Роль и место России в процессах международной интеграции | Статус и государственный имидж России в международной среде | Россия в мировых процессах

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Россия в мировых процессах Статус и государственный имидж России в международной среде Роль и место России в процессах международной интеграции  
Роль и место России в процессах международной интеграции

Эссе Кущевой Ю.
студентки 4-ого курса
Отделения международных отношений
и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ

Грянувший в 2008 году мировой экономический кризис отозвался внешнеполитическим эхом для большинства государств, ведущих мало-мальски активную и прагматичную политику в отношении других стран, заинтересованных в развитии своих международных связей и получения совместной выгоды различного рода. Речь идет о том, что пришлось корректировать\ дополнять\ менять приоритеты внешней политики, по крайней мере, продумывать варианты таких маневров.

Россия, как один из основных игроков на мировой арене, должна была серьёзно задуматься о том, насколько логичны и дальновидны направления её международной деятельности, закрепленные в «Концепции внешней политики РФ», принятой в июле 2008 года, когда эффект кризиса в мировом масштабе был не так очевиден, а в самой стране вообще отрицалась перспектива её присоединения к кругу пострадавших экономик.

Направления внешней политики РФ  фактически разделены в концепции на 2 больших блока (части III и IV документа): приоритеты в решении глобальных проблем и региональные приоритеты. По сути, третья часть представляет собой основные ценности и идеалы, на которых основывается (должен основываться внешнеполитический курс России), а четвертая часть конкретизирует наиболее привлекательные регионы, в которых необходимо этот курс проводить, и выделяет государства, с которыми необходимо выстраивать сотрудничество, обеспечивающее выгоду в различных областях совместной деятельности (в первую очередь, конечно, экономическую). «Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность»,- так лаконично и метко определяют авторы концепции внешнеполитическую активность нашей страны. Я не берусь анализировать, насколько это соответствует действительности и реализуется на практике, поскольку это совершенно отдельный и серьёзный разговор, но стартуя с позиции, что утверждена эта Концепция была с целью быть воплощенной в жизнь, мне бы хотелось сравнить оценку региональных приоритетов государства, изложенную в документе с тем, как я представляю себе успешное внешнеполитическое будущее моей страны.

Надо сказать, что я полностью  поддерживаю идею многовекторности и сбалансированности международных контактов. В условиях, когда практически все регионы мира динамично развиваются, пытаясь выгодно отличиться на фоне остальных и быть привлекательными для зарубежных партнёров, есть смысл не концентрироваться на каком-то одном внешнем партнёре (например, являющимся в данные период времени экономически и политически развитым игроком), а пытаться, анализируя темпы развития экономики, политические реформы, оценивая роль лидера, общественные настроения и проецируя эти факторы на историю уже имеющихся отношений (если они налажены), мыслить перспективно, оценивать влияние этих факторов на положение государства (региона) в мире в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективе, а следовательно, на возможное установление\развитие\модификацию отношений.

С этой точки зрения, упоминание в Концепции о возрастающей роли Азиатско- Тихоокеанского (который рассматривается в документе именно в контексте многовекторной дипломатии) региона очень разумно, но внимание, которое уделено ему в концепции говорит о том, что это далеко не одно из приоритетных направлений наше внешней политики. Несмотря на то, что страны это региона (подразумеваются страны Восточной и Юго- Восточной Азии)- самый активно развивающие экономики мира (страны НИС прибавляют ежегодно 9-12%, которые нельзя сравнить с 2-3%, которыми готовы похвастать европейские страны и даже не 6-7% развивающихся стран, например, латиноамериканских). «Концепция внешней политики РФ» от 2000 года совершенно справедливо ставила Азиатское направление на 3-е место после стран СНГ и Европейского Союза, однако в варианте документа, принятом в 2008 году оно было смещено на четвертую позицию Соединёнными Штатами (рискну предположить, что это связано с приходом на президентский пост Д.Медведева, заинтересованного в развитии отношений с Западом, в частности с США).

Прежде, чем выстроить логически мой список приоритетов, озвучу ещё одну заметку, которая родилась у меня в процессе ознакомление с Концепцией. Недооценённое место роли Латинской Америки для нашей страны меня удивило и расстроило. Очевидно, что тесных экономических связей, возможно, нам не установить (в связи с удаленностью региона и его богатством природными ресурсами- основным видом товара, который мы можем предложить. Однако схожесть политических режимов РФ и самых весомых государств Латинской Америки- Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Чили, сопоставимость уровней экономического развития,  позиций по некоторым вопросам мировой политики создают нам все условия для полноценного сотрудничества в других сферах, не опираясь на экономику: международно-политическая, культурная и научная, оборонная.

Приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации в Концепции названо пространство Содружества Независимых Государств. Я считаю этот выбор совершенно здравым и обоснованным. С этими государствами нас связывает общее прошлое, а также все, что мы вместе унаследовали от Советского союза, включая единый язык, менталитет и заинтересованность друг в друге. Потерять политическое влияние в регионе означает позволить державам Запада, с недавнего времени активно пытающимся привлечь на себя внимание постсоветских стран, укрепить там свои позиции, что в свою очередь приведет к тому, что в какой-то момент мы обнаружим у своих границ не только ориентированную на Запад Украину, но дозревшую до этого Белоруссию, и таким же образом настроенные страны цетральноазиатского региона. Последствия такого варианта развития событий могут быть очень тяжелыми для России, фактически оставшейся одной, которой с большим трудом придётся противостоять условиям, которые будет диктовать Запад.

Развивая сотрудничество с нашими партнерами по СНГ, углубляя экономическую интеграцию (которая с 2010 года приняла форму Таможенного союза, а с 2012 расширится и углубится до размеров Единого экономического пространства), предлагая им комфортные условия для взаимодействия, мы окружим себя кольцом достаточно надёжных экономических партнёров, которые сыграют также военную роль, не позволяя НАТО приближаться к границам РФ. Возможное введение общей валюты в перспективе упрочит не только положение рубля в мире, но и выведет это интеграционное объединение на новый уровень, которое в дальнесрочной перспективе смогло бы составить конкуренцию по степени успешности Европейскому Союзу (о будущей форме которого также пока говорить довольно сложно в связи с серьёзным кризисом еврозоны и проблемами, обязанными его расширению в 2004-2007гг.), не говоря уже о том, что политический вес объединённых в региональную группировку нескольких государств, гораздо больше, чем каждого из них по отдельности.

И пусть британские, американские и восточноевропейские журналисты брызжут ядом по поводу «имперских замашек России» и «попыток восстановить СССР»

Вторым перспективным регионом, на мой взгляд, является объединённая Европа. Пусть никого не пугает моя непоследовательность суждений: в предыдущем абзаце я говорила о «Западе» как о противнике и конкуренте, а сейчас предлагаю развивать с ним отношения. Превращение Европы в явного конкурента на постсоветском пространстве и в ряде других сфер деятельности, в том числе просто изменение градуса отношений возможно, на мой взгляд, только при полном пренебрежении с нашей стороны контактами с ЕС и отдельными европейскими государствами в ситуации концентрации внимания на других регионах (снова идея многовекторной внешней политики подтверждает свою рентабельность). Европа заинтересована в сотрудничестве с Россией: она находится в непосредственной территориальной близости, обладает огромными запасами сырья и готова им торговать, российские туристы с удовольствием проводят отпуска в европейских странах, а также часто покупают там недвижимость, открывают счета в европейских банках, в России идут «на ура» качественные европейские товары, продукты питания, словом- товарообмен и обмен услугами высочайший.

Стоит добавить, что наряду с разного рода торговлей и туризмом, активно происходят обмены студентами и специалистами, что не может не способствовать установлению лучшего взаимопонимания в первую очередь на уровне гражданских обществ наших государств. Нас, действительно, многое объединяет, и мы могли бы развить действительно развивать полноценное интереснейшее сотрудничество во всех мыслимых сферах, включая оборонную и сферу высоких технологий- самые щекотливые вопросы современных межгосударственных отношений. РФ стоит обратить пристальное внимание на Европейский союз, вне контекста НАТО- США, а возможно, предложить альтернативный проект с целью посеять в головах европарламентариев и еврокомиссаров идею о возможной единой евразийской системе безопасности. Я не питаю иллюзий на этот счет, но думаю, что государства, принадлежащие к одной цивилизационной общности, продуктивно сотрудничающие в некоторых сферах деятельности, могут найти точки соприкосновения и в сложных, деликатных вопросах при решительной настрое на это.

Отдельное внимание в Концепции уделено развитию двусторонних отношений с рядом стран Европы, а именно: Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией. Со всеми этими странами на данном этапе отношения складываются вполне удачно. Со странами «Новой Европы» и Великобританией все отнюдь не так же гладко, но российское руководство выражает готовность работать над этим и укреплять имеющиеся связи. Я считаю, что лучше стоять на позиции «доброжелательно нейтральной», не делая резкий движений ни навстречу, ни в обратном направлении.

Приоритетными международными организациями и форумами, на площадках которых нам было бы удобно выстраивать отношения с европейскими государствами, являются, на мой взгляд, «Большая восьмёрка», Совет Европы, саммиты Россия- ЕС, а также двусторонние и многосторонние встречи с государствами Европы (например, встреча, как впоследствии её назвали в СМИ, «Большой тройки»: президентов Франции, Германии и России в 2010 году в Довилле).

Как я уже говорила, необходимо уделять огромное внимание Азиатскому региону, стремительно развивающему в экономическом плане и способному предложить нам интересное сотрудничество во многих отраслях экономики.  С Китаем (самым мощным  во всех отношениях государством региона) у РФ огромная по протяженности граница, от Японии и Южной Кореи нас отделяют морские границы – территориальная близость является одной из предпосылок к активному сотрудничеству (особенно экономическому). Страны Юго-Восточной Азии привлекательны своей ошеломляющей динамичностью и инновационностью.

На данный момент нет существенной разницы в уровнях развития РФ и развивающихся стран региона, что служит ещё один благоприятным стимулом для взаимодействия на равных. Участие России в форумах АТЭС и АСЕАН поспособствует укреплению наших отношений со странами Юго-Восточной Азии (в особенности, странами НИС), возможному появлению новых общих интересов и новых форм взаимодействия, сотрудничество по линии РИК (Россия-Индия-Китай) даст РФ возможность развивать отношения с крупнейшими державами азиатского мира (одна из которых наш ближайший сосед, доброжелательные отношения  с которым необходимы нашей в первую очередь с точки зрения военной безопасности). На установку стабильного диалога с Китаем также направлена организация ШОС, которая является, по сути единственной, которая заключает отношения между государствами в правовые рамки. Для РФ Шанхайская организация сотрудничества, кроме всего прочего, является механизмом отстаивания своих интересов в отношениях с экономическим гигантом, в какой-то степени «сдерживать его аппетиты».

Переходя к четвертому по степени важности внешнеполитическому вектору РФ в моём представлении, а именно Соединённым Штатам и Евроатлантическому альянсу как их детищу (рассматривая европейский элемент в НАТО а последнюю очередь как не играющий существенной роли), хотелось бы сказать, что не вижу в этом государстве нашего стратегического партнёра. Несмотря на это, конструктивные отношения нам необходимы в связи с его лидерскими позициями в современной геополитической ситуации, поэтому я поместила США в конец списка.

С другой стороны, нельзя допускать чрезмерного потепления отношений (если такое будет возможно). Таким образом, в случае с США Россия должна быть открыта для обсуждения существующих трудностей во взаимопонимании, сотрудничества в решении глобальных проблем, вносить общий вклад в обеспечении международной безопасности (как крупнейшие ядерные и не только державы), а также возможно, на мой взгляд, довольно эффективное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций. Лучшими формами взаимодействия в данном случае будут являться уже упоминавшаяся G8, а также саммиты Россия- НАТО и АТЭС.

Немаловажное место в Российской внешней политике должно занимать Латиноамериканской направление. Конечно, в настоящих условиях нельзя сказать, что этот регион играет особенную роль в мировом политическом процессе, в отличие от других вышеперечисленных (за исключением, разумеется, СНГ), но, на мой взгляд, он имеет вполне радужные перспективы благодаря растущей Бразилии, обогащающейся Венесуэле и Аргентине, которая является одной из крупнейших и самых весомых стран на континенте. Я уже говорила о возможных направлениях сотрудничества с государствами этого региона и теперь скажу пару слов о том, с помощью каких межправительственных механизмов можно обеспечить налаживание этих отношений. Во- первых, это форум развивающихся государств с растущей экономикой БРИКС, который предлагает принципиальной новую форму диалога для стран, прежде не имевших тесных контактов. Во-вторых, развитие контактов по линии G8+G5, именуемой Хайлигендамским процессом, он предполагает сотрудничество Группы восьми и пяти успешно развивающихся государств мира, включая Бразилию.

Закончить свою импровизированную классификацию внешнеполитических приоритетов нашей страны хотелось бы Африкой и Австралией (незаслуженно забытой в Концепции). Африканские страны, в силу их разнородности и разноплановости, нельзя объединять понятием «африканский регион», лучше использовать более конкретную единицу- субрегион.

С каждым из трёх африканских субрегионов есть, на почве чего сотрудничать. Северная Африка (арабский Магриб) достаточно развитая. Странных, находящиеся в этом регионе готовы сотрудничать с РФ в экономическом плане (в частности, с удовольствием принимают русских туристов и заключают с РФ договоры о поставках вооружений). Тропическая Африка- богатейший природными ресурсами регион. В случае установления отношений со странами региона, РФ могла бы начать инвестировать в проекты по добыче и переработки ресурсов, получая с этого нешуточную выгоду. Южная Африка (в частности ЮАР) это уголок Европы в Африке, небезосновательно входит в число стран, сотрудничающих на площадке БРИКС. Она может быть интересным и перспективным партнёром (в первую очередь экономическим, но в том числе геополитическим) для России.      Российской Федерации необходимо сотрудничать с Африканским союзом, «легализируя» таким образом своё экономическое присутствие в регионе и, несомненно, выстраивать диалоги с самыми значимыми из субрегиональных международных организаций, таких как Союз Арабского Магриба и САДК.

Австралия расположена очень далеко и, казалось бы, ничто не связывает нашу северную страну с экзотическим государством- континентом (кроме Миклухи Маклая). Однако в условиях повышенной мобильности населения мира, обязанной процессам глобализации и развитию технологий, туристическая активность в Австралии и Океании, в том числе с участием русских путешественников, значительно возросла. Я полагаю, что развивая двустороннее сотрудничество (или многостороннее, включая в круг сторон Юго-Восточную Азию, экзотичное и очень популярное место отдыха среди русских туристов), возможно выйти на новые проекты, охватывающие более обширные стороны экономики и найти новые точки соприкосновения.

Я хочу надеяться на то, что наше сильное государство, потерявшее в некоторой степени свой политический вес в 90-е годы, начнёт отвоевывать позиции, которых достойна благодаря в целом разумному внешнеполитическому курсу, которого она придерживается. Я также надеюсь на то, что наши руководители будут развивать и дополнять внешнеполитическую стратегию свежими идеями и современными тактиками, мудрость и своевременность которых будут способствовать укреплению авторитета нашей страны в мире.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.