Сентябрьский календарный стиль в Киевской Руси. | Историческая хронология | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Историческая хронология Сентябрьский календарный стиль в Киевской Руси.  
Сентябрьский календарный стиль в Киевской Руси.

Е.В. Пчелов

§ 1. Под Киевской Русью здесь подразумевается государственное образование с центром в Киеве, существовавшее как более-менее единое целое со второй половины IX по первую треть XII в., что не противоречит распространённой «атрибуции» данного условного наименования в историографии.

Наиболее существенным источником для изучения древнерусской хронологии, содержащим наибольшее число датировок, являются русские летописи, и прежде всего (для рассматриваемого периода) Повесть временных лет (далее – ПВЛ). В историографии древнерусского летописания [за редкими исключениями (Н.В. Степанов, А.Г. Кузьмин)] утвердилось априорное суждение, будто русские летописцы домонгольского периода использовали исключительно мартовское новолетие (в своём мартовском, затем ультрамартовском, а, возможно, и в иных вариантах). «Восточные славяне приняли вместе с христианством византийское летосчисление от сотворения мира, но удержали своё исконное весеннее начало года, начинали год мартом, а не сентябрём, как византийцы»; «древнейшие памятники киевского летописания, включая Повесть временных лет (всех трёх редакций) применяли мартовский стиль летосчисления» (Н.Г. Бережков)#; «… в некоторых из тех погодных статей, которые описывают события одного года, это описание идёт последовательно от начала года (год в древней Руси начинался с 1 марта, а не с 1 января) и до его конца…» (М.Х. Алешковский)# и др. Таким образом, истоки мартовского новолетия исследователи усматривают в дохристианской славянской календарной системе. Между тем, сама эта языческая система может быть реконструирована лишь очень приблизительно и вряд ли имела высокое развитие, принимая во внимание отсутствие письменности и соответствующей книжной традиции у восточных славян по крайней мере до конца X в. Кроме того не вполне очевидно и абсолютное господство в языческом славянском календаре весеннего начала года#. В то же время остаётся не совсем ясным, почему древнерусские летописцы, приняв византийскую эру от сотворения мира, не приняли и сентябрьского новолетия, что выглядело бы в данном случае естественным (оставляю за скобками дискуссии о возможном использовании летописцами иных мировых эр, а также вопрос о сосуществовании в византийском календаре и сентябрьского и мартовского новолетий).

§ 2. В недавнее время С.В. Цыб предпринял детальное изучение хронологических показаний ПВЛ#, в результате которого пришёл к выводу о совмещении в процессе создания различных редакций памятника нескольких хронологических систем, в том числе и сентябрьских датировок. На основе анализа содержания статей ПВЛ исследователь усмотрел сентябрьские хронологические «слои» в пределах: 6623–6633 гг., отнеся сентябрьские датировки в этом периоде к редакции ПВЛ конца 1120-х гг.#; 6599–6613 гг. (отдельные годы в этом промежутке); 6562–6582 гг. – появление этого «слоя» историк отнёс к Киево-Печерскому своду середины 1070-х гг.#, составитель которого пользовался сентябрьским стилем; а также и в более ранних статьях, связанных, в основном, с использованием византийских источников, имевших сентябрьские датировки (эти «артефакты» С.В. Цыб связывает с деятельностью Сильвестра, составителя редакции 1116 г.#). Несмотря на целый ряд сомнительных методологических установок, приводящих исследователя порой к недостаточно аргументированным выводам# (так, из статей Новгородской первой летописи в пределах 6605–6624 гг., обозначенных историком на основании исключительно их внутреннего содержания как сентябрьские#, только лишь статья 6617 г., исходя из подобного анализа, с большей или меньшей степенью уверенности может считаться таковой), его основная мысль о наличии в тексте ПВЛ сентябрьских датировок не может вызвать сомнений. И действительно, в ПВЛ имеется целый ряд статей, бесспорно носящих сентябрьский «характер»:

2.1. Уже при установлении погодной сетки летописец, отмечая первую дату (6360 г., соотнесённый с началом царствования византийского императора Михаила III), отмечает индикт этого года, т.е. вводит византийскую хронологическую систему (ориентированную на сентябрьское новолетие) в структуру летописного повествования (и впоследствии в тексте ПВЛ неоднократно встречаются указания на индикты). Следовательно, вне всякого сомнения, сентябрьское новолетие не могло не учитываться при конструировании хронологии событий ПВЛ.

2.2. Статья ПВЛ 6420 г., содержащая русско-византийский договор, датированный по сентябрьскому стилю, также «построена» по этому принципу: договор 2 сентября 911 г. (15 индикт, соответствующий 6420 сентябрьскому году; мартовскому 6420 г. в этом случае соответствовал бы 16 индикт), затем рассказ о смерти Олега, предваряемый словами «… и приспе осень».

2.3. Вероятно, сентябрьской является и статья 6453 г. (включающая также текст договора), повествующая о гибели Игоря (с аналогичным вступлением «И приспе осень») во время осеннего полюдья (944 г.). Тексты русско-византийских договоров были, по-видимому, внесены в ПВЛ только Нестором#, который, можно думать, и осуществил хронологическую «привязку» этих статей к сентябрьскому стилю#.

2.4. Очевидна сентябрьская «граница», проведённая между статьями 6523 и 6524 г., которую Н.Г. Бережков относил к «отступлениям от правильного распределения сообщений между статьями». После рассказа об убийстве Глеба под 6523 г. (ПВЛ не содержит точных датировок гибели Бориса и Глеба, они – 24 июля и 5 сентября – известны из агиографической традиции, несторова «Чтения» о Борисе и Глебе) летопись отмечает ряд событий, завершившихся приходом к Любечу ратей Ярослава и Святополка, а затем под 6524 г. повествует о трёхмесячном стоянии на Днепре и последующей битве, происшедшей поздней осенью – ранней зимой («Бе бо уже в замороз»). Как бы ни датировать саму битву (осенью 1015 или осенью 1016 г.#), для нас сейчас существенна сама эта сентябрьская граница между годами, искусственно обозначенная, по мнению А.А. Шахматова, составителем Начального свода 1093–1095 гг.#

2.5. Сентябрьской является и статья 6562 г., рассказывающая о смерти Ярослава Мудрого, случившейся в конце февраля 1054 г. (о других известиях об этом событии см. далее).

2.6. Вероятно, сентябрьская «граница» присутствует и между статьями 6575 и 6576 гг.# В самом деле, статья 6574 г., рассказывающая о смерти Ростислава Владимировича в Тмутаракани 3 февраля, надо полагать, мартовская; статья 6575 г., по всей видимости, сентябрьская (поскольку начинается с рассказа о взятии Ярославичами Минска зимой, затем следуют битва на Немиге 3 марта, захват Всеслава полоцкого 10 июля); статья 6576 г. – так же (победа половцев в битве у Альты, последующее восстание в Киеве и освобождение Всеслава 15 сентября); следующая статья, 6577 г., получается ультрамартовской, т.к. повествует о бегстве Всеслава из Киева 2 мая, после семимесячного княжения.

2.7. Наконец, статья 6610 г. также обнаруживает сентябрьскую последовательность событий#: бегство Ярослава Ярополчича из Киева 1 октября, приход Мстислава Владимировича в Киев 20 декабря, небесные знаменья в январе и в феврале, смерть Ярослава Ярополчича 11 августа, брак Сбыславы Святополковны 16 ноября. Принципиальное значение для определения стиля статьи имеет последовательность событий жизни Ярослава Ярополчича – 1 октября (бегство из Киева) и 11 августа (смерть)#. Брак же Сбыславы, в таком случае, относится летописью или к ноябрю сентябрьского 6610 г., т.е. к ноябрю 1101 г. (что не совпадает с данными польских источников, датирующих этот брак 1103 или даже 1104 г.#) – и тогда очевидно, что расположение событий разного характера в рамках одной летописной статьи необязательно строго последовательно хронологически; или, что более вероятно, к ноябрю следующего сентябрьского 6611 г., т.е. к ноябрю 1102 г. – и тогда получается, что некоторые события хронологически могли выходить за «рамки» тех статей, в которых о них сообщается.

Всё это показывает, что сентябрьские датировки в ПВЛ присутствуют со всей очевидностью и, если не были изначальными, то во всяком случае возникали при работе над летописью у сводчиков конца XI – начала XII в.: составителей двух гипотетических сводов – начала 1070-х (Никон?) и 1090-х гг., и собственно Повести временных лет 1110-х (Нестор?) гг.

§ 3. Такая ситуация выглядит абсолютно естественной, поскольку Русская православная церковь в то время подчинялась Константинопольскому патриархату, церковная служба установилась по византийскому образцу, а летописание, как и вообще книжная письменность, в основном являлись уделом лиц духовного звания. В этой связи важно отметить сентябрьский стиль и в следующих источниках:

3.1. В древнерусских месяцесловах, начиная с середины XI в. (Остромирово евангелие): все месяцесловы до первой половины XIV в. начинались с 1 сентября – первого дня гражданского и церковного года в Византии#;

3.2. В надписи 1050-х гг. в Киевской Софии, свидетельствующей о смерти Ярослава Мудрого, которая датирована именно этим стилем#;

3.3. Не исключено, что и в «Памяти и похвале князю Владимиру», приписываемой мниху Иакову и созданной, вероятно, во второй половине XI в.#;

3.4. Наконец, по обоснованному предположению И.Н. Данилевского, сентябрьским стилем датировано и Остромирово евангелие (6564 – 6565 гг.)#.

Следовательно, вопрос о распространённости сентябрьского стиля в Киевской Руси нуждается в серьёзной корректировке и детальном исследовании. Существенно изучение причин сосуществования весеннего и осеннего начал года (а возможно и иных) в древнерусской книжности, как и их конкретного соотношения в различных источниках.

Естественнонаучная книжность в культуре Руси.

М.: Наука, 2005. С. 16–22.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.