Церковное краеведение | Краеведение | Краеведение и исторический туризм

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Краеведение и исторический туризм Краеведение Церковное краеведение  
Церковное краеведение

Курс по выбору студентов «Церковное краеведение» является составной частью образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «История» профиль «Историческое краеведение».

Объектом изучения специального курса является церковная культура в ее прошлом и настоящем, а именно: церкви, монастыри, часовни, некрополи, чтимые и чудотворные иконы и другие памятники материальной культуры. К предмету церковного краеведения относятся разнообразные духовно-религиозные связи и отношения, история и судьбы церковно-общественных учреждений и обществ, организация управления епархией, формирование церковных архивов.

Церковное краеведение относится к наиболее слабо изученным областям краеведения. Комплексное изучение памятников и явлений религиозной культуры города практически прекратилось в советскую эпоху. Между тем, православная церковь и ее институты играли важнейшую роль в истории и культуре России, а большую часть сохранившегося исторического наследия составляют культовые памятники. Задачи, границы, структура, объекты изучения церковного краеведения должны быть определены в соответствующих курсах школьных и вузовских обязательных образовательных программ.

Важнейшей задачей настоящего курса является показ многообразных явлений церковного характера в контексте политической, экономической, социальной, культурной жизни страны. Социокультурный аспект различных проблем церковного краеведения рассматривается в каждой из представленных ниже тем.

Хронологически дисциплины охватывает XVIII – XX века. Особое внимание уделяется истории, внутренней жизни, традициям, судьбам церковных памятников и прихожан в двадцатые-тридцатые годы ХХ столетия.

Предложенный курс разработан как на основе имеющейся опубликованной литературы (главным образом, церковной периодики), так и неопубликованных архивных материалов (в т.ч. изобразительного характера).

Цель спецкурса – сформировать у студентов целостное представление о малоизвестном аспекте региональной истории и краеведения, игравшем столь значительную роль в истории и культуре города.

Задачи курса:

  1. овладение знаниями об одном из важнейших направлений исторического краеведения;
  2. освоение принципов выявления источников, приемов и методов исследовательской работы с основными объектами церковного краеведения (храмы, монастыри, церковные институты и т.д.), а также приобщение студентов к исследовательской работе.

Прослушав спецкурс, студенты получают минимальные знания, позволяющие ориентироваться как в топографии церковного краеведения, так и в его источниковой базе, используя полученные данные и для смежных областей знания (истории архивного дела, археографии, источниковедения, истории государственных учреждений и т.д.).

Лекции сопровождаются показом обширного иллюстративного материала: карт, схем, слайдов, фотографий. Студентам предлагается и раздаточный текстовой материал для запоминания. В курсе предусмотрено и несколько лекций на объектах церковного краеведения (в храме, монастыре, на некрополе).

Форма итогового контроля – реферат, зачет

Формируемые компетенции:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

(ОК- 8);

— использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при  решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),

— способен анализировать  социально-значимые проблемы и процессы

(ОК-10);

— готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

— способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

— владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

— способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

— способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

— способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

— способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

— способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

— способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

— способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

— способен к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

— способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.