Валерий Дмитриевич Губин | Учителя об учителях | «Учителя об учителях»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная «Учителя об учителях» Валерий Дмитриевич Губин  
Валерий Дмитриевич Губин

Л.С. Ершова

В июне 2005 года на философском факультете РГГУ проходила встреча бывших студентов первых девяти выпусков нашего факультета. Судьба их сложилась по-разному. Как это нередко случается в последние годы, далеко не все работают в университетах или философских журналах. Тем более примечательным оказалось признание одного бывшего выпускника, ныне успешного бизнесмена Дмитрия Малютина: «Хотя я и не стал великим мудрецом, как мечтал об этом в юности, и не имею возможности заниматься наукой, но вся моя сознательная жизнь сформирована и определена в отношении к людям личностью В. Д. Губина. Пять лет обучения в университете – это большой срок, в течение которого каждый студент встречается с десятками людей и предметов, однако самое большое впечатление оказала на меня личность Губина. Воздействие это оказалось настолько сильным и прочным, что лекции Губина, прослушанные мной на студенческой статье, до сих пор служат мне путеводным маяком в жизни». Это яркое выражение общего мнения бывших и нынешних студентов и аспирантов философского факультета оказывается наилучшей характеристикой педагогического таланта В. Д. Губина. Чем можно объяснить подобные оценки мастерства Валерия Дмитриевича как лектора?

Еще Аристотель писал, что всякая философия начинается с удивления. Способность удивляться люди с возрастом зачастую утрачивают; в наибольшей же степени ею обладают дети. Многие философские вопросы очень напоминают детские вопросы, и для того, чтобы их понимать и донести до своих слушателей, необходимо и в зрелом возрасте сохранять некую детскость в лучшем смысле этого слова, что естественным образом присуще Губину.

Широко распространены представления о том, будто философия оторвана от реальной жизни – это предубеждение очень сильно мешает в ее преподавании. Вопреки давней традиции подобного предубеждения, оно неоднократно опровергалось известными философами. Уже диалоги Платона убеждают нас в том, что самые утонченные философские проблемы можно объяснить довольно простым языком, а также на примерах, которые взяты чуть ли не из бытовой жизни. В известной дилемме двух методов обучения, идущих с античности – вопросно-ответному эрототематическому и схоластическому акроматическому, В. Д. Губин явным образом оказывается приверженцем первого способа. В своих лекциях он стремится постоянно осуществлять некий взаимопереход «горнего» и «земного»: от обыденных житейских примеров к философским идеям и наоборот. Однако было бы неверным считать, будто этим образная сторона лекций В. Д. Губина и ограничивается: благодаря хорошему знанию мировой литературы, в особенности современной зарубежной, ему удается найти яркие художественные образы, которые помогают наглядно проиллюстрировать самую отвлеченную философскую мысль.

Представление о преподавании философских дисциплин, согласно которому все начинается с логики, а заканчивается этикой, стало выкристаллизовываться еще во времена эллинизма. В нынешних университетах следовать подобной традиции буквально невозможно. Тем не менее, приверженность этой иерархии прослеживается в лекциях В. Д. Губина: в таких его курсах, как «Философская антропология» или «История неклассической философии 19 века», отдельные философские сюжеты и проблемы в конце концов оказываются нагруженными этическим содержанием, в соответствии с мыслью Канта о примате практического разума над теоретическим.

Нельзя не упомянуть и ту доброжелательность, с которой В. Д. Губин относится к слушателям самых разных аудиторий, а также его демократизм в общении со студентами. Одна из самых подкупающих черт В. Д. Губина-лектора – это ирония, которую еще Сократ называл важнейшим философским методом. Ирония направлена у В. Д. Губина не только на философские предметы и окружающий мир, но, главным образом, на самого себя. Умение взглянуть на себя и на свои лекции несерьезно – свойство, встречающееся действительно редко даже среди преподавателей философии.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.