нее был один платный и несколько общественных помощников. В 1911 году был приглашен специалист для создания квалифицированного научно-справочного аппарата к фондам библиотеки (Л.Д. Брюхатов) [28].

Общественная потребность и стремление к популяризации различных отраслей знаний вызвала открытие при университете различных постоянных и временных курсов по определенной тематике: кооперативные, библиотечные, педагогические, по школьному воспитанию, по общественному содействию мелкому хозяйству и кооперации, по местному самоуправлению и др.). В отчетах университета за 1911–1916 годы имеются учебные планы курсов, данные о преподавателях и численном составе слушателей отдельных курсов. Программы курсов строились с учетом предварительной подготовки слушателей. По окончании курсов выдавалось удостоверение. Прошедшим обучение наиболее успешно представлялась работа в общественных и некоторых государственных учреждениях.

Наибольший интерес с точки зрения возобновления муниципальной специализации РГГУ представляют сведения отчетов о курсах по местному самоуправлению.

Впервые курсы по местному самоуправлению открылись в народном университете 15 сентября 1910 года. Курсы преследовали цель «готовить научно-образованных работников... для местных общественных учреждений». Слушателями курсов были прежде всего практические работники земских и городских учреждений России. Группы слушателей формировались в зависимости от образования, профессии, места жительства и т. п. Соответственно всем слушателям читались общие курсы об основах м задачах местного самоуправления, местных финансах, юридической структуре местного самоуправления, историографии вопроса, зарубежному опыту работы органов местного самоуправления, истории городского и земского самоуправления в России и др.

Далее в соответствии с профессиональными интересами слушатели посещали специальные курсы по городскому хозяйству, социальной политике органов местного самоуправления, общей медицине и гигиене, земской и городской статистике, земскому страховому делу, народному образованию, оценочному делу, кооперации.

Лекционные курсы дополнялись практическими занятиями и экскурсиями в земские и городские организации, на муниципальные предприятия.

На курсах преподавали ведущие специалисты в сфере местного самоуправления (юристы, экономисты, историки, финансисты, медики): профессора Б.Б. Веселовский, А.И. Елистратов, А.Ф. Фортунатов; приват-доценты М.Д. Загоряцков, А.В. Горбунов и др. [29]

В 1912 году в числе основных тем в программе курсов по местному самоуправлению были вопросы экономической деятельности земств и городских органов самоуправления. В соответствии с этим в программу курсов были включены следующие дисциплины: особенности крестьянского законодательства в области гражданского права (преп. А.Э. Вормс), история мероприятий земств по улучшению экономическою положения населения и характеристика современного положения дела в России, о типах крестьянских хозяйств в России, организация экономической деятельности земства, методы и формы агрономической деятельности (учет работы и результаты), изменение системы полевого хозяйства и земские мероприятия в этом направлении, земельная агрономия, мероприятия земства по улучшению животноводства, характеристика типов мелкого хозяйства в России и на Западе.

Параллельно читались специальные курсы по статистике и оценочному делу: общие вопросы земской статистики, санитарная статистика, статистика в области народного образования, оценочное дело, организация городской статистики России и ее предметы, текущая земская статистика [30].

В 1913 году занятия на курсах по местному самоуправлению проводились по программе, согласованной с земскими управами. Главными были вопросы финансов органов самоуправления и организации оценочного дела По этим проблемам читались следующие лекционные курсы: оценочное дело в России, городские оценки, оценочная статистика, техника поземельного учета в связи с регистрацией недвижимости, оценки торгово-промышленных и фабрично-заводских заведений, оценка лесов, текущая статистика в применении к оценочному делу, общие вопросы статистики, местные финансы, западноевропейские кадастры, история земской статистики [31].

Вспомогательные курсы по межевому делу, земскому почвоведению, окладному делу и др. были призваны облегчить работникам городского и земского самоуправления проведение оценки местных имуществ [32].

Представляется интересным использование опыта курсов по местному самоуправлению в разработке учебных планов для специализации «Муниципальное управление».

Отчеты народного университета им. Шанявского содержат подробнейшие данные о бюджете университета за все годы его существования. Университет был самостоятельным юридическим лицом и имел счета в Московском торговом банке и Московской городской управе.

Московская городская Дума утверждала смету расходов университета обязательным постановлением только в том случае, если расходы превышали выделенные университету средства, а также в случае принятия пожертвований, приобретения и отчуждения имуществ [33].

В отчетах показаны доходные и расходные статьи бюджета университета (включая наличные средства, имущественные фонды и т. п.), источники формирования доходной части бюджета, отчеты о его исполнении [34].

Сокращение на 20% доходов университета в 1914/1915 учебном году было вызвано началом первой мировой войны. В нескольких аудиториях университета сразу жег в 1914 году, за его счет был открыт госпиталь на 100 коек, а к лету в здании размещались уже 7 госпиталей. Преподаватели готовы были снизить гонорары, получаемые за лекции [35].

Проведенный анализ отчетов Московского городского университета имени А.Л. Шанявского позволяет сделать вывод об их ценности как источника по изучению нетрадиционною высшего образования в России в первой четверти ХХ века. Отчеты дают возможность выявить особенности преподавания в народ-ном университете; проследить эволюцию и расширение числа и объема читаемых лекционных курсов; определить место исторических дисциплин в рамках общегуманитарных циклов; представить организацию учебного процесса, структуру и основные формы преподавания; проанализировать основные цели и задачи подготовки слушателей и методику их осуществления; установить персональный состав преподавателей университета и численный состав слушателей и др.

 

Опубликовано: Шатина Н.В. Отчеты Московского городского университета имени А.Л. Шанявского как источник по изучению учебного процесса / Н.В. Шатина // Гуманитарные науки / Ред. кол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, ??? С. 184–191.


[1] См.: Отчет за 1909–1910 гг. М., 1910. С. 3–4.

[2] Там же. С. 5. Цена представляется вполне приемлемой в сравнении со среднегодовым бюджетом различных слоев населения (мелких служащих, находящихся на государственной службе – 708 p., квалифицированных рабочих – 537 р, конторских служащих – 507 р., народных учителей – 363 р., студентов – 300 р.).

[3] Там же. С. 10–11.

[4] См.: Отчеты за 1908–1916. М., 1909–1916.

[5] См.: Воробьева Ю.С. Московский городской Народный университет имени А.Л. Шанявского // Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. М., 1979. С. 174–185.

[6] См.: 3 ПСЗ. Т. 28. № 30250.

[7] См.: РГИА г. Москвы. Ф. 635. Оп. 3. Д. 14. Л. 35–36; Ф. 733. Оп. 201. Д. 186. Л. 19–20.

[8] См.: Отчет за 1910–1911 гг. М., 1911. С. 4; Отчет за 1911–1912 тт. М., 1912. С. 17.

[9] См.: Отчет за 1910–1911 гг. С. 18.

[10] См.: Отчет за 1908–1916 гг.

[11] Отчет за 1909–1910 гг. С. 14; Отчет за 1911–1912. С. 44; и др.

[12] Так, в 1913 году по просьбе слушателей были введены лекционные курсы и семинары по гражданскому праву и процессу (см.: Отчет за 1912–1913 гг. М., 1913. С. 9).

[13] См.: Отчет за 1908–1916 гг.

[14] См.: 3 ПСЗ. Т. 28. № 30250.

[15] См.: Отчет за 1908–1909 гг. М., 1909. С. 3; Овсянников А.А. Миусская площадь, 6. М., 1987. С. 11–16.

[16] Подробнее об ученых-гуманитариях в университете им. Шанявского см. ряд статей настоящего сборника.

[17] См.: Отчет за 1908–1916 гг. М., 1909–1917.

[18] См.: Отчет за 1909–1910 гг. С. 5; Отчет за 1910–1911 гг. С. 10.

[19] См.: Отчет за 1909–1910 гг. С. 16.

[20] См.: Отчет за 1912–1913 гг. С. 104.

[21] См.: Отчет за 1914–1915 гг. М., 1915. С. 5.

[22] См.: Отчет за 1911–1912 гг. С. 12; Воробьева Ю.С Указ. соч. С. 183.

[23] См.: Отчет за 1911–1912 гг. С. 35; Отчет за 1914–1915 гг. С. 33, 28.

[24] См.: Отчет за 1911–1912 гг. С. 44.

[25] См.: Отчет за 1915–1916 гг. М., 1916. С. 37.

[26] См.: Научные Бюллетени Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. М., 1914–1916; Отчет за 1914–1915 гг. С. 3.

[27] См.: Отчет за 1912–1913 гг. С. 12.

[28] См.: Отчет за 1909–1910 гг. С. 12–13; Отчет за 1910–1911 гг. С. 31; и др.

[29] См.: Отчет за 1910–1911 гг. С. 22–24.

[30] См.: Отчет за 1911–1912 гг. С. 65–66.

[31] См.: Отчет за 1912–1913 гг. С. 75.

[32] Там же. С. 76.

[33] См.: 3 ПСЗ. Т. 28. № 30520; Отчет за 1910–1911 гг. С. 5.

[34] См.: Отчет за 1909–1910 гг. С. 20–26.

[35] См.: Отчет за 1914–1915 гг. С. 5.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.