Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной российской модернизации. Часть 7 | История современной российской исторической мысли: конференции в РГГУ | Конференции, выставки, круглые столы

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Конференции История современной российской исторической мысли: конференции в РГГУ Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной российской модернизации. Часть 7  
Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной российской модернизации. Часть 7

КРУГЛЫЙ СТОЛ
«СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Пивовар Е.И.

Дорогие коллеги, разрешите продолжить нашу работу. Поскольку я руковожу кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ и кафедрой истории ближнего зарубежья МГУ, то буду руководить заседанием этого круглого стола, посвящённого постсоветскому пространству. Регламент у нас 10 минут. В качестве небольшого вступления хочу сказать, что, бесспорно, это один из наиболее острых, актуальных, я бы сказал, очень сложных элементов нашего исторического образования и вообще изучения истории. Во-первых, потому что перед нами классический пример так называемой истории современности. С одной стороны, это прекрасно, что все мы являемся живыми свидетелями этих событий. С другой стороны, очень ответственно и сложно, когда нет определенной исторической ретроспективы, дать обстоятельную картину того, что происходит. Наконец, еще не создана и создается на наших глазах реальная источниковая база, на основе которой можно было бы научно анализировать эти процессы. Мало того, на этом поле играет огромное количество гуманитариев, и не только гуманитариев, но и представителей всех областей знания: и политологи, и международники, и культурологи, и философы, и социологи, и психологи. В современном гуманитарном знании нет такой сферы, в которой этот сюжет так или иначе не изучался бы. Нам нужно найти свое место в этом хоре. А главное, это та сфера, которая наглядно демонстрирует связь истории с политикой. Не скрою от вас, вы и сами прекрасно знаете, что это направление ощущает воздействие политических реалий как в нашей стране, так и в соседних странах. Это проявляется и в учебном процессе, и в школьных программах, и в учебниках, это проявляется в вузовской деятельности, это проявляется в научных трудах. Поэтому здесь формируется целое переплетение проблем, которые нужно учитывать. Но при всем этом никакого другого пути нет, кроме того, как спокойно и методично осваивать этот материал и готовить труды, которые впоследствии могут, как это ни парадоксально звучит, стать источниками для анализа этой темы. Надо сказать, что в нашей истории таких примеров очень много. Возьмите любую тему: в конце концов научные труды становятся историографическими источниками в изучении истории исторической науки. К сожалению, сегодня есть и объективная трудность: специалистов по вопросам постсоветской истории, имеющих фундаментальную гуманитарную и историческую подготовку, крайне мало.

К тому же у молодежи, и я с этим сталкиваюсь сам, вкус к политизированию очень развит. Одно дело листать, смотреть, взвешивать, искать противоречия и источниковедчески доказывать, насколько это достоверно, даже работая, например, с современной прессой. Другое дело - иметь точку зрения «по мнению экспертного сообщества…». Для политологии, для других гуманитарных наук это нормально, но для истории это, конечно, ненормально, потому что мы, историки, доверяем всё же не экспертному сообществу, мы доверяем источнику, мы с источником работаем, и если убеждаемся в его достоверности, то мы ему доверяем.

Давайте продолжим работу. Выступает Александр Владимирович Гущин, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья, Москва «Украино-российские отношения: новый вектор гуманитарного взаимодействия».

Гущин А.В.

Развитие украинистики в РГГУ – результаты и перспективы

Российский государственный гуманитарный университет уделяет пристальное внимание развитию украинистики на основе комплексного и системного подхода. Развитие украинистики включает в себя педагогическую работу, так и учебно-методическое обеспечение преподавания, научные разработки, укрепление научно-образовательных контактов с ведущими украинскими вузами, организацию совместных научных мероприятий, реализацию двусторонних и многосторонних проектов с партнерами в Украине.

Ключевой составляющей международной деятельности РГГУ является укрепление контактов с ведущими научными и образовательными центрами Украины. РГГУ заключил и реализовывает договоры, рамочные соглашения и рабочие программы сотрудничества с Киевским славистическим университетом, Киевским национальным университетом им. Т.Г. Шевченко, Харьковским национальным университетом им. В.Н. Каразина, Донецким национальным университетом. Договоры предусматривают развитие академического и библиотечного обмена, издание совместных учебно-методических работ и научных трудов, разработку и реализацию информационных социокультурных проектов. В рамках договоров было организовано чтение курсов, отдельных лекций и семинаров преподавателями РГГУ в украинских вузах и их украинскими коллегами в стенах РГГУ, в летние месяцы студенты-украинисты из РГГУ регулярно направляются на Украину для прохождения практик по украинскому языку и истории в летние школы.

Университет является одним из ведущих в России координационных центров исследовательской работы, посвященной истории Украины, становлению и развитию литературного украинского языка, а также вопросам его преподавания в нашей стране и в государствах ближнего зарубежья.

РГГУ является инициатором возобновления деятельности Российской Ассоциации украинистов – общественной организации, объединяющей отечественных научных и педагогических работников, чья профессиональная деятельность связана с украинской проблематикой. Активное участие РГГУ в возобновлении деятельности Российской Ассоциации украинистов обусловлено особой значимостью консолидации исследовательской и педагогической деятельности специалистов по Украине в научных и образовательных учреждениях Российской Федерации и активизации российско-украинского научного и образовательного сотрудничества. Ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар был избран председателем Координационного совета РАУ. Президентом Российской Ассоциации украинистов была избрана доцент МГИМО и РГГУ, кандидат филологических наук Г.М. Лесная.

10 ноября 2010 г. в РГГУ состоялась Первая конференция Российской ассоциации украинистов. В мероприятии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в РФ Й. Мигаш, Временный Поверенный в делах Республики Польша в РФ П. Марциняк, советник Посольства Украины в РФ Г.Г. Степаненко, ведущие специалисты по украинской проблематике в России из РГГУ, Института славяноведения РАН, Центра украинских исследований Института Европы РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО(У) МИД, СПбГУ, Сургутского государственного педагогического университета и др. В рамках конференции были рассмотрены такие актуальные вопросы, как партнерство с вузами Украины, российская историческая украинистика, украинский язык в русском языковом пространстве и многие другие.

Подготовку специалистов по Украине – историков и международников, – обеспечивает кафедра стран постсоветского зарубежья (образована в 2006 г. как учебно-научный центр, преобразованный в кафедру в 2007 г.) в рамках образовательного цикла по специальности «Международные отношения» (специализация «международное гуманитарное сотрудничество». Преподаватели кафедры читают лекции и ведут семинарские занятия по следующим дисциплинам: география и этнокультурная динамика Украины, история Украины, страноведение Украины, современное политическое устройство Украины, экономика Украины. В 2010–2011 учебном году студентами-украинистами, специализирующимися по кафедре, готовятся дипломные работы, посвященные внешней политике Украины, украино-российским культурным связям.

На кафедре обучаются также аспиранты, пишущие кандидатские диссертации по украинской проблематике, включая историю украинских земель до 1991 г., внутриполитическое и социально-экономическое развитие, внешнюю политику современной Украины, российско-украинские отношения. В настоящее время готовится к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук диссертация А.Ю. Наумовой «Оранжевая революция: причины, движущие силы, механизмы урегулирования» (научный руководитель – член-корр. РАН, профессор Е.И. Пивовар).

Совершенно очевидно, что большинство тем, связанных с исторической украинистикой, невозможно исследовать на достаточном уровне без знания украинского языка. Важнейшая составляющая подготовки студентов и аспирантов кафедры – занятия по украинскому языку как языку страны специализации, которые проводят квалифицированные преподаватели с большим педагогическим стажем.

В 2010 г. РГГУ стал исполнителем работ по Договору целевого финансирования мероприятия (проекта) «Подготовка обновленных учебников по языкам государств СНГ для учреждений образования стран Содружества «Украинский язык для стран СНГ»». Заказчик работ – Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Автор учебника – доцент РГГУ и МГИМО Г.М. Лесная. Учебник стал уникальным, не имеющим аналогов изданием не только в России, но и за рубежом. Учебник предназначен для студентов гуманитарных, в том числе, исторических факультетов университетов СНГ (в том числе России и Украины): международников, регионоведов, филологов, переводчиков, историков, а также всех, кто желает изучить украинский язык. Изложение грамматического и лексического материала основано на сопоставлении украинского и русского языков как близкородственных и ориентировано на учащегося, свободно владеющего русским языком (в объёме общеобразовательной школы). Объем учебника – 10 печатных листов, тираж, предназначенный для бесплатного распространения в странах СНГ – 1000 экземпляров.

Современной истории Украины уделяется традиционно большое внимание при чтении в РГГУ общего курса «История стран постсоветского зарубежья с 1991 г. по настоящее время» для студентов-историков, международников и филологов.

За последние годы сотрудники кафедры выпустили десятки научных статей, посвященных истории и современному развитию Украины. В настоящее время на кафедре ведется работа по подготовке учебного пособия «История Украины с 1991 г. по настоящее время», важное внимание будет уделено украинистике в разрабатываемой кафедрой новой магистерской программе «Постсоветские исследования», которую планируется открыть в 2011/2012 учебном году.

Помимо кафедры стран постсоветского зарубежья, различные аспекты украинской истории затрагиваются в образовательном процессе и в научной деятельности сотрудников ряда других структурных подразделений РГГУ, таких как Институт филологии и истории, Историко-архивный институт. В частности, в 2010 г. в ИФИ открылась специализация по истории Украины и Польши, предусматривающая получение студентами исторической подготовки сразу по двум странам, тесно связанным на протяжении многих веков в рамках исторического процесса. В ИАИ уже несколько лет осуществляется набор на магистерскую программу «Восточноевропейские исследования», в рамках которой готовятся магистерские диссертации, в том числе, по украинской проблематике. Особое внимание при этом уделяется компаративным исследованиям, посвященным истории украинских земель в рамках Речи Посполитой и Московской Руси, Российской и Австрийской (Австро-Венгерской) империй.

В течение последних лет РГГУ выступил организатором целого ряда мероприятий, посвященных истории и современному развитию Украины и российско-украинскому научному и образовательному сотрудничеству.

21 мая 2007 г. состоялся международный круглый стол «Россия-Украина: сотрудничество в гуманитарной сфере», организованный кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ при поддержке Посольства Украины в РФ. Основные вопросы касались нынешнего состояния гуманитарного сотрудничества двух стран, тенденций и перспектив сотрудничества России и Украины в культурной, образовательной и научной сферах.

18 ноября 2009 г. состоялась международная конференция «Русскоязычное образование в Украине: проблемы и перспективы развития». В мероприятии, организованном кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ при поддержке Российской ассоциации украинистов, приняли участие известные специалисты России и Украины – лингвисты, филологи, историки, политологи, представители органов государственной власти и экспертного сообщества. Рассматривались, в том числе, вопросы, связанные с преподаванием на русском языке исторических дисциплин в украинских вузах.

23–24 апреля 2010 г. состоялась международная конференция «Общая Победа: к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Организаторами конференции выступили РГГУ и фонд «Русский мир». Историки и политологи из России и стран СНГ, принимавшие участие в конференции, в том числе, из Украины (Киевский славистический университет, Донецкий национальный университет, Харьковский национальный университет им. Каразина), особое внимание уделили вкладу народов бывшего СССР в общую Победу в Великой Отечественной войне, а также вопросам исторической памяти и национального самосознания в новых независимых государствах.

РГГУ инициировал организацию Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ. Цель Форума была определена как создание постоянной площадки для результативного обмена опытом между руководителями ведущих гуманитарных вузов стран СНГ, а также для разработки и реализации совместных инновационных проектов в целях достижения нового уровня образовательного, научного и культурного взаимодействия государств Содружества. Усилия университета были поддержаны Россотрудничеством, Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и Министерством образования Азербайджанской Республики, столица которой – г.Баку – стала местом проведения первого Форума 12–13 октября 2010 г.

Участниками Форума стали, в том числе, и представители вузов-партнеров РГГУ на Украине – проректоры – историки по образованию – Киевского славистического университета, Донецкого национального университета, деканы исторических факультетов Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, вошедшие также в состав Координационного совета Форума.

9 ноября 2010 г. в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция ректора РГГУ Е.И. Пивовара на тему «Россия-Украина: гуманитарное сотрудничество». В пресс-конференции также приняли участие заместитель руководителя Россотрудничества И.Н. Морозов, проректор по научной работе РГГУ Д.П. Бак, президент Российской Ассоциации украинистов, доцент РГГУ и МГИМО Г.М. Лесная. Учитывая важность дальнейшего развития российско-украинских научных и образовательных связей, Российский государственный гуманитарный университет выступил с инициативой организации ряда международных научно-исследовательских и учебных проектов и программ, получивших неофициальное наименование «Украинской инициативы РГГУ».

В числе предложений РГГУ, адресованных украинскому научному и образовательному сообществу: организация совместных магистерских программ по истории и филологии; разработка и издание ежеквартального российско-украинского историко-культурного альманаха и его расширенной электронной версии в виде Интернет-портала, посвященного актуальным вопросам истории, истории культуры России и Украины и современному состоянию российско-украинских отношений; созданию совместного с украинскими партнерами методологического семинара, посвящено наиболее актуальным вопросам развития гуманитарной науки и образования, учреждение ежегодной российско-украинской премии, вручаемой российским и украинским представителям научно-образовательного сообщества и сферы культуры, внесшим вклад в развитие российских и украинских исследований и в укрепление российско-украинских отношений; учреждение ежегодного научного Форума «Российско-украинские чтения», а также организация работы ежегодной российско-украинской летней школы.

Особое внимание представляется важным уделить не просто развитию образовательных и научных связей, а укреплению партнерства в сфере культуры. Необходимо способствовать тому, чтобы украинская культура в России и русская культура в Украине были востребованными и популярными, особенно среди молодежи и студенчества. Большое значение имеет в этой связи проведение совместных выставок, фестивалей, дней Украины и России, и общая координация усилий РГГУ и вузовского сообщества с посольствами, культурными центрами, фондами, занимающимися гуманитарной проблематикой и проектами в сфере культуры.

Пивовар Е.И.

Спасибо. Я сразу хотел бы прокомментировать. Боюсь, что мы, если проведем опрос «Были ли Вы в Киеве?» среди наших студентов, будем весьма опечалены результатами такого опроса. Конечно, нам нужно, видимо, усилить наши контакты по организации таких мероприятий. Квоты мы не можем расширить, но есть и другие формы: летние и зимние школы, обмены. Есть и постоянно действующая программа, которой руководит академик А.О. Чубарьян в Институте всеобщей истории. Нас приглашали несколько раз как лекторов. Давайте сделаем такую вузовскую программу, чтобы была создана площадка для подобных контактов. Наконец, можно подумать и об экскурсионных формах такой работы. Можно подумать и о совместных учебных практиках, проводимых друг у друга.

Уважаемые коллеги, я с удовольствием предоставляю слово нашему коллеге, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой истории новейшего времени Российско-Таджикского славянского университета Саидали Раджабовичу Мухиддинову. Тема его выступления – «Источниковедение в Российско-Таджикском славянском университете и других вузах Таджикистана». Пожалуйста.

Мухиддинов С.Р.

Особенности преподавания курса «Источниковедение» в Российско-Таджикском (славянском) университете и других вузах Таджикистана

История российско-среднеазиатских отношений, прошедших различные испытания, исследователи в большей мере считается положительной и поучительной. В этом контексте особый интерес представляет многовековая история становления и развития взаимоотношений между русским и таджикским народами. Не случайно данная тема занимала приоритетное место в отечественной историографии советского периода. В связи с этим нельзя не отметить заслуги ведущих историков Таджикистана: З.Ш. Раджабова, Б.И. Искандарова, Б.А. Литвинского, Р.М. Масова, Т.Г. Тухтаметова, Н.М. Акрамова, О.Б. Бокиева, Х.П. Пирумшоева и др., освещающих те или иные аспекты зарождения и развития взаимоотношений наших двух народов. Усилиями названных учёных были выявлены заслуги русских исследователей в изучении истории и культуры таджикского народа   (1). Уже в годы независимости таджикскими историками было написано немало фундаментальных трудов на данную тему. В этом ряду особо можно отметить работу видного таджикского историка и историографа, заведующего отделом древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии этнографии им. А. Дониша АН РТ, доктора исторических наук, профессора Х.П. Пирумшоева «Российско-среднеазиатские отношения XVI – середины XIX веков в русской историографии»   (2), и недавно вышедшую монографию, написанную им же (в соавторстве с профессором М.Х. Маликовым), – «Россия-Таджикистан: история взаимоотношений»   (3). Последняя посвящена комплексному изучению длительной истории русско-таджикских и российско-таджикистанских отношений. Фундаментальная работа, подготовленная Институтом истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Республики Таджикистан в 2010 г., «История таджикского народа. Том IV. Позднее средневековье и новое время (XVI в. – 1917 г.)»   (4), имеет особое значение. Главы IV–X посвящены среднеазиатско-российским отношениям во второй половине XVIII – первой половине XIX в. В этих работах освещается история взаимоотношений наших народов с древности до наших дней.

Правовую основу сотрудничества между Россией и Таджикистаном в условиях независимости составляет свыше 200 важных межправительственных договоров, заключённых на высшем уровне.

Стратегическое партнёрство Республики Таджикистан и Российской Федерации, имеющее давние традиции в области науки и образования, реализуется в различных направлениях. Но самым значительным стало создание 5 апреля 1996 г. Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ). Сегодня это одно из ведущих учебных заведений, которое имеет свое лицо, традиции, высокий уровень образования и статус Государственного университета РФ и РТ. «Главная цель функционирования РТСУ -–сохранение и развитие славянской культуры, языков, взаимодействие культур народов России и Республики Таджикистан, обогащение и духовной жизни людей.

В 1996 г. в РТСУ была создана кафедра общественных наук. После неоднократной реорганизации с 2003 г., это кафедра отечественной истории. Такие дисциплины, как «История России» и «История таджикского народа», читаются на всех отделениях университета и поэтому кафедра отечественной истории является одной из ведущих в университете. На кафедре работают 14 преподавателей. Из них 6 докторов исторических наук, профессоров; 5 кандидатов исторических наук, доцентов; 2 преподавателя и один профессор-консультант. Большинство из них – ведущие историки республики. Учебная дисциплина «Источниковедение» входит в число спецдисциплин. Это дисциплина, которая разрабатывает и использует в историческом образовании методы изучения письменных исторических источников. Новую концепцию теории, истории и методики «Источниковедения» предложили авторы учебного пособия «Источниковедение», выпущенного РГГУ в 2004 г., И.М. Данилевский, В.В. Кабанов, М. Медущевская, М.В. Румянцева   (5).

В совокупности источники содержат разнообразную информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, а источниковедение представляет собой целостную систему, компоненты которой не только постоянно взаимодействуют между собой, но и связаны в определенной степени с другими областями знания.

Источники по истории таджикского народа существуют с древнейших времён. Однако источниковедение как наука и учебная дисциплина в Таджикистане сформировалась в годы советской эпохи. История становления и развития источниковедения рассматривается в работах О.М. Медушевской   (6) и других ученых.

Согласно Учебному плану по специальности 02.07.00. – «История», утверждённому в 2006 г., предмет «Источниковедение» как основной курс вошёл в цикл ОПД «Общеобразовательных дисциплин», и в соответствии с этим на изучение данного предмета было выделено 136 часов аудиторных и 136 часов на самостоятельных занятий. Для весеннего семестра была выделено 40 часов лекционных и 16 часов практических занятий с итоговым контролем в форме зачета. На осенний семестр отведено 52 часа лекционных занятий и 28 часов практических занятий итоговый контроль – экзамен. Кафедрой была подготовлена рабочая программа по дисциплине «Источниковедение истории России и истории таджикского народа». Особенности преподавания данного курса заключаются в том, что он охватывает и Историю России, и Историю таджикского народа. Темы распределены по четырём разделам и 23-м темам. Темы и часы по источникам истории России и история таджикского народа распределены пропорционально. В связи с переходом РТСУ на двухуровневую систему образования «бакалавр-магистр» с 2010 г. часы сократились до 56 часов аудиторных занятий. Были сокращены не темы, а часы, выделенные на них. Согласно тематическому плану дисциплины «Источниковедение» материал разбит на следующие разделы:

– источники по истории древнейшего, древнего и средневекового периода (включает 8 тем);

– источники по истории России и таджикского народа второй половины XIX – начала XX в. (включает 3 темы);

– источники по истории России и Таджикистана советского периода» (состоит из 10 тем);

– источники по истории Российской Федерации и Республики Таджикистан постсоветского периода (1990-е гг.) (включает 2 темы).

Например, первая тема – «Древнейшие и древние источники по истории таджикского народа», вторая – «Источники по древней истории восточных славян и русских». Таким образом, все темы распределены пропорционально между историей России и Историей таджикского народа. При составлении рабочей программы и методические рекомендаций мы добавили 2 темы: «Типологические изменения корпуса источников в XX веке и особенности советских источников» и «Особенности советских источников» по учебному пособию «Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории», подготовленному коллективом авторов РГГУ. Трудности имеются, поскольку в дореволюционный период источники отличаются по своему происхождению и содержанию, а источники советского периода во многом характеризуются общими чертами. Следует обратить особое внимание студентов на рукописные источники. «Письменное сообщение есть один из видов сообщения, – писал десять веков назад великий энциклопедист Абу Рейхан Беруни, – оно пожалуй, более предпочтительно, чем какое-либо другое, ибо откуда мы узнали бы предания народов, если бы не вечные памятники пера»   (7). Именно рукопись явилась заботливым хранителем и бережным передатчиком многообразного наследия духовной культуры ираноязычных народов. Наиболее распространенными видами рукописной книги были: диван (сборник наставлений), Рисале (трактат), Тезкире (альманах), тафсир (комментарии), саёхат-наме (книга путешествий) и др. Центрами высокохудожественной рукописной книги стали мастерские придворных библиотек (китаб-хане ). Особенно славились качеством производства книги мастерские Герата, Тебриза, Шираза, Бухары, Самарканда. Здесь образовались своеобразные школы художественного оформления манускриптов и миниатюрной живописи. При всём том, в своей совокупности восточные рукописи – первоклассный источник для изучения далёкого и недавнего прошлого народов Востока. Собрание, изучение и публикация восточных рукописей всегда были в центре внимания отечественных и зарубежных востоковедов, поэтому и с течением времени сформировался, определённая методология и методика их научной интерпретации, что вызвало к жизни специальную обширную отрасль научного знания – изучение востоковедческой литературы.

Роль этой области истории в культурной жизни народов Востока была столь велика, что именно рукописную книгу можно назвать самым важным орудием, обеспечивающим преемственность культурных ценностей народов Востока. Изучение рукописей позволяет сегодня учёным-востоковедам воссоздать картину исторического прошлого народов Востока   (8). Существенную помощь востоковедам в этом плане может оказать использование методики работы над восточными рукописями (особенно таджикско-персидскими) выдающегося русского учёного, одного из основателей востоковедческой науки, учёного с мировым именем – академика Василия Владимировича Бартольда. Его вклад в историю изучения Средней Азии поистине неоценим. Фундаментом творчества В.В. Бартольда было всестороннее знание им первоисточников – трудов восточных авторов. Он мог читать рукописи, недоступные в совокупности другим исследователям: исторические, литературные, лингвистические труды, написанные как на арабском, так и на персидском и тюркском языках. При рассмотрении восточных рукописей он делал выписки. Конспекты, пояснения, объяснения имен собственных, географических названий и другие заметки, по поводу трудов древних восточных авторов, сделанные В.В. Бартольдом, не только внесли огромный вклад в изучение истории стран Востока, но и позволили создать целостную систему обращения к рукописным книгам как к незаменимому историческому источнику и редчайшему явлению культуры Востока. Методика, созданная В.В. Бартольдом в области поиска, изучения, критического и текстологического анализа источников, написание комментариев, извлечения из сочинений, введение в научный оборот источников, а также сама творческая лаборатория учёного и в настоящее время являются поучительным примером для учёных, работающих с рукописями   (9).

Для более углубленного исследования методики изучения источников на историческом факультете читается курс по выбору «Методика работы с письменными источниками».

В учебном процессе особое значение придается методическому обеспечению предмета. Для этого кафедрой подготовлены рабочие и типовые учебные программы. Современное историческое образование предполагает глубокое ознакомление студентов с проблемами изучения исторических источников. В значительной степени эта задача выполняется через семинары и самостоятельную работу студентов по отдельным разделам источниковедения. Особую роль в повышении уровня профессиональной подготовки современных специалистов играют практические занятия по источниковедению. Основная цель этих занятий – более углубленное знакомство студентов с методическими приемами поиска, отбора источников, источниковедческой критики источников и особенностями их применения в отношении отдельных видов и разновидностей источников. На практических занятиях студенты получают наглядное представление об источниках, расширяют, углубляют, закрепляют знания, полученные на лекциях по источниковедению, из учебника, из лекций и специальной литературы. С этой целью ещё в 50–60-х гг. XX в. для проведения практических занятий по источниковедению СССР на исторических факультетов многих университетов и педагогических вузов были подготовлены учебные пособия. МГУ подготовил «Пособие для изучения «Русской Правды»   (10). Однако преподаватели и студенты испытывали значительные трудности в реализации целей на этих занятиях. Поэтому кафедра источниковедения МГУ начала с 1980 г. подготовку и выпуск учебного пособия для практических занятий по источниковедению истории СССР под названием «Сборник документов для практических занятий по источниковедению СССР»   (11). Первый выпуск включает источники эпохи феодализма (до 1861 г.), второй – источники периода капитализма (1861–1917 гг.), третий посвящен источникам по истории советского общества. Однако, вышеперечисленные учебные пособия по источниковедению доступны далеко не всем студентам. Во-первых, они имеются по одному экземпляру только в Национальной библиотеке им. А. Фирдоуси. Во-вторых, методика их использования имеет некоторые сложности для студентов. В-третьих, многие источники, особенно по истории таджикского народа, не вошли в эти пособия. Опубликованные специальные учебники и курсы лекций пока отсутствуют. Так как дисциплина «Источниковедение» охватывает историю России и историю таджикского народа, мы подготовили и выпустили «Методические рекомендации и планы для проведения семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнению контрольных работ по дисциплине «Источниковедение» (в 2008 г.)   (12). Составили данные, рекомендации исходя из особенностей преподавания данного курса в нашем университете. Важнейшим методом освоения студентами материала по дисциплинам исторического профиля является самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. Её цель – формирование самостоятельного мышления у студентов при подготовке их к профессиональной деятельности. Такой вид работы ускоряет и обогащает процесс обучения студентов, так как способствует выработке у них навыков самостоятельного пополнения знаний, что позволит, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации. С этой целью при подготовке к занятиям по дисциплине «Источниковедение» необходима самостоятельная работа студентов с источниками. Задания могут включать следующие задачи составления источниковедческих документов: описание особенностей рукописных источников, происхождения текста, его датировки, атрибуции и т. д., оценка их полноты и достоверности и в этой - связи научной значимости источника. Однако студенты не могут выполнить некоторые задания и овладеть пройденным материалом посредством обращения только к текстам лекций. Мы практикуем вот что: по договоренности с деканатом и учебным управлением практические занятия в пределах 4–6 часов проводятся непосредственно в отделах восточных рукописей, депозитарного хранения и редких книг Национальной библиотеки РТ им. Абулкасыма Фирдоуси. Там студенты знакомятся с настоящими таджикско-персидскими рукописями XII–XIX в. Поскольку источниковедение истории таджикского народа досоветского периода связано с текстологией, в библиотеке РТ студентов информируют о происхождение и структуре книг. В отделе депозитарного хранения и редких книг студентам показывают уникальные источники по истории России, редкие работы Карамзина и другие рукописи. В изучении источниковедения целесообразно рекомендовать студентам для самостоятельной работы вести специальную тетрадь для краткой характеристики опубликованных источников.

В настоящее время, изучены и опубликованы многочисленные источники средневекового и нового периода из истории таджикского народа и истории России. Например, работа А.Э. Шмидта «Материалы по истории Средней Азии и Ирана», опубликованная в Учёных записках Института востоковедения АН СССР   (13), включает выдержки из сочинений историков IX–XIII вв. Они снабжены разнообразными примечаниями, поясняющими собственные имена, географические названия, административную терминологию, разные реалии и т. п., сюда же входят и краткие сведения об авторах переводимых сочинений. В книге Б.А. Ахмедова «Историко-географическая литература Средней Азии XVI–XVIII вв.»   (14) рассматривается более пятидесяти ценных восточных рукописей XVI – начала XIX в. исторического, географического, мемуарного и биографического содержания, богатых разнообразными сведениями по истории Средней Азии данного периода, а также отчёты и путевые записки русских и иностранных послов XV–XVIII вв.

При обзоре автор книги основное внимание уделяет раскрытию содержания источника. Такие своды опубликованных источников имеются и по источниковедению истории России. Например, исследователи С.М. Каштанов, Д.С. Лихачёв, Я.С. Лурье, А.Н. Насонов, Б.А. Рыбаков, М.И. Тихомиров, А.А. Шахматов, В.Д. Янин и др. изучили источники ряда работ, подготовили тексты, и дали свои комментарии, и, порою, методику их изучения. Например академик Д.С. Лихачёв в своей известной работе «Русские летописи и их культурно-историческое значение»   (15), опубликованной ещё в 1947 г., наряду с изучением и обобщением летописей и выявлением их культурно – исторического значения, в части «Важнейшие списки и группы списков русских летописей» даёт краткую характеристику каждого этого памятника письменности.

Первые высшие учебные заведения – педагогические институты в городах Душанбе (1931), Ходженте (1932) – имели историко-филологические факультеты, где предмет «Источниковедение» преподавался как основная дисциплина. В Таджикском Государственном университете им. В.И. Ленина (сейчас Таджикский национальный университет) – крупнейшем учебном заведении государства (он открылся в 1948 г.) – до 1966 г. функционировал вначале историко-филологический, а после и до настоящее времени – исторический факультет. На всех его отделениях «Источниковедение» читается как основной предмет.

В годы независимости открылись новые учебные заведения. В настоящее время в Республике Таджикистан (в совокупности с филиалами вузов РФ) 34 вуза многие из которых отраслевые. Исторический факультет имеется в 6 вузах городов Душанбе, Ходжента, Куляба, Курган-тюбе, где преподаётся «Источниковедение» как основная дисциплина.

За 15 лет накоплено опыт преподавания предмета в нашем вузе. Хотя РТСУ имеет специфические особенности, преподаватели других вузов используют наш опыт по методике преподавания источниковедения. Например, в Национальном университете в процессе преподавания «Источниковедения» рассматриваются также темы по истории России. Например, темы «Особенности организация статистики советского периода (1930–1990 гг.)», «Особенности планирования народного хозяйства в СССР», «Специфические особенности русской периодики во второй половине ХIХ в. и её идейно-политические направления» и др. Специальные учебники, учебные пособия, курсы лекций и модули по дисциплине «Источниковедение» пока отсутствуют.

После распада СССР библиотеки республики лишились возможности получения обязательных экземпляров научной литературы из других республик бывшего Союза, особенно из РФ. Это повлияло на поступление новейшей литературы по теории и методике источниковедения

К сожалению, в настоящее время на всех преподавателей и студентов исторических факультетов только 3 вузов г. Душанбе приходится всего 6–10 экземпляров изданий, старых учебников, а новых, поступивших по проекту «Пушкинская библиотека» из РФ, всего 8 экземпляров. Общее количество студентов и преподавателей превышает 3–4 тысячи.

Пока учебные пособия, учебники и курсы лекций (модули) у нас не разработаны, мы опираемся на опыт своих коллег. По нашему мнению, в настоящее время основным научно-методическим центром по созданию методики изучения источников, преподаванию и подготовке учебников, учебных пособий и курсов лекций (модулей) по «Источниковедению» является Российский государственный гуманитарный университет РГГУ.

Для дальнейшего сотрудничества стран СНГ (в рамках межгосударственных соглашений в области образования) по проблемам источниковедения целесообразно было бы создать координационный Совет с центром в Москве. Основные его задачи можно сформулировать следующим образом: координация деятельности вузов по совершенствованию методики преподавания источниковедения и изучению источников; составление совместных типовых учебных программ, учебников, учебных пособий по «Источниковедению»; обеспечение библиотек вузов необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими теоретическими материалами по проблемам источниковедения; проведение совместных научных форумов по данной тематике; признание РГГУ в качестве координационного центра по изучению опыта преподавания источниковедения и места проведения стажировок преподавателей данного предмета.

Примечания

(1) Имомов М.С. Вместо предисловия // Пирумшоев Х.П., Маликов М.Х. Россия-Таджикистан: История взаимоотношений. Душанбе, 2009. С. 3.

(2) Пирумшоев Х. Российско-среднеазиатские отношения XVI – середины XIX веков в русской историографии. Душанбе, 2000.

(3) Пирумшоев Х., Маликов М. Россия-Таджикистан: история взаимоотношений. Душанбе, 2009.

(4) История таджикского народа. Т. IV: Позднее средневековье и новое время (XVI в. – 1917 г.) / Под общ. ред. академика Р.М. Масова. Душанбе, 2010.

(5) Источниковедение. Теория. История. Метод. Источник и Российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медущевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.

(6) Там же. С. 34–121.

(7) Беруни. Сочинение. 1963. Т. 2. С. 5–7.

(8) Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. Кн. 1. М., 1987. С. 9.

(9) Мухиддинов С.Р. О методике работы академика В.В. Бартольда над таджикско-персидскими рукописями // Научное наследие В.В. Бартольда и современная историческая наука: Материалы Респ. науч. конф. (Душанбе, 27 нояб. 2009 г.). Душанбе, 2010. С. 42–54.

(10) Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 23–41.

(11) Сборник документов для практических занятий по источниковедению СССР. Вып 1. М.; 1980, Вып. 2. М., 1980; Вып. 3. М., 1982; Вып. 4. М., 1987.

(12) Методические рекомендации и планы по проведению семинарских занятий, самостоятельной работы и выполнению контрольных по дисциплине «Источниковедение» для студентов 3–4 курсов отд. «История» / Сост. д.и.н., проф. С.Р. Мухиддинов. Душанбе, 2008.

(13) Шмидт А.Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Учёные записки ин- та востоковедения. М.; Л., 1985. Т. XVI. С. 441–513.

(14) Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI–XVIII вв. (Письменные памятники). Ташкент, 1985.

(15) Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.

Пивовар Е.И.

Большое спасибо. Я хотел бы предоставить слово доценту кафедры стран постсоветского зарубежья Александру Станиславовичу Левченкову. Тема его выступления – «Постсоветское пространство. Исторический опыт и современное историческое образование: опыт РГГУ». Пожалуйста.

Ионов Б.В., Левченков А.С.

«Постсоветское пространство: общее историческое прошлое и современное вузовское образование (опыт РГГУ)»

Историческое образование и наука на постсоветском пространстве на протяжении двух десятилетий после распада СССР переживают период глубокой трансформации, обусловленной становлением национальных исторических школ на основе сформулированных политическими и интеллектуальными элитами концепций исторического прошлого и преемственности с настоящим, а также современных задач развития новых независимых государств.

Наличие общего исторического прошлого и культурного наследия, с одной стороны, представляет широкую площадку для самого активного взаимодействия историков России и других государств постсоветского зарубежья, с другой, создает ряд проблем, обусловленных различными, а нередко и диаметрально противоположными характеристиками событий минувших исторических эпох в национальных историографиях, чрезмерной политизацией оценок тех или иных исторических явлений.

В числе наиболее спорных тем, прежде всего, выделяются сюжеты, касающиеся процесса вхождения тех или иных территорий в состав Московской Руси (наиболее противоречивая тема в украинской историографии), Российской империи, Советского Союза (наиболее противоречивая тема в историографии государств Балтии и Молдовы), период коллективизации и сталинских репрессий (наиболее острая тема в украинской историографии), вопросы взаимодействия национальных окраин и центра в рамках империй, наконец, период распада СССР и образования новых независимых государств. Поэтому процесс взаимодействия отечественных исследователей и педагогов и их коллег в новых независимых государствах является сложным, и поиск оптимальных форм сотрудничества продолжается до сих пор.

Одну из самых серьезных проблем для современных историков представляет разрушение существовавшей на протяжении многих десятилетий общей для рассматриваемого пространства системы архивов, без комплексного использования которых не может идти речи об углублении существующих знаний о прошлом, о развитии ранее достигнутого уровня исследовательской работы и разработке новых проблем. В данном направлении работу необходимо проводить посредством не только обмена специалистами для прохождения разовых архивных стажировок, но и создания общих баз данных, налаживания схемы постоянного информационного обмена, который позволил бы современным исследователям иметь предельно полное представление о наличии архивных материалов по определенной тематике в конкретных архивных учреждениях. Важной формой сотрудничества в данном направлении также является составление и выпуск совместных сборников ранее не публиковавшихся архивных документов.

Важной составляющей международной деятельности РГГУ, способствующей развитию контактов между российскими историками и их коллегами в ближнем зарубежье, является укрепление контактов с ведущими научными и образовательными центрами государств СНГ и Балтии. В последние годы РГГУ подготовил и заключил договоры, рамочные соглашения и рабочие программы сотрудничества с крупнейшими вузами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Эстонии. Договоры предусматривают развитие академического и библиотечного обмена, издание совместных учебно-методических работ и научных трудов, разработка и реализация информационных социокультурных проектов. В рамках договоров организуются чтение курсов, отдельных лекций и семинаров преподавателями РГГУ в вузах стран СНГ и Балтии и их зарубежными коллегами в стенах РГГУ, в летние месяцы студенты университета регулярно направляются в страны специализации для прохождения практик по языкам и истории в летние школы. Большую роль в развитии сотрудничества с научными и образовательными учреждениями стран постсоветского зарубежья, включая работу по составлению и заключению договоров и дополнительных протоколов сотрудничества (рабочих программ), оказание необходимой визовой поддержки, собственно сопровождение договоров в период их действии, а также пролонгацию соглашений и мн. др., играет управление международных связей университета.

В 2009 г. в РГГУ было создано специальное Управление по гуманитарному сотрудничеству со странами постсоветского зарубежья. Данное управление целенаправленно занимается курированием работы по развитию партнерских связей с научной элитой и образовательными центрами стран СНГ и Балтии. В 2010 г. управлением сформирована информационная база данных ведущих гуманитарных вузов и научных организаций стран СНГ. В начале 2011 г. управлением при поддержке других профильных структур университета (прежде всего, управления по связям с общественностью и СМИ) был разработан сайт Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ. Управление активно взаимодействует с историками из стран постсоветского зарубежья, привлекая их к участию в совместных мероприятиях по актуальным темам, содействуя академическому обмену и организации чтения курсов лекций и семинаров как российскими историками в странах СНГ и Балтии (например, достигнуто соглашение о чтении историками РГГУ в мае 2011 г. курса лекций по истории современной России и интеграционным процессам на постсоветском пространстве для студентов Славянского университета Республики Молдова). При непосредственном участии управления осенью 2010 г. был проведен первый Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ, сформулированы положения «Украинской инициативы РГГУ», о которой подробнее будет говориться в выступлении, посвященном развитию украинистики в нашем вузе. Управление активно взаимодействует с Россотрудничеством и его центрами на постсоветском пространстве, Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, фондом «Русский мир», Посольствами и культурными центрами стран СНГ и Балтии и дипломатическими миссиями России в странах постсоветского зарубежья.

Университет является одним из ведущих в России координационных центров исследовательской работы, посвященной истории стран постсоветского зарубежья. В этой связи большое значение имеет участие в деятельности профессиональных объединений, как сугубо исторических, так и направленных на решение более широкого спектра задач в разрезе социокультурной интеграции на постсоветском пространстве. В числе таких объединений следует отметить Российское общество дружбы с Азербайджаном, Российско-украинскую комиссию историков, в работе которых деятельное участие принимают ректор и ряд сотрудников университета. В 2009 г. РГГУ выступил инициатором возобновления деятельности Российской Ассоциации украинистов – общественной организации, объединяющей отечественных научных и педагогических работников, чья профессиональная деятельность связана с украинской проблематикой Подробнее о работе РАУ будет говорить мой коллега А.В. Гущин. Отмечу только, что историческая украинистика была одной из главных на Первой конференции РАУ, прошедшей 10 ноября 2010 г. в РГГУ, и поэтому особенно отрадно подчеркнуть большое внимание к данному мероприятию, проявленное Посольством Украины в России и украинскими коллегами-историками. Работа вышеперечисленных организаций, привлекающих большое внимание коллег из профильных стран ближнего зарубежья, способствует повышению международного престижа российского исторического образования и науки, расширению и укреплению имеющихся образовательных и научных связей, поиску новых партнеров.

Развитию продуктивного диалога, посвященного обсуждению общего исторического прошлого, способствует, как свидетельствует опыт РГГУ, организация международных научных конференций и круглых столов, приуроченных к юбилеям памятных исторических дат, таких как победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., Отечественной войне 1812 года и т. д., отмена крепостного права 1861 г. и другие Великие реформы императора Александра II, первый полет человека в космос.

В качестве одного из ярких примеров следует отметить прошедшую в университете 23–24 апреля 2010 г. международную конференцию «Общая Победа: к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Организаторами мероприятия выступили РГГУ и фонд «Русский мир». Историки из России и стран СНГ, принимавшие участие в конференции, особое внимание уделили вкладу народов бывшего СССР в общую Победу в Великой Отечественной войне, а также вопросам исторической памяти и национального самосознания в новых независимых государствах.

Большую роль в консолидации профессиональных усилий историков из России и других стран СНГ имеет проходящая сейчас международная научно-практическая конференция «Университетский потенциал исторического знания и исторического образования в контексте современной модернизации», в рамках одной из секций которой слушается данное выступление. В числе вопросов, рассматриваемых на конференции, такие актуальные для историков всех стран проблемы как: структура современного исторического знания; функции гражданского общества и историческое образование в условиях модернизации; преподавание национальной и мировой истории; историческое знание и архивоведение: теория и методология современного синтеза; новое поколение учебной литературы по истории и многие другие важные темы. Особенно необходимо отметить активное сотрудничество в ходе подготовки и проведения конференции между российскими и украинскими историками, что нашло отражение в формулировке одной из центральных тем обсуждения «Итоги и перспективы сотрудничества российских и украинских историков», а также вызвавшую большой резонанс тему «Историческая проблематика зарубежного россиеведения», к которой проявляется интерес не только в государствах Содружества, но и в дальнем зарубежье.

На 4 марта 2011 г. в РГГУ запланирована научная конференция «Великая реформа 1861 года», посвященная 150-летию отмены крепостного права в России, в рамках которой будут затронуты вопросы сравнения особенностей проведения и результатов реформы в различных регионах Российской империи, в те годы охватывающей практически всю территорию нынешнего постсоветского пространства. 11 апреля 2011 г. в университете состоится международная научная конференция «Эпоха Гагарина в отечественной и мировой истории: истоки, процессы, динамика», организуемая Российским государственным гуманитарным университетом при участии фонда «Русский мир» и Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД). Проблематика этой конференции также вызывает несомненный интерес у историков практически всех стран постсоветского зарубежья, включенных в свое время в процесс разработки и реализации космической программы СССР, а ныне сотрудничающих с Российской Федерацией в космической отрасли.

Россиеведческая проблематика является одной из наиболее перспективных тем для научно-исследовательского и образовательного взаимодействия между историками России и других стран постсоветского зарубежья. Это хорошо видно на примере РГГУ, профильные подразделения которого, прежде всего, историко-архивный институт и кафедра стран постсоветского зарубежья, реализуют ряд россиеведческих программ, в рамках которых важное место занимает освещение общих для всего постсоветского пространства вопросов исторического развития.

Не менее важным должно стать внимание к изучению и обсуждению исторической роли крупнейших деятелей науки, искусства и культуры в формировании общего культурного пространства на огромном по своим размерам регионе от Карпатских гор до Тянь-Шаня и Тихого океана. В числе объектов для подобных мероприятий можно рассматривать деятельность крупных ученых, писателей, художников, архитекторов и композиторов, чья жизнь и творчество в равной мере связаны с историей нескольких, а нередко и всех стран постсоветского зарубежья; известных историков дореволюционного и советского периодов – основателей исторических школ и направлений в области славистики, кавказоведения, изучения истории и культуры народов стран Балтии и Центрально-азиатского региона.

Важной формой взаимодействия между историками представляется развитие таких проектов как организация форумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран-участников Содружества Независимых Государств. Цель Форума была определена как создание постоянной площадки для результативного обмена опытом между руководителями ведущих гуманитарных вузов стран СНГ, а также для разработки и реализации совместных инновационных проектов в целях достижения нового уровня образовательного, научного и культурного взаимодействия государств Содружества. Усилия университета были поддержаны Россотрудничеством, Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и Министерством образования Азербайджанской Республики, столица которой – г. Баку – стала местом проведения первого Форума 12–13 октября 2010 г. Участниками Форума, помимо российских вузов, стали представители университетов-партнеров РГГУ в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Украине, вошедшие в состав Координационного совета Форума. Многие из них являются историками по образованию, некоторые руководят историческими факультетами университетов.

Основные идеи, высказанные в ходе заседаний Форума, были зафиксированы в итоговом меморандуме, получившем наименование «Бакинской инициативы», и в целом соответствуют общей стратегии международной деятельности университета, направленной, в том числе на поиск и реализацию оптимальных форм диалога между историками. В их числе: разработка программы взаимодействия, направленной на открытие и развитие совместных учебных программ, научных проектов, программ академического и библиотечного обмена; открытие интернет-портала Форума, на котором будет размещаться информация о целях, задачах и деятельности Форума, и который будет выполнять роль информационного кластера межвузовского сотрудничества в гуманитарной сфере; cоздание в рамках портала сайтов или рубрик по отдельным направлениям гуманитарного знания, в том числе, исторической рубрики, организация ежегодных межвузовских научных чтений по основным направлениям гуманитарного знания, включая историю, и учреждение научного сборника Форума, а также информационно-аналитического сборника, посвященного вопросам межвузовского взаимодействия на пространстве СНГ.

В целях фокусирования внимания на актуальных аспектах взаимодействия между собственно историками в рамках форумов целесообразно проведение исторических секций, а также организация постоянно действующей межвузовской комиссии историков стран СНГ. Комиссия может стать координационным центром сотрудничества между вузами в различных областях, включая организацию международных мероприятий, развитие межвузовского академического и библиотечного обмена, разработку и внедрение совместных образовательных программ и реализацию международных научно-исследовательских проектов.

Совершенно очевидно, что большинство тем, связанных с исторической проблематикой постсоветского пространства, невозможно исследовать на достаточном уровне без знания языков. Важнейшая составляющая подготовки студентов и аспирантов подразделений университета, занимающихся данными регионами, прежде всего, кафедры стран постсоветского зарубежья, отделения международных отношений историко-архивного института РГГУ, института филологии и истории РГГУ - занятия по языкам стран СНГ и Балтии как языкам стран специализации, которые проводят квалифицированные преподаватели с большим педагогическим стажем.

В целях обеспечения учебно-методической базы РГГУ проводит большую работу по разработке и изданию комплекса учебной и методической литературы по языкам. Так, в 2010 г. РГГУ стал исполнителем работ по Договору целевого финансирования мероприятия (проекта) «Подготовка обновленных учебников по языкам государств СНГ для учреждений образования стран Содружества «Украинский язык для стран СНГ»». Заказчик работ – Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Автор учебника – доцент Г.М. Лесная. Учебник стал уникальным, не имеющим аналогов изданием не только в России, но и за рубежом. Учебник предназначен для студентов гуманитарных, в том числе, исторических факультетов университетов СНГ (в том числе России и Украины): международников, регионоведов, филологов, переводчиков, историков, а также всех, кто желает изучить украинский язык. В том же 2010 г. в университете был выпущен учебник «Азербайджанский язык для начинающих» (автор – преподаватель А.А. Аскеров). Ведется работа по подготовке к изданию еще ряда учебников и учебных пособий по языкам.

Владение языками стран специализации позволяет педагогам и ученым, а также студентам и аспирантам привлекать в работе широкий спектр источников по интересующим вопросам и хронологическим периодам и, соответственно, создает необходимые условия для комплексного и объективного изучения актуальных вопросов прошлого на основе полной источниковой базы.

Регулярное чтение курсов по истории, страноведению, географии, экономии, а также преподавание языков стран постсоветского зарубежья в профильных структурных подразделениях университета, включая историко-архивный институт РГГУ, кафедру стран постсоветского зарубежья, институт филологии и истории, позволяет проводить работу по разработке совместных магистерских программ по исторической проблематике с университетами-партнерами в странах СНГ. В частности, историко-архивный институт и кафедра стран постсоветского зарубежья в настоящее время разрабатывают такую программу совместно с историческим факультетом одного из крупнейших вузов Украины - Харьковского национального университета им. В.И. Каразина. Рабочее название данной международной магистерской программы - «Россия и Украина: история новейшего времени». Программа предусматривает выдачу по окончании двух дипломов: украинского диплома государственного образца о присвоении квалификации магистра, выдаваемого ХНУ, и российского диплома государственного образца о присвоении квалификации (степени) магистра, выдаваемого РГГУ.

Все вышеперечисленные направления деятельности университета способствуют развитию контактов с учеными и педагогами из стран постсоветского зарубежья, реализации совместных научных и образовательных проектов, содействуют обмену мнениями, педагогическим опытом и исследовательскими достижениями, выработке взвешенных и объективных концепций общего исторического прошлого, что является важнейшим условием качественного, конкурентоспособного исторического образования в современной системе высшего образования.

Пивовар Е.И.

Большое спасибо, Александр Станиславович. Я хочу напомнить, что у нас есть не только Историко-архивный институт, но и большая база данных по архивам. Значительный ресурс – Российское общество историков-архивистов, которое 16 марта в этом зале будет проводить свой Пятый съезд. Приедут руководители архивов большинства стран постсоветского зарубежья.

Пивовар Е.И.

Разрешите предоставить слово нашей гостье из Таджикистана Наталье Васильевне Матвеевой, кандидату исторических наук. Тема ее выступления – «Специфика составления программ по учебному курсу “История России” для студентов Российско-Таджикского славянского университета». Пожалуйста.

Матвеева Н.В.

О специфике составления программ по учебному курсу «История России» для студентов РТСУ

Российско-таджикский (славянский) университет был открыт в 1996 г. в г. Душанбе, когда в стране шла гражданская война (1992–1997 гг.). Основанием послужили ст. 22 Договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РТ» 1993 г. и Постановление правительства Республики Таджикистан (№ 141 от 05.04.1996 г.)

Аналогичные Славянские университета функционируют на территории СНГ в Кыргызстане (г. Бишкек) и в Армении (г. Ереван).

Свою образовательную деятельность РТСУ осуществляет на основании Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативных документов Минобразования и науки, таких же документов Минобразования РТ.

На четырех факультетах: истории и международных отношений, филологическом, юридическом и экономическом ведется подготовка кадров по 13 специальностям.

Согласно государственному образовательному стандарту на первом курсе все студенты обязаны изучать дисциплину «Отечественная история» и сдавать экзамен.

РТСУ – межгосударственное образовательное учреждение, поэтому курс «Отечественной истории» включает в себя две дисциплины: «История России» и «История таджикского народа».

Каждая из дисциплин на неисторических отделениях преподается в течение семестра и за учебный год студенты должны освоить два курса. На изучение дисциплины отводится 36 часов лекционных и 18 часов семинарских занятий.

Студенты отделения «История» изучают эти дисциплины три курса с обязательной сдачей зачета и экзамена за год   (1).

Подобная специфика осложняет не только составление программ, но преподавание и освоение их студентами.

Следует учесть, что свыше 90% студентов РТСУ окончили национальные школы, где история России не изучается.

Количество часов, отводимых на усвоение курса Истории России минимально, особенно при заочной форме обучения.

Объем и содержание учебного курса определены их программами, а круг проблем тематическими планами.

При составлении программы был избран такой аспект исторического образования, который соответствует современной потребности изучения российской истории у студентов разных специальностей.

Курс Истории России, охватывающий огромный период от первобытнообщинного строя до начала XXI в., ориентирован на изучение истории возникновения, становления, упрочения и развития российского государства. В его содержании ретроспективно рассматриваются такие проблемы, как демократия и диктатура, централистские и децентралистские тенденции государственности, личность и власть, межэтнические и межконфессиональные отношения в Российской империи, СССР и РФ, связи центра и национальных окраин, ключевые тенденция развития России в сопоставлении с подобными тенденциями в истории государств Запада и США и др. Особое внимание следует обратить на изучение проблемы проведения реформ и контрреформ в истории России.

Следует отметить, что Россия первой предприняла попытку догоняющей, ускоренной модернизации (реформы Петра I). Тогда сложился и алгоритм российской модернизации – так называемой «имперская модель», вплоть до самой горбачевской перестройки. Россия, как известно не была ничьей колонией. Вот это и предопределило специфическую зависимость ее развития от Запада, чтобы укрепить свою государственность и независимость. Россия во все времена вынуждена приращивать свою техническую и военную мощь для сохранения независимости   (2).

Однако, понятие «догоняющая» не относится к русской культуре. Европейская культура с конца XIX в. и в течение ХХ в. испытывала огромное и плодотворное влияние великой и самобытной русской литературы, музыки, живописи, театра.

Роль государства в России в осуществлении модернизации во многих отношениях отличается от роли государства, как на Западе, так и на Востоке. Общество, хозяйственный строй, культура в процессе модернизации государства выступают в качестве объекта преобразования, но никогда в качестве его опоры или стимула к изменению. Можно сказать, что государство само удерживало общество в своеобразном переходном состоянии от традиции к современности.

Модернизации в России обычно подвергаются те области, к которым государство имеет непосредственное отношение, – органы государственной власти, военные силы, правоохранительная система, экономика, образование.

Для осуществления современной модернизации важно учесть опыт прошлых поколений. Сама схема «реформы-контрреформы» не так проста и однозначна. В истории России много примеров, которые в нее не вписываются. Во-первых, проведение реформ и контрреформ Александра III (1881–1894 гг.), во-вторых, за реформами следовали не контрреформы, а революции (реформы С.Ю. Витте и первая русская революция 1905–1907 гг., реформы П.А. Столыпина и первая мировая война 1914–1918 гг. и Февральская революция 1917 г.). В-третьих, за контрреформы принимались меры, направленные на корректировку реформ в ходе их реализации   (3).

Проблемно-хронологический принцип при составлении программ больше соответствует современному общественному мышлению, способствует мировоззренческой подготовке студентов, освоению исторического опыта. Сравнительно-исторический анализ исторического развития дает возможность выявить общие тенденции, присущие сходным явлениям, сопоставить пути разрешения социально-политических проблем, извлечь уроки из прошлого для настоящего.

Систематическому изложению истории России в лекциях соответствует и развернутое содержание каждой темы в программах.

Сегодня семинарским занятиям отводится особое место в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организацией самостоятельной работы студентов, с другой, активизацией их познавательной организации.

Организация работы в семинарах служат, разработка их тематики и материал для различных форм их проведения, перечень тем докладов, рефератов и дискуссий, которые предлагаются на выбор студентов с учетом их специальности   (4).

Самостоятельной подготовке студентов призваны помочь содержащиеся в каждой теме списки рекомендуемой литературы, которые отличаются широтой и разнообразием источников, зарубежной и отечественной литературой   (5).

Углубленному изучению курса «отечественной истории» способствует преподавание курса по выбору «Россия в мировом сообществе цивилизаций» для студентов 3 курса отделения истории. Курс дает представление об истории России с позиции цивилизационного подхода   (6).

Главное внимание уделяется модернизации российской общественной системы, которая осуществляется уже на протяжении свыше 300 лет (XVIII – начало ХХI в.).

В этом периоде реконструкции общества необходимо выделить пять самостоятельных вариантов модернизации:

1) петровская модернизация – начатая Петром I сохраняла свою актуальность до середины XIX в.;

2) модернизация второй половины XIX в., осуществленная Александром II;

3) модернизация начала ХХ в., которая названа «столыпинской». Она единственная, которая не носит имя российского самодержца Николая II;

4) сталинская («социалистическая») модернизация;

5) радикальная модернизация, которая начата после распада СССР, но пока не названная именем первого президента России Б.Н. Ельцина   (7).

Особое значение в курсе уделяется изучению такого феномена мировой истории как российская цивилизация, который вобрал в себя лучшие традиции западной и восточной цивилизаций и природные сообщества.

Нельзя не обратить внимания студентов на такую актуальную проблему как взаимоотношения между христианской и исламской цивилизациями. От решения данной проблемы, на наш взгляд, во многом будет зависеть судьба России. Это связано с тем, что население, исповедующее ислам является вторым по численности после христиан в Российской Федерации. Так сложилось исторически.

При РТСУ работает Русский центр фонда «Русский мир», где широко представлены не только новейшие учебники и методические пособия, научная литература по российской истории, но и «Интернет-ресурсы» с бесплатным доступом к библиотекам России.

Радикальная модернизация затронула и систему образование в РТ.

С 2011 г. вузы страны переходят на кредитно-рейтинговую систему обучения.

Данная система значительно усложнит изучение Истории России в РТСУ. Впервые эксперимент по сдаче экзамена по истории России в тестовой форме студентами 1-х курсов неисторических отделений был проведен в РТСУ во время зимней зачетно-экзаменационной сессии 2010–2011 учебного года. Он выявил, что большинство студентов правильно ответив на предложенные вопросы, не понимают смысла и содержания ответов и затрудняются ответить на них по-русски в устной форме.

В Таджикистане с 2010 г. закрываются классы в школах и группы в вузах с русским языком обучения.

Лучшие традиции российского образования уходят в прошлое, несмотря на огромное стремление заинтересованной части таджикского населения в его получении.

РТСУ наряду с филиалом МГУ, открытым в 2010 г. в г. Душанбе, являются центрами по сохранению русской национальной и культурно-языковой среды в условиях независимости Таджикистана.

Визит руководителя Федерального агентства по делам СНГ Мухаметшина Ф.М., 31 января – 1февраля 2011 г. в РТ вселяет некоторую уверенность в изменении сложившейся ситуации с российским образованием в стране.

В частности, предполагается, что 4 русские школы, находящиеся в ведении Минобороны РФ передаются в Россотрудничество.

В этих школах будут также обучаться дети местного населения, что расширит сферу распространения русского языка и культуры.

Примечания

(1) Программа дисциплины История России для направления «История» / Составители: Н.В. Матвеева, А.С. Саторов. Душанбе, 2002.

(2) Гайдар Е.Т. Особый путь догоняющей цивилизации // Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2010.

(3) Красильщиков В. Методы и способы изучения мировых модернизаций // Свободная мысль. 1999. № 5.

(4) Планы семинарских занятий по истории России для студентов 1-х курсов неисторических отделений (с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов) / Составитель: к.и.н., доцент Н.В. Матвеева. Душанбе, 2007.

(5) Степанцев А.Т. Проблемные задачи по истории России. М., 2001.

(6) Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебник. М., 2003.

(7) Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учеб. пособие. Брянск, 1998.

Пивовар Е.И.

Спасибо большое. Будем сотрудничать и искать какие-то возможные взаимные формы, пути взаимодействия, минимизации проблем. К сожалению, сокращение преподавания истории России, увы, характерно не только для Таджикистана, но и для самой России. Вот Вы назвали курс из 18 лекций. Это формальный стандарт для студента любого российского вуза неисторического профиля. Но в рамках РГГУ, учитывая, что это РГГУ и во главе его все-таки историки, у нас этот стандарт не выдерживается, мы даем больше часов. Хотя даже в нашем вузе деканы неисторических факультетов стараются исподволь подсократить часы на историю, но это у них не очень получается. А если взять для примера инженерный вуз, то эта модель не выдерживается, там нет 18 лекций, формально там всего 32 часа. Так что, к сожалению, это общие вопросы, не только для Таджикистана характерные. Будем общими усилиями искать какие-то пути исправления ситуации. И один из таких путей – обмен литературой, прямой обмен информацией. Слово предоставляется нашему сотруднику кафедры истории России нового времени, кандидату исторических наук Кириллу Андреевичу Соловьеву. Тема его выступления – «Галичина: формирование представлений об истории региона в современном пространстве». Пожалуйста.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.