Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе | Конференции. Круглые столы. Выставки. Презентации | Конференции, выставки, круглые столы

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Конференции Конференции. Круглые столы. Выставки. Презентации Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе  
Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе
Всероссийская научно-практическая конференция в Москве. 24−27 апреля 2013 г.

Первая в истории России научно-практическая конференция, объединившая в рамках единой концепции представителей сферы формирования информационной грамотности и медиаобразования, состоялась в Москве 24−27 апреля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

Организаторы конференции – Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС) при участии Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики и Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

В форуме приняли участие 130 представителей органов власти, ведущих ученых и практиков в сфере образования, науки, СМИ, информационно-библиотечного дела. Конференция была направлена на интеграцию усилий сторон, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем формирования медиа- и информационной грамотности на различных уровнях в сферах образования, науки, культуры, СМИ, коммуникации и среди широкой общественности, а также – на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности.

Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати В.В. Григорьев, подчеркнул, что усложняющееся информационно-медийное пространство порождает необходимость в появлении нового понимания грамотности, которое предполагает объединение навыков коммуникации и работы с информацией. Оба вида грамотности – информационная и медийная – являются жизненно важными.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций А.К. Волин отметил, что мы живем уже не в информационном, а в постинформационном мире, в котором главная проблема состоит не в получении информации, а в ее правильном отборе, в том, чтобы научиться отделять информацию от мнения. Причем такое обучение, по его мнению, должно продолжаться всю жизнь.

Приветствия в адрес конференции направили руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, заместитель Мэра Москвы А.Н. Горбенко, Ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе, Директор Бюро ЮНЕСКО в Москве Д. Бадарч. С приветственным словом на открытии конференции выступили генеральный директор Российской национальной библиотеки А.В. Лихоманов, ректор Московского государственного гуманитарного университета В.Д. Нечаев и ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е.Л. Кудрина.

Участники конференции неоднократно подчеркивали, что информация и знания – это ресурсы стратегической значимости. Сферы информационной грамотности и медиаобразования долгое время развивались параллельно друг другу, специалисты спорили о том, что первично – медиа или информация, каналы передачи информации или контент. Сегодня очевидно, что необходима интеграция обоих подходов. Одной медиаграмотности, или информационной грамотности, или ИКТ-грамотности недостаточно для того, чтобы люди, сообщества и страна в целом могли бы использовать преимущества информационного общества для повышения уровня жизни и развития.

Конференция показала, что продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России препятствует целый ряд причин:

- отсутствие в профессиональных средах согласия в понимании сущности информационного и медиаобразования;

- отсутствие в нашей стране целостной государственной политики в области медийной и информационной грамотности;

- разноуровневость и различная степень развития инфраструктуры информационной подготовки в регионах России;

- стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;

- дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан;

- дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан.

На первом пленарном заседании, которое вел заместитель руководителя Роспечати В.В. Григорьев, были представлены следующие доклады:

Медиа- и информационная грамотность в современном мире (Е.И. Кузьмин, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент МЦБС; Т.А. Мурована, ответственный секретарь Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», координатор проектов МЦБС);

Цифровое общество: новые образовательные приоритеты (Е.Л. Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова);

News Literacy в цифровом мире: зачем ликвидировать новостную неграмотность (А.Г. Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики);

Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (Я. Липшиц, президент Фонда «Modern Poland Foundation», Варшава, Польша).

Пленарное заседание «Мир медиа: расширяющаяся вселенная», модерируемое ответственным секретарем Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Т.А. Мурованой, включило следующие выступления:

Медиаполис как новая среда обитания для медийной личности (С.Г. Корконосенко, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций, заместитель директора по научной работе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета);

Телевидение и медиапотребление (В.П. Коломиец, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова);

Экология медиапространства (И.М. Дзялошинский, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, заведующий лабораторией бизнес-коммуникаций);

О взаимосвязи медиакультуры и медиаобразования (А.В. Шариков, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики).

Анализу внутренних особенностей мира медиа были посвящены выступления, прозвучавшие в ходе следующей сессии, которую вела декан факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики А.Г. Качкаева:

Стереотипы массового сознания на телеэкране и восприятия сельской аудитории (А.А. Новикова, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики);

Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования (Н.И. Гендина, директор НИИ социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств);

Информационная безопасность как фактор формирования медиакультуры в условиях локальной полиэтничной среды (Е.Н. Ежова, заведующая кафедрой средств массовой информации Северо-Кавказского федерального университета);

Восприятие медиапродуктов российскими детьми младшего дошкольного возраста (Ю.В. Айгистова, магистрант факультета медиакоммуникаций Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики).

Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия» К.А. Карякина и руководитель отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании С.Ю. Князева познакомили участников конференции с возможностями использования в России международного опыта формирования информационной и медиаграмотности.

Отдельное заседание, на котором в роли ведущей выступила главный редактор журнала «Университетская книга» Е.Н. Бейлина, было посвящено результатам работы исследователей в сфере медиа- и информационной грамотности:

От цифровой компетентности к цифровому гражданству (Г.В. Солдатова, заместитель заведующего кафедрой психологии личности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова);

О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России (С.Б. Цымбаленко, президент творческого объединения ЮНПРЕСС);

О культуре доверия в сетевой образовательной коммуникации (С.М. Конюшенко, заведующая лабораторией информационно-образовательных технологий Балтийского федерального университета им. И. Канта);

Медиаобразование: шаг в будущее. Исследования лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО (Е.А. Бондаренко, заведующая лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения Российской академии образования).

Задачи, роль и функции институтов и инструментов медиа- и информационной грамотности обсуждались на пленарном заседании, которое вел начальник отдела книжных ярмарок и пропаганды чтения Роспечати А.Н. Воропаев:

Медиа-информационная грамотность: подмена понятий (И.В. Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова);

Переформатирование российского медиаобразования как насущная педагогическая задача (И.А. Фатеева, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета);

Центр медиатворчества современной школы как среда формирования медиа-информационной культуры учащихся (М.В. Кузьмина, преподаватель Института развития образования Кировской области);

Система работы в области медиаобразования на базе московской инновационной площадки (С.И. Гудилина, ученый секретарь Института содержания и методов обучения Российской академии образования);

Читательская и медиа-информационная грамотность подрастающего поколения (В.П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки);

Роль специализированной библиотеки в формировании информационной грамотности незрячих пользователей (Е.В. Захарова, заместитель директора Российской государственной библиотеки для слепых);

Профессионально-ориентированное медиаобразование в Украине (А.В. Онкович, заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии наук Украины).

На заключительном пленарном заседании, ведущими которого были Е.И. Кузьмин и Т.А. Мурована, участники подвели итоги конференции и обсудили проект итогового документа, который в ближайшее время будет доработан Организационным комитетом конференции.

Работу конференции освещали корреспонденты молодежного пресс-центра – учащиеся Центра развития творчества детей и юношества «Гермес». Пресс-центр был организован магистрантом факультета журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Т.И. Алексеевой под руководством декана этого факультета И.В. Жилавской.

Во время конференции работала выставка изданий, посвященных связанным с темой этого форума вопросам. Культурная программа конференции включила концерт фортепьянной музыки, подготовленный доцентом музыкального факультета Московского государственного педагогического университета И. Я. Шубиной и ее выпускниками – лауреатами международных конкурсов Ириной Левиной, Сергеем Хохловым, Марией Бузоверовой и Динарой Вафиной.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.