Издания 2006 | Учебные программы РГГУ по истории | Учебные программы РГГУ по истории

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Историческое образование в РГГУ. Учебно-методические материалы Издания 2006  
Издания 2006

Учебники

Российское самодержавие. Учебник. Ерошкин Н.П. д.и.н., проф. Отв. ред., вступ. ст. Муравьев В.А., д.и.н., проф. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебник. Специальность – история, историко-архивоведение и др. Дисциплина – история государственных учреждений России. Год обучения – 2. Факультет – архивного дела. Кафедра – истории государственных учреждений и общественных организаций.
Описание ИР – Крепостническое самодержавие и его политические институты. Законодательный механизм России периода буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. Самодержавие накануне краха.

Учебные пособия

English for anthropologists. Учеб. пособие для спец. Социальная антропология. Кракович В.Б., к.фил.н., Курамина Н.В. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебное пособие. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – иностранный язык. Год обучения – 1–4. Кафедра – английского языка.
Описание ИР – Расширение тематического (т. е. антропологического) и общего словарного запаса. Навыки чтения научных текстов (15 оригинальных текстов с заданиями). Совершенствование произношения. Навыки перевода.

Латинский язык. Учеб. пособие. Мельничук Я.В. к.и.н. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебное пособие. Специальность – юриспруденция. Дисциплина – латинский язык. Год обучения – 1. Факультет – Институт лингвистики. Кафедра – древних языков.
Описание ИР – Очерк истории происхождения латинской письменности. Грамматическая характеристика латинского языка. Синтаксис предложения. Контрольные работы. Тексты для самостоятельных работ и зачётов. Крылатые слова и выражения.

Учебно-методические комплексы

Древнерусский язык. Учеб.-метод. комплекс: для студентов заоч. отд-ния. Маматова Е.П., к.и.н., доц., Румянцева М.Ф., к.и.н., доц. Пчелов Е.В., к.и.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебно-методический комплекс. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – древнерусский язык. Год обучения – 1. Факультет – архивного дела. Кафедра – источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.
Описание ИР – Происхождение древнерусского языка. Основные этапы исторического развития русского языка. Предмет и задачи курса. Значение изучения древнерусского языка для историка-архивиста. Фонетика. Основные фонетические законы древнерусского языка. Система гласных звуков. Гласные переднего и непереднего ряда. Редуцированные Ъ «ер» и Ь «ерь». Случаи их употребления. Условия сильной и слабой позиции редуцированных. Редуцированные в сочетании с плавными, в предлоге и односложных словах. Анализ текстов на сильную и слабую позиции редуцированных. Программа курса, методические указания. Рекомендации к выполнению контрольной работы и список тем для самостоятельного изучения по учебнику.

Новая история стран Азии и Африки. Учебно-методический комплекс. Барсукова О.В., к.и.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебно-методический комплекс. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – всеобщая история. Год обучения – 3. Факультет – архивного дела. Кафедра – всеобщей истории.
Описание ИР – Создание системы – «метрополия – зависимый мир». Тропическая и Южная Африка в эпоху колониализма. Индия и Индонезия в рамках колониальных империй – два подхода европейских держав к колониальной эксплуатации. Иран и Османская империя в XIX в. – модели проведения модернизаторских реформ. Парадоксы китайской истории конца XVIII – XIX в. – от старокитайского уклада к задачам демократического развития. Особый путь Японии в XIX в. – выработка и осуществление программы экспансионистского развития. Революционное движение начала XX в. в странах Азии и Африки как проявление национального самосознания.

Новейшая история стран Азии и Африки. Учебно-методический комплекс. Барсукова О.В., к.и.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебно-методический комплекс. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – всеобщая история. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – всеобщей истории.
Описание ИР – Метрополии и колониальная периферия в первой четверти XX в. мандатная система Лиги Наций. Освободительное движение народов Востока в 1920-е гг. Взаимозависимость национального и социального факторов. Страны Востока в межвоенный период. Модернизация в Турции, Иране и Афганистане. Революция в Китае. Итоги Второй мировой войны и страны Востока в 1945 – начале 50-х гг. Начало крушения колониальной системы. Основные тенденции развития государств Африки во второй половине XX – XXI в. Проблема действительной деколонизации. Возникновение новой исторической реальности в азиатском регионе в последней трети XX – начале XXI в.

Политология. Учеб.-метод. комплекс: для неполитол. специальностей. Чепель С.Л., к.и.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебно-методический комплекс. Специальность – история, историко-архивоведение, документоведение и др. Дисциплина – политология. Год обучения – 2. Факультет – истории, политологии и права. Кафедра – общей политологии и специальных политологических дисциплин.
Описание ИР – Политика как социальное явление и объект исследования. Политическая власть. Политическая система общества. Государство как политический институт. Политические партии и группы интересов. Политические режимы. Политическое развитие. Политические элиты и лидерство. Политическая культура и политическая социализация. Мировая политика и международные отношения.

Русский язык и культура речи. Учеб.-метод. комплекс: для студентов нефилол. специальностей (заоч. форма обучения). Буторина Е.П., к.фил.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – учебно-методический комплекс. Специальность – история, историко-архивоведение, документоведение, музеология, культурология. Дисциплина – русский язык и культура речи. Год обучения – 1. Факультет – институт лингвистики. Кафедра – русского языка.
Описание ИР – Современный русский литературный кодифицированный язык. Параметры ситуаций общения. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя современного русского литературного языка. Функциональные разновидности русского языка. Устная речь. Трансформация текстов. Типы речевой культуры. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Программы курсов

Социальная антропология. Программы курсов. Отв. ред. Артемова О.Ю., к.и.н., доц., Уварова Т.Б., к.и.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – сборник программ курсов. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – социальная антропология. Год обучения – 1. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Методическая составляющая: текст, документы, задания, вопросы, варианты ответов. Введение в специальность. Этнокультурный состав мира. Методы социально-антропологических исследований. Социальная антропология (теоретические основы). История социальной (культурной) антропологии. Социальная антропология регионов мира.

Введение в специальность / Артемова О.Ю., к.и.н., доц., Коротаев А.В., д.и.н., проф. // Социальная антропология: программы курсов. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – введение в специальность. Год обучения – 1. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Предмет социальной антропологии. Методы социальной антропологии. Многообразие культур. Общество как организационная система. Нормативные системы. Структуры власти. Организационные системы духовной жизни.

Этнокультурный состав мира / Артемова О.Ю., к.и.н., доц. // Социальная антропология: программы курсов. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – этнокультурный состав мира. Год обучения – 1. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Предмет изучения и основные категории. Основные способы инструментальных классификаций. Основные хозяйственные системы мира и народы, ими обладающие. Народы и языки. Народы и религии.

Методы социально-антропологических исследований / Банникова К.Л., Уварова Т.Б., к.и.н., доц., М.: РГГУ, 2006 // Социальная антропология: программы курсов.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – методы социально-антропологических исследований. Год обучения – 3–4. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Специфика методов социально-антропологических исследований. Принципы полевых исследований. Планирование социально-антропологических исследований. Обработка полученных материалов. Методы и проблемы анализа.

Социальная антропология (теоретические основы) / Артемова О.Ю., к.и.н., доц., Бондаренко Д.М., д.и.н., проф., Казанков А.А., к.кл.н., доц., Коротаев А.В. к.и.н., доц., Садомская Н.Н., к.и.н., доц., Уварова Т.Б. к.и.н., доц. // Социальная антропология: программы курсов. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – социальная антропология (теоретические основы). Год обучения – 1–3. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Системы жизнеобеспечения. Экономическая культура. Социальная стратификация. Пол и гендер. Возрастная стратификация. Родство, брак, семья. Общество как организационная система. Личность и культура. Духовная жизнь. Культурная эволюция. Прикладная антропология.

История социальной (культурной) антропологии / Д.М. Бондаренко, д.и.н., проф., А.В. Коротаев, д.и.н, проф., А.А. Белик, д.и.н., проф., М.В. Тендрякова, к.и.н., проф. (отв. ред. О.Ю. Артемова, к.и.н., доц., Т.Б. Уварова) // Социальная антропология: программы курсов. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – история социальной (культурной) антропологии. Год обучения – 3. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Основные понятия и проблемы. Зарождение социальной антропологии. Эволюционизм и диффузионизм. Биологическое направление в социальной антропологии. Функционализм и структурный функционализм. Психоанализ и социологическое направление в социальной антропологии. Концепция А. Крёбера и культурология Л. Уайта. Культурный релятивизм М. Херсковица и теория культуры и личности Дж. Хонигмана. Истоки психологического направления в социальной антропологии. Ф. Боас и школа «Культура и личность». Этнопсихологические исследования детства. Кросскультурные исследования. Структурная антропология К. Леви-Строса. Отечественная традиция этнической и культурно-исторической психологии. Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет и А.Н. Леонтьев. Социальная антропология и семиотика. Работы Ю.М. Лотмана.

Социальная антропология регионов мира / Социальная антропология: программы курсов. М.: РГГУ, 2006. Авт.-сост. Артемова О.Ю., к.и.н., доц., Бондаренко Д.М., д.и.н., проф., Казанков А.А., к. кл.н., доц., Коротаев А.В., д.и.н., проф., Садомская Н.Н., к.и.н., проф., Уварова Т.Б., к.и.н., доц., Христофорова О.Б., к.и.н., доц.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – социальная антропология регионов мира. Год обучения – 2–3. Факультет – уч.-научн. центр соц. антропологии.
Описание ИР – Социоантропологическая характеристика населения Австралии. Социоантроаологическая характеристика населения Океании. Социоантропологическая характеристика населения Юго-Восточной Азии. Социоантропологическая характеристика населения Южной Азии. Социоантропологическая характеристика населения Центральной Азии и Казахстана. Социоантропологическая характеристика населения Ближнего и Среднего Востока. Африка южнее Сахары. Северная Америка. Южная Америка. Социоантропологическая характеристика населения России, стран Восточной Европы и Закавказья. Социоантропологическая характеристика населения Западной Европы.

История России. XX–XXI века. Программы спецкурсов / Безбородов А.Б. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – сборник программ спецкурсов. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – история России. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – истории России новейшего времени.
Описание ИР – Россия против России: две философии развития образования. Вторая половина XIX – XX в. Гражданская война в России. 1917–1922 гг. Белое движение в России. 1917–1920 гг. Гражданская война 1917–1920 гг. и ее наследие в истории России XX в. Три волны российской эмиграции (1917–1991). Зарубежная Россия. 1920–1940-е гг. Российское предпринимательство в эмиграции. 1918–1939 гг. Повседневность советского города 1920–1930-х годов. Советский Союз в 1930 – начале 1940-х гг.: проблемы подготовки к войне. Военно-техническое противоборство в ходе Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. (ментальный аспект). Человек на войне. Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн XX в.). Военно-промышленный комплекс в XX в.: Россия и мировой опыт. Военно-промышленный комплекс СССР – Российской Федерации. История, современность, перспективы. Власть и научно-техническая политика в СССР эпохи холодной войны (середина 1950 – середина 1980-х гг.). Межнациональные отношения и конфликты в посттоталитарном обществе. Отношения между Советским Союзом и США и Российской Федерацией и США: история и проблемы взаимодействия. Общество и государство в России на рубеже 1980–1990-х гг. Политическая история постсоветской России (1990-е гг.). Оппозиционные движения в России. 1917–1930-е гг. Молодежное движение в России, СССР, РФ в XX – начале XXI в. Поздний сталинизм и десталинизация в СССР: основные тенденции эволюции власти и общества в 1940–1960-е гг. Социальная структура общества в СССР и РФ. Общество и средства массовой информации в период перестройки и в 1990-е гг. Квантитативная история в осях координат модернизма и постмодернизма. Интернет-технологии и Интернет-ресурсы в изучении истории России XX в. Постсоветские нарративы национальных историй и общего прошлого восточных славян (Украина, Белоруссия, Россия). С. 259–266. Роль СМИ в политической истории современной России.

Гражданская война 1917–1920 гг. и ее наследие в истории России ХХ века / Белоконь И.А., к.и.н. // История России XX-XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – Гражданская война 1917–1920 гг. и ее наследие в истории России XX в. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4–5. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Истоки Гражданской войны 1917–1920 гг. в истории России рубежа XIX–XX вв. Страна, расколотая революцией. Общество, выходящее из Гражданской войны. Возникновение и распад русского зарубежья.

Три волны русской эмиграции (1917–1991) / Цурганов Ю.С., к.и.н., ст. преп. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – три волны русской эмиграции (1917–1991). Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Содержание понятий «белая эмиграция», «русская эмиграция», «российская эмиграция», «первая волна русской эмиграции», «русское (российское) зарубежье». Представители и преемники законной власти. Правовой статус и социально-экономические условия существования российских эмигрантов в 1920–1930-е гг. Основные политические, военные, общественные и иные объединения российского зарубежья в 1920–1930-е гг. Главные направления общественно-политической и философской мысли российской эмиграции. Культура русского зарубежья. Российская эмиграция и Вторая мировая война. Вторая волна российской эмиграции. Третья волна российской эмиграции.

Зарубежная Россия. 1920–1940-е годы / Евсеева Е.Н., к.и.н, доц. Карпенко С.В. к.и.н., доц., Ипполитов С.С. к.и.н., Можаева Л.А., к.и. н. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – зарубежная Россия. 1920–1940-е гг. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – «Исход» из России: беженцы и эмигранты. Российское предпринимательство на чужбине. Общественно-политическая жизнь. Военная эмиграция. Просвещение, образование и наука. Общественно-политическая и философская мысль в 1930-е гг. Литература и искусство. Русское православие. Российская эмиграция и Вторая мировая война.

Военно-техническое противоборство в ходе Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. (ментальный аспект) / Киличенков А.А., к.и.н, доц. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – военно-техническое противоборство в ходе Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. (ментальный аспект). Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Военно-техническая проблематика в преподавании учебного курса «Отечественная история 20 века» – проблемы источниковедения, историографии и методологии изучения. Танковые войска СССР и Германии начала 1940-х гг.: объект, предмет и методика изучения. Накануне 1941 г.: БТ-7 против Pz-III. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 против Pz-IV и «Пантеры» Pz-V. В поисках неуязвимости «Клим Ворошилов», «Иосиф Сталин» против «Тигра». В тени гигантов: советские и германские САУ. Организация – ключ к победе: структура советских и германских танковых войск в 1941–1945 гг. Танк: от замысла до поля боя. Ментальные модели развития бронетанковых войск СССР, США и Германии в 1941–1945 гг.

Советский Союз в 1930 – начале 1940-х годов: проблемы подготовки к войне / Киличенков А.А. к.и.н., доц. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – Советский Союз в 1930 – начале 1940-х гг.: проблемы подготовки к войне. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Война и модернизация. Военная доктрина сталинского режима. В осажденном военном лагере. Война и общественная жизнь в СССР. Накануне испытаний.

Человек на войне. Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн ХХ века) / Сенявская Е.С., д.и.н., проф. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история. Дисциплина – человек на войне. Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн XX в.). Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Военно-историческая антропология как новая отрасль исторической науки. Источниковедение военно-исторической антропологии и психологии (на примере Великой Отечественной войны). Человек в экстремальных условиях войны – ключевая тема военно-исторической антропологии и психологии. «Выход из войны» как социально-психологическая проблема. Психология и идеология войны: диалектика взаимосвязей. Российская армия в войнах XX в. Войны в исторической памяти: вопросы теории и методологии.

Военно-промышленный комплекс в ХХ веке: Россия и мировой опыт / Быстрова И.В., д.и.н., проф. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – военно-промышленный комплекс в XX в.: Россия и мировой опыт. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Военно-промышленный комплекс: проблемы методологии и историографии. Мировые войны XX в. и создание ВПК. Классический вариант ВПК США. Советский ВПК, особенности и этапы формирования. Вариант «особого пути» развития ВПК КНР и типология военно-промышленных структур в странах «третьего мира». Современный российский ВПК: особенности, проблемы и этапы реформирования. ВПК как международный феномен и трансформация роли России в современном мире.

Молодежное движение в России, СССР, РФ в ХХ – начале ХХI века / Можаева Л.А. к.и.н., доц. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – bстория, историко-архивоведение. Дисциплина – vолодежное движение в России, СССР, РФ в XX – начале XXI в. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени. Образовательный компонент – образовательного учреждения. Уровень доступа – по разрешению вуза.
Описание ИР – Положение молодежи и альтернативы молодежного движения в России в конце XIX – начале XX в. Учащаяся молодежь в России в начале XX в.: проблемы позиционирования и самоорганизации. Пролетарское юношеское движение в России. Оппозиционные комсомолу организации молодежи в России. Молодое поколение российской эмиграции. Альтернативы молодежного движения в русском зарубежье. Молодежь постсоветской России. Молодежные организации и движения современности.

Поздний сталинизм и десталинизация в СССР / Зубкова Е.Ю. д.и.н., проф. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – поздний сталинизм и десталинизация в СССР. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Послевоенная повседневность и стратегии выживания. Структуры и образы власти: тенденции перемен. Идеологические новации и «закручивание гаек». Мир советского человека. «Осень патриарха»: итоги сталинского правления. 1953 г. Власть после Сталина. Культ личности. Доклад Хрущева в контексте «оттепели». Сталинское наследие и реформы 1950–1960-х гг. Десталинизация: что это было?

Социальная структура общества в СССР и РФ / Антропов О.О. к.и.н. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – Социальная структура общества в СССР и РФ. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Классические и современные подходы к изучению социальной структуры обществ советского типа и их трансформации в постсоветский период. Социальная политика и социальная стратификация общества в СССР в 1920–1980-е гг. Социальная политика и социальная стратификация общества в РФ в 1990-е гг. Особенности и основные тенденции социального развития России на современном этапе.

Интернет-технологии и Интернет-ресурсы в изучении истории России 20 века / Афанасьева Л.П., к.и.н. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – Интернет-технологии и Интернет-ресурсы в изучении истории России XX в. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени.
Описание ИР – Интернет – новая информационная среда исторической науки. Основы классификации и экспертизы Интернет-ресурсов по отечественной истории XX в. Интернет как средство информационной эвристики по проблемам отечественной истории XX в. Публикации источников по отечественной истории в Интернете. Интернет как новая образовательная среда историка. Интернет-ресурсы как источники по истории постсоветской России. Создание интернет-ресурса.

Постсоветские нарративы национальных историй и общего прошлого восточных славян (Украина, Белоруссия, Россия) / Горизонтов Л.Е. д.и.н., проф. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – постсоветские нарративы национальных историй и общего прошлого восточных славян (Украина, Белоруссия, Россия). Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени. Образовательный компонент – образовательного учреждения. Уровень доступа - по разрешению вуза.
Описание ИР – историческое сознание и национальная идентичность на постсоветском пространстве. Историческая наука и власть. Восточные славяне и их соседи: имагологические аспекты. Изучение истории Украины и Белоруссии в постсоветской России. Ключевые проблемы истории Белоруссии и российско-белорусских отношений. Украинско-белорусские параллели: исторический процесс и интерпритации прошлого современной наукой. Проблема цивилизационного и геополитического выбора восточнославянских народов.

Роль СМИ в политической истории современной России / Евгеньева Т.В. к.и.н., доц. // История России XX–XXI века: Программы спецкурсов. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – роль СМИ в политической истории современной России. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3–4. Факультет – архивного дела. Кафедра – отечественной истории новейшего времени. Образовательный компонент – образовательного учреждения. Уровень доступа – по разрешению вуза.
Описание ИР – основные теории массовой коммуникации. Социально-психологическая теория массы и массовая коммуникация. Основные элементы коммуникативной цепи. Советская власть и СМИ: складывание модели взаимоотношений (советская модель). СМИ в «новой» России: противоречия переходного периода. Модель функционирования СМИ в современной России.

Антропологическая наука в высшей школе. Методические материалы / Отв. ред. О.Ю. Артемова О.Ю. к.и.н., доц. М.: Ин-т этнологии и анропологии, РГГУ, 2006.
Тип ресурса – сборник методических материалов. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – спецкурсы. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Программы спецкурсов: Введение в антропологи права. Человек и власть в истории. Эволюция социальных институтов. Классика российской социальной антропологии. Культура и личность. Социальная антропология античного мира. Антропология социальной религиозности. Теория и практика межкультурной коммуникации. Антропология детства. Антропологические аспекты юмора. Этномузыкология. Антропологическая реконструкция.

Введение в антропологию права / Новикова Н.И. //Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – введение в антропологию права. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Предмет и задачи антропологии права. Проблемное поле предлагаемого курса. Методы изучения правого бытия людей. Происхождение права и основных понятий юридической антропологии. Правовая мозаика мира: основные проблемы. Обычное право и правовой порядок в Африке. Китайская правовая система. Мусульманское право. Индуистское право. Юридическая антропология аборигенных народов. Права коренных народов в международном и национальном контексте. Юридическая антропология аборигенных народов. Правовое положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока РФ. Новые проблемы и перспективы антропологии права.

Человек и власть в истории / Бондаренко Д.М. к.и.н., доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006. Издатель – Российский государственный гуманитарный университет и Институт этнологии и антропологии РАН.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – человек и власть в истории. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – «Человек и власть» как научная проблема. Человек и власть в первобытном обществе. Человек и власть в сложном негосударственном обществе. Человек и власть в раннем государстве. Человек и власть в государственных обществах Востока. Человек и власть в античной и средневековой Европе. Человек и власть в Европе и Северной Америке. Нового времени. Человек и власть в условиях модернизации архаического и традиционного общества.

Эволюция социальных институтов / Артемова О.Ю., к.и.н., доц.//Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – эволюция социальных институтов. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Эволюционистские теории второй половины XIX – начала XX в. Критика унилинейного эволюционизма в первой половине XX в. Эволюционистские теории и догмы в советское время. Эволюционизм и антиэволюционизм на рубеже XX и XXI столетий. Понятия «первобытности» и «альтернатив социальной эволюции». Источники для изучения ранних этапов социальной эволюции и роль этнографических материалов по современным традиционным культурам. Территориальная организация и системы землепользования: данные этнографии и попытки проекции в прошлое. Родство как универсальная парадигма организации социального пространства бесписьменной культуры. «Первобытное равенство», социальная стратификация и организационные формы духовной жизни.

Классика российской социальной антропологии / Уварова Т.Б., к.и.н, доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – классика российской социальной антропологии. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Зарождение этнографии в России. Донаучный этап. Предпосылки становления этнографии как науки. Этнографические исследования второй половины XIX в. Фольклорные и филологические собрания. Беллетристика. Исследовательские приоритеты конца XIX – начала XX в. Региональные исследования. Советская антропология и этнография. Этнос и этничность в российской научной традиции. Современные междисциплинарные исследования.

Культура и личность / Белик А.А. к.фил.н, доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006. 466 с.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – культура и личность. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Место «культуры и личности» как учебной дисциплины в структуре социальной антропологии. Структура культуры и вхождение индивида в культуру. Культурный и биологический тип жизнедеятельности. История изучения взаимодействия культуры и личности в XIX в. Проблемы психологической антропологии и «культура и личность». Религия, культура, личность. Гендерный аспект взаимодействия культуры и личности. Современная культура и ее воздействие на личность. Личность, культура и мышление. Норма и патология в образе жизни. Проблема патологической личности и девиантного поведения.

Социальная антропология античного мира / Кабицкий М.Е., к.и.н.// Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – социальная антропология античного мира. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 2. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Понятие классической античности и ее изучение. Обзор истории Древней Греции и древнего Рима. Хозяйство и материальная культура. Социальные и политические структуры. Пол и гендер. Возраст и воспитание детей. Религия и философия. Обряды. Праздники. Игры. Искусство и красота. Спорт и культура тела. Война и мир. Представления о пространстве.

Антропология современной религиозности / Ожиганова А.А., к.и.н., доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – антропология современной религиозности. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 3. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Методологические вопросы изучения «новой религиозности». История изучения новых религиозных движений (НРД). Типология НРД. Учение НРД. Религиозная практика в НРД. Структура НРД. Эзотерическая субкультура. НРД восточного и христианского происхождения. Особенности российских НРД.

Теория и практика межкультурной коммуникации / Бутовская М.Л., д.и.н., проф. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – теория и практика межкультурной коммуникации. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Введение в теорию невербальной коммуникации и проблемы межкультурной коммуникации. Поведенческие универсалии. Основные формы невербальной коммуникации. Базовые эмоции и культурноспецифическое проявление эмоций у человека. Межкультурный диалог: пути успешного преодоления культурного шока и негативных этнических стереотипов.

Антропология детства / Тендрякова М.В., к.и.н, доц.//Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа курса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – антропология детства. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Детство как культурно-исторический феномен. Этнография детства. Основные подходы к пониманию развития ребенка. Воспитание и созревание. Когнитивное развитие ребенка. Особенности детского мышления. Психическое развитие ребенка и культура. Теория Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. Нравственное развитие ребенка. Время в зеркале детской игры. Детский фольклор. Мир детей как особая субкультура. Обряды перехода в традиционной и современной культуре. Ребенок в современном мире.

Антропологические аспекты юмора / Артемова Ю.А., к.и.н., доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – антропологические аспекты юмора. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – Учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Смех и юмор в философии. Комическое в психологии. Изучение юмора в этологии. Смеховая культура. Обрядовый юмор. Отношения подшучивания. Мифология и фольклор как источники для социоантропологического изучения юмора.

Этномузыкология / Казанков А.А., к.кл.н., доц. // Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – этномузыкология. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – Акустическая теории музыки. Музыка шаманского типа и ее эволюция. Музыка малых народов Сибири. Музыка цивилизаций Андского региона. Древнейшие флейты китайского неолита. Музыка андаманцев и аборигенов Австралии. Возникновение и эволюция струнных инструментов. Горловое пение и смычковые инструменты Центральной Азии. Инструментальная музыка сахельской зоны. Музыка древней Греции и Рима. Корсиканское хоровое пение. Монодические стили народной музыки и их ареалы. Проблема типологической реконструкции музыкальных стилей славян. Ирландская народная музыка. Музыка народов Поволжья. Русская народная музыка.

Антропологическая реконструкция / Веселовская Е.В., к.и.н, с.н.с. //Антропологическая наука в высшей школе: Методические материалы. М., 2006.
Тип ресурса – программа спецкурса. Специальность – социальная антропология. Дисциплина – антропологическая реконструкция. Уровень образования – высшее профессиональное. Год обучения – 4. Факультет – учебно-научный центр социальной антропологии.
Описание ИР – История антропологической реконструкции. Методология антропологической реконструкции. Антропологическая реконструкция – мост между краниологией и изучением живого лица. Криминалистика и музейное дело. Измерение и описание лица и черепа. Программа краниофациального соответствия. Контурная реконструкция. Графическая реконструкция.

Другие виды изданий

Информатика. Практикум. Перевертень В.А., к.т.н., доц. М.: РГГУ, 2006.
Тип ресурса – практикум. Специальность – история, историко-архивоведение. Дисциплина – информатика. Год обучения – 1. Факультет – институт информационных наук и технологий безопасности. Кафедра – общей информатики.
Описание ИР – представление схемы своей родословной в среде текстового процессора Word. Создание таблицы с историко-статистическими сведениями в среде текстового процессора Word. Создание и анализ таблицы с историко-статистическими сведениями в среде табличного процессора Excel. Создание и анализ биографической базы данных в среде табличного процессора Excel. Создание и анализ биографической базы данных в среде системы управления базами данных Access.Создание презентации своей родословной в среде программы подготовки презентаций Power Point. Создание фрагмента Web-сайта об историках России в среде HTML конвертора текстового процессора Word. Типы контрольных заданий.

История России. (СССР во Второй мировой войне, 1939–1945 гг.): учеб.-метод. модуль. Киличенков А.А. М.: РГГУ – Каллиграф, 2006.
Тип ресурса – учебное пособие. Специальность – история, историко-архивоведение. Факультет – архивного дела, Кафедра – истории России новейшего времени. Дисциплина – история России. Год обучения – 3–4.
Описание ИР – СССР в 1939–1941 гг.: проблемы подготовки к войне. Трагедия 1941 г. Нападение Германии на СССР. Попытка коренного перелома. Тяжелые испытания (январь – ноябрь 1942 г.). Коренной перелом и начало освобождения (ноябрь 1942 г. – декабрь 19143 г.). Освобождение (1944–1945 гг.).

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.