Программы и учебные пособия Московского государственного историко-архивного института по курсу "Русская Хронология" 1930-х – 50-х гг. | Историческая хронология | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Историческая хронология Программы и учебные пособия Московского государственного историко-архивного института по курсу "Русская Хронология" 1930-х – 50-х гг.  
Программы и учебные пособия Московского государственного историко-архивного института по курсу "Русская Хронология" 1930-х – 50-х гг.

По курсу "Русская Хронология" 1930-х – 50-х гг.

Ю.Э. Шустова

Преподавание вспомогательных исторических дисциплин входило в программу подготовки архивистов с первых дней создания Института архивоведения (1930 г., с 1932 г. – Историко-архивный институт). Первоначально палеография, дипломатика и вспомогательные исторические дисциплины читались кафедрой архивоведения. В 1933/34 учебном году после реорганизации кафедр вспомогательные исторические дисциплины были переданы новообразованной кафедре истории России и народов СССР, где они преподавались до 1937 г. В 1938 г. в связи с образованием кафедры истории архивного дела в СССР произошли дальнейшие изменения: палеография, дипломатика и вспомогательные исторические дисциплины вошли в число предметов, читаемых по этой кафедре.

В первой половине 30-х гг. прошел процесс становления учебного процесса и выработки задач по подготовке архивных кадров. В результате первоначальный двухлетний срок обучения студентов был увеличен в 1932/33 учебном году до двух с половиной лет, в 1933/34 г. – до трех, с а 1934/35 учебного года – до четырех лет, что повлекло увеличение объема преподавания, в том числе и вспомогательных исторических дисциплин.

В августе 1939 г. была образована кафедра вспомогательных исторических дисциплин. Ее заведующим стал А.Н. Сперанский, организатор составления программ по соответствующим дисциплинам. Курс вспомогательных исторических дисциплин читал Николай Владимирович Устюгов. В 1939 г. он разработал новые учебные программы этих дисциплин, но они не были опубликованы. В короткие сроки им было создано первое учебное пособие по хронологии. Оно было издано на стеклографе. Это была первая часть учебного пособия по вспомогательным историческим дисциплинам; как самостоятельные издания вышли также разделы по метрологии, сфрагистике, геральдике и нумизматике#. Учебное пособие по хронологии давало возможность сформировать представление об этой дисциплине и овладеть навыками работы с календарно-хронологической информацией русских письменных источников. Весной 1941 г. Н.В. Устюгов заключил договор на издание своего курса типографским способом. К этому времени он собрал также материалы по армянской и грузинской хронологии. Но осуществить этот план ему не удалось. В начале Великой Отечественной войны он ушел на фронт, а возвратившись в институт в 1945 г., приступил к преподаванию истории СССР#.

Работу над учебным пособием по хронологии продолжил Л.В. Черепнин, который пришел на кафедру в 1942 г. В 1930 г. он был арестован по "делу Платонова" и несколько лет работал в каменоломнях Холмогорского района Северного края. Работу на кафедре ученый начал в должности лаборанта, но вскоре стал преподавать вспомогательные исторические дисциплины. Л.В. Черепнин дополнил пособия Н.В. Устюгова по хронологии и метрологии, и в 1943 г. они были изданы, правда, как и первое пособие Устюгова, – на стеклографе#.

В январе 1943 г. от голода умер первый заведующий кафедрой А.Н. Сперанский. В июне 1943 г. заведующим кафедрой стал А.И. Андреев. 19 ноября 1943 г. на кафедре был утвержден широкий план подготовки учебных пособий по вспомогательным историческим дисциплинам, к составлению которых предполагалось привлечь А.И. Андреева, Л.В. Черепнина, К.В. Лукомского и др. Реализовать полностью этот план не удалось#.

В 1944 г. уже типографским способом было издано учебное пособие по русской хронологии Л.В. Черепнина#. В предисловии, датированном 28 октября 1944 г., А.И. Андреев отмечал, что оно основано на трудах по хронологии, которые только "в небольшом количестве имеются в русской исторической литературе XVIII – XX вв."# Черепнину пришлось некоторые вопросы разрабатывать заново, и его учебное пособие является не только обычным обобщающим, но и во многом новаторским исследованием. Андреев выражал надежду, что пособие Черепнина не только поможет студентам в их работе, но и привлечет внимание специалистов-историков#.

Учебное пособие "Русская хронология" Л.В. Черепнина было разработано на основании модели курса, предложенной Н.В. Устюговым. Несмотря на название, в нем затрагиваются вопросы истории календарных систем разных культур. Специальная глава посвящена хронологии источников по истории народов СССР, в рамках которой рассматривались хронологические данные по истории Ливонии, Литвы, Украины, Белоруссии, а также древне-грузинская, древне-армянская, тюрко-монгольская, мусульманская системы летосчисления. В пособии кратко излагаются основы типологии календарей, более подробно – история Юлианского и Григорианского. В главе "Древнерусская хронология" Л.В. Черепни детально рассматривает все элементы календарной информации древнерусского летосчисления и календарно-хронологические циклы. Особое внимание в пособии уделяется работе с календарно-хрнологической информацией исторических источников. Последний параграф учебного пособия посвящен обзору литературы по различным вопросам хронологии "для лиц, желающих углубить свои знания в этой области". Черепнин указывает работы зарубежных авторов (Р. Шрама, Ф. Гинцеля, Э. Кавеньяка, работы русских дореволюционных ученых (А.А. Шахматова, А.Е. Энгельмана, А.М. Позднеева, М.Д. Приселкова и др.)#.

В конце 1948 г. и в 1949 г. развернулась кампания борьбы с "космополитизмом и буржуазным объективизмом". Был вынужден уйти из института А.И. Андреев, прекратил педагогическую деятельность Л.В. Черепнин. Заведующим кафедрой стал В.И. Самойлов – выпускник института, политработник, майор, весьма далекий от профиля кафедры, но зато "твердый в идейных убеждениях". Дискуссии 1948-1949 гг. оказали существенное влияние на структуру и содержание учебников, учебных программ и лекционных курсов. В мае 1949 г. на Ученом совете МГИАИ утверждались новые учебные программы, воплотившие новые требования. В программе по хронологии подчеркивалась самобытность русской хронологии, отмечалась успешная борьба, которую вел на протяжении столетий исконный славянский мартовский стиль с пришедшим из Византии сентябрьским#. В октябре 1949 г. на кафедре обсуждались учебные пособия Л.В. Черепнина по хронологии и метрологии и были рекомендованы к переизданию, но решение кафедры обязывало преподавателей, "обучая и воспитывая студентов, критиковать серьезные ошибки Л.В. Черепнина, допущенные им в учебных пособиях"#. Однако переиздание учебных пособий Черепнина не осуществилось.

В 1951 г. впервые типографским способом была издана программа курса "Русская хронология"#. Она была составлена на основании курса хронологии, разработанного Н.В. Устюговым и Л.В. Черепниным. В программу были включены положения идеологического характера. Например, после историографического раздела, в котором перечислены труды "дворянских и буржуазных историков" П.В. Хавского, А.А. Шахматова, Н.В. Степанова, Д.О. Святского и других отмечается "недостаточная разработка вопросов хронологии и недооценка значения хронологии как вспомогательной исторической дисциплины" в период до революции и успешное ее развитие после#. Особо выделена "борьба с буржуазным объективизмом в подборе фактов при составлении хронологических таблиц" и ошибки, содержащиеся в пособиях Устюгова и Черепнина. В разделе, посвященном древнерусской системе летосчисления, отмечается "отсутствие в летописях до конца XIV в. сентябрьского года, как доказательство слабости влияния византийского стиля"#. Заканчивается текст программы вполне соответствующим духу того времени тезисом: "Советская хронология – самая передовая в мире хронология. Превосходство советской хронологии над буржуазной хронологией"#. Список литературы к курсу весьма примечателен в нем четыре позиции: работа Ф. Энгельса "Диалектика природы", письмо В.И. Ленина Инессе Арманд, Пособие Л.В. Черепнина "Русская хронология" (1944) и статья Н.Г. Бережкова (1947).

Наступление на вспомогательные исторические дисциплины в институте продолжалось. В 1952 г. был составлен и вынесен на Ученый совет новый учебный план, в котором предусматривалось вспомогательные исторические дисциплины вынести в разряд факультативных#. Против этого резко выступили А.Т. Николаева, Н.В. Устюгов, В.К. Яцунский. Этот проект, ставивший под угрозу основы подготовки историков-архивистов и само существование кафедры вспомогательных исторических дисциплин, удалось остановить. Однако последствия кампании конца 40-х – начала 50-х гг. против вспомогательных исторических дисциплин и ученых, хранителей и продолжателей дореволюционных традиций ощущались в институте довольно долго. Круг преподаваемых вспомогательных исторических дисциплин сузился до палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики и геральдики (ранее палеография читалась как отдельный курс, а вспомогательные исторические дисциплины включали хронологию, метрологию, геральдику, сфрагистику, нумизматику и эпиграфику).

В 1952 г. заведующей кафедрой стала А.Т. Николаева. В 1956 г. по ее редакцией была издана программа курса "Русская хронология"#. Содержательно текст программы был несколько переработан и дополнен, устранены были некоторые идеологические штампы. Курс хронологии стала разрабатывать Е.И. Каменцева. С ее именем связано последующее развитие преподавания этого курса и подготовки учебных пособий и программ#, в том числе и учебника, ставшего классическим, по которому училось и продолжает учиться не одно поколение историков#.

Несмотря на сложности, которые пришлось пережить сотрудникам Историко-архивного института, именно в здесь закладывались основы преподавания вспомогательных исторических дисциплин. Ученым, работавшим на кафедре, удалось сохранить традиции дореволюционной научной школы и приумножить ее. Впервые был разработан курс хронологии. Именно учебные пособия В.Н. Устюгова и Л.В. Черепнина заложили основы этого курса, в котором русская хронология рассматривалась как составная часть основных мировых систем летосчисления, закладывались принципы работы с календарно-хронологической информацией исторических источников. Именно этот подход продолжала в своих лекциях, учебных пособиях и программах курса Е.И. Каменцева, его продолжают и сегодня на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин ИАИ РГГУ уже ее ученики.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.