Записные книжки Т.П. Коржихиной | Учителя об учителях | «Учителя об учителях»

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная «Учителя об учителях» Записные книжки Т.П. Коржихиной  
Записные книжки Т.П. Коржихиной

А.Ю. Бахтурина

Татьяна Петровна Коржихина работала в историко-архивном институте в 1964–1994 гг. Вся ее жизнь была связана с историко-архивным институтом, выпускницей которого она была.

У студентов на каждом курсе есть свои «кумиры» и свои «культы». На каждом курсе появляется человек, о котором в студенческой среде ходят легенды, его лекций ждут, его реплики цитируют. Татьяна Петровна принадлежала к числу таких «легендарных» преподавателей. Она читала в историко-архивном институте курс «История государственных учреждений СССР» и спецкурс «Общественные организации в области литературы и искусства». Т.П. Коржихина была крупным специалистом по истории советской государственности. И это не было случайным.

Выбор исторического периода для систематических научных изысканий для историка почти судьба. Обращение к тому или иному времени диктуется не только внешними обстоятельствами, конъюнктурой, актуальностью, востребованностью, но и личными симпатиями и антипатиями.

Занимаясь советской историей, Татьяна Петровна была удивительно «советским» человеком. Она совершенно искренне верила в те принципы,

которые несла официальная советская пропаганда, и, более того, пыталась им

следовать. Пожалуй, самым главным для нее была готовность жертвовать

собой ради науки, работы, страны. Собственно, с такой жертвы начался ее путь историка.

После окончания школы она выдержала конкурс в школу-студию МХАТ. Но учиться там не стала. Ее отец – член партии большевиков с

1916 г. – сказал, что после войны страна лежит в развалинах, ее надо поднимать из руин. И Татьяна Петровна отказалась от сценической карьеры.

Она читала свои лекции разным поколениям. Мы, студенты конца

1980-х, были другими. Многие выходили из рядов ВЛКСМ, критиковали политику партии, и несмотря на это, Татьяну Петровну мы искренне любили. Любили за то, что человек всегда стремился к тому, чтобы жить честно, даже в мелочах. Когда после лекции студенты задавали вопросы, от Татьяны Петровны можно было услышать: «Я этого не знаю. Я постараюсь выяснить».

Она приходила к третьекурсникам следом за Н.П. Ерошкиным, лекции которого были для студентов «театром одного актера», и подсознательно у студентов возникало ожидание чего-то подобного. Прихода Коржихиной ждали как продолжения «Ерошкина». В чем-то это было верно: Татьяна Петровна отличалась умением «играть». В беседах с учениками любила подчеркнуть, что профессия преподавателя сродни профессии актера, надо уметь схватить и удержать аудиторию, заставить себя не только слушать, но и услышать.

Нередко считается, что лекция – это некое творческое действо.

А.П. Чехов так описал этот процесс: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию..., как фразы длинной вереницей вылетают из моей души...» Подобное впечатление оставалось и после лекций Т.П. Коржихиной. Они были удивительно цельные, логичные, с яркими запоминающимися деталями. Стоя на кафедре, Татьяна Петровна держала в руках маленькую записную книжку, которую было почти не видно. После смерти Т.П. Коржихиной раскрылась тайна этих книжек. В них были записаны ее лекции. Оказывается, Татьяна Петровна всегда знала, что и как она будет читать. В книжках были практически готовые тексты, с цифрами, цитатами и... интонацией. Листая их, понимаешь, что ничего случайного в лекциях не было. В записных книжках четко было размечено, что подчеркнуть, где выделить голосом, где сделать паузу. И все это после тридцати лет преподавательской работы! Каждая лекция готовилась и проигрывалась заранее. На кафедре не было никакого экспромта. Лекции становились итогом долгой и кропотливой работы.
Особенно были выделены детали, оживлявшие такой сухой предмет, как история государственных учреждений. Детали в записных книжках подчеркивались и отмечались восклицательным знаком. Татьяна Петровна отличалась умением не только найти такой материал, но и подать его так, что уже никто не мог этого забыть. Так, поколения студентов, слушавших спецкурс по истории общественных организаций, помнят, что организаторы Общества любителей кремации почетный членский билет № 1 отправили И.В. Сталину.

Сейчас можно только предполагать, но, возможно, такая работа под лекцией была следствием времени. Татьяна Петровна читала историю советских учреждений. Она вспоминала, что еще в начале 1970-х годов за упоминание о многопартийном составе ВЦИК и Совнаркома в 1917 г. ее приглашали в партком для «собеседования». В этой ситуации в лекциях не должно было быть ничего лишнего.

Многие студенты во все времена задаются вопросом о том, а зачем вообще нужны лекции, если преподаватель написал учебник. Свой первый учебник Т.П. Коржихина закончила через десять лет преподавательской работы. В 1974 г. было опубликовано учебное пособие под названием «История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917–1972 гг.». После этого она приступила к написанию учебника. В 1980 г. учебник был обсужден и рекомендован кафедрой к публикации в издательстве «Высшая школа» в 1984–1985 гг. Однако он появился только в 1986 г. В 1986–1989 г. началась работа над новым учебником. В 1990 г. он

был доработан. Но при жизни автора опубликовать книгу не удалось. Поэтому студентам приходилось пользоваться изданиями 1974 и 1986 гг.
На одной из первых лекций Татьяны Петровны на третьем курсе в 1987 г. студент N взял карандаш и открыл учебник, готовясь подчеркивать там все,

что Коржихина скажет с кафедры. Он сидел страшно гордый своим изобретением: не надо ничего записывать, все уже написано и даже напечатано. Через пять минут он схватил тетрадь и начал судорожно записывать: учебник с лекцией категорически не совпадал. Все это говорило о том, насколько много знала Татьяна Петровна. Ей недостаточно было объема учебника, ей недостаточно было лекций, ведь были еще и спецкурсы, и монографии, и статьи.

Читая последние лекции о современной государственности в конце 1980-х гг., Татьяна Петровна сказала: «Не хочу умирать. Хочу увидеть, что будет дальше». Это стремление «увидеть» отличало Т.П. Коржихину. Она обладала важнейшим даром историка: умением видеть, как меняется время. Это чувствовали студенты. Многие воспринимали Коржихину как оракула. Задавали ей такие вопросы: «А скоро кончится перестройка?» И слышали в ответ: «Это начало. Ваши дети тоже увидят много интересного».

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.