Проблемы датировки венецианских кириллических печатных изданий XVI века | Историческая хронология | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Историческая хронология Проблемы датировки венецианских кириллических печатных изданий XVI века  
Проблемы датировки венецианских кириллических печатных изданий XVI века

Шустова Ю.Э.

Проблемы датировки венецианских кириллических печатных изданий XVI века

Кириллические издания XVI в. южнославянского происхождения, к которым следует отнести и большинство венецианских изданий, изучены не достаточно. Не изучены в достаточной степени как история функционирования многих типографий, биографии и судьбы печатников и издателей, сами экземпляры книг. Одним из важных аспектов изучения книги являются ее выходные данные, которые для печатных книг XVI в. являются практически обязательным элементом.

Особый интерес представляют кириллические издания XVI в., вышедшие из типографий Венеции.

Венеция в XV – XVI вв. была одним из крупнейших европейских центров книгопечатания. Первая типография была основана здесь в 1469 г. учениками Иоганна Гуттенберга.

С 1469 г. до начала XVI в. в Венеции открылись около 150 типографий, печатавших книги не только латинским шрифтом, но также и греческим, еврейским. С 1483 г. здесь издавались славянские глаголические книги, а с 1512 г. – кириллические (типография Джоджа Рускони).

Издавали книги преимущественно выходцы из Боснии, Сербии, Черногории. Наиболее известны типографии Божидара Вуковича и его преемника Виченцо Вуковича, Якова Крайкова и др. Литература о Вуковичах и их преемниках незначительна#. Божидар Вукович, эмигрировавший в Венецию из Черногории после ее захвата турками

В элементах датировок некоторых венецианских изданий есть ряд неточностей и нестыковок, которые до сих пор не получили объяснения в литературе. Это касается прежде всего изданий первой половины XVI в. Венецианские издания, как и другие южнославянские печатные книги, не имеют традиционного титульного листа с названием книги, указанием на место и время издания. Выходные данные книг, как правило, содержатся в послесловиях, реже в предисловиях к книгам.

Датировки книг венецианских изданий отличаются друг от друга не только в связи с выходом книг из разных типографий, но и в рамках одной типографии. Это связано с тем, что печатники, видимо, сами определяли форму и способ указания выходных данных книг. Можно выделить издания, содержащие максимальное число элементов датировки – девять, включающие указание на год по эре от сотворения мира и рождества Христова, число месяца, индикт, круг солнца, круг луны, златое число, эпакту, фемелион (основание). Такое максимально полное указание на календарно-хронологические циклы характерно для многих южнославянских изданий (в Цетинье, Горажде, Милешеве и др.).

Первая книга, которая была издана в типографии Божидара Вуковича, Служебник, печатавшийся иеромонахом Пахомием. В послесловии указываются дата выхода книги из типографии: 7 июля 7028 / 1519 индикта 9, а также другие элементы даты, но в экземплярах, с которыми приходилось работать, эти части текста утрачены#. Эта дата содержит неточности или нестыковки Году 7028 по эре от сотворения мира соответствует 8 индикт. В каталоге изданий кириллической печати XV-XVI вв. из собрания Государственной публичной библиотеки в Санкт-Петербурге датировка этого издания объясняется ультрамартовским стилем#. И действительно, для этого стиля дату 7 июля следует переводить с эры от сотворения мира вычитая 5509 (7028-5509=1519). Таким образом можно объяснить эти две даты, указанные в Служебнике. Но это объяснение не выполняет условие указанного индикта. Если определять стиль по индикту, то больший на единицу индикт соответствует мартовскому стилю и дату следует переводить, вычитая 5508, что будет соответствовать 1520 г. эры рождества Христова (не совпадающему с указанным в послесловии). Таким образом объяснение использования ультраматровского стиля датировки печатником Иеромонахом Пахомием не вполне корректно. Вероятнее всего, в элементах даты были допущены ошибки самим печатником. В литературе это издание в связи с нестыковками элементов выходных данных датируется по-разному: 1519 и 1520 годом. Следует иметь в виду, что речь идет об одном и том же издании.

Псалтырь с восследованием – вторая книга, изданная в типографии Божидара Вуковича, тем же печатником иеромонахом Пахомием, вызывает такие же сомнения. В послесловии сказано, что начата работа над книгой 7 апреля 1519 (7028) года и окончена 12 октября 1520 (7029) года. В каталоге изданий кириллической печати XV-XVI вв. из собрания Государственной публичной библиотеки эти датировки также объясняются ультрамартовским стилем. Для апреля 7028 г. и для октября 7029 г. в таком случае следует вычитать 5509 и получаем 1519 и 1520 гг. соответственно, как указано в самом издании. Однако следует обратить внимание на смену номера года за период работы над изданием книги в шесть месяцев. Так как начиналась печататься книга в апреле, а закончена была в октябре, то единственным возможным новолетием является сентябрьское, поэтому предположение об ультрамартовской датировке и в этом случае некорректно.

Такие датировки в изданиях иеромонаха Пахомия возможно объяснить эрой от сотворения мира, считающей от Адама до Христа не 5508, а 5509 лет.

После 15-летнего перерыва типография Божидара Вуковича возобновляет работу изданием Молитвенника 1536 г. Здесь помещено естественнонаучное сочинение "О стадии", содержащее в том числе хронологические указания. Нам в связи с попыткой разобраться с проблемой датировок книги представляет интерес следующее место из трактата: "От Адама же до Христова воплощениа лет 5 тисущь и 500, до спасительские смерти господа нашего Исуса Христа лет 5 тисущь и 533, кроуг солнца тогда быс 23, а лоуны 14 месяца марта 25". Однако для 5533 г. круг солнца 17 и круг луны 4. И далее: "От Адама же до Стефана прьваго цара срьпскаго леть 6 тисущь и 856, кроуг солнца быс тогда 11, а лоуне 1, индиктион 13". Году 6856 соответствует круг солнца 24, круг луне 16 и индикт 1. Чем объясняются эти несоответствия календарно-хронологических циклов: ошибками писцов и переписчиков (печатник вероятнее всего пользовался рукописным текстом, имеющим определенную традицию бытования) или особым способом расчетов? Пока нам выяснить это не удалось.

Октоих пятигласник 1537 г., который печатали священник Феодосий и Геннадий из монастыря Милешево, содержит указания на датировку издания книги в Предисловии (начало печатания) и в послесловии (окончания печати). В первом случае дата "краткая" – содержит указание на год, круг солнца и круг луны: "Начеше се писати сие святые и божествине кныгы, глаголемы охтоихь, в лето 7044, кроуг слнца 16, а лоуне 14"#. Здесь указанные круг солнца и круг луны соответствуют расчетным. В послесловии дана более пространная датировка: "Съврьшисе сия книга от бытиа въ лето 7 тисоущно и 45, а от рождества христова тисуща и 537, кроуг слнцу 17, а лоуне 15, индиктион 10, фемелионь 7, епахта 7, златое число 17, месяца иоулиа 27 день. У Биетциехь"#. Все элементы даты, за исключением одного – фемелион или основание, соответствуют расчетным для 7045, хотя такие понятия как златое число и эпакта для проверки правильности расчетов нуждаются в уточнении. Стиль даты сентябрьский и эра от сотворения мира до рождества Христова – 5508 лет. Следует отметить, что эти же выходные данные были перепечатаны в более позднем переиздании Октоиха#, который И.П. Каратаев датировал между 1537 и 1570 гг.#, а В.И. Лукьяненко по орнаментике и бумаге – началом 1560 гг.#

Такой же набор элементов даты содержит Минея праздничная или Соборник 1538 г. В предисловии так же, как и Октоихе 1537 г. указывается "краткая" дата начала работы над книгой в типографии Божидара Вуковича: "Начешесе писати сие святые книги, глаголемие Минеи. Въ лето 7044, кроуг слнца 16, а лоуны 14."# Круг солнца и круг луны соответствуют 7044 году эры от сотворения мира. В послесловии: "Съврьшисе сиа свята и божестьвнаа книга, глаголеми сьборникь от бытиа вь лето 7046, а от рождьства христова 1538, кроуг слнцоу 18, а лоуны 16, индиктион 11, основание 29, златое число 19, епахта 1, месца геноуариа 19 день. Оу Биетциехь".# Все элементы даты соответствуют расчетным для 7046/1538 года, в том числе и основание, которое рассчитано по формуле: О = , где О – основание, L – Круг Луны, | | – остаток от деления.

На способах расчетов и терминологии, использованной в этих изданиях следует остановиться особо. Ценным источником в этом плане является Молитвенник 1547 г., изданный в типографии Виченцо Вуковича. Он содержит "Пасхалию с луновником и синаксаром". Нужно сказать, что ряд венецианских изданий содержат пасхалии#. "Пасхалия с луновником и синаксаром" впервые была напечатана в Псалтири с восследованием (Цетинье, 1495)# и "сложенное от скары Дамаскинови, изобретенное господином Гюргемь Царьноевикем". Этот текст была включена в Молитвенник, изданный печатником иеродиаконом Моисеем в топографии Боджидара Вуковича в 1536 г., но без указания автора "Пасхалии…" Гюрга Церноевича. К этому тексту восходит и "Пасхалия…" из Молитвенника 1547 г.

В "Пасхалии с луновником и синаксаром" содержатся толкования некоторых хронологических циклов, которые отличаются терминологически по сравнению с толкованиями этих циклов в русских источниках. Так, о круге луны сказано: "Ведомо да есть, яко лоунныи кроугь начинаеть от 1 геноуариа, и дрьжить 19 лет, и пакы почни 1-е лето"#. Именно с 1 января начинает счет кругов луны Кирик Новгородец. В своем трактате 1136 г. "Учение им же ведати человеку числа всех лет" он писал о Лунном Круге: ее Но в русских источниках в XVI в. счет кругов луны часто велся с 1 марта. Однако и ряд русских источников XVI в. указывали на счет кругов солнца с 1 октября, например в рукописном Соборнике 1512 г. – "Подобаеть ведети, яко круг солнцу бываеть почяло октября месяца".#

Такие же отличия видим и относительно счета кругов солнца: "Такоже и слньцоу кроугь почние октомвриа 1 день, и дрьжи 28 лет, и пакы начинаеть 1 лето"#. Так же, с 1 октября, счет кругов вел и Кирик Новгородец: "1 день месяца октября настает Солнечный Круг, въсходит же от перваго до 28 и пакы начинает от перваго". В русских источниках в XVI в. счет цикла велся с 1 марта. Это говорит о следовании автора "Пасхалии с луновником и синаксаром" древневизантийской традиции счета календарно-хронологических циклов.

Особого внимания для проверки правильности расчетов указываемых в выходных данных венецианских и других южнославянских изданиях календарно-хронологических циклов заслуживает определение в "Пасхалии с луновником и синаксаром" златого числа: Такожде и злато чысло почние геноуариа прьвии и дрьжи 19 леть, и пакы начинаеть 1-е лето. Предваряет же злато чысло лоуннии кроугь 3 лета, и егда бываеть прьвии кроугь лоуне, бываеть златаго чысла кроугь 4, и тако вьсходить пред лоуннымь кроугомь вьсегда"#. Золотое число (лат. – Numerus aureus) восходит к александрийскому счету 19-летнего лунного цикла. Этот счет, получивший распространение в странах Западной Европы, опережал счет по византийскому циклу на 3 единицы. Именно этот цикл и указывается в венецианских изданиях: к кругу луны следует прибавить 3, что и даст златое число (ЗЧ = L+3). Такое понимание златого числа в южнорусских печатных изданиях важно в связи с тем, что в русских источниках с XVI в. использовалось другое толкование понятия златого числа. Под этим термином понимался солнечный регуляр – числа, которые при прибавлении к вруцелето года позволяли узнать день недели первого числа месяца. Это же понятие встречается в русских источниках как "епакта месяцам", "месячное число", "приклад".#

В "Пасхалии с луновником и синаксаром" говорится о начале цикла "седмичных слов": "Седмичные же слова еже есть А, В, Г, Д, Е, S, З. Начинають генвариа 1, и сьрьжеть до тогожде геноуариа"#. Этот цикл в датировках печатных изданий не встречается, в отличие от эпакты.

В связи с проблемой терминологии имеет значение и статья о эпакте: "Епахти же летомь тожде соуть еже и седмичнаа, нь зачело приемлють марта 1, и сьдрьжить леть 3. Нь засьстрадати еи слньцоу въ висикте сего ради 4, та отпадаеть и вь сее место имать пета, и тако идеть по редоу до втораго висикта. На вторем же висикте е прьва епахта, и вьсемь висиктомь такожде сьстрадаеть".# В данном случае речь идет о вруцелето, которое по византийской традиции часто в источниках называлось "епактой солнца".# Это определение можно сравнить с другими определениями врецелето, например: "Буква, означающая через весь год недельные дни, называется вруцелетием, и в простой год беспосредно идется от единой на другую, в високосный оставляется следующая и берется другая в порядку. Букв означающих Вруцелето есть семь: А В Г Д Е S З." # Эпакта, указываемая в венецианских и других южнорусских изданиях представляет собой численное значение вруцелетных букв. Эпакту как вруцелето следует отличать от эпакты как возраста луны к 22 марта, или даты пасхального полнолуния.

Из использующихся в старопечатных венецианских изданиях элементов даты выхода книги из печати в "Пасхалии с луновником и синаксаром" ничего не сказано о фемелионе или основании. Основание обозначало возраст Луны на 1 марта или (что одно и то же) на 1 января. Если пользоваться известной формулой О = , где О – основание, L – Круг Луны, | | – остаток от деления, то в рассматриваемых выше венецианских изданиях в Минее 1538 г. основание указано верно, а в Октоихе 1537 г. допущена ошибка.

Следование этой традиции в южнославянских печатных издания подтверждается и другими примерами. Так, в Псалтыри с восследованием, изданной в Цетинье, 1495 г., в послесловии указаны пространные выходные данные: "Сьврьшишесе сие книгы от бытиа въ лето 7003, а от рождьсьва Христова тисоуща 495, кроугь солньцоу 3, а лоуне 11, златое чысло 14, индиктионь 11, фемелионь 4, епахта 3, месеца сектембриа 28 день, на Цетеню"#. Здесь практически все календарно-хронологические циклы указаны в строгом соответствии для 7003 г.: круг солнца, круг луны, златое число (11 + 3 = 14), основание, эпакта 3, соответствующая цифровому значению вруцелетной букве Г. Лишь индикт является больше на единицу для указанного года. Это соответсвует матровскому стилю, поэтому в издании дата от рождества христова указана верно (7003- 5508=1495). На эту дату следует обратить особое внимание, так как в литературе это издание часто датируется 1494 годом.

В Псалтири с восследованием, изданной в милешевском монастыре в 1544 г., в послесловии указано: "От бытиа въ лето 7053, а от рождьсьва Христова 1544, кроугь слньцу 25, а луне 4, злато число 7, фемелие 17, епахта 3"#. Году 7053 соответствуют указанные круг солнца, круг луны, златое число (4+3=7), эпакта 3 или вруцелето Г, фемелион или основание 17. Перевод же даты с эры от сотворения мира на эру от рождества Христова в данном случае осуществлен из расчета 5509 лет "от Адама до Христа" (7053-5509=1544).

Если говорить о венецианских изданиях второй половины XVI в., то они не содержат столь пространных выходных данных. Среди них встречаются издания с указанием:

только по эре от рождества Христова;

только по эре от сотворения мира;

датировки с указанием даты по двум эрам.

Так, в послесловии к Служебнику 1554 г. указано: "Сие сьврьшисе въ лето от рождьсьва Христова 1554. Оу биециех"#. В Триоди постной 1561 г., изданной в типографии Виченцо Вуковича печатником Стефаном из Скутари, в послесловии к изданию указаны год и число месяца: ""Сьврьшисе вь лето от спаснаго пришествиа господа нашего Исуса Христа 1561 месеца геноувара на 6. В богохранимь граде Венетскым"#.

В Часословце 1566 г., в типографии Виченцо Вуковича напечатанном Яковом Крайковым, в послесловии приведены даты начала и конца печати книги по эре от сотворения мира с указанием чисел месяцев: "…вь лето сезмотысоущно 74, месяца маиа 15 день, а сьврьшиише се месяца августа 1 день"#. Указанием только на год выхода книги из печати датируется Псалтырь с восследованием, изданная в типографии Иеролима Загуровича пчатником Яковом Крайковым: "Вь лето 7078"#. Эта дата указана в Послесловии. В предисловии указывается дата начала работы над книгой: "Почешесе писаты сие книги вь лето 7077, месяца марта 10 день"#. Поэтому целесообразно датировать эту книгу 10 марта 1569 – 1570 гг., а не 1569 г., как это иногда встречается в литературе.

В качестве примеров указания даты по двум эрам можно привести Требник, изданный в типографии Иеролима Загуровича пчатником Яковом Крайковым. Здесь в послесловии указаны: "Вь лето 7078 от созданиа мироу, а от рождьства Христова тисоуща и петьсьть 70 леть. Венефиа"#. Дата по двум эрам приведена в Азбуке 1597 г., изданная в типографии Антонио Рампазетто печатником иеромонахом Саввой. В послесловии к изанию читаем: "Вь лето 7105, а от рождьства Христова 1597 месеца маиа 25 день. Оу Б иециех"#.

В данном сообщении ставилась цель постановки проблемы датировки южнославянских изданий XVI в., которое следует рассматривать в контексте календарно-хронологической традиции православных народов, проживавших в разных землях. Как показано было выше, ключом к пониманию сложностей датировки отдельных изданий могут служить календарно-хронологические тексты, включавшиеся часто в состав богослужебных книги, а также таблицы пасхалий. Изучение этих важных источников должно решить проблемы спорных датировок отдельных изданий, а также более глубокое понимание единства южнославянской православной культуры в XVI в. и шире – всей православной культуры.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.