Особенности геральдической поэзии конца XVI-XVII вв.: по изданиям типографии Львовского Ставропигийского братства | Геральдика | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Геральдика Особенности геральдической поэзии конца XVI-XVII вв.: по изданиям типографии Львовского Ставропигийского братства  
Особенности геральдической поэзии конца XVI-XVII вв.: по изданиям типографии Львовского Ставропигийского братства

Ю.Э. Шустова (Москва)

Геральдическая поэзия до сих пор остается малоизученной и как исторический источник и как образец герботолкования. Зарождение восточнославянской геральдической поэзии связано с возникновением и развитием кириллического книгопечатания и, безусловно, это явление следует рассматривать как прямое заимствование из польской книжной, поэтической и геральдической культуры XVI в. Традиция помещать гербы покровителей издателей-типографов, меценатов (спонсоров) того или иного издания восходит к 1569 г., когда Иван Федоров на обороте титула Учительного Евангелия поместил герб Григория Ходкевича, по приглашению и на средства которого первопечатник возобновил свою издательскую деятельность в Заблудове. Все последующие издания Ивана Федорова содержали геральдические композиции. В Острожской Библии (1581) Федоров помещает не только гравюру с гербом мецената и покровителя типографии Константина Острожского, но и впервые герб дополняется поэтическим толкованием. Таким образом в кириллическом книгопечатании рождается жанр геральдической поэзии, который в XVII в. становится практически обязательным атрибутом украинских и белорусских изданий, а после присоединения Левобережной Украины к России получает распространение и в русских изданиях.

Практически вся геральдическая поэзия относится к панегирической литературе. В конце XIX в. в исторической науке возникла дискуссия о целесообразности использования панегириков как исторического источника. С.Т. Голубев впервые оценил большое значение панегириков и геральдических стихов в частности как источников, дающих вполне достоверную информацию об "идеалах, которые царили в современном им обществе", в них могли указываться достоинства, которых адресат панегирика не имел, но которые могли ему нравиться и которые панегирист считал особенно ценными (Голубев С.Т. Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в. // ТКДА. 1872. № 10. С.337).

Основная масса геральдических стихов связана с официальными дворянскими гербами, утвержденными верховной властью. Однако практически параллельно с официальной геральдической культурой в украинских изданиях утверждается "неофициальное" герботворчество. Еще во время пребывания в Остроге Иван Федоров помещает в конце изданий свой герб. Дискуссия о происхождении этого герба до сих пор остается открытой. Ряд историков склонны считать герб первопечатника восходящим к дворянским корням (шляхетскому роду Рагоз), чем объясняется внешнее сходство с гербом "Шренява" (И. Ходыницкий, В.К. Лукомский, Е.Л. Немировский). Но более убедительно, на мой взгляд, суждение о генетическом сходстве "герба" Ивана Федорова с гмерками (домовыми знаками) городских ремесленников и купцов (В. Лозиньский, Я.Д. Исаевич). Однако герб Ивана Федорова не сопровождался геральдическими стихами. После его смерти типографию восстановило Львовское Успенское братство - общественная религиозно-культурная организация украинских горожан. В первой книге, которая вышла в типографии Львовского братства (Адельфотес, 1591), были помещены стихи на герб города Львова в сопровождении геральдических стихов:

Знамение тезоименитого князя Льва град сей мает,

Его же имя по всей Европhи российский род знает.

В митрополии Киево-Галицкой славно пребывает,

Его же вся окрестная страна обогащает.

Лев царствует безсловестным звhрем в начало.

Словесным же образ Христово царство нам ся показало.

Мужайся, многоплеменный росский народе,

Да Христос начало крhпости в тебh буде.

В другом издании за этот же год (Просфонима) стих помещен с некоторыми изменениями. Вместо слова Знамение употреблено более точное Герб. Геральдические стихи на городской герб в изданиях братской типографии подчеркивали значимость Льва - основной геральдической фигуры, – а понимание этого образа как царя зверей переносилось на роль города, основанного князем Даниилом Галицким и названным в честь своего сына Льва, в жизни украинского населения, а в начале XVII в. подчеркивалось первостепенное значение города в национально-культурном возрождении:

Лев есть паном, и срокгость му з очию походит

И жаден ся звhр ровня ему не находит

Именем тым с початку Львов, с княжат названый

И в князьтвh том, Головою мhстом поданый

(Златоуст Иоанн. Книга о священстве.

Львов: Тип. Ставропигийского братства, 1614).

В 1609 г. впервые были напечатаны стихи на герб братства. В его основу был положен герб Ивана Федорова. Типографское воспроизведение герба братства, встречающееся в ряде изданий Ставропигии, представляет собой точную копию герба Ивана Федорова, на щите которого справа был помещен герб Львова, а слева типографский знак Федорова "змейка со стрелкой". В гербе братства заменена была только одна деталь: на левой половине щита помещено было изображение колокольни Успенской церкви, символа возрождающейся православной веры украинского населения в сущности уже польского города:

Як лев срокгий над всhми звhряти панует,

Так Львов над всh мhста в князтвh Руськом продкует,

В котром то ся братство милости закрhсльнуло

И на герб свой вежу тую так выстрыхнуло.

(Златоуст Иоанн. О воспитании чад.

Львов: Типография Ставропигийского братства, 1609).

Члены братства в геральдических стихах подчеркивали основную задачу своей организации, как одной из важнейших религиозно-духовных корпораций древнерусского города,

В котором братство, от патриархов есть надано

И от кролев вhчне упривилиевано

Которое вежу, Герб свой выстрихненый мает

И о добром цереви, пилне промышлевает.

(Златоуст Иоанн. Книга о священстве.

Львов: Типография Ставропигийского братства, 1614).

Львов Мhсто таких собh продков быти знает

Княжати Льва имя Герб власный мает.

Роксоляном зась Вежу там же за Герб дано:

Чулыми в хвалh Божой быти приказано.

Котрие при том Гербh значне Церковь выставляют:

И покармом духовным вhрных поснаяют.

(Часослов полууставный. Львов: Тип. Ставроп. б-ва, 1642; 1692).

Задачи национально-культурного возрождения виделись членам братства прежде всего сквозь призму возвращения к подлинным образцам православной церкви, через подлинное понимание религиозных обрядов, через возвращение к первоначальным текстам религиозных книг, что должно способствовать сохранению веры, а значит и национально-культурной самобытности:

От Льва Граде, Твоя тя именует слава,

И в храмh сем Льва бодр: первенствует Глава,

От храма си, и Братства, Крестом огражденна,

Прийми сия красныя пhсни, здh почтенна,

Матерь Богу, и Господь оградят тя славно,

Молися токмо Богу, сам узриши явно.

(Октоих. Львов: Тип. Ставроп. б-ва, 1639).

Свhтом из гроба твоего воскресения

Христе: просияша повсюду учения

Евангельских вhщаний: и всhх просвhтиша

Свhтом познания, в вhре утвердиша.

Тhм Боже даждь Крестоносному Братству свhтлhти:

В заповhдех ти, непорочным пребыти.

Мирно безмятежну жизнь здh препроводити,

И паки грядуща тя в славh видhти.

(Евангелие. Львов: Тип. Ставроп. б-ва, 1644).

Только во второй половине XVII в. в стихах на герб братства появляется встречается истолкование геральдической символики, причем Лев уже не воспринимается, как в стихах первой трети XVII в., символом города, ставшего центром украинского национально-культурного возрождения в конце XVI - начале XVII вв., но утратившего это значение уже к середине века. Лев становится символом самого братства, поэтому подчеркивается не символика Льва как царя зверей, а прежде всего его сила и мужественность. Меняется и восприятие Колокольни, которая теперь выступает не символом стойкости веры, а символом добродетелей, что отражает изменение статуса и характера деятельности братства:

Братству Львовскому льва и вежу за герб дано,

Вежу - в добродhтель, льва - в мужество признано.

В добродетелех письма хранити треба

Чин побожности: кождый тым достигнит неба.

(Триодь цветная. Львов: Тип. Ставроп. б-ва, 1663; 1688).

Если в конце XVI - начале XVII вв. Члены организации ставили перед собой задачи общественно-политические и религиозно-культурные в борьбе за отстаивание прав украинского населения города и края, то во второй половине XVII в. масштаб деятельности братства значительно уменьшился, его члены уделяли значительное внимание благотворительным делам, что во многом способствовало сохранению авторитета организации и позволяло успешно решать поставленные еще в конце XVI в. задачи.

Интересно, что геральдические стихи на герб Львовского братства, которые помещались в изданиях братской типографии и сочинялись членами братства или учениками братской школы, не только объясняли значимость организации, но и содержали панегирические мотивы:

Валечный Богатыров Клейнот знаменитый,

В дhлности, моци, славh, чулости обфитый.

Гды в цнотах сами его пhстуют пристойне:

Тым же своих потомков надто здобят гойне.

(Часослов полууставный. Львов: Тип. Ставроп. б-ва, 1642; 1692).

Геральдические стихи - это единственные в своем роде источники, которые сохранили нам объяснение символики, которая использовалась в гербах, печатях, типографских знаках в таких формах и представлениях, как их понимали и трактовали современники. Причем следует иметь в виду, что геральдическая поэзия не может рассматриваться без или вне контекста изображения герба, это неразделимый взаимосвязанный комплекс, изучение которого может способствовать более глубокому пониманию психологии, способов восприятия действительности и систему ценностей прошлого в динамике.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.