Постсоветское пространство в современных образовательных проектах и программах. | Постсоветское зарубежье | Постсоветское зарубежье

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Постсоветское зарубежье Постсоветское пространство в современных образовательных проектах и программах.  
Постсоветское пространство в современных образовательных проектах и программах.

Гущин А.В., к.и.н.,
доцент кафедры стран постсоветского зарубежья,
Российский государственный гуманитарный университет

Левченков А.С., к.и.н.,
доцент кафедры стран постсоветского зарубежья,
Российский государственный гуманитарный университет

Распад СССР в 1991 г. знаменовал собой окончание целой эпохи и одновременно с тем послужил импульсом к созданию принципиально новой геополитической конфигурации на евразийском континенте, породил целый ряд новых проблем политического, военного, социального и гуманитарного характера. На пространстве, некогда объединенном в рамках одной огромной страны, возник целый ряд субъектов международного права. Отношения с этими государствами, согласно принятой концепции внешней политики нашей страны, являются одним из приоритетов для Российской Федерации.

В последние годы в России все активнее развиваются исследования в области постсоветского пространства, включая как государства СНГ, так и страны Балтийского региона, и данная тематика постепенно входит в рамки учебных программ в высших учебных заведениях. На многих гуманитарных факультетах в классических университетах появляются курсы по постсоветскому зарубежью как одному из этапов новейшей истории зарубежных стран, образовываются учебно-научные структуры, которые непосредственно занимаются постсоветским зарубежьем.

Постсоветская проблематика вошла в диссертационные советы по всеобщей истории. Специалисты по странам ближнего зарубежья все более востребованы как в государственных органах, занимающихся взаимодействием между Россией и странами постсоветского пространства, так и в частном бизнесе, активно работающим в регионе. Произошедшие в 1990-е годы кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере.

Модернизация образования оказалась необходимой и как ответ на вызов времени — общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. Как отмечает в своих работах известный исследователь Я.Радулович, современное общество во все большей степени будет ориентировать людские ресурсы на усиление системы образования в соответствии с европейскими стандартами, с акцентом на непрерывное образование.

Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовательной сфере между странами СНГ постоянно присутствует в повестке дня на саммитах Содружества и двухсторонних переговорах постсоветских лидеров. Однако нельзя констатировать, что за время, прошедшее с момента распада СССР, потенциал взаимодействия в этой сфере был реализован в достаточной степени.

Центробежные тенденции затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социокультурного взаимодействия, хотя сама логика развития независимых государств диктует иной выбор - сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества.

Актуальными проблемами культурно-языковой политики в области общего и профессионального образования на постсоветском пространстве были и остаются: активное функционирование сети общеобразовательных школ с русским языком обучения; поддержка выпуска учебной и научно-методической литературы на русском языке; сохранение преподавания на русском языке в общеобразовательных школах и университетах; наличие национальных программ развития языков; разработка совместных проектов в сфере научных исследований.

Например, в РГГУ в 2006 году был создан Центр по изучению стран постсоветского зарубежья, впоследствии преобразованный в кафедру. Определенные и значимые успехи в деле изучения постсоветского зарубежья в РГГУ уже достигнуты. Это и обеспечение учебного процесса, и выход в свет методических пособий и программ, и проведение конференций и круглых столов, в том числе и международных, и ведение Интернет ресурсов. В настоящее время на основе полученного опыта последних лет стало очевидно, что эта деятельность должна быть основана на принципе междисциплинарности, на основе преобладания страноведческого и регионоведческого подходов. Только комплексное понимание современного положения и истории изучаемых стран ближнего зарубежья сможет дать ученым возможность квалифицированно осуществлять исследования, а студентам не разрозненный набор знаний, а полную и четкую их систему. При этом междисциплинарность должна пониматься не только как связь между различными областями знаний, но должна применяться и в рамках каждой отдельной науки, например, в истории междисциплинарный подход предусматривает синтез источниковедения, историографии, теории и методологии истории, изучения и использования количественных методов в исторических исследованиях ит.д.

Отношения между государствами во многом определяются форматом их взаимодействия в интеграционных объединениях в экономической и военно-политической областях – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП и др. Споры относительно характера этих интеграционных структур не утихают в среде политиков, экономистов, политологов. У двух парадигм, характеризующих сущность новых политических и экономических объединений, - новой формы интеграции или формы «цивилизованного развода», - есть свои сторонники и противники. В этой связи представляется необходимым активизировать исследования дихотомии интеграционных и дезинтеграционных процессов, оценки причин возникновения интеграционных структур, их генезиса, функционирования и той роли, которую они играют в современном мире.

На современном этапе изучения постсоветского зарубежья представляется целесообразным уйти от главенствующего подхода, согласно которому оно понималось только как объект или предмет внешней политики России. В настоящее время его изучение не может ограничиваться только двусторонними связями России со странами ближнего зарубежья. Ведь появляются модули, объединяющие страны не только входящие в ближнее зарубежье, но и дальнее, к примеру, Шанхайская организация сотрудничества, включающая как страны Центральной Азии и Казахстан, так и Китай. В еще большей степени данный постулат касается государств Балтийского региона – Литвы, Латвии и Эстонии, которые вошли в принципиально иное геополитическое пространство, получив членство в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе.

С понятием ближнего или постсоветского зарубежья тесно связано понятие зарубежья российского. Последнее является уникальным объектом, в развитии которого можно наблюдать специфику взаимоотношений между феноменами языка, культуры и этноса. Концепт Русского мира в последние годы становится частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, поскольку позволяет соединить в единый комплекс те проблемы развития, которые связаны с миграционными потоками всех направлений. Осмысление роли и места русского мира в международном контексте, в том числе на постсоветском пространстве, является не только условием формирования объективного взгляда на мировой исторический процесс, но и важной составляющей для понимания современных социо-культурных процессов и их прогнозирования. «Русский мир» в странах ближнего зарубежья, помимо сугубо образовательной и научной составляющей, в равной степени является объектом международной политической деятельности, что в особенности касается государств Балтии.

Огромное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов по постсоветскому пространству имеет изучение государственных языков этих стран. Это позволит в будущем студентам не только общаться на языке изучаемой страны, но и уделить внимание работе с документами и источниками на этих языках, что особенно важно для изучения последних двух десятилетий, когда делопроизводство, деловая переписка и документооборот переводилось в большинстве стран ближнего зарубежья на национальные языки.

Организация учебно-научной работы по проблематике постсоветского зарубежья должна строиться на широком сотрудничестве вузов, обмене мнениями и опытом коллег как внутри России, так и на международном уровне. Это сотрудничество может и должно проявляться не только в проведении совместных конференций и круглых столов, но и в виде издания совместных сборников документов, коллективных монографий, проведении совместных летних школ, активизации студенческого и преподавательского обмена.

Перспективы выстраивания механизма единых образовательных связей внутри постсоветского пространства можно рассматривать в нескольких направлениях. Это формирование "общего рынка" образовательных услуг, в частности, такие проекты как открытие "Университета ШОС", выстраивание динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, дальнейшее укрепление соответствующей договорно-правовой базы сотрудничества, создание структуры, проводящей мониторинг системы взаимодействия.

В последние годы российское вузовское гуманитарное сообщество предложило новую форму взаимодействия с вузами других государств - организацию постоянно действующих международных форумов, представляющих собой инновационную форму сотрудничества представителей университетской общественности, открывающую новые возможности для интенсификации взаимодействия в области образования, науки и культуры. Такие форумы уже начали свою деятельность. В частности, в данный момент можно считать состоявшимися такие объединения как Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Франции, Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов России и Германии, на повестке дня организация Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран Содружества Независимых Государств. Безусловно, актуальной, хотя и более сложной задачей, учитывая политическую составляющую, является создание международных межвузовских организаций с привлечением государств Балтийского региона.

Таким образом, при наличии политической воли и четкой концепции взаимодействия можно надеяться, что у интеграции в области образования на постсоветском пространстве большие перспективы.

В интересах России стать системообразующим элементом образовательной модернизации "евразийского сообщества", а в более прагматичном плане, обеспечить ориентацию политической и экономической элит стран постсоветского пространства на получение высшего образования в России как современного и конкурентоспособного. У большинства стран постсоветского пространства существует стремление к взаимовыгодному сотрудничеству в образовательной сфере. При этом инициатива проявляется не только со стороны управленческих структур, но и вузовской общественности.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.