БРИКС: новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира | Россия в разных форматах международного сотрудничества | Россия в мировых процессах

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Россия в мировых процессах Россия в разных форматах международного сотрудничества БРИКС: новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира  
БРИКС: новый формат интеграции стран - лидеров развивающегося мира
Сенокосов А.Г.

В данной статье автор хотел бы проанализировать историю возникновения и ключевые особенности новой международной организации БРИКС, рассмотреть взаимодействие ее участников между собой и реакцию на появление новой структуры со стороны стран Запада.

Касаясь истории появления БРИКС, хотелось бы напомнить, что в 1990-е гг., после распада социалистического лагеря и окончания холодной войны, мир столкнулся с перспективой установления однополюсного миропорядка. США стали претендовать на мировое господство. Развивающиеся страны столкнулись с трудными проблемами, потому что Запад отказывал им в доступе к передовым технологиям, навязывал неравноправные торгово-экономические условия, тормозил их развитие, стал практиковать так называемые «гуманитарные интервенции». Для политической элиты значительной части стран третьего мира стала очевидной необходимость объединения их усилий, чтобы сообща противостоять диктату Запада и бороться за «место под солнцем».

Уже в середине 1990-х гг. появились первые идеи объединения стран – лидеров «незападного мира». Впервые идею «стратегического треугольника» РИК попытался озвучить председатель Госдумы РФ И. Рыбкин во время официального визита в Дели осенью 1994 г. Никакой реакции на нее тогда не последовало   [1]. В 1998 г. Е. Примаков, в бытность его министром иностранных дел России, предложил концепцию «стратегического треугольника» РИК в качестве ответа на расширение НАТО на Восток. Однако в тот период этот проект оказался не востребован российской политической элитой, по-прежнему смотревшей на Запад. Кроме того, он недоучитывал сложности в тогдашних китайско-индийских отношениях. Пекин и Дели восприняли идею треугольника без энтузиазма. Индийский публицист Дэв Мурарка, к примеру, заявлял: «Бороться за создание блока РИК – все равно что махать крыльями в пустоте… Россия больше тяготеет к Европе и Америке, Китай никогда не был заинтересован в таком альянсе. У Индии, пользуясь выражением Ницше, нет «воли к власти» и необходимости в реализации такого проекта. Кроме того, китайцы невысокого мнения об Индии, а индусы не доверяют Китаю»   [2].

Помимо политических разногласий, развитию сотрудничества стран - лидеров развивающегося мира препятствовали сложившиеся стереотипы. Политическая элита этих государств, в том числе и России, привычно смотрела на Запад, а друг друга воспринимала по остаточному принципу. Все 1990-е гг. считалось, что страны БРИК никакого принципиального интереса друг для друга не представляют. Известный либеральный экономист Евгений Ясин по поводу БРИК еще недавно заявлял: «Место БРИК в мировой экономике такое: Китай – мастерская мира, Индия – бюро добрых услуг, Бразилия – мировая ферма, а Россия – всемирная кочегарка (поставщик энергии)»   [3]. Например, Бразилия в нашей стране с советских времен ассоциируется с футболом, карнавалом и растворимым кофе, а о том, что эта страна уже превратилась в крупную промышленную державу, в третьего в мире производителя самолетов, почти никто и не знал.

Тем не менее, идея объединения стран-лидеров незападного мира постепенно пробивала себе дорогу. Моментами истины стали односторонние действия США, направленные на закрепление их гегемонии в мире. Косово - 1999, Афганистан - 2001, Ирак - 2003 показали, что ни одна страна в мире в одиночку не осмеливается бросить вызов Америке. В этих условиях в политической элите крупных развивающихся стран сложилось понимание необходимости объединения их усилий. В 1999 – 2001 гг. в академических кругах и правительственных структурах трех стран началась широкая интенсивная научная проработка проблем взаимодействия «стратегического треугольника» РИК в областях внешней политики, безопасности, экономики   [4]. Интересы взаимного сотрудничества стали перевешивать имевшийся негатив. К тому же стала очевидной политика Запада «разделяй и властвуй», стремившегося не допустить объединения усилий стран – лидеров незападного мира. За основу для сближения был принят принцип «закрыть прошлое и открыть двери в будущее».

Провозвестниками рождения БРИК стали формирование ШОС (2001 г.), налаживание постоянного консультационного механизма в формате РИК и активное подключение к происходящим процессам Бразилии.

В 2001 г. впервые появилась аббревиатура БРИК. Она была запущена в докладе группы экспертов американского инвестиционного банка «Goldman and Sax». Автором термина стал аналитик Д. О’Нилл. В 2003 г. банк опубликовал развернутое прогностическое исследование, в котором указывалось, что к 2050 г. экономика стран БРИК по своему объему превзойдет экономику стран Запада, и тога эти государства начнут оказывать доминирующее экономическое, а возможно и политическое влияние на мировое развитие. Последующие несколько лет продемонстрировали, что ждать 2050 г. не потребуется, все происходит гораздо быстрее. В прогнозе 2003 г. указывалось, что на страны БРИК будет приходиться 10 % мирового ВВП к 2010 г., однако по факту уже в 2007 г. их показатель превысил 15 %   [5].

По мере динамичного экономического подъема стран БРИК они стали проявлять растущую склонность к экономическому и дипломатическому взаимодействию. В 2001 – 2005 гг. они активизировали свое сотрудничество в рамках ООН и в формате различных встреч на высшем уровне. Процесс конституирования БРИК набирал обороты. Поворотной точкой от «виртуального альянса» к реально действующей структуре стала встреча министров иностранных дел стран БРИК в Екатеринбурге в 2008 г. На ней было согласовано решение о придании БРИК официального статуса и переводе ее на высший государственный уровень.

В июне 2009 г. в Екатеринбурге состоялся первый саммит глав государств четверки БРИК. На нем осуществлялась выработка согласованных позиций 4 стран по широкому кругу международных вопросов и укреплению институциональных основ коалиционной группировки   [6]. Во – первых, был зафиксирован его перевод на регулярную ежегодную основу. Следующий саммит будет проходить в Бразилии в 2010 г. Во – вторых, стороны договорились сообща отстаивать свои интересы на международной арене на основе принципов равноправия, поддержки многополярности и верховенства международного права. В-третьих, были согласованы позиции по борьбе с мировым экономическим кризисом. Наконец, в – четвертых, активизируется сотрудничество по широкому спектру вопросов (наука, образование, экономика, энергетика). Формат БРИК позволяет не допускать доминирования какой-то одной страны, например, Китая и позволяет принимать решения на равноправной основе   [7]. Сейчас БРИК быстро выделяется в отдельное самостоятельное и, пожалуй, наиболее перспективное направление внешней политики РФ.

Вплоть до недавнего времени наиболее проблемным звеном выглядели двусторонние отношения между Китаем и Индией. Но с началом 21 века к лидерам Китая и Индии пришло осознание того, что конфликтные отношения играют на руку только США, которые активно играют на их противоречиях, тогда как обе азиатские державы при этом многое теряют, недоиспользуя потенциал взаимного сотрудничества. Начиная с 2001 г., стороны предприняли шаги к улучшению своих взаимоотношений. В частности, в 2003 г. была принята «Декларация о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве», ставшая краеугольным камнем современных китайско – индийских отношений   [8]. В основу их были положены отношения доверия и взаимной выгоды. Стороны фактически договорились отложить свои территориальные споры на неопределенное будущее и не акцентировать внимание на этом вопросе.

С января 2005 г. на уровне МИДов действует так называемый «Совет мудрецов» - форум авторитетных экспертов, которые регулярно собираются и обсуждают проблемы китайско – индийских отношений и ключевые международные проблемы   [9]. Началось сотрудничество по партийной линии, проводятся встречи парламентариев. В 2005 г. заявлено о стратегическом партнерстве и отношениях добрососедства, Китай снял свои возражения на членство Индии в Совбезе ООН, занял более сбалансированную позицию в непростом индо – пакистанском диалоге.

В последнее десятилетие резко интенсифицировалась китайско – индийская взаимная торговля. В 2005 – 2008 гг. ее объем утроился и достиг 51,8 млрд. долл., увеличившись за 20 лет в 250 раз   [10]. Китайско-индийская торговля стала самой быстрорастущей в мире. Экономический кризис 2008 – 09 гг. в Китае и Индии привел к некоторому сокращению темпов роста ВВП, однако и в этих условиях стороны поступательно развивали свое сотрудничество.

Значительный прогресс, по сравнению с предшествующими десятилетиями, был достигнут в российско - китайских отношениях. Его основой стал Большой Договор о дружбе 2001 г., разрешивший территориальные споры двух государств и заложивший прочный фундамент всестороннего сотрудничества, выходящего на стратегический уровень. За 2000 – 2008 гг. товарооборот между 2 странами вырос с 6 до 58,8 млрд. долл., т. е. почти в 10 раз   [11].

Сравнительно отстающим звеном выглядят пока отношения Россия - Индия. Двусторонний товарооборот колебался в последние годы на отметке 5 - 7 млрд. долл., при этом основными статьями торговли выступали энергоресурсы и военная техника. Обе стороны заинтересованы в интенсификации сотрудничества, исходя как из собственных интересов, так и из соображений поддержки баланса в непростом диалоге с Китаем.

О Бразилии хотелось бы сказать особо. Если Индия и особенно Китай в настоящее время в России признаны важными партнерами, будущими сверхдержавами, то в отношении Бразилии этого нет. У нас существуют стереотипы «удаленности, малопривлекательности, третьемирскости» этой страны. Для нас Бразилия – это карнавал, футбол, самба, жители Рио «все поголовно в белых штанах». Между тем, забывают о том, что это крупная промышленная держава, по своему потенциалу и уровню развития сопоставимая с Россией. Кстати, аналогичное восприятие наблюдается и в Бразилии, где зачастую послушно повторяются штампы, тиражируемые в западных СМИ и воспроизводится «матрешечная экзотика»: Россия – страна морозов, медведей и водки   [12].

Следует отметить в этой связи, что с начала 21 в. бразильская дипломатия резко активизировала свою активность в поиске новых партнеров. Известно нашумевшее заявление бразильского президента Лулы да Силвы: «19 век был веком Европы, 20 – веком США, а 21-й будет веком Бразилии». Чтобы реализовать свои амбиции, Бразилия попыталась стать политическим лидером стран глобального Юга, объединить их под своим руководством и подключить их ресурсы к собственному развитию. Поэтому бразильцы стали настоящими чемпионами по выдвижению разнообразных интеграционных инициатив в формате межрегионального сотрудничества по линии Южная Америка – Ближний и Средний Восток, Южная Америка – Африка, Южная Америка - страны Персидского Залива.

В декабре 2002 г. в Вашингтоне Лула да Силва заявил: «Бразилия будет стремиться к поиску новых партнеров среди тех государств, которые по размерам и потенциалу похожи на нас. Это Россия, Индия, Китай». Вслед за этим резко интенсифицировалось политическое и экономическое взаимодействие Бразилии с Индией и особенно с Китаем. В 2009 г. КНР опередила США и стала крупнейшим торговым партнером Бразилии. Бразилия интенсивно развивала кооперацию с КНР и Индией в развитии возобновляемых источников энергии (этанол и биодизель), биотехнологий, фармацевтики, ядерной энергии, космоса   [13].

Известно, что в тройке РИК Россия имеет самый большой опыт взаимодействия с Бразилией – дипломатические отношения между нашими странами были установлены еще в 1828 г. Но на современном этапе, в отличие от Индии и Китая, Россия пока остается «слабым звеном» в контактах с Бразилией. России мешают стереотипы «удаленности» и «нетрадиционности», чего не скажешь об Индии и Китае по отношению к Бразилии. РФ мешает комплекс «периферийности», метаний между Востоком и Западом, восприятия стран третьего мира по «остаточному принципу».

Несмотря на трудности и проблемы, с которыми сталкиваются страны БРИК в развитии контактов между собой, в целом процесс идет успешно и демонстрирует положительную динамику. Альянс БРИК стал весомым фактором в международной политике, засвидетельствовав крупные сдвиги, происходящие в расстановке сил на мировой арене.

В 2011 г. в состав организации была принята пятая страна - ЮАР. С принятием Южной Африки изменилось наименование интеграционного объединения - из БРИК он превратился в БРИКС. В повестку дня встал вопрос о присоединении к альянсу новых членов из числа крупных развивающихся стран. Наиболее очевидными кандидатами на эту роль выступают Индонезия, Мексика, Пакистан, Турция.

В начале XXI века развитые страны столкнулись с ситуацией, когда инициированная ими глобализация, по сути дела, начала оборачиваться против них. Большинство стран третьего мира, отложив в сторону свои прежние разногласия, сконцентрировалось на нуждах экономического развития, используя открывшиеся новые возможности. Темпы развития развивающихся стран стали опережать развитые государства в 2-3 раза. Например, в 2007 г. рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, а в развивающемся – 7,5 %   [14]. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. В этих условиях у развивающихся стран стало появляться все больше возможностей для сотрудничества по линии «Юг- Юг», взаимодействия между собой.

Формирование в 2008 – 2009 гг. объединения БРИК ознаменовало выход интеграционных процессов в развивающемся мире на качественно новый уровень. Дело в том, что каждая из стран – участниц данного альянса, помимо того, что она входит в число крупнейших государств мира по территории, населению, экономическому потенциалу, является вместе с тем и региональным центром, объединяя вокруг себя многие более мелкие государства. Соответственно, в рамках БРИКС оказывается возможна кооперация не только пяти крупнейших развивающихся стран, но опосредовано, - и регионов, которые они представляют. БРИКС объединяет страны – лидеры развивающегося мира и в перспективе обладает потенциалом для координации усилий большинства стран Юга. БРИКС является и выразителем жизненных интересов развивающихся стран, поскольку все его участники солидарны в стремлении к построению многополярного мира, выступают за укрепление роли ООН и международного права, за отказ от практики «гуманитарных интервенций», за коллективный подход к решению глобальных проблем.

По сути дела, БРИКС стал первой глобальной организацией Юга, доступ в которую для развитых стран Севера закрыт. Естественно, на Западе оказались крайне встревожены оформлением альянса стран-лидеров «незападного мира». Недаром в своей инаугурационной речи президент Франции Н. Саркози среди 3 главных вызовов Западу выделил усиление позиций стран БРИК. Пытаясь воспрепятствовать оформлению альянса стран БРИК, США неоднократно предпринимали попытки перехватить инициативу. Например, еще в апреле 2005 г. К. Райс внесла предложение о создании «сообщества великих многонациональных демократий» (США, Бразилия, Индия, ЮАР) – без участия РФ и КНР. США постарались разделить «большую четверку» путем «дифференцированного подхода» - сближения с Бразилией и Индией, их отрыва от России и Китая.

Мировой экономический кризис 2008 – 2009 гг., события 2008 г. на Кавказе показали, что США уже не справляются с ролью единственной сверхдержавы. Среди значительной части западной политической элиты возникло понимание того, что разрешение глобальных мировых проблем в узком «семейном кругу» G-7 невозможно, необходимо подключение к диалогу и крупных развивающихся стран. Один из крупнейших американских обществоведов Пол Кеннеди в своей статье в “The Wall Street Journal” от 14 января 2009 г. образно описал суть возникших перед США проблем. «Америка – это сильный человек с гармонично развитой мускулатурой, который способен в течение долгого времени идти в гору даже с весьма увесистым рюкзаком за плечами. Но если сил у этого человека становится все меньше (экономические проблемы), а груз увеличивается (доктрина Буша), и двигаться надо по сильно пересеченной местности появление новых великих держав, международный терроризм, проблема несостоятельных государств), наш энергичный пешеход начинает замедлять шаг и даже спотыкаться. Именно тогда более проворные, меньше нагруженные люди могут сначала сократить отставание, затем поравняться с ним и, возможно, даже обогнать»   [15].

Осознав появление объединения БРИКС как крупной значимой силы, влиятельные политические круги на Западе стали проявлять склонность считаться с ней. Для них стало ясно, что игнорировать далее мнение развивающихся стран становится опасно, развитые страны в одиночку не справятся с мировым экономическим кризисом и другими вызовами. И в результате конфигурация мировой архитектуры стала меняться на наших глазах. На фоне бесконечных дебатов относительно реформирования ООН, МВФ и ВБ параллельно и как бы «самопроизвольно» рождаются новые структуры не только в области экономической интеграции, но и в сфере международной безопасности, множатся форумы и строятся новые коалиции в целях нахождения коллективных ответов на ключевые вызовы XXI века. Впервые крупнейшие развивающиеся страны стали допускать к обсуждению важнейших международных проблем, что ранее делалось лишь в узком «семейном» западном кругу.

В июне 2007 г. в Германии в г. Хайлигендам впервые состоялся совместный саммит стран «Большой Восьмерки» и лидеров пяти крупнейших развивающихся стран (Бразилия, Индия, Китай, Мексика, ЮАР). С этого времени встречи в формате G8 + G5 проводятся регулярно. По названию города эти совместные переговоры именуются «Хайлигендаммским процессом». Акцент при этом делается на таких темах как развитие, международные инвестиции, инновации и энергетика.

Вторым важнейшим международным форумом с участием развивающихся стран стала «Большая двадцатка». Впервые она собралась еще в 1999 г. для обсуждения мер по борьбе с последствиями Азиатского кризиса. До середины 2008 г. происходили спорадические встречи на уровне министров финансов и управляющих ЦБ. В условиях развернувшегося острейшего финансового кризиса осени 2008 г. именно этот формат оказался востребован, поскольку западные страны в одиночку не справлялись с кризисом, им срочно потребовалось содействие развивающихся стран, накопивших к тому времени несколько триллионов долларов золото-валютных резервов. В G-20, наряду с представителями ЕС, G-7 и БРИК, входят Аргентина, Мексика, ЮАР, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия и Южная Корея. В 2007 г. на эти 20 стран приходилось 62 % мирового населения и 77 % ВВП   [16].

На саммите G-20 в Вашингтоне (ноябрь 2008 г.) осуществлялась выработка срочных коллективных мер по борьбе с кризисом. Саммит в Лондоне (апрель 2009 г.) уже приступил к серьезному обсуждению модели новой международной финансовой системы. Были приняты конкретные решения о наделении МВФ и ВБ дополнительными ресурсами для преодоления кризиса.

Третий саммит G-20 в Питтсбурге (сентябрь 2009 г.) принял ряд важных решений. Во-первых, Запад фактически дал согласие на участие ведущих стран III мира в реформировании международной финансовой системы. Ее реформа осуществляется именно в формате G-20, а не в прежнем G-8. Во-вторых, были осуществлены первые шаги в этом направлении. Готовясь к саммиту, еще в июле 2009 г. МВФ принял беспрецедентное решение о размещении своих облигаций среди правительств стран – участников. На саммите в Питтсбурге было согласовано приобретение Китаем облигаций на 50 млрд. долл., Индией, Россией, Бразилией – по 10 млрд. долл.   [17]. За этим решением в конце 2010 – начале 2011 гг. последовало увеличение квот ведущих развивающихся стран в уставном капитале МВФ, а значит, и расширение и влияние на принятие решений в рамках этой финансовой организации. На саммите прозвучали и предложения о переходе на новую мировую резервную валюту.

Во многом этот процесс реформирования обеспечен стремлением новой администрации США во главе с Б. Обамой отказаться от жесткого курса Дж. Буша – младшего, «произвести перезагрузку» отношений и «сменить имидж» США. Иначе уже невозможно обеспечить управляемость процессов мирового развития, выстроить адекватный механизм глобального регулирования.

Таким образом, мы видим, что современный мир вступает в новую эпоху. Он становится более демократичным, более открытым для взаимодействия разных участников. На сцену выходят новые глобальные игроки, меняющие прежние правила игры, создающие новые возможности развития для себя и других.

Примечания

1. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М., 2002. С. 60.

2. Ук. соч. С. 50.

3. Е. Ясин. Страны БРИК очень разные для создания международной организации. 10 июня 2009 г. http://www.rian.ru/crisis_news/20090610/173899988.html

4. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М., 2002. С. 61 - 62.

5. БРИК: путь к росту мировой экономики и место России в клубе. http://www.inosmi.ru/economic/20100503/159691404.html

6. Первый саммит БРИК. http://www.kremlin.ru/news/4478

7. Совместное заявление лидеров стран БРИК. http://www.kremlin.ru/ref_notes/209

8. Уянаев С. В. Китай – Индия: отношения в начале нового столетия. // Проблемы Дальнего Востока, 2009, №1. С. 22.

9. Уянаев С. В. Ук. соч. С. 24.

10. Там же. С. 26.

11. Анализ динамики и структуры товарооборота России с КНР. http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_4486211E-9790-45BF-8AED-CE44FECCEF5A.html

12. Мартынов Б. Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире. М., 2009. С. 5.

13. Мартынов Б. Ф. Ук. соч. С. 291.

14. Развивающиеся страны возьмут верх над развитыми через 5 лет. http://www.rb.ru/topstory/economics/2008/11/01/152416.html

15. The Wall Street Journal, 14 January 2009.

16. Давыдов В. М., Бобровников А. В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике. М., 2009. С. 169 - 170.

17. Давыдов В. М., Бобровников А. В. Ук. соч. С. 174.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.