Российско-грузинские отношения после конфликта на Кавказе в 2008 году | Анализ двусторонних отношений России с зарубежными странами | Россия в мировых процессах

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Россия в мировых процессах Анализ двусторонних отношений России с зарубежными странами Российско-грузинские отношения после конфликта на Кавказе в 2008 году  
Российско-грузинские отношения после конфликта на Кавказе в 2008 году

Аналитическая работа Купрейшвили М.
представлена в рамках изучения курса «Современная внешняя политика РФ» в 2012 г.

Российско-грузинские отношения после конфликта на Кавказе в 2008 г.

Введение.

Противостояние вокруг Абхазии и Южной Осетии привело к вооруженному конфликту между Россией и Грузией в августе 2008 года. Для понимания всей сложности ситуации, которая сложилась на международной арене до конфликта на Кавказе необходимо учитывать и международный контекст.

В этот период Грузия стремилась вступить в блок НАТО, а это, в свою очередь, вплотную приближало Альянс к границам России и создавало бы нестабильность в регионе. Кроме того, намерение США разместить элементы ПРО в Восточной Европе  ослабило бы на ядерный потенциал России и поэтому вызывало беспокойство руководства страны. Актуальным был вопрос о статусе Косово, который также имел важное значение, так как иллюстрировал не только пренебрежение позицией России, одного из участников Совета Безопасности ООН, но и давал повод всем непризнанным государствам и сепаратистским регионам шанс на получение независимости   [1].

Не решен был вопрос о конфигурации системы глобальной безопасности, в которой Россия не имела четкого представления о своей роли в системе европейской безопасности, не имела четких гарантий об отсутствии угрозы со стороны блока НАТО в связи с его расширением и планами США по закреплению в странах бывшего СССР   [2].

Цель работы – оценить значение последствий конфликта августа 2008 года в российско-грузинских отношениях.

Объект исследования – действия основных игроков – России и Грузии, а также акторов мировой политики США, ЕС и НАТО, способствовавших дестабилизации обстановки в регионе.

Российско-грузинские отношения.

В августе 2008 года именно Грузия стала  ареной для разрешения противоречий между Россией  и США, в силу того что американская администрация поддерживала политику грузинских властей по восстановлению территориальной целостности страны в границах Грузинской ССР   [3].

Президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно заявлял о своем стремлении присоединить республики Южной Осетии  и Абхазии. Для Грузии возвращение сепаратистских территорий было вопросом не только геополитического значение, но и идеологического, и можно сказать,  даже вопросом престижа.

Россия предоставила большинству жителей Абхазии и Южной Осетии возможность получить российское гражданство, что способствовало ограничению вариантов по урегулированию ситуации, в частности возможность их вступления в состав Грузии.

Российская политика по отношению к Грузии после августа 2008 года прошла несколько этапов развития. Поначалу задачи главным образом сводились к тому, чтобы минимизировать политический и дипломатический ущерб, нанесенный войной международным позициям России   [4]. Прежде всего, это касалось отношений с США и странами ЕС. Россия пыталась не допустить углубления опасной конфронтации с Западом из-за Грузии. Одновременно российская дипломатия попыталась перевести в русло рутинных обсуждений любые переговоры, на которых затрагивались вопросы послевоенного урегулирования и зарубежными партнерами ставились в той или иной форме вопросы о необходимости восстановления территориальной целостности Грузии   [5].

Грузия была заинтересована в превращении конфликта из двухстороннего в глобальный, так как вовлеченность таких участников как США и ЕС в лице НАТО гарантировало бы ей покровительство и международную поддержку, как в военной, так и в политической сфере.

Неоднократно грузинская сторона срывала переговоры по урегулированию ситуации в регионе, а именно в марте 2008 года   [6].

Грузию поддерживали в ее стремлении урегулировать грузино-осетинский и грузино-абхазские конфликты и ЕС, и США. Принцип территориальной целостности вначале разделяла и Россия, так как считала необходимым следование нормам международного права   [7].

Однако, признание независимости Косово 17 февраля 2008 года, а так же заявления об «исключительности» данного случая не могли не усилить имеющиеся сепаратистские настроения в республиках Южной Осетии и Абхазии.  Это стало сильным ударом и для Грузии, которая понимала, что у республик появился повод, причем международный, который позволяет ссылаться на него при заявлении о стремлении к  независимости.

Для России признание мировым сообществом независимости Косово было показателем того, что ее доводы о нерушимости существующих границ и соблюдении норм международного права никто не слышит. Это был четкий сигнал о том, что США и ЕС вправе признавать государства в одностороннем порядке, поэтому это действие позволило России в дальнейшем признать эти республики в качестве независимых государств.

Но само признание имело неоднозначные последствия. Во-первых, ситуация в регионе накалилась и возможен был очередной конфликт,  во-вторых,  нарушен был принцип территориальной целостности государства, наносящий ущерб механизмам ООН.

Россия сделала выбор в пользу поддержки сепаратистского руководства Южной Осетии с помощью вооружения. Снабжая Южную Осетию тяжелой военной техникой, Россия умышленно выбрало военное решение конфликта с Грузией. Предоставляя Южной Осетии семьдесят пять дополнительных танков Т-72 и огромное количество оружия и снаряжения в мае и июне 2004 г., российское правительство еще больше проложило дорогу будущей крупномасштабной военной акции»   [8].

Россия практически никак не отреагировала на появление в январе 2010 года «Государственной стратегии в отношении оккупированных территорий: вовлечение путем сотрудничества», разработанной министерством реинтеграции Грузии. Судя по всему, в России  были убеждены, что подобная стратегия не имеет шансов на успех, прежде всего из-за негативного отношения к любым попыткам вовлечения в орбиту влияния Грузии со стороны правительств Абхазии и Южной Осетии   [9].

Ситуация на данном этапе:

На данный момент ситуация складывается таким образом, что у Грузии есть отчуждённые в результате вооружённых конфликтов автономии, необходимым условием возвращения которых является активное содействие этому со стороны России. Осознавая это, в Грузии в то же время планомерно развивается антагонизм в отношении России   [10].

Видя, что не существует внешних факторов для принуждения России к сотрудничеству в вопросе Абхазии и Южной Осетии, Грузия продолжает рассчитывать на подобные факторы и призывает на помощь Запад.

Говоря о стабильности и безопасности в регионе, Россия, основываясь на двусторонних соглашениях с непризнанными другими региональными игроками Абхазией и Южной Осетией, наращивает военное присутствие в регионе и строит базы в признанных ею «независимых государствах», отказывая в то же время в праве войти на эти территории Миссии Мониторинга Евросоюза, хотя сама и подписывала документ о создании последней в августе 2008-го   [11].

Признанием  независимости республик Южной Осетии и Абхазии Россия израсходовала последний ресурс влияния на Грузию в смысле мотивации Грузии идти на диалог с Москвой   [12]. Подавляющая часть населения Грузии не согласна с потерей Абхазии и Южной Осетии и вряд ли смириться с этим фактом в ближайшей перспективе. Историческая память крайне сильна, а учитывая какую небольшую территорию занимает Грузия, для нее территориальный вопрос всегда будет важным.

Со стороны международного и со стороны экспертного сообществ высказывается серьёзная озабоченность затянувшимся периодом молчания сторон   [13].

На основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • Признание независимости республик Южной Осетии и Абхазии Российской Федерацией поставила если не «точку» на планах восстановления границ Грузии и ее интеграции  в НАТО, то  «многоточие» , создав  крайне опасные  предпосылки к напряженности в регионе.Таким образом, вопрос об устойчивости сложившегося после августа 2008г. порядка в регионе является актуальным.
  • США несмотря на всестороннюю поддержку Грузии, не готовы заключать с ней военные соглашения, так это будет означать прямое столкновение с Россией в случае обострения ситуации. Что касается России, то она смогла разместить в непризнанных республиках военные базы, закрепив тем самым свое влияние в регионе и планирует разместить в Абхазии Черноморский флот.  Это вряд ли будет способствовать разрешению ситуации в долгосрочной перспективе.
  • Конфликт в августе 2008 года стал средством разрешения противоречий не только между Россией и Грузией или Грузией и Южной Осетией и Абхазией, сколько между США и Россией.
  • Тот факт, что ареной для разрешения всех противоречий между акторами стала территория Грузии обусловлен не только ее геополитическим положением, но и политикой президента Грузии М. Саакашвили.
  • Конфликт привел к ослаблению безопасности в регионе и является одним из факторов, способных повлиять на распад существующей системы международных отношений.

Внутренние взаимосвязи

Россия

Грузия

Причины,  участия в конфликте:

-      -Заинтересованность в размещении военных баз на побережье Черного моря,

-      -Отстаивание интересов российских граждан на территориях республик,

- Стремление провести «маленькую победоносную войну»,

- поиск внешнего врага в лице Грузии для поднятия авторитета власти,

-Укрепление безопасности по периметру границ

-Иллюстрации своей военной мощи всему миру

-Защита мирного населения от «геноцида»

Причины,  участия в конфликте:

-Апелляция к историческому прошлому и прежним границам,

- -Принцип нерушимости государственных границ

-Принцип территориальной целостности государств

-Стремление провести «маленькую победоносную войну»

- Поиск внешнего врага, в лице России, для отвлечения народа от внутренней ситуации в стране,

-уверенность в международной поддержке(США, НАТО, ЕС)

 

Внешние взаимосвязи

США, Турция, ЕС в лице «миротворца»   Франции, страны Восточной Европы (Польша, Литва, Латвия, Эстония), Украина и блок НАТО.

 

-США стремились не только дестабилизировать обстановку в регионе, но и  путем провокации Грузии оценить военный потенциал России и готовность ее руководства к моментальному ответу. США продемонстрировали свою поддержку Грузии путем финансирования военной операции, обучения военнослужащих, введения военных кораблей в порт Батуми, удержались лишь от прямого военной помощи.

-НАТО было заинтересовано в вовлечении Грузии в альянс а расширении своего военного блока.

-ЕС, в лице Франции, пытались усилить свой международный престиж за счет посредничества между сторонами в конфликте.

-Турция опасалась дестабилизации ситуации в регионе и поддерживало скорее Россию, нежели США, отказавшись допустить военные корабли США в Черное море через проливы Босфор и Дарданеллы.

-Союзники США в  Восточной Европе (Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония) поддержали грузинское руководство, но исключительно в дипломатическом плане.

Возможные варианты развития событий:

Для нормализации отношений между Россией и Грузией требуется очень много усилий. Диалог должен состояться и между грузинскими и абхазскими, грузинскими и осетинскими экспертами, а потом представителями общественности и политических кругов при посредничестве России. Этот диалог должен стать залогом будущего всеобъемлющего урегулирования   [14].

Ясно, что какая бы администрация не возглавляла Грузию в будущем, главным вопросом будет восстановление территориальной целостности страны   [15]. Но, хотелось бы отметить, что при условии обоюдной готовности подходящие дипломатические формулировки обязательно найдутся и российско-грузинские отношения могут быть перестроены.

Вероятный вариант развития событий представляется таким образом, после следующих выборов в Грузии может сложится благоприятная для диалога обстановка. Грузинский бизнесмен Бидзина Иванишвили, ставший главным оппонентом Саакашвили в Грузии, отрицает обвинения в близости к Кремлю, в то же время уверяя грузинское население, что, когда он придет к власти, он быстро наладит отношения с Москвой   [16]. Хотя на данный момент он не обладает большой поддержкой среди населения, но его предвыборным штабом проводится мощная компания по его продвижению.

Мне представляется,  что у российского руководства не будет претензий к новому грузинскому лидеру, что позволит сторонам сесть за один стол переговоров. Есть шанс, что новая администрация и новый президент смогут избежать оскорбительных и раздражающих комментариев в адрес российских официальных лиц.

В этих условиях новое грузинское руководство сможет восстановить экономические отношения с Россией, что станет взаимовыгодным обстоятельством для обеих сторон.

Что касается статуса  непризнанных республик, ни Абхазия, ни Южная Осетия не могут основывать своё будущее лишь на мощи российских баз и бдительности пограничного режима. Крайне маловероятный вариант развития событий заключается в стабилизации региона путем  установление конфедеративных отношений между Грузией и ее бывшими автономиями.

При всем желании не развязывать очередной конфликт, власти Грузии не смогут в ближайшее время отказаться от своих притязаний на территории республик. В свою очередь Южная Осетия и Абхазия, почувствовав, что такое “непризнанная независимость”, но все же “независимость”, вряд ли смогут договориться о разграничении полномочий между центром и республиками. Республики, по сути, уже развиваются отдельно от  Грузии.

Если исходить из более реалистичного подхода при прогнозировании дальнейших событий, можно сделать вывод, что нормализация российско-грузинских отношений возможна. Могут быть открыты границы, упрощена процедура получения виз, открыты границы для торгового сотрудничества, и даже установлены дипломатические отношения. Однако, говорить о чем-то большем не приходится.

Примечания

[1] Ситуационные анализы. Выпуск 1 ред. Т.А. Шаклеиной. - М.: МГИМО-Университет, 2011- с.192

[2] Там же,  с. 191

[3] Там же,  с. 193

[4] Политика России в отношении Грузии после августовской войны 2008 года  - http://www.newsgeorgia.ru/point/20110224/213747199.html

[5] Там же

[6] Ситуационные анализы. Выпуск 1 ред. Т.А. Шаклеиной. - М.: МГИМО-Университет, 2011- с.194

[7] Там же, с. 195

[8] Августовская война 08.08.08: Кто начал первым? -http://www.istpravda.com.ua/articles/2010/10/18/605/

[9] Политика России в отношении Грузии после августовской войны 2008 года  - http://www.newsgeorgia.ru/point/20110224/213747199.html

[10] http://www.newsgeorgia.ru/point/20110228/213747728.html - Современные российско-грузинские отношения: орвеллианский феномен власти в XXI веке

[11] Там же

[12] Российско-грузинские отношения: есть ли перспективы?
 - http://www.chaskor.ru/article/rossijsko-gruzinskie_otnosheniya_est_li_perspektivy_1334

[13] http://www.newsgeorgia.ru/point/20110228/213747728.html - Современные российско-грузинские отношения: орвеллианский феномен власти в XXI веке

[14] Российско-грузинские отношения: есть ли перспективы?
- http://www.chaskor.ru/article/rossijsko-gruzinskie_otnosheniya_est_li_perspektivy_1334

[15] Российско-грузинские отношения: перспективы и чаяния- http://www.inosmi.ru/caucasus/20111105/177151507.html

[16] Там же

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.