Владимир Фотиевич Козлов | Учителя об учителях | «Учителя об учителях»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная «Учителя об учителях» Владимир Фотиевич Козлов  
Владимир Фотиевич Козлов

А.Н. Ларина

Мы часто не дооцениваем роль Учителя в нашей жизни. Какое счастье, когда мы встречаем истинного педагога, наставника по призванию на своем жизненном пути. И как не везет тем, в чьей жизни такой судьбоносной встречи не произошло. Вклад семьи в воспитании и формировании личности огромен, но нельзя сбрасывать со счетов роль высшего учебного заведения в самоопределении человека. С другой стороны, только семьи, в которых есть педагоги, знают, какой ценой это дается. Как правило, учителя самозабвенно отдаются своей работе, нередко в ущерб своему личному времени, своему здоровью и отдыху. Безусловно, педагогика относится к числу подвижнических профессий. А.П. Чехов отмечал, что «подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают». Эти слова в полной мере относятся к Владимиру Фотиевичу Козлову, ученику С.О. Шмидта и моему научному руководителю. Он был им в студенческие и аспирантские годы, оставаясь таковым и сейчас, когда уже далеко позади защиты дипломной работы и диссертации.

Как известно, руководить – это, прежде всего, укреплять веру в успех. Владимир Фотиевич несомненно обладает этим даром,  мастерски реализуя его как в управлении кафедральным коллективом, так и в общении со студентами. Умение заинтересовать, убедить, укрепить веру в себя и свои силы, в важность твоего выбора помогло очень многим студентам. Автор этих строк – не исключение. Действительно, после даже непродолжительного разговора с В.Ф. Козловым, ощущается необычайный энергетический подъем, появляется буквально «жажда» работать, писать и т.п. Его преподавательское обаяние и авторитет настолько велики, что даже самый неуверенный человек, почувствовав веру в себя, способен на многое.

Первое выступление на конференции и первая публикация сравнимы с первой любовью. Именно от того, как будет проходить подготовка, в какой манере будут сделаны редакция статьи или комментарии научного руководителя, во многом зависит, как сложится дальнейшая творческая судьба будущего ученого. Нельзя не отметить особый такт и доброжелательность Владимира Фотиевича на этапе оценки или аттестации студента, прочтения работы. При безусловной требовательности он крайне деликатно правит авторский текст, четко выделяет те абзацы, которые кажутся ему особенно удачными, ставит емкие комментарии на полях – «интересно», «спорно», «нужно обдумать» и «объяснить».

Во время руководства над написанием курсовых и дипломных работ В.Ф. Козлов совместно с учащимся намечает своеобразный алгоритм работы – обозначаются главные задачи, источниковая база, возможные главы, круг вопросов, которые необходимо обдумать. Владимир Фотиевич всегда щедро делится своими знаниями, предположениями, знакомствами, чтобы по возможности облегчить поиск и сделать исследовательский процесс более увлекательным и продуктивным. В такие моменты кажется, что нет человека в научном мире, с которым В.Ф. Козлов не был бы знаком, и для него открыты двери всех ведущих учреждений Москвы.

На лекциях Владимира Фотиевича невозможно уснуть. Он – блестящий оратор, который никогда не был замечен чтением лекции с листа (к сожалению, еще встречаются в начале ХХI века такие лекторы), он постоянно находится в зрительном контакте с аудиторией, следя за ее вниманием и реакцией. Остается только восхититься прекрасной памятью на факты, имена и даты. При этом манера изложения материала позволяет составить четкий конспект лекции и успеть записать главное. Конечно, он тщательно готовится к занятиям, внимательно подбирая иллюстрации, альбомы, выстраивая по порядку слайды и другие материалы. Но, скорее всего, именно искренний интерес к тем предметам и сюжетам, которыми занимается В.Ф. Козлов, передается студентам. На всех занятиях, в любых выступлениях и публикациях ощущается не только увлеченность темой, знание фактов и архивных документов, но и глубокое сопереживание событиям, особенно если это касается трагических страниц истории нашей страны, которых, как известно, немало. Он реалист, который остро чувствует все болезни и раны общества, трагедию разобщения славянских народов. Такие личные качества Владимира Фотиевича, как уважение к другим, порядочность, твердость убеждений, привлекают студентов и помогают становится сознательными членами общества.

У многих студентов моего курса знакомство с В.Ф. Козловым началось с посещения спецкурса «Церковное краеведение Москвы». Он один из первых преподавателей вывел нас, студентов, проживавших главным образом в спальных районах столицы, на улицу в буквальном смысле слова. Мы, окончившие школу в первой половине 1990-х гг., не проходившие в школе предмета «москвоведение», честно говоря, знали о своем родном городе немного. Именно благодаря Владимиру Фотиевичу, многие на курсе  не только узнали историю Москвы, но и изменили к ней свое отношение, полюбили  и стали внимательнее к ее памятникам. Надо признать, что во время экскурсий Владимир Фотиевич раскрывается особенным образом, оставляя всех под ярким впечатлением от увиденного и услышанного. Именно В.Ф. Козлов и другие преподаватели кафедры музейного дела (а позднее кафедры региональной истории и краеведения) привили хорошую привычку ездить в подмосковные усадьбы и монастыри, малые города. Зная Владимира Фотиевича уже больше 10 лет, можно с уверенностью сказать, он никогда не жалел своего личного времени для общения с учениками.

Думаю, многих студентов привлекает открытость В.Ф. Козлова. На кафедре всегда много молодежи. Владимир Фотиевич обладает особым даром видеть студентов, чувствовать их потенциал и помогать его раскрывать. Скольких людей он осчастливил, подарив интересную тему. В.Ф. не боится междисциплинарных исследований, все чаще предлагая актуальные работы на стыке архивного, музейного и библиотечного дела. И именно эти дипломные проекты последнего десятилетия особенно актуальны и востребованы. Он неустанно заботится и в меру опекает каждого, кто приходит на кафедру – может и наставить и отругать, но всегда по-отечески справедливо, твердо и любя. Он искренне переживает за тех, кто мог бы достичь большего на научном поприще и отошел от науки в силу житейских обстоятельств. И даже спустя многие годы после выпуска держит в виду всех своих студентов и аспирантов, помогает им устраиваться на работу, реализовать себя, публиковаться.

После создания кафедры региональной истории и краеведения в 1997 году, когда на него навалился огромный груз ответственности, кажется, он почувствовал прилив сил и помолодел. Несомненно, кафедра – это одно из важнейших дел жизни В.Ф. Козлова. И, с одной стороны, конечно, ее бы не было без поддержки руководства Российского государственного гуманитарного университета и С.О. Шмидта, но вряд ли бы она обрела жизнь без удивительных организаторских способностей Владимира Фотиевича, его умения увлекать и убеждать. Именно под крылом кафедры, в родных стенах Историко-архивного института, В.Ф. Козлов может раскрыть свой педагогический талант в полной мере. На кафедру постоянно приходят и приглашаются интересные специалисты и исследователи. Правда, только близкие к кафедре люди знают, каких напряжений и усилий стоит регулярное ежемесячное проведение встреч краеведов и москововедов в стенах университета, с презентаций вышедших новинок, работа кафедрального кружка и многое другое. Телефон на кафедре, также как и дома у Владимира Фотиевича не смолкает, ежедневно проходят десятки людей, каждый из которых получает внимание, участие, методический совет и дружескую поддержку.

Заведующий кафедрой активно привлекает студентов к участию на конференциях и семинарах, различных кафедральных мероприятиях, доверяя нередко довольно ответственные задания. Более того, он не только не боится поддерживать инициативы со стороны учащихся, но и разумно поощряет их. Стены кафедры уже видели и фотовыставки, и необычные формы проведения семинаров, спектакли-отчеты об учебных практиках и даже музыкальные постановки. Владимир Фотиевич сам неоднократно принимал в них участие, порой, не боясь выглядеть забавно или смешно. Члены кафедры до того осмелели, что однажды даже устроили к одному из юбилеев «товарищеский суд» над краеведом Козловым. Участвуя в необычном кафедральном творчестве, во время организации праздников и юбилеев, доцент В.Ф. Козлов раскрывается с неожиданной стороны: он уже удачно перевоплощался в Ивана Грозного, Короля Людовика, Городничего, Барона Мюнхаузена, Карабаса-Барабаса и многих других.  Это было бы совершенно невозможно без искрометного чувства юмора, молодости и легкости на подъем, которыми обладает Владимир Фотиевич.

Как можно все успевать на высоком профессиональном уровне, не зная отдыха, берясь за многое и не упуская из виду главного? Есть только один рецепт  - искренне любить свое дело. В.Ф. Козлов верен своему делу, своему институту, своим принципам, своим учителям и ученикам. Многим ли это под силу? Увы, нет. Так, пусть воздастся сторицей тем, кому это удается, кто кладет все свои силы на алтарь «благого просвещения».

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.