Воспоминания о лекциях Самсона Наумовича Бройтмана по исторической поэтике | Учителя об учителях | «Учителя об учителях»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная «Учителя об учителях» Воспоминания о лекциях Самсона Наумовича Бройтмана по исторической поэтике  
Воспоминания о лекциях Самсона Наумовича Бройтмана по исторической поэтике

Е.C. Кузьминых

Историческая поэтика внушала ужас с первого семестра. По слухам она была даже хуже, чем теоретическая поэтика, хотя тут мнения расходились.

Всякого рода поэтика приводила нас в  трепет как нечто необыкновенно сложное,  наука, направленная на непостижимую цель найти единство в бесконечном разнообразии текстов.

Самсон Наумович о наших страхах перед его предметом либо не знал, либо не считал нужным их культивировать. Читая лекции, он часто улыбался, как будто предвкушал наше удивление на неожиданных поворотах истории словесного творчества. Когда, скажем, пути развития сюжета окончательно для нас запутывались, Самсон Наумович делал выразительную паузу и довольно оглядывал аудиторию: в следующий момент он собирался все прояснить. И хотя иногда от прояснения все только еще больше затуманивалось, он все равно неизменно улыбался от того, что мы все приблизились к пониманию самого важного в нашей жизни. Чем-то его манера напоминала мне Шерлока Холмса, который раньше всех разгадал удивительную тайну и выкладывает единомышленникам доказательства.

Для меня историческая поэтика имела в разных смыслах решающее значение на моем пути становления настоящим литературоведом. Первые симптомы проявились в том, что окружающие перестали понимать, о чем мы, филологи, разговаривали. Замечания о, например, неосинкретизме в эпоху художественной модальности вызывали уважение непосвященных. Уважение было тем более заслуженным от того, что за этим профессиональным жаргоном стояли несметные знания об архаическом словесном творчестве, о литературе Индии, Японии, Китая, о «Дон Кихоте», природе символа, и даже о детской психологии,  почерпнутые из лекций Самсона Наумовича или мучительно добытые самостоятельно, в процессе подготовки к экзамену. (Тут следует отметить, что страшные предчувствия, касающиеся исторической поэтики, не зря нас преследовали, экзамен был ужасен, а экзаменатор неумолим.)

Но главным источником зарождающегося уважения к себе, как к будущему филологу, было ощущение непрерывности  связи времен, восхищение перед словом во всех его проявлениях. Думаю, только сдав тот самый мучительный экзамен по исторической поэтике мы стали понимать, что  словесное творчество и есть пульс цивилизации.

Предмет Самсона Наумовича был действительно одним из самых сложных за время нашего обучения, но чем труднее испытание, тем больше отдача. Нам сильно повезло быть его студентами.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.