Учительство в нашей жизни (вместо послесловия) | Учителя об учителях | «Учителя об учителях»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная «Учителя об учителях» Учительство в нашей жизни (вместо послесловия)  
Учительство в нашей жизни (вместо послесловия)

Н.И. Басовская

Понятие Учителя (если произнести это слово так, чтобы стала слышна прописная буква У) – очень древнее и глубокое. Задолго до того, как учителями стали называть преподавателей-предметников в школе или университете люди, жившие в традиционных обществах древности и средневековья, писали об учителях и учительстве как о чем-то очень существенном в судьбе любого человека. Я уверена, что так было и до новой эры, наступление которой ознаменовал приход одного из величайших Учителей человечества.

Читающие эти строки могут с полным основанием подумать: « А не слишком ли это пышные (или, как скажут сегодня, «пафосные») слова?». Думаю, нет. Опыт жизни многих поколений свидетельствует, что вступивший в пору зрелости человек с годами все чаще и отчетливее сознает, сколь важен след, оставленный в его памяти и душе учителями.

Наша книга «Учителя учителей» посвящена университетскому сообществу, в котором учительство в широком смысле имеет свое специфическое преломление. Речь идет о свойственном университетской среде очень важном понятии научной школы, которое придает особенную прочность отношениям между учителями и их учениками. При этом мы избрали в качестве авторов тех, кто продолжил дело своих учителей, встав на стезю университетского преподавания. Об этих особенных свойствах университетского сообщества говорит в предисловии к книге ректор РГГУ Е.И. Пивовар.

Мне же хотелось бы в этом небольшом тексте высказать некоторые общие соображения об учительстве как социальном явлении, во многом формирующем духовную жизнь человеческого общества. Эти размышления навеяны, в частности, изучением биографий исторических деятелей европейского прошлого, которым я занимаюсь в последние годы.

Далеко не всегда в памяти человечества сохраняются имена и характеристики тех, кто участвовал в воспитании и обучении будущего знаменитого правителя, революционера или великого мыслителя. Тем не менее существуют факты, которые свидетельствуют о том, что с глубокой древности, задолго до создания каких-либо «педагогических систем» и особых методик учитель мог значительно повлиять на формирование личности того, чьи деяния в будущем запечатлеются в Истории. Решающим фактором в этом было наличие у учителя обширных познаний, которые особенно впечатляли людей в древности и средневековье. Наиболее древний пример не из европейской, а древнеегипетской истории о вероятном учителе будущего фараона-реформатора Эхнатона (середина II тыс. до н.э.). Считается, что им был жрец по имени Аменхотеп, сын Хапу. Его отличали столь обширные и необычные знания, что современники считали его кем-то вроде мага или колдуна, на могиле которого после его ухода из жизни свершались всяческие чудеса. Мы очень мало знаем об этом человеке, скрытом от нашего взора наслоением веков, но по причудливой воле судьбы нам многое известно о его ученике, будущем фараоне Эхнатоне (в период ученичества – сыне фараона Аменхотепа III из  XVIII династии египетских фараонов  периода так называемого Нового Царства). Данные письменных источников, блестяще подтверждаемые иконографией, говорят о том, что это был мыслитель, реформатор, философ на троне. Задолго, очень задолго до появления монотеизма этот фараон выдвинул идею единобожия, связав ее с политической попыткой духовного сплочения подчиненных Египтом стран и народов.

Посвятив немалое время изучению биографий исторических деятелей прошлого и созданию их исторических портретов, я обнаружила, что практически любой достойный персонаж прошлого на каком-то этапе своей жизни (а то и на всем ее протяжении) благодарно вспоминал своих учителей. Вероятно, это можно рассматривать как одно из естественных проявлений нравственно развитой личности.

Книга «Учителя учителей» – в сущности проявление этой многовековой традиции выражения благодарной человеческой памяти учителям.

Следует заметить, что об учительстве как явлении, способном повлиять на интеллектуальное и нравственное состояние общества, сказано как будто бы немало и в то же время – совсем недостаточно. Дело в том, что за традиционными фразами об уважении к нелегкому преподавательскому труду, о необходимости достойной его оплаты (что почти всегда утопия или привычное общее место) исчезает разговор о личности учителя, о его персональном, строго индивидуализированном воздействии на каждого ребенка или молодого человека.

Представленные в этой книге очерки убедительно свидетельствуют о том, что учителя, о которых пишут нынешние университетские педагоги, запечатлелись в их памяти не только, а подчас и не столько как носители научного знания или исследовательских методик. За каждым текстом стоит в первую очередь личность, чьи колорит и индивидуальность, запечатленные в памяти молодого человека много лет назад «проявляются» с годами как фотографическое изображение на таком невиданном носителе, как человеческая душа.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.