Политический имидж России: теоретические и прикладные аспекты | Статус и государственный имидж России в международной среде | Россия в мировых процессах

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Россия в мировых процессах Статус и государственный имидж России в международной среде Политический имидж России: теоретические и прикладные аспекты  
Политический имидж России: теоретические и прикладные аспекты

Аналитическая работа (отрывок) Гамалеевой М.
студентки 5-го курса
Отделения международных отношений
и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Политический имидж государства играет важнейшую роль в сфере международных отношений: от того, насколько позитивным или негативным он является, зависит успешность реализации внешнеполитических задач (стратегических и тактических), развитие торгово-экономических отношений с другими странами, поддержка модернизационной и экономической деятельности государства,  восприятие ее внутри- и внешнеполитической деятельности мировым сообществом. Международный имидж оказывает воздействие и на политические процессы, протекающие в самом государстве: негативный образ страны может использоваться оппозиционными силами как один из аргументов в критике правительства и проводимой им политики.

Интеграция России в мировое экономическое пространство происходит в условиях жесткой глобальной конкуренции, которая сегодня приобрела территориальное выражение. Страны, регионы, города ведут борьбу за экспорт, инвестиции, туризм, влияние. И конкурентное преимущество получат наиболее привлекательные территории,  которые предложат оптимальные условия для жизни, работы, бизнеса, как человеку, так и предприятиям.

В современном мировом сообществе на конкурентоспособность страны значительно влияют информационные ресурсы, которыми они располагают, и то, какой репутацией обладают эти страны. «Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века»   [1].

Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена, в том числе и международного, а также создает принципиально новые инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение культурно-информационных аспектов глобализации.

Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого практически сопоставимы с использованием традиционных ресурсов. Доступ к информационным ресурсам становится одним из факторов социально-экономического развития государства.

В связи с этим к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач является необходимым условием для устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в систему глобального общества.

Можно утверждать, что процесс формирования имиджа государства становится более значимой, но и более сложной задачей в современном глобальном информационном обществе, где процесс обмена, получения и донесения информации вышел на качественно новый уровень. В условиях становления глобального информационного общества уже невозможно построение международного имиджа государства в одностороннем порядке, как это могло быть до развития информационных технологий. Фактор свободного получения информации практически любого характера предполагает более взвешенную политику современных государств в процессе формирования своего имиджа.

В январе 2006 года в Давосе прошел очередной Всемирный экономический форум. Один из выводов, который был сделан Консультативным советом по иностранным инвестициям, - Россия недостаточно работает над формированием своего позитивного имиджа   [2]. Члены консультативного совета даже выступили с предложением поставить в центр следующего Давоса Россию по примеру того, как нынешнее заседание ВЭФ было посвящено Индии и Китаю. С ними в полной мере согласился глава МЭРТа Герман Греф, заявивший, что России «нужно активнее принимать участие в Давосском форуме», поскольку «это - отличная площадка для объяснения политики России»   [3]. Добавим, что еще в большей степени это относится к проблеме репутации страны. Отсутствие должного внимания к этим вопросам, несомненно, затрудняет процесс интеграции России в мировое экономическое пространство.

Сегодня государства профессионально позиционируют себя на мировом рынке: образ и репутация страны становятся составляющими национального капитала. Проблемы формирования и продвижения имиджа и репутации страны сегодня зачастую трактуются с позиции определения стратегических приоритетов ее развития и даже формулировки национальной идеи. А оптимизация имиджевых и репутационных характеристик государства выступает непременным условием его успехов на мировой арене. Имиджем и репутацией страны серьезно занимаются Испания, Израиль, Германия, Великобритания, США. На государственном уровне проблемы имиджа страны обсуждают и бывшие советские республики: Молдова, Эстония,  Кыргызстан, Белоруссия, Латвия, Казахстан и др.

Так, например, Венгерское правительство выделило на 1997 г. 112 миллионов форинтов (660 тысяч долларов США) на кампанию по созданию позитивного общественного мнения по поводу вступления страны в НАТО   [4]. В 2006 году правительство Турции обратилось к Израилю за помощью в организации кампании по улучшению имиджа страны на международной арене   [5]. Заместитель генерального директора министерства иностранных дел по вопросам информации Гидеон Меир принял участие в конференции под названием "Публичная дипломатия", проходившей в Анкаре под эгидой турецкого МИД. Турецкое внешнеполитическое ведомство намерено воспользоваться опытом Израиля в решении проблем, связанных с негативным имиджем страны, накопленным им в ходе последней интифады. Цель Анкары представить Турцию в качестве современной и умеренно религиозной страны. В России об имидже, брэнде и репутации страны все более активно говорится с высоких правительственных трибун. Президент России Владимир Путин официально заявил, что у его страны есть проблемы с имиджем, которые необходимо решать. Облагораживание образа России сегодня становится объектом  государственного заказа. Однако пока не выработана комплексная, взаимоувязанная по всем направления программа коррекции имиджа и репутации страны. А отдельные мероприятия, проводимые часто в отрыве от реальности, не приносят желаемого эффекта.

Все чаще в ходе подобных дискуссий предлагается создание единой государственной системы, которая бы координировала всю деятельность по конструированию имиджа. Однако реализация такого решения требует комплексного анализа механизмов формирования/корректировки имиджа страны, а также его составляющих, определения ключевых субъектов, участвующих в этих процессах и осмысления опыта других государств в этом направлении. Более того, сложность адекватного отображения происходящих в России процессов мировой аудитории обуславливается тем, что она представляет собой суперобщность - государство многонациональное и многоконфессиональное. Рассматриваемая нами проблема является актуальной во всем мире. В связи с формированием глобального информационного пространства неуклонно возрастает воздействие общественного мнения на внешнюю и внутреннюю политику, экономическую и социальную сферу. В свою очередь, достижения информационной эпохи все больше расширяют комплекс коммуникационного воздействия на него.

Не слишком хорошая репутация России сегодня наносит прямой ущерб отечественному бизнесу - российские компании по сравнению с зарубежными аналогами недооценены в десятки раз. В значительной мере это объясняется наличием в России странового риска, возникновение которого во многом связано с не самой лучшей репутацией страны.

Эффективная "перестройка" имиджа России и улучшение ее репутации будут способствовать росту уважения к стране, повысят ее привлекательность для туристов, бизнесменов и инвесторов, поднимут престиж учебы, работы и жизни в России.

В настоящее время проблемы странового имиджа разработаны достаточно основательно, особенно в зарубежной литературе. В то же время, вопросы, связанные с репутацией страны, несмотря на растущую их актуальность,  остаются пока недостаточно изученными. Даже само понятие "деловая репутация" применительно к стране, можно встретить крайне редко.

Основой для формирования имиджа, брэнда и репутации страны является страновая индивидуальность, которая включает в себя, с одной стороны,  официальные, если можно так выразиться, "опознавательные" характеристики страны. Это комплекс визуальных, вербальных и других признаков, по которым люди идентифицируют страну (место на карте, название, герб, флаг, гимн и т.д.). По сути дела – это "паспорт" страны с "фотографией"-картой, с указанием ее "имени"-названия, "пропиской"-местонахождением и т.д.

Кроме того, страновая индивидуальность также включает в себя характеристику совокупности особенностей и ресурсов страны. К ним относятся: природные, демографические, исторические, социальные и культурные особенности и ресурсы; экономические особенности и ресурсы; организационно-правовые и информационные особенности и ресурсы. Страновая индивидуальность отражает также технологии и подходы к работе,  доверие партнеров и экспертную информацию, уровень и качество руководства, степень развития коррупции, особенности общения и многое другое. Все эти факторы влияют на имидж, репутацию и, в конце концов, на конкурентоспособность страны.

Имидж страны представляет собой набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и др. ее особенностей.  Субъективное представление о стране может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на ее территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.).

Имидж страны – очень разноплановый, иногда искусственно создаваемый ее образ, который складывается в сознании людей. Поскольку сами люди совершенно разные, постольку специфично и их восприятие; кроме того, люди имеют отличающуюся информацию о стране, неодинаков их опыт, связанный с ней. Вследствие этого и имидж одной и той же страны в сознании разных людей формируется различный. Нередко  имидж страны складывается при отсутствии достаточной информации и собственного опыта. В этом случае в основу образа ложатся массовые стереотипные представления (а иногда даже заблуждения),  факты, почерпнутые из средств массовой информации, литературных, кинематографических и других источников.

На наш взгляд, наиболее существенными  и определяющими характеристиками имиджа являются:

Простота, схематичное отражение своего объекта. Имидж не отражает всех граней своего объекта, он отражает его специфичность и уникальность. Имидж несет в себе большую информационную и эмоциональную нагрузку посредством ограниченного набора символов.

- Подвижность. Имидж хоть и конкретен, но он постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, подстраивается под меняющиеся реалии складывающейся ситуации.

- Идеализация. Имидж представляет объект как некую совокупность выгодных качеств, идеализирует объект, наделяя его дополнительными выгодными качествами в соответствии с ожиданиями целевой аудитории.

- Ограниченная самостоятельность. Имидж привязан к своему объекту, однако он может меняться, развиваться по собственным законам, в соответствии с меняющимися психологическими ориентациями целевой аудитории.

- Реальность и желательность. Имидж занимает промежуточное состояние между реальной ситуацией и эмоциональным, психологическим ожиданием целевой аудитории. Имидж расширяет границы восприятия объекта, однако только в заданном направлении, позволяет домыслить образ объекта самой целевой аудитории   [6].

Исходя из признаков имиджа государства, требований, предъявляемых ему, можно сказать, что имидж государства выполняет следующие функции.

1.  Идентификация. Эта коммуникативная функция позволяет считывать информацию об объекте за короткий период времени. Имидж облегчает целевой аудитории восприятие информации о позитивных или негативных сторонах государства, жизни в стране. Это позволяет получить основную информацию, а не анализировать весь объем информации.

2.  Идеализация. Данная функция обеспечивает положительное или отрицательное информационное поле вокруг объекта, проецируя на объект те или иные характеристики.

3. Противопоставление. Эта функция базируется на имиджах третьих государств, отражая контраст с объектом имиджа в положительную или отрицательную сторону.

4.  Дифференциация. Имидж демонстрирует отличительные характеристики государства.

Брэнд страны - это совокупность непреходящих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующиеся стабильным спросом потребителей данной территории. Брэнд формируется на основе ярко выраженного позитивного имиджа страны, в основе которого лежат уникальные возможности удовлетворения тех или иных запросов ее потребителей; брэнд страны является высшим проявлением эмоциональных потребительских предпочтений.

Репутация страны представляет собой динамическую характеристику ее жизни и деятельности, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени из совокупности достоверной информации о ней; это ценностные убеждения, мнение о стране, сложившиеся у человека (людей) на основе полученной информации, личного опыта взаимодействия (комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность, степень благоприятности условий для ведения бизнеса, авторитет властей и т.д.). Имидж и репутация страны связаны между собой и достаточно сильно влияют друг на друга; в идеале их формирование и развитие должны происходить параллельно, в тесной увязке.

Репутация страны олицетворяет собой комплекс возможностей и гарантий реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. В чем могут быть заинтересованы реальные и вероятные потребители территорий? – В наиболее эффективном использовании конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха, учебы и т.д.

Сегодня уже признано, что программы продвижения имиджа, создания брэнда и формирования репутации страны (региона, города и т.д.) в современном мире можно и нужно реализовать с использованием инструментов маркетинга. Для победы России в страновой конкуренции, а также в целях ее эффективной интеграции в мировое экономическое пространство требуется изучение и развитие ее конкурентных преимуществ, в том числе, - имиджевого и репутационного характера.

Политический имидж РФ на международной арене  в настоящее время является противоречивым. С одной стороны, Россия воспринимается в качестве государства - правопреемника Советского Союза, вследствие чего, следует признать, в структуре ее имиджа сохраняются характеристики политического имиджа СССР, основанные на стереотипах «холодной войны». Как и СССР, Россия видится государством, претендующим  на роль сверхдержавы — статус, основанный, прежде всего, на ядерной мощи государства. В то же время за годы, прошедшие после распада Советского Союза, в результате экономических и политических преобразований и связанных с ними процессов, международный имидж России подвергся существенной трансформации. На смену эйфории, вызванной началом проведения реформ, направленных на демократизацию государства, во второй половине 90х годов приходит разочарование, что находит свое отражение в политическом имидже страны: в его структуре появляются и закрепляются характеристики слабости, недемократичности, коррумпированности. С начала 2000-х годов с ростом экономического ….

В августе 2005 года английским исследователем и специалистом по улучшению имиджа стран Саймоном Анхольтом был опубликован рейтинг брэндов 25 государств, который был составлен совместно с американской компанией Global Market Insight. Исследователи предлагали гражданам десяти государств оценить «брэндъемкость» различных стран по нескольким позициям. Согласно данному исследованию,  Россия заняла предпоследнее место, обогнав лишь Турцию. Не только Китай, но даже Южная Африка, Египет и Мексика оказались более привлекательными для иностранных граждан, нежели Россия.

Основная проблема заключается в том, что ни в  российском, ни в  западном общественном мнении не сложился четко очерченный и адекватный образ современной России, и все представления о нашей стране весьма фрагментарны, противоречивы и плохо оформлены.

Кроме того, следует признать, что интерес к России в мире сегодня не столь высок, как в годы холодной войны или в начале 1990-х, поэтому и формировать адекватный образ государства гораздо сложнее. Ведь снижение интереса нередко приводит к упрощению восприятия. Таким образом, чем меньший страна вызывает интерес, тем большую  силу обретают стереотипы, а клиширование образа меняет его далеко не в лучшую сторону.

Можно с уверенностью говорить о том, что проблема формирования благоприятного имиджа России на международной арене является одной из наиболее актуальных и важных  на сегодняшний день в сфере российской внешней политики. И мы можем констатировать, что в последние годы, осознав насущность этой задачи, государство стало предпринимать конкретные шаги для ее реализации. В частности, оформляются новые институциональные структуры, ответственные за налаживание общественных и культурных связей и международное сотрудничество.  Среди них наиболее значимыми являются  Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами при Администрации Президента Российской Федерации, созданное в феврале 2005 года, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по  международному сотрудничеству и общественной дипломатии, учрежденная в 2006 году,  и активизировавший свою деятельность российский центр международного научно-культурного сотрудничества при МИДе РФ (Росзарубежцентр).

Можно задаться правомерным вопросом: почему только в начале 2000-х годов национальная элита озаботилась проблемой формирования позитивного имиджа России и впечатлением, которое оставляет страна в глазах мирового сообщества. На наш взгляд, выход этого вопроса на повестку дня  обусловлен рядом факторов. Это, в первую очередь, связано с тем, что на рубеже тысячелетий новая Россия, обретает свою идентичность, определяется со стратегией внешнеполитического курса, основополагающими тезисами для которого являются концепция многополярного мира, многовекторной дипломатии, защита национальных интересов и  евразийская стратегия сотрудничества. Переживая острейший кризис самоидентификации после распада СССР, Россия, спустя десятилетие, наконец-то определяется со своим местом в современной системе международных отношений, обретает ценностные ориентиры и вырабатывает приоритеты  как в сфере внутренней, так и внешней политики.  Кроме того, немаловажным фактором, заставившим первых лиц государства поднять вопрос о государственной  информационной политике и безопасности, являются информационные войны, развернутые против России в 90-годы западными СМИ (прежде всего, связанные с освещением событий Чеченской кампании, а также с многочисленными обвинениями в авторитаризме, отсутствии демократических свобод и попытками дискредитации российского бизнес-сообщества).

2000 год был ознаменован принятием основополагающих документов для российской внешней политики. К ним относятся Концепция внешней политики РФ, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и Доктрина информационной безопасности. Что примечательно, во всех этих документах отводится важная роль государственной информационной политике и информационной безопасности страны. Так в концепции внешней политики России отмечается, что «Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации… На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом».

Отправной точкой для активизации деятельности по улучшению имиджа России можно условно считать выступление Владимира Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 года, в котором он заявил, что представления о России в мире далеки от реальности, что  нередки случаи «спланированных кампаний по дискредитации нашей страны», и  поставил перед российскими дипломатами задачу работать над улучшением образа нашей страны за рубежом. С этого момента разрабатывается и реализуется беспрецедентное количество  проектов: начиная от экономических форумов, заканчивая научными конференциями, художественными выставками и крупномасштабными медиа-проектами.

Создание позитивного имиджа государства относится к сфере публичной дипломатии – так именуется комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия предполагает гораздо более широкий охват, нежели дипломатия традиционная. В зону ее ответственности попадают и журналисты, пишущие о данном государстве, и зарубежные неправительственные организации.

Основными направлениями публичной дипломатии являются постоянный диалог, информационная работа  и стратегическое планирование имиджевых кампаний. При этом, на наш взгляд, имиджевую политику и публичную дипломатию не следует причислять к разновидностям пропагандистской деятельности. Здесь мы согласимся с политологом Кононенко В. А., который в своих работах отмечает, что «в отличие от пропаганды главное для публичной дипломатии – не только донести свою точку зрения, но и выстроить доверительные отношения с аудиторией. Для этого не требуется принуждать противоположную сторону к согласию (как это делается, например, военным путем или посредством экономического давления), а достаточно убедить в том, что сотрудничество в ее же интересах». Инструментом подобного убеждения является soft power («мягкая сила») – одна из категорий, характеризующих мощь государства наравне с военным или экономическим потенциалом. Механизм soft power был впервые описан американским профессором Джозефом Наем в книгах «Обреченные вести за собой». Главное преимущество «мягкой силы» перед военной или финансовой мощью государства Джозеф Най видит в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления.

Стратегическое планирование государственной имиджевой кампании в основе своей содержит две ключевые проблемы: во-первых, это трудность в оценке ее эффективности.   Прежде всего, это обусловлено  тем,  что сам объект воздействия – имидж России в мире – понятие весьма обтекаемое, включающее в себя множество совершенно разных аспектов. Во-вторых,  это связано с подменой механизма «soft power», основанного на диалоге и убеждении, жесткой государственной пропагандой, которая сегодня мало эффективна.

Имидж России – многогранная тема, интенсивность обсуждения которой сегодня постоянно возрастает. Интерес к ней во многом вызван слабой изученностью предмета, что предоставляет известный творческий простор при вдумчивом исследовании самых различных аспектов имидж-моделирования. Потому-то на протяжении ряда лет всполохи повышенного внимания к имидж-проблематике отмечаются у нас везде – в госорганизациях, в коммерческих и общественных структурах. В первичной дифференциации (внутренний и внешний аспекты имиджа РФ) наибольший прогресс достигнут относительно первой составляющей – что вполне объяснимо, учитывая усилия команды президента В.В.Путина по стабилизации ситуации в стране, так и в целом благоприятную для России мировую экономическую конъюнктуру. Что же касается второй составляющей, то, следует отметить, тут пока царит полная неопределённость, хотя резюмирующая часть ни у кого не вызывает сомнений: международный имидж России – крайне важная теоретическая и прикладная дефиниция; без которой Россия практически не может нормально развиваться, терпит экономические убытки, не получает требуемых инвестиций и т.д. Инструментальная сущность международного государственного имиджа предполагает выяснение и осознание, инструментом чего он является с последующей разработкой связанной программы действий. В данном случае можно выделить следующие основные группы задач. Международный имидж России должен способствовать:

· пониманию внутриполитических приоритетов российского руководства мировым

сообществом;

· поддержке модернизационной и экономической деятельности государства;

· созданию соответствующего инвестиционного климата в стране;

· решению внешнеполитических задач – стратегических и тактических.

К сожалению, у нас сегодня никто не воспринимает имидж и имиджирование именно как инструменты решения дифференцированных прикладных задач, требующих ресурсных вложений для получения взамен привилегий, поддержки, доступа в некие сообщества.

Распределением и проекцией образного спектра необходимо управлять. Геополитика образов, по сути, и означает "самонаведение образов" в результате их беспрестанного перемещения и репозиционирования. Она позволяет не только интерпретировать важные политические, экономические и культурные акции, но и целенаправленно конструировать пространства определенной образной конфигурации, воздействующие на ход реальных событий и способствующие достижению российских национальных интересов.

Что такое понятие "национальный интерес"?

Согласно Концепции национальной безопасности, национальные интересы России представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах2.

Один из отцов-основателей теории политического реализма Ганс Моргентау включал в понятие "национальный интерес" следующее:

1. Национальный интерес - объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.

2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика - это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики - чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.

3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные - внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

В странах, переживающих переходный период своего развития, наблюдается не только рост взаимовлияния национальных и общественных интересов, но и усиление приоритета вторых над первыми. Именно такая ситуация характерна сегодня для России. В этой связи разделение в Концепции национальной безопасности РФ национальных интересов на интересы во внутриполитической и международной сферах является правомерным.

Иначе говоря, инструментальное понимание международного имиджа сводится к следующему: это связка стратегических и тактических задач плюс процесс формирования механизмов их решения – через восприятие страны международным сообществом в целом. Ведь всё перечисленное – задачи государства, а имидж в предлагаемом контексте выступает эффективным инструментом их решения.

Поэтому исходной точкой государственного имидж-инструментирования должен стать анализ исторической эволюции реальных ментально-социумных элементов имидж-конструкции России – как положительных, так и отрицательных. Без базовых понятий такого рода практически невозможно приступать к формированию имиджа страны, потому что они как раз опосредуют смысловой контент инструментальных имиджа и имиджировани демократической России.

К примеру, давно уже наиболее эффективным считают не лобовое и тупое информационное «простреливание», а эмоционализацию точечных информационных ударов, спланированных для конкретных пространственно-временных объёмов и человеческих аудиторий. Международный имидж современной России – дисперсен ввиду отсутствия концептуального подхода. Другими словами, нет консолидированной позиции – какова наша Россия и какой мы её хотим видеть. Отсюда логически вытекает необходимость разделения проблемы на участки (что возможно лишь на основе инструментального понимания имиджа и имиджирования как противоборствующих информационных технологий), дальнейшая тщательная проработка каждого направления, а затем создание из частных решений интегрального плана. Реализацию последнего в таком случае возможно будет дифференцировать по времени, субъекту и объекту деятельности:

правительству – одно, МИДу – другое, СМИ – третье, искусству – четвёртое, корпорациям – пятое…

Заказ формулирует, конечно, государство, потому что именно оно является главным аинтересованным субъектом формирования международного имиджа России. МИД, коммерческие и иные структуры – тоже не могут самоустраниться от этой работы, но координировать всё должно, повторюсь, только государство – в лице специального органа.

Относительно последних – субъектов имиджирования – можно выделить, как минимум, три группировки:

· руководители страны, госслужащие, «рулевые» СМИ, деятели искусства (все они являются субъектами организации международного имиджа, часто понимая это лишь на интуитивном уровне);

· бизнес-структуры, корпорации – прежде всего те, которые работают за рубежом и на своей шкуре ощущают реальные убытки от негативного международного имиджа России (именно их в первую очередь «мочат в сортире» всякие дяди в пробковых шлемах);

· представители научного сообщества – психологи, социологи, экономисты, политологи и т.д.

Прямая обязанность власти – стимулировать конфигурирование и координацию имиджевой деятельности всех выделенных групп, добиться появления в России должной инструментально-имиджевой комбинаторики по известной схеме: научные рекомендации – прикладное применение – корректировка имидж-моделей и имидж-технологий.

Системные теоретические исследования имидж-проблематики – прерогатива научной элиты.

Общепризнано, что стратегия – это соответствие между целями и средствами. С этой точки зрения стратегия формирования международного имиджа России представляет собой не столько единую доктрину, сколько метод анализа складывающихся для страны ситуаций, оценку направлений их возможного развития, сопоставление образа России, каким он видится из-за рубежа, с собственными интересами и выбор на этой основе наиболее подходящего момента и наиболее эффективных средств для реализации намеченной цели – позитивизации имиджа страны.

Суть международного имиджирования РФ – пропаганда позитивного образа России, главные акценты которого предполагают максимально глубокое использовании национальной идеи с подключением новых идеологических и мифологических контекстов, а также выработку различных механизмов, продуцирующих принципиально новые геополитические имидж-интерпретации. То есть речь идёт о специфической политике образов – целенаправленном позиционировании и манипулировании политико-культурными, экономико-географическими и иными инструментами международного информационного имиджирования. Цель такой политики – создание максимально структурированного пространства содействия позитивному восприятию национальных интересов России, продуктивная поддержка политических, экономических и военных решений российского правительства в мировом информационном поле.

В чем же состоят сегодня приоритетные национальные интересы России?

Во-первых, в обеспечении территориальной целостности и независимости российского государства. Во-вторых, в построении рыночной экономики, основанной на товарном производстве, с перспективой широкого выхода отечественных товаров на мировой рынок. В-третьих, во всемерной демократизации общественной жизни и в утверждении подлинного народовластия. В-четвертых, в создании условий для свободного развития и проявления индивидуальности каждой личности, реализации ее духовного потенциала. В-пятых, в активизации интеграционных процессов со странами - членами СНГ. В-шестых, в упрочении на международной арене мира и безопасности. В-седьмых, в усилении миротворческой роли России.

На динамизм национального интереса (а также и имидж России) оказывают существенное влияние общемировые цивилизационные тенденции.

Наличествуют также неоспоримые факторы взаимного отчуждения и непонимания, порождающие ряд проблем. В частности, довольно широко распространено убеждение, что Запад органически не способен понять Россию (речь идет о понимании в герменевтическом смысле, то есть в смысле "вживания", "вчувствования", постижения духа).

И.Ильин, скажем, видел три основные причины такого непонимания.

Первая - языковая: русский язык не принадлежит к романо-германской группе и к тому же вытеснен из основной части Европы. Вторая - Западу чужда русская православная религиозность: Европа искони шла за Римом - сначала языческим, затем католическим; русскими же воспринята греческая религиозная традиция. Третья причина связана с особенностями мировосприятия и психологической структуры: "Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет, прежде всего, сердцем и воображением и лишь затем волею и умом.

Основываясь на анализе архетипической составляющей, некоторые исследователи, например, Г. Почепцов, считают, что сейчас отчетливо просматривается возможность применения ряда мифологических образов, свойственных нашей культуре и языку, которые могут быть положены в основу имиджа России и ее национальной идеологии. Давно и хорошо известны отдельные из них, неоднократно и всесторонне обсуждавшиеся в разнообразных дискуссиях:

-временное безмолвие («...придет время, и русский народ наконец-то скажет миру свое

веское слово...»);

-простор как черта русского менталитета («...бескрайние просторы Родины»);

-богоизбранность («народ-богоносец», «покровительство Пресвятой Богородицы»);

-промежуточность («Россия – связующее звено между Западом и Востоком»);

-особый статус России в истории человечества (мессианское предназначение, «Третий Рим» и пр.);

-непостижимость для других («...умом Россию не понять»).

Применение принципа мифологичности в формировании имиджа государства, в частности, идей-символов, давно и прочно вошло в арсенал ведущих зарубежных специалистов. Их опыт не является тайной за семью печатями и может быть творчески развит с учётом адаптации к российским условиям.

Проблема международного восприятия России жестко увязана с формируемой сегодня иерархией государств и местом в ней нашей страны. Так, Л. С. Рубан справедливо отмечает, что в системе современного миропорядка вокруг имиджа России сложилась несколько парадоксальная ситуация. Статус сверхдержавы достался ей в наследство от СССР, мощное ядерное оружие стратегического назначения которого позволяло ему долгие годы возглавлять Восточный блок, соперничая с Североатлантическим альянсом и США.

Трансформация миропорядка из двухполюсного в однополярный и кардинальные изменения во внешне- и внутриполитической сферах России привели к ситуации, когда «великая держава», по-прежнему обладающая могучим ядерным потенциалом, находится в глубокой зависимости извне и де-факто перешла в разряд стран «третьего мира», занимая 70-е место по индексу человеческого развития.

Имиджелогия, как и паблик рилейшнз (далее — ПР) ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудиторию. Одним из них является выход на лидеров мнения, когда работа с 10-20% аудитории реально закрывает весь необходимый массив. Не менее значимой является технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок. И в том, и другом случае мы действуем по принципу сужения (аудитории, характеристик объекта) с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки.

Можно представить себе, что ПР действует в рамках триады — ОБЪЕKТ, АУДИТОРИЯ, KАНАЛ. Основополагающим при этой коммуникации есть понятие АУДИТОРИИ. Именно с точки зрения аудитории отбирается канал коммуникации.

Примечания

[1] См. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник, №8, 2000.

[2] http://www.vzglyad.ru/economy/2006/1/30/20596.html

[3] Там же.

[4] http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid=39166

[5] http://publicity.kiev.ua/srv2/one/s/Turtsyia_p.html

[6] См. Карцева Е. Три лица имиджа, или Кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. 1971. №9. Стр. 234.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.