Проблемы российско-эстонских отношений (в контексте ситуации с Договором о границе 2005 года) | Анализ двусторонних отношений России с зарубежными странами | Россия в мировых процессах

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Россия в мировых процессах Анализ двусторонних отношений России с зарубежными странами Проблемы российско-эстонских отношений (в контексте ситуации с Договором о границе 2005 года)  
Проблемы российско-эстонских отношений (в контексте ситуации с Договором о границе 2005 года)

Аналитическая записка Михеева П.
студента 5-ого курса 2012 г.
Отделения международных отношений
и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Цель работы: показать проблемы взаимоотношений России и Эстонии, особенно ярко проявившиеся после заключения в 2005 г. Договора о границе и последующего отзыва подписи российской стороной, а также перспективы отношений двух стран.

Объект анализа: взаимоотношения Эстонии и России при заключении Договора о границе и до настоящего времени.

Субъекты: Россия, Эстония, Европейский Союз, другие страны Балтии – Литва и Латвия, СНГ.

Введение

Представляемая аналитическая записка посвящена проблемам заключения Россией и Эстонией договора о границе, парафированного еще в 1996 году. Договор был подписан 18 мая 2005 года, однако 6 сентября того же года МИД РФ направило Эстонии ноту, в которой заявил о намерении РФ не становиться участником пограничных договоров с Эстонией и не считает себя связанным с недостающими обстоятельствами отсутствия целей и объекта договора   [1].

Стоит выделить основные факторы, влияющие на российско-эстонские отношения:

1.  Оценка эстонской стороной истории взаимоотношений Эстонии и России в XX веке (оккупация Эстонии советскими войсками с последующим насильственным присоединением к СССР);

2.  Политика Эстонии по отношению к российским соотечественникам, проживающим в Эстонии и не имеющим либо эстонского гражданства, либо вообще какого-либо гражданства (т.н. «серые» паспорта лиц без гражданства, проживающих в Эстонии);

3.  Экономические взаимоотношения Эстонии и России как основной сдерживающий фактор;

4.  Отношения Эстонии с ЕС как второстепенный сдерживающий фактор;

5.  Приграничное сотрудничество Эстонии и России на региональном уровне.

Краткая хронология событий:

1996 г. Парафирование договоров о морской и сухопутной границах.

1999 г. Повторное парафирование договоров после внесения Россией мелких поправок.

2005 г., 18 мая. Пограничные договоры подписаны министрами иностранных дел России и Эстонии в Москве. 2005 г., 20 июня. Ратификация договоров эстонским парламентом. 2005 г., 1 сентября. Распоряжение Президента РФ В.Путина о намерении России не состоять с Эстонией в договоре о границе, отзыв подписи   [2].

Подписание договоров о границе между Россией и Эстонией несколько раз срывалось или переносилось. Российская сторона предложила подписать эти документы в рамках визита президента Эстонии А. Рюйтеля в Москву на торжества по случаю 60-летия окончания Второй мировой войны. Однако глава эстонского государства отказался приехать в Россию на 9 Мая.

Несмотря на это, президент России В. Путин 10 мая на саммите Россия - ЕС объявил, что дал указание МИД России подписать договор о границе с Эстонией   [3].

18 мая 2005 года в Москве главы МИД России и Эстонии подписали договоры о государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. Рубеж двух стран на основном своем протяжении сохранил очертания внутрисоюзной границы между РСФСР и Эстонской СССР, принятые в 1944—1945 гг.

В официальных сообщениях говорилось, что проведенный обмен территориями и акваториями выгоден обеим странам. Россия передает Эстонии так называемый «Саатсеский сапог» — участок территории Круппской волости Печорского района Псковской обл. площадью 115,5 га. Взамен Россия получает участок леса площадью 68,9 га (надел Маринова) в эстонской волости Меремяэ и 33,9 га в окрестностях населенного пункта Вярска (урочище Суурсоо).

На Чудском озере и Эстония, и Россия получают право пользоваться своей частью судоходного фарватера, проходящего посредине водоема. Россия получит выход из Чудского озера к реке Нарве, Эстония закрепит за собой важные с точки зрения рыбного промысла участки акватории озера в районе острова Пийрисаар   [4].

20 июня 2005 года эстонский парламент при ратификации пограничного договора включил в документы положения, которые не были предусмотрены первоначальным текстом. В частности, депутаты внесли в соглашение ссылки на документы, где говорилось об «агрессии Советского Союза против Эстонии» в 1940 году, «десятилетиях оккупации», а также о «противозаконном включении Эстонии в состав СССР». Кроме того, в тексте договора парламентарии упомянули Тартуский мирный договор от 1920 года, по которому Эстонии принадлежали территории, ныне входящие в состав России.

«Эстония сделала то, - пояснил в конце июня министр иностранных дел Сергей Лавров, - что просила нас не делать. А именно: не нагружать пограничные договоры какими-либо дополнительными соглашениями. Таллинн, однако, сам не выполнил достигнутых договоренностей»   [5].

Таким образом, «редакция» эстонским парламентом договора о границе и ратификация его уже с поправками спровоцировала российскую сторону на жесткие ответные меры, каковыми и стал отзыв подписи В.Путиным. МИД РФ объясняет свою позицию прежде всего даже не тем, что Россия отрицает претензии Эстонии к России как правопреемнице СССР, оккупировавшего Эстонию, а тем, что министры иностранных дел Эстонии и России договорились о том, что не будут ссылаться на любые внутренние акты. Эстония же своими поправками поставила фактически под вопрос территориальную целостность России, сославшись на Тартуский мирный договор 1920 года.

В результате между Эстонией и Россией сложился ряд проблем и противоречий, в которые оказались вовлечены также Евросоюз, другие страны Балтии, косвенно СНГ. Рассмотрим сложившийся проблемный узел и стратегии сторон по этим проблемам.

Ситуация, сложившаяся вокруг договора о границе – маркер, ярко высвечивающий комплекс проблем и противоречий, все более усугубляющихся. Очевидно, что препятствия заключению договора носят довольно формальный и не критичный характер. Однако истинные причины столь неординарных отношений двух стран лежат намного глубже – в их отношениях с соседями, в их экономических взаимосвязях и др.

1. Российская внешняя политика уделяет большое внимание вопросу соотечественников за рубежом. Как известно, в Эстонии часть русского населения не имеет ни российского, ни эстонского гражданства, живет по т.н. «серым» паспортам неграждан Эстонии. Для получения гражданства среди прочих формальностей необходимо сдать экзамен по эстонскому языку и истории Эстонии. Россия довольно болезненно относится к любому ограничению в правах и возможностях своих соотечественников, живущих в Прибалтике (хотя и не спешит предоставить им российское гражданство и дать «зеленый коридор» для возвращения на родину – недавно было еще более ужесточено законодательство России в отношении соотечественников из Ближнего зарубежья, желающих получить российское гражданство). Однако Эстония придерживается иной точки зрения на ситуацию. Так, генконсул Эстонии в Петербурге Тийна Майберг заявляет, что сдать экзамен по языку достаточно просто. «Вам достаточно знать около 1500 слов, чтобы успешно пройти испытание, - понимать официальные объявления, уметь спросить дорогу или, допустим, молока в магазине. Часть, посвященная истории, конституции и государственному устройству, также не должна вызывать трудностей. Эстонские органы власти делают все возможное, чтобы стимулировать получение гражданства населением страны вне зависимости от этнической принадлежности. Вместе с тем, мы не можем заставить конкретного человека принять эстонское гражданство, потому что иначе такое поведение было бы вмешательством в личную жизнь: если он хочет иметь российский паспорт или не иметь никакого, мы не вправе его ограничивать в свободе выбора»   [6].

Проблема российских соотечественников, очевидно, накладывает свой отпечаток на отношения двух стран.

2. Проблема памяти о войне в России и Эстонии, а также отношение Эстонии к истории ее вступления в СССР. Нашумевшая история Бронзового солдата, перенесенного властями Таллинна из центра города на военное кладбище, ярко осветила конфликт отношения двух стран к общей истории. Выход России из Договора о границе также был итогом этой проблемы. Эстония категорична в своих требованиях к России признать присоединение ее к СССР преступной оккупацией, признать репрессии в отношении эстонского народа, принести официальные извинения Эстонии и выплатить компенсацию вреда. Россия реагирует на периодическое поднятие этой темы молча, не отрицая и не подтверждая факт оккупации и прочие преступления советского руководства.

Для Эстонии тема оккупации и репрессий – одна из основ, на которой строится национальная идентичность государства. Фактор угнетения народа – очень сильный объединяющий, консолидирующий фактор для любой нации. Историческая память так или иначе необходима для любого народа, а вопрос обоснованности претензий Эстонии выходит за рамки темы данной работы.

3. Вопрос взаимоотношений Эстонии и России с Евросоюзом. Как известно, одним из требований к странам при вступлении в ЕС является бесспорность и юридическое оформление внешних границ государства. Для Эстонии это не стало препятствием на пути вступления в союз, однако есть масса других требований ЕС к Эстонии, которые страна уже не сможет проигнорировать. ЕС весьма заинтересован в ровных и добрососедских отношениях с Россией, и уже вряд ли позволит Эстонии выдвинуть какие-либо категорически недопустимые требования или претензии по отношению к России. В равной степени и Россия, общаясь с Эстонией, общается с членом ЕС, из чего вытекает априори равноправие государств, изначальная позиция доброжелательности и все большей взаимозависимости и взаимовыгодности. Экономическую сторону вопроса стоит рассмотреть отдельно.

4. Вопросы экономического сотрудничества и туризма – ключевые вопросы взаимоотношений двух стран. Именно тесные экономические связи, нарастающая взаимозависимость экономик не позволяет государствам разорвать отношения. Эстония в очень большой степени экономически зависима от России. На российском сырье работает обрабатывающая промышленность Эстонии, сфера туризма также работает в большей степени на туристов из России. Показатели экономического сотрудничества двух стран четко иллюстрируют высокие показатели объема торговли между странами, все большую интеграцию экономик России и Эстонии. Вступление Эстонии в ЕС лишь добавило ей ответственности за свою внешнюю политику – теперь за любые конфликты с Россией, влекущие за собой спад торговли, Эстония отвечает перед Евросоюзом. Когда заходит речь об экономике, любые идеологические и политические вопросы между Эстонией и Россией отходят на второй план. Причем нельзя сказать, что это как-то ущемляет суверенитет государств, сковывает их свободу, - напротив, и Россия, и Эстония лишь выигрывают от взаимной торговли. Особенно ярко это заметно в сфере крупного частного бизнеса – что бы ни происходило в политике, бизнес шел своим чередом без каких-либо препятствий и сбоев.

5. Вопрос межрегионального приграничного сотрудничества – один из методов снятия напряжения между государствами по вопросу границ. У Эстонии тесные контакты с ближайшими соседями – Псковом, Ленинградской и Новгородской областями и с Санкт-Петербургом. Заключены договоры о сотрудничестве между несколькими местными самоуправлениями Эстонии и России: договор о сотрудничестве между администрациями города Нарвы и муниципального образования Ивангорода, декларация о сотрудничестве городов Тарту и  Пскова, ряд других договоров. В качестве нерешенных пока проблем - пересечение границы и наличие на ней очередей: как транспортной, так и пешеходной. Однако есть все предпосылки к тому, что граница между Эстонией и Россией не только не будет подвергаться сомнению, но и будет не линией фронта между тихо враждующими государства, а лишь формальной границей между добрыми соседями и дружественными, тесно контактирующими регионами.

Какие же выводы можно сделать, резюмируя сферы отношений двух стран? Как у Эстонии, так и у России всегда есть выбор - идти на обострение и рисковать экономическим содержанием отношений, либо сделать ставку на прагматический подход, позволяющий укреплять экономическую мощь обеих стран. Есть два подхода к построению российско-эстонских отношений. Первый подход  политический.  Его суть состоит в том, чтобы жестко отстаивать интересы России в Эстонии, используя весь спектр имеющихся рычагов воздействия: от дипломатии до экономических санкций и бойкота эстонских товаров на российском рынке. Например, Сергей Миронов, будучи спикером Совета Федерации, в момент сноса памятника советским воинам инициировал принятие в верхней палате парламента заявления, призывающего и вовсе к разрыву отношений с Эстонией   [7].

Прагматичный же подход гарантирует странам стабильные экономические связи, стабильную торговлю сырьем, товарами и услугами. Есть все основания полагать, что такой подход приведет в будущем и к стабильности политической. Первый шаг уже сделан – Эстония вступила в ЕС, тем самым вступив в фарватер внешней политики союза по отношению с Россией.

14 декабря 2011 года президент Эстонии призвал внешнеполитические ведомства России и Эстонии возобновить переговоры по договору о границе между двумя странами   [8]. Есть основания полагать и надеяться, что договор о признании сухопутных и морских границ все же будет заключен.

Примечания

[1] Официальный сайт Посольства Эстонии в Москве. Раздел Пограничные договоры /Режим доступа: http://www.estemb.ru/estonia_i_rossija/pogranitsjnoje_dogovori

[2] Россия отозвала подписи под договорами о границе с Эстонией//Российская газета, 01.09.2005/ Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/09/01/estonia-granica-anons.html

[3] Министры подошли к границе//Российская газета, 19.05.2005/Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/05/19/rossia-estonia.html

[4] Изменяется российская государственная граница (эстонский участок). Географические новости// Режим доступа: http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200501209

[5] Эстония осталась без границы//Российская газета, 15.08.2005/Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/08/15/konflikt.html

[6] Генконсул ЭР в Петербурге: отношения Эстонии и России стабильны// Режим доступа: http://finugor.ru/node/16745

[7] Российско-эстонские отношения: между политикой и экономикой//РИА Новости. Раздел «Аналитика и комментарии»/Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20070428/64595023.html

[8] Эстония призывает разрубить гордиев узел российско-эстонских отношений// КМ.ru Образование/Режим доступа: http://student.km.ru/view.asp?id=36EA8F1E427B4424BA49B01B040B4DB1&fp=7&fl=20&sort

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.