Историческое краеведение | Краеведение | Краеведение и исторический туризм

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Краеведение и исторический туризм Краеведение Историческое краеведение  
Историческое краеведение

Преемственность в культуре народа сохраняется лишь тогда, когда социоэкономические, социокультурные и экологические знания передаются из поколения в поколение, закрепляясь на определенной территории.

Выявлению и раскрытию особых черт того или иного места, объекта и персоналий, повороту в практическое русло традиций и тенденций регионального развития способствует историческое краеведение. Оно является частью исторической науки и выполняет важные функции: изучает общие закономерности развития общества, учитывая при этом многообразие локальных исторических условий, все особенности, вносимые конкретным творчеством народа.

Историческое краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и важнейшая деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия, а также метод исторического исследования.

Всестороннее участие в разработке и воплощении в жизнь государственных программ по восстановлению исторической среды обитания народов России обеспечивает значимость и актуальность исторического краеведения как комплексной дисциплины, основанной на принципах регионализма, комплексности и междисциплинарности.

Курс “Историческое краеведение” является базовой дисциплиной в образовательной программе по подготовке бакалавров по направлению «История» профиль «Историческое краеведение» и входит в состав вариативной части профессионального цикла.

Объект курса —историческое краеведение (местная история), иными словами, “место”, “край” и прочие локусы, в смысловых границах которых и заложен феномен духовно-личностного бытия.

Предметом курса “Историческое краеведение” является познание местной истории и теоретико-методическая база ее изучения. Учитывая специфику подготовки по профилю «Историческое краеведение», основное внимание в Программе уделяется локальным проявлениям истории культуры (историко-культурному наследию), методическим принципам и подходам в исследовательской практике этой сферы. Социокультурный аспект различных местных проблем рассматривается практически в каждой теме.

Философской основой краеведческой методологии является оппозиция “целое/часть” (Россия, регионы и локусы), а не “общее/особенное”. “Часть” имеет собственные специфические характеристики и закономерности развития, влияющие на ход истории, также как и “целое” обладает собственными параметрами эволюции.

Концепция регионалистики, заложенная в основу “Исторического краеведения” обусловливает определенную проблематику. Она ориентирована на изучение локально-исторических процессов, выступающих в качестве самостоятельных проблем исторической науки (история городов, селений, усадеб, храмов и монастырей, производственных структур, центров народных промыслов, уникальных историко-культурных территорий, историко-этнических образований и т.п.).

В Программу включены темы, которым ранее уделялось неоправданно малое внимание: история дворянской усадьбы, церковные институты, городские и сельские некрополи, культура различных сословных групп (крестьянства, дворянства, купечества). Эти приоритеты обусловлены необходимостью профессионально грамотной реализации парадигмы Возрождения России, неисполнимой вне “почвенных корней”, вне научно обоснованной методики и привлечения широкой источниковой базы для исследований.

Цель курса — сформировать у студентов целостное представление об историческом краеведении, как инструменте формирования исторического сознания, значительном потенциале возможностей для выявления, сохранения и широкого использования историко-культурного и природного наследия.

Задачи курса:

— овладение знаниями об истоках, условиях формирования и актуальных направлениях в исследованиях исторического краеведения;

— освоение общенаучных принципов и методики, необходимых для изучения местной (локальной) истории (особо — в социокультурной сфере), а также для поисково-собирательской, атрибутивной и исследовательской практики в музеях, учреждениях, занимающихся экскурсионно-туристической деятельностью, научных краеведческих центрах;

— приобщение студентов к разработке краеведческих исследований, связанных с государственными программами по выявлению и сохранению культурного и природного наследия.

Прослушав курс, студенты должны ориентироваться в актуальных направлениях историко-краеведческой проблематики, профессионально использовать понятийный аппарат и методику исследований, уметь работать с научной литературой и источниками из смежных отраслей знания (археологии, этнографии, топонимики, культурной антропологии и др.).

Структурно курс делится на две части: 1) “Историческое краеведение в системе наук: исторические и современные тенденции развития и методы”; 2) “Основные направления краеведческой проблематики”. Каждая из частей делится на разделы и темы, содержание которых зависит от перспективности проблематики и личного выбора авторов программы.

Формируемые компетенции:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

— готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

— способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

(ОК- 8);

— использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при  решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),

— способен анализировать  социально-значимые проблемы и процессы

(ОК-10);

— готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

— способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

— способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного знания, применяет методы математического анализа и моделирования (ОК-13);

— владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

— способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

— способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

— способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

— способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

— способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

— способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

— способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

— способен к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

— способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).

Форма отчетности — межсессионная аттестация (написание рефератов), экзамен.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.