Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации | Межнациональные отношения | Межнациональные отношения

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Межнациональные отношения Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации  
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации

В соответствии с Указом № 602 Президента РФ рабочая группа Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям подготовила Проект Стратегии по национальной политики.

Проект был разослан в субъекты Российской Федерации и обсуждался в исполнительных органах, научных учреждениях и общественных организациях.
По Проекту было получено более полутора тысяч предложений. По возможности их учитывали при работе над Проектом Стратегии.
Проект Стратегии был обсужден на Расширенном заседании рабочей группы с представителями регионов.
С текстом Проекта Стратегии Вы можете познакомиться на нашем портале Родная История.

Проект

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации (далее Стратегия)

  • официально признанная система современных политико-правовых взглядов, принципов, целей и задач, обеспечивающая целостность государства, сохранение и развитие культуры народов России, укрепление гражданского единства российской нации и межнационального согласия в стране.
    Стратегия является базовым документом государственной национальной политики, исходит из исторически сложившихся особенностей и актуальных проблем развития России, определяет главные направления реализации государственной национальной политики, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества.

     

    2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте российского многонационального государства.

    3. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в области национальной (государственной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, внешней, миграционной и молодежной политики, образования, культуры, а также других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

    4. Государственная национальная политика носит комплексный, межотраслевой характер, социально обусловлена, основывается на федеративном устройстве российского государства, призвана органически сочетать общегосударственные интересы и этнокультурные потребности народов России, развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации как единой социально-политической общности.

    5. В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

    • государственная национальная политика Российской Федерации
    • совокупность организационно-правовых, финансово-экономических, культурно-просветительских и информационных мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемых во взаимодействии с институтами гражданского общества, по обеспечению этнокультурных потребностей и прав граждан, достижению гражданского и межнационального согласия;
    • российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне)
    • сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством (согражданство);
    • политика согражданства
    • деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества по формированию российской гражданской идентичности и достижению согласия граждан Российской Федерации;
    • общероссийская гражданская идентичность
    • общее и единое для граждан Российской Федерации осознание своей принадлежности к российской нации;
    • этническая общность (народ, этнонация)
    • исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;
    • национальность
    • этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу;
    • коренные малочисленные народы Российской Федерации
    • народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;
    • иммиграция (внешняя миграция) - въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию с целью перемены постоянного места жительства и приобретения российского гражданства, а также совершаемый с целью временного трудоустройства и выполнения работ, оказания услуг (временная трудовая миграция), участия на сезонных работах (сезонная трудовая миграция), получения или продолжения образования (образовательная миграция);
    • внутренняя миграция
    • реализация права граждан Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на всей ее территории;
    • межнациональные (межэтнические) отношения
    • взаимодействие между людьми разной этнической принадлежности на индивидуальном и коллективном уровнях по поводу реализации прав на этнокультурное и языковое развитие, участия в общественно-политической жизни общества;
    • межнациональный (межэтнический) конфликт
    • конфликт, в котором хотя бы одна из сторон организуется и действует по признаку национальной (этнической) принадлежности или от имени той или иной этнической группы;
    • гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений
    • обеспечение конструктивных и уважительных отношений между представителями разных этнических общностей (народов) в целях недопущения или преодоления межэтнической напряженности и конфликтов, обретения знаний об истории и культуре собственного и других народов, формирования чувства гражданской ответственности, сотворчества и российской гражданской идентичности.

    II. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ солидарности В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.      Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 г.), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.

    Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30

    • в качестве языка обучения, 59
    • в качестве предмета изучения.
    7.      Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная цивилизационная общность многонародная российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной. Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.

    8.      Российская Федерация избрала федерализм и национально-культурную автономию как два пути организации управления и политики интеграции, сохранения многообразия и единства культурного пространства страны.

    Федеративное устройство Российской Федерации обусловило распределение полномочий по выработке и реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, что создало правовую основу для свободного этнокультурного развития народов России.

    Национально-культурная автономия, национально-культурные объединения, как институты гражданского общества, создали условия для реализации этнокультурных прав граждан вне зависимости от территории их проживания.

    9. Многообразие национального состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет традиций и интересов всех проживающих на ее территории народов составляют интеграционный ресурс российской нации, укрепления государственности определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

    10.    Вместе с тем, сохраняются негативные факторы, часть которых обусловлена последствиями советской национальной политики, ослаблением государственности в 1990-е гг., ростом ксенофобии, этнического и религиозного экстремизма. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию, свободного и открытого общества, рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис российской гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, этнотерриториальный сепаратизм, вооруженный терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества вплоть до возможного  распада страны.

    11.    К негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов.

    12.    Высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе, региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности являются факторами, негативно влияющими на развитие страны по пути ее модернизации.

    Продолжает оставаться сложной ситуация с сохранением и развитием сообществ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на предпринимаемые меры, традиционные отрасли хозяйственной деятельности слабо приспособлены к современным экономическим условиям. Острыми остаются вопросы сохранения языков и самобытной культуры, охраны здоровья и доступности образования.

    13.    В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры народов России, проникновения в культурно-информационную систему идей и принципов, чуждых культурным и религиозным основам жизни народов Российской Федерации, фрагментации единого социокультурного пространства, экспансии экстремисткой идеологии возникла опасность принижения роли традиций культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.

    14.    В сфере образования не уделяется должного внимания воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества, формированию на этой основе российской гражданской идентичности.

    15.  Факторами, препятствующими гармонизации межнациональных отношений, являются низкий уровень доверия граждан органам власти и управления, коррупция, неверие граждан в равенство перед законом и судом, предвзятость отдельных представителей власти к культуре и обычаям некоторых народов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить законные интересы людей.

    16.    В системе управления сферой государственной национальной политики не решены вопросы межведомственной и межуровневой координации, раннего предупреждения проявлений ксенофобии, радикализма и экстремизма. Поддержание межнационального согласия, своевременное урегулирование конфликтных ситуаций, содействие диалогу, пропаганда взаимоуважительных отношений между представителями различных национальностей не стали приоритетными в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    17.    Законодательство Российской Федерации в области межнациональных отношений не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению межнациональной напряженности, не содержит достаточных норм, способствующих межэтническому взаимодействию, обеспечению гражданского и межнационального согласия.

    18.  На рубеже XX–XXI вв. сформировался комплекс этнополитических проблем, обусловленных новыми вызовами и рисками, которые имеют общемировой характер. Среди них - унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, экстремизм, кризис политики мультикультурализма в европейских странах.

    19.  Негативное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации оказывают некоторые аспекты миграционных процессов. Многие иммигранты обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но часто не предрасположены к принятию и соблюдению российских законов и правил поведения, принятых у народов России, что порождает мигрантофобию и приводит к обострению этнического экстремизма.

    Миграционное законодательство Российской Федерации, касающееся иммигрантов, не содержит достаточных мер, способствующих их адаптации и интеграции в российское общество, отсутствует реальная ответственность работодателей за соблюдение требований миграционного и трудового законодательства.

    20.    Эти и другие вызовы ставят новые задачи в сфере государственной национальной политики. Принятыми в 2000-е гг. мерами по укреплению государственности, реализацией Концепции государственной национальной политики 1996 г. удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования российского гражданского единства на основе общей судьбы народов, восстановления исторической связи времен и гражданского примирения.

    Современная Россия совершенствует государственную политику в сфере межнациональных отношений, основным инструментом проведения которой является настоящая Стратегия.

    III. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    21.    Целью государственной национальной политики современной России является сплочение многонационального российского общества в единую политическую нацию на основе патриотических ценностей и социальной солидарности, которая предусматривает:

    • укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации;
    • сохранение и развитие культуры народов России;
    • гармонизацию межнациональных отношений;
    • обеспечение адаптации и интеграции внешних (иммигрантов) в социально-культурное пространство российского общества и внутренних мигрантов к традициям и обычаям принимающих сообществ.

    Эта цель достигается непрерывными совместными действиями общества и государства и является основой стабильного и суверенного развития России, благополучия ее граждан для решения долгосрочных задач в государственном строительстве, экономике, социально-культурной сфере, внешней политике, области обеспечения национальной безопасности.

    22.    Основными принципами государственной национальной политикив Российской Федерации являются:

    • равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
    • государственная целостность и национальная безопасность Российской Федерации;
    • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, происхождения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
    • право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности;
    • знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;
    • право каждого гражданина на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
    • поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
    • запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
    • гарантия и обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
    • поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, в сохранении и развитии родного языка и культуры, в укреплении их связей с Россией;
    • комплексность решения задач государственной национальной политики с учетом их межотраслевого характера;
    • включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики;
    • преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России.

    23.    Задачи государственной национальной политики Российской Федерации

    Межнациональные отношения находятся в фундаментальной взаимосвязи со всеми другими общественными отношениями. Задачи государственной национальной политики учитываются в документах стратегического планирования и при формировании федерального, региональных и местных бюджетов.

    23.1. Задачи государственной национальной политики в сфере прав граждан и государственного управления:

    • обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;
    • сформировать систему мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
    • проводить мониторинг международных событий, способных повлиять на межнациональную стабильность в стране;
    • обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных национальных и многонациональных объединений граждан, национально-культурных автономий в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;
    • внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства, в том числе:
    • наделить национально-культурные автономии правом осуществления деятельности по межэтническому сотрудничеству, гармонизации межнациональных отношений, интеграции и адаптации иммигрантов;
    • признать социально ориентированной деятельность российских некоммерческих организаций в области этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, а также межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации;
    • наделить органы государственной власти разных уровней полномочиями по вопросам реализации государственной национальной политики, включая участие в создании условий для формирования общероссийской гражданской идентичности, адаптации и интеграции внешних и внутренних мигрантов;
    • принять федеральный закон о недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;
    • принять государственную и федеральную целевую программы, направленные на укрепление единства российской нации, гражданского и межнационального согласия и этнокультурное развитие народов России;
    • принять региональные концептуальные документы, нормативные правовые акты, программы, направленные на этнокультурное развитие российских народов, гармонизацию межнациональных отношений, адаптацию и интеграцию внешних и внутренних мигрантов;
    • обеспечить замещение должностей государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судебной системы и формирование федерального и регионального кадрового резерва на основе соблюдения принципа равного доступа граждан к замещению должностей;
    • обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, выполняющих функции в сфере государственной национальной политики, в учебных заведениях, уполномоченных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
    23.2. Задачи государственной национальной политики в сфере федеративных отношений:
    • добиваться сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, способствовать сокращению уровня их социально-экономической дифференциации, совершенствовать межбюджетные отношения как условий укрепления федеративных отношений и обеспечения гражданского и межнационального согласия;
    • осуществить меры политического, экономического и правового характера, обеспечивающие государственную поддержку и стимулирование экономической активности субъектов Российской Федерации;
    • развивать практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления, обусловленные совокупностью природно-климатических, экономических и этнокультурных факторов;
    • придать приоритетный характер вопросам поддержания межнационального согласия, профилактики конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
    • учитывать в субъектах Российской Федерации, образовавшихся в результате объединения, этнокультурный фактор, включая традиционные формы самоуправления народов Российской Федерации, и принятие программ поддержки культур и родных языков проживающих на этих территориях народов;
    • установить ответственность и меры стимулирования должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за динамику состояния межнациональных отношений и общественно-политическое развитие соответствующих территорий.
    23.3. Задачи государственной национальной политики в сфере общественной безопасности

    Учитывая, что этнический сепаратизм, этнополитический экстремизм и международный терроризм представляют угрозу национальной безопасности страны, помимо специальных мер, необходимы:

    а) профилактика этнического сепаратизма и этнополитического экстремизма, которая предполагает:

    • формирование в обществе неприятия идей экстремизма, как негативного явления по отношению к идеям развития страны, повышения качества жизни, социально-экономической и общественно-политической стабильности;
    • укрепление правовых основ и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними проявлений экстремизма и терроризма;
    • вовлеченность этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций, их лидеров в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму и нетерпимости;
    • организацию с участием институтов и представителей гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде экстремистских идей в социальных сетях;
    • запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, прав и свобод граждан, возбуждение этнонациональной и расовой ненависти и вражды;
    • законодательное закрепление ответственности руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных представителей власти и правопорядка за действия и бездействие, провоцирующие межнациональную напряженность и конфликты;
    • реализацию мер нормативно-правового и информационного характера по противодействию политизации этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
    б) прогнозирование, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов, которые предполагают:
    • совершенствование системы управления и координации действий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая создание уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • учет этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и с осужденными в системе исполнения наказаний;
    • мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
    • создание общественно-государственной системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, базирующейся на диверсификации источников информирования (в том числе на использование данных мониторинговой деятельности, осуществляемой общественными, этнокультурными, правозащитными и религиозными организациями, правоохранительными органами, экспертными сообществами) и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
    • обеспечение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга состояния межнациональных отношений, включая подготовку информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными объединениями в субъекте Российской Федерации;
    • создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации центров, обеспечивающих мониторинг и анализ публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях, в том числе на языках народов Российской Федерации.
    23.4. Задачи государственной национальной политики в социально-экономической сфере
    • Обеспечить благоприятные социально-экономические условия для проведения эффективной государственной национальной политики путем:
    • формирования экономической среды, механизмов социального развития, основанных на сочетании предпринимательской свободы и социальной справедливости, экономической и социальной инициативы, обеспечения безопасности и правопорядка;
    • снижения социального и имущественного неравенства граждан за счет сбалансированного развития регионов и размещения производительных сил, формирования гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни населения;
    • содействовать развитию народных промыслов в целях повышения трудозанятости населения, в том числе на селе и в горных условиях, а также сохранения традиционных методов хозяйствования народов Российской Федерации;
    • повышение уровня доступности и качества социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, в том числе, в отдаленных местах проживания коренных малочисленных народов;
    • расширения возможностей доступа к отечественным и мировым культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;
    • соотнесения потребностей российской экономики, сбалансированного развития регионов, ситуации на рынке труда и задач демографической политики с внешней и внутренней миграцией на основе стимулирования передвижения мигрантов в трудонедостаточные регионы, учитывающего интересы и этнокультурные традиции принимающих сообществ.
    23.5. Задачи государственной национальной политики в сфере культуры
    • Обеспечить сохранение и приумножение культурных ценностей многонационального народа Российской Федерации за счет:
    • сохранения самобытных культур, исторического наследия и традиций взаимодействия народов России, формирования в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, возрождения традиции взаимных переводов произведений отечественной литературы на языки народов России;
    • совершенствования системы подготовки кадров в сфере культуры;
    • расширения государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, предусматривающих освещение значимых исторических событий, пропаганду общих достижений народов России, а также общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
    • формирования культуры межнационального общения в соответствии с нормами и традициями многонационального народа Российской Федерации;
    • развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, этнического культурно-познавательного туризма, организации посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, участия молодежи в региональных, межрегиональных и общероссийских мероприятиях, проводимых в регионах страны;
    • принятия региональных программ развития межэтнических культурных связей, предусматривающих обеспечение доступности традиционных и современных культурных произведений народов России и бывшего СССР, их трансляцию по каналам государственного и общественного телевидения и ФМ-радио, созданного на принципах частно-государственного партнерства с участием этнокультурных объединений граждан, развитие оздоровительных и рекреационных зон, этнокультурных и природных туристических маршрутов, организацию выставок произведений искусства, гастролей творческих коллективов, экскурсий, обмена теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации;
    • продвижения отечественных культурных ценностей за рубежом как части системы формирования позитивного облика России на международной арене.
    23.6. Задачи государственной национальной политики в сфере образования и воспитания
    • Обеспечить формирование общегражданского мировоззрения человека, российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, воспитание культуры межнационального общения, уважение к духовным ценностям народов России на всех этапах образовательного процесса путем:
    • повышения роли гуманитарного образования в изучении исторического опыта культурного взаимодействия народов России, взаимного вклада культур в общероссийское достояние страны, обогащения знаниями о народах страны, знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;
    • поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения, одного из официальных языков ООН, СНГ и других международных организаций;
    • принятия комплекса мер по поддержке и защите языков народов Российской Федерации с учетом традиций русско-национального дву-/многоязычия как эффективного пути сохранения культурного и языкового разнообразия российского общества;
    • введения в программы общеобразовательных школ специализированного курса «Диалог культур народов России», способствующего воспитанию обучающихся в духе дружбы и уважения народов, общероссийской идентичности;
    • создания в вузах интернациональных структур студенческого самоуправления (клубы интернациональной дружбы, советы землячеств и т. д.), а также формирования условий для координации деятельности данных структур;
    • создания системы непрерывного патриотического воспитания молодежи;
    • расширения государственной поддержки национальных видов спорта, проведения Спартакиады народов России;
    • проводить на регулярной основе общественно-государственную экспертизу федеральной и региональной учебной литературы с целью ее соответствия требованиям воспитания учащихся в духе дружбы народов и взаимоуважения;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, осуществляющих разработку образовательных программ, учитывающих этнокультурные особенности;
    • содействовать соотечественникам, их детям, проживающим в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций в получении образования на территории Российской Федерации.
    23.7. Задачи государственной национальной политики в области иммиграции
    • С учетом межотраслевого характера задач по адаптации и интеграции иммигрантов необходимо выработать подходы к интеграционной политике, сочетающей интересы государства с точки зрения обеспечения прав и свобод человека и гражданина, национальной безопасности, достижения социально-экономических задач в рамках демографической и миграционной политики с интересами и этнокультурными традициями народов Российской Федерации, а также создать условия и стимулы для адаптации и интеграции иммигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между ними и принимающим обществом на основе:
    • обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства добровольно и на законных основаниях переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
    • создания культурно-адаптационных центров в странах происхождения иммигрантов;
    • противодействия социальной исключенности иммигрантов, формированию замкнутых анклавов этнических групп;
    • содействия формированию у иммигрантов и коренного населения навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
    • межведомственного взаимодействия и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции иммигрантов;
    • создания в регионах страны сети государственных адаптационных курсов для иммигрантов и их детей по изучению языка, истории и культуры народов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации;
    • противодействия незаконной иммиграции, неформальной занятости, легализации трудовых отношений иммигрантов с работодателями путем совершенствования миграционного и трудового законодательства Российской Федерации, повышения ответственности работодателей и иностранных граждан за нарушение его требований, информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями.
    23.8. Задачи государственной национальной политики в информационной сфере
    • Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают:
    • формирование системы стимулов для государственных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, включая оказание поддержки проектам, направленным на пропаганду гражданского единства, культурного многообразия и межнационального согласия;
    • мониторинг печатных и электронных СМИ с целью недопущения со стороны государственных, муниципальных, а также негосударственных СМИ, публикаций, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды;
    • распространение наружной рекламной и промышленной продукции, изготовление и размещение в телевизионном и радио- эфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержку создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, пропагандирующих идеи гражданского единства, российского культурного многообразия, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений;
    • организацию и проведение конкурсов средств массовой информации на лучшую публикацию по вопросам межнационального и межкультурного взаимодействия;
    • выступления в средствах массовой информации глав субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, включая лидеров религиозных организаций.
    Органы государственной власти с участием институтов гражданского общества, профессиональных журналистских сообществ:
    • осуществляют мониторинг печатных и электронных средств массовой информации с целью недопущения публикаций, направленных на разжигание национальной и религиозной вражды;
    • организуют проведение регулярных обучающих семинаров для журналистов по вопросам гражданского единства и интеграции, межнациональных и межрелигиозных отношений, этнокультурного развития народов Российской Федерации.
    • Органы государственной власти, иные субъекты информационной политики в своей деятельности должны ориентироваться на установленные законодательством и настоящей Стратегией принципы, задачи и понятия в сфере государственной национальной политики. Государственная информационная политика должна содержать меры по повышению квалификации журналистов, работающих в области освещения межнациональных отношений, а также направлена на продвижение позитивного образа России как федеративного государства, обеспечивающего права меньшинств и поддерживающего культурное и языковое разнообразие.
    23.9. Задачи государственной национальной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества

    Данное направление обеспечивается:

    • повышением роли и ответственности, имеющихся и создаваемых общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, участвующих в реализации государственной национальной политики;
    • повышением роли Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке и принятия управленческих решений в сфере государственной национальной политики;
    • расширением практики создания многонациональных общественных объединений;
    • законодательным урегулированием и внедрением общественного контроля за деятельностью органов государственной власти разных уровней в вопросах обеспечения гражданского единства, сохранения культурного многообразия, гармонизации межнациональных отношений, борьбы с ксенофобией, расизмом и нетерпимостью;
    • расширением государственной поддержки общественных инициатив при обеспечении прозрачности финансовых источников и отчетности по проектной деятельности институтов гражданского общества;
    • вовлечением институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике межэтнической нетерпимости в молодежной среде;
    • развитием инфраструктуры общественных организаций, государственных и муниципальных учреждений, включая дома дружбы, центры национальной культуры и др.;
    • укреплением роли национальных сообществ в адаптации иммигрантов на основе социальной, правовой и информационной поддержки, шефства и использования инфраструктуры их культурных и учебных центров для обучения земляков традициям и обычаям того региона, куда они приезжают жить и работать.
    23.10. Задачи государственной национальной политики в сфере международного сотрудничества:
    • содействовать гуманитарными средствами объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с высокими стандартами обеспечения этнокультурных прав граждан и многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений;
    • обеспечить поддержку и популяризацию за рубежом русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира, партнерство цивилизаций, способствовать изучению и распространению русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и языка межнационального общения;
    • содействовать защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом на основе международного права и действующих международных договоров, рассматривая многомиллионную российскую диаспору (русский мир) в качестве партнера, в том числе, в деле расширения и укрепления пространства русского языка и культуры;
    • содействовать консолидации организаций соотечественников в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
    • использовать механизмы приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;
    • обеспечить реализацию мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.;
    • развивать, в том числе, используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, евразийского сотрудничества, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами;
    • наращивать взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях укрепления универсальных стандартов в деле защиты прав и свобод человека, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, а также использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;
    • обеспечить участие в международном сотрудничестве по регулированию процессов миграции, обеспечению прав трудовых мигрантов;
    • содействовать диалогу и партнерству между культурами, религиями и цивилизациями, последовательному проведению этой линии в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных и региональных организаций, поддержанию соответствующих инициатив гражданского общества во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными конфессиями страны.

       

    IV.     МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    24.    Проведение единой государственной национальной политики в Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных во исполнение настоящей Стратегии.

    25.    Стратегия государственной национальной политики входит в систему документов стратегического планирования, которая формируется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    26.    Разработка и исполнение комплекса мер, направленных на реализацию настоящей Стратегии, проводятся Правительством Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Основным инструментом реализации Стратегии должна стать федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

    27.    На основе обсуждения практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениям, научными и другими организациями Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям готовит предложения Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики.

    28.    По решению Президента Российской Федерации вопросы государственной национальной политики могут выноситься на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации. Комплексные проблемы обеспечения государственной национальной политики могут рассматриваться на заседаниях Государственного совета Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации с участием совещательных и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации.

    29.    Нормативное правовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется на основании Конституции Российской Федерации с учетом норм международного права, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

    30.    Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Администрации Президента Российской Федерации на основе мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации и за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений, при необходимости, с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.

    31.    Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется на основе ежегодного доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии и тенденциях развития общественных отношений в сфере государственной национальной политики. А также регулярных докладов о состоянии и тенденциях развития отдельных народов России и о состоянии и тенденциях развития межнациональных отношений в регионах Российской Федерации.

    32.    Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Администрации Президента Российской Федерации по результатам анализа реализации настоящей Стратегии и мониторинга межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на их состояние.

    V. Основные индикаторы состояния межнациональных отношений и реализации Стратегии

    33.    В целях оценки состояния межнациональных отношений, этнополитической напряженности в регионах и эффективности деятельности органов власти в субъектах Российской Федерации по реализации государственной национальной политики применяются следующие основные характеристики (индикаторы):

    • изменения в этническом составе населения в субъекте Российской Федерации, включая наличие национальных меньшинств, с потребностями сохранения и развития национальных культур (по данным переписи населения и социологических опросов);
    • доля граждан Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, испытывающих неприязнь по отношению к представителям других народов, включая мигрантов (по данным социологических опросов и этномониторинга);
    • уровень открытости людей к контактам с лицами иной национальности в трудовой сфере и в сферах неформального общения (по данным социологических опросов и этномониторинга);
    • уровень межнациональной напряженности (по данным этномониторинга и данным социологических опросов);
    • наличие либо отсутствие структурного подразделения по реализации государственной национальной политики, уровень компетентности его кадрового состава, состояние инфраструктуры данной сферы;
    • наличие и уровень реализации концептуальных и стратегических документов;
    • качество и уровень реализации программ, направленных на укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие народов России, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма, защиту коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, адаптацию и интеграцию внешних и внутренних мигрантов;
    • повышение квалификации представителей подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики и взаимодействие с институтами гражданского общества;
    • уровень доверия к органам и должностным лицам государственной власти субъектов российской Федерации и местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики (по данным опросов).
    34.    При оценке состояния межнациональных отношений, этнополитической напряженности в субъектах Российской Федерации могут применяться индикаторы, установленные другими стратегическими документами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, затрагивающими и характеризующими состояние сферы государственной национальной политики.

    VI. ЭТАПЫ и ожидаемые результаты РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

    35.    Реализация Стратегии на период до 2025 г. осуществляется в четыре этапа.

    1 этап

    • 2013–2015 гг.;
    2 этап
    • 2016–2018 гг.;
    3 этап
    • 2019–2021 гг.;
    4 этап
    • 2022–2024 гг..
    36.    Этапы реализации Стратегии должны быть синхронизированы с процессом формирования трехлетнего бюджета и этапами реализации концептуальных документов и ключевых стратегий, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также отраслевых и территориальных (федеральные округа) стратегий развития. Каждый этап сопровождается принятием Плана реализации указанного этапа на трехлетний период.*** Реализация Стратегии государственной национальной политики призвана стать мобилизующим фактором по гармонизации межнациональных отношений в стране, обеспечению политической стабильности в обществе, укреплению государственной безопасности и правопорядка, а также росту международного престижа Российской Федерации.
  •  
     

    Конференции.
    Круглые столы.
    Выставки. Презентации
    Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

    Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

     
    2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
    5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
     
    Олимпиады по истории

    Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

     



    Вестник архивиста

    Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

    Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
    © 2017 Родная история. Все права защищены.