Русская историография XIX в. | Историография | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Историография Русская историография XIX в.  
Русская историография XIX в.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

Кафедра истории и теории исторической науки

 

РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX в.

 

Учебно-методический комплекс
для специальности
020700 – История

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX в.

Учебно-методический комплекс

 

Автор-составитель:
А. С. Усачев канд. ист. наук, доц.

 

Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры истории и теории исторической науки
10.09.2010, протокол № 1

Российский государственный
гуманитарный университет, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

4

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

5

 

 

Пояснительная записка

5

 

 

Содержание курса

9

 

 

Тематический план курса

14

 

 

Контрольные вопросы

15

 

 

Список источников и литературы

16

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

23

 

 

Пояснительная записка

23

 

 

Тематические разделы

25

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

34


ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Русская историография XIX в.» является составной частью курса «История исторической науки», важнейшей теоретической дисциплины из цикла ОПД ГОС, направленной на подготовку студентов-историков по специальности 020700 – «История». Курс «История исторической науки», рассчитанный на освоение учащимися в течение 4 семестров, включает в себя общие сведения о развитии российской и зарубежной историографии с древнейших времен до начала XXI в.
Данный курс предназначен для студентов-специалистов IV-го курса дневной формы обучения по специальности 020700 «История» на следующих факультетах: ФИПП (без специализации), ФАД (специализации «Краеведение и исторический туризм» и «История постсоветской России») и ФТАД (специализация «Историческая информатика»).
Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. На лекции вынесен основной объем теоретического материала. Семинарские занятия посвящены отработке учащимися навыков проведения самостоятельного историографического анализа на материале важнейших тем курса.
Учебно-методический комплекс включает в себя: программу курса, планы семинарских занятий, а также примерную тематику письменных работ.
Учебно-методический комплекс разработан в ходе реализации проекта «Переломные периоды в развитии русской историографии XVI–XXI вв. глазами молодых исследователей» (2010–2012 гг.), выполняемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы по направлению «Исторические науки» (мероприятие 1.2.2).

ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка
Курс «Русская историография XIX в.», являющийся важной составляющей курса «История исторической науки», важнейшей теоретической дисциплины из цикла ОПД, предназначен для студентов IV-го курса дневной формы обучения специальность «История» ФИПП (без специализации), ФАД (специализации «Краеведение и исторический туризм» и «История постсоветской России») и ФТАД (специализация «Историческая информатика»).
Курс «История исторической науки», рассчитанный на освоение учащимися в течение 4 семестров, включает в себя общие сведения о развитии российской и зарубежной историографии с древнейших времен до начала XXI в. В рамках курса «Русская историография XIX в.», продолжающего курс «Русская историография XI–XVIII вв.», рассматривается процесс становления исторической науки в России в XIX – начале XX в. В ходе освоения курса, посвященного рассмотрению русской историографии, также значительное внимание уделяется изучению западноевропейского теоретико-методологического контекста, оказывавшего на нее значительное влияние. Это и определяет содержание курса, в рамках которого наряду с трудами русских историков XIX в. также кратко характеризуются основные направления философской мысли зарубежных стран (гегельянство, позитивизм и др.), оказавшие наибольшее влияние на процесс развития исторических знаний в России рассматриваемого периода.
Предметом курса «Русская историография XIX в.» является совокупность сведений о зарождении и развитии русской исторической мысли в XIХ в. и методах ее изучения в исторической науке.
Целью курса является формирование навыков проведения самостоятельного историографического анализа учащимися на материале трудов русских историков XIX в.
Задачами курса является выработка у учащихся следующих навыков:
- осмысления закономерностей и особенностей развития русской исторической мысли в XIX вв.;
- историографического анализа произведений о прошлом;
- сравнительного анализа исторических трудов разных авторов, написанных в различные периоды;
- выявления основных закономерностей в историографическом процессе.
По завершению курса студент должен знать:
- основные факторы, определяющие развитие русской исторической мысли данного периода;
- важнейшие труды историков XIX – начала XX в.;
- ключевые работы, посвященные историографическому анализу соответствующего материала.
По окончанию курса студент должен уметь:
- ориентироваться в многообразии трактовок русской истории XIX – начала XX в.;
- самостоятельно осуществлять историографический анализ;
- сравнивать по различным основаниям образы прошлого, сформированные различными авторами в разные периоды развития историографии.
Предмет, цель и задачи курса определяют его структуру. Он состоит из четырех разделов. В них характеризуются важнейшие этапы в становлении и развитии русской историографии. Первый раздел посвящен изучению развития исторической мысли в России в первой половине XIX в. Второй раздел курса посвящен рассмотрению важнейшего направления – историко-юридического – в русской историографии середины – второй половины XIX в. В третьем разделе рассматриваются особенности работ русских историков второй половины XIX – начала XX в., созданных в рамках позитивистской парадигмы. В ходе освоения четвертого раздела курса учащиеся познакомятся с основными тенденциями характерными для развития русской историографии рубежа XIX–XX вв., а также с особенностями изучения прошлого в двух главных научных центрах того времени – Московском и Санкт-Петербургском университетах.
Курс носит авторский характер – наряду с работами предшественников в его основу положены научные наработки автора Учебно-методического комплекса, отряженные в ряде научных работ по историографии рассматриваемого периода.
Основными организационными формами проведения занятий по курсу являются лекционные и семинарские занятия. На лекции вынесен основной объем теоретического материала. Семинарские занятия посвящены отработке учащимися навыков проведения самостоятельного историографического анализа на материале важнейших тем курса.
Также в ходе освоения курса предусмотрена самостоятельная работа учащихся; ее результаты представляются в форме письменной работы по согласованной с преподавателем теме.
В качестве формы промежуточного контроля знаний учащихся применяется экспресс-опрос. Итоговая аттестация состоит из ответов на вопросы по ключевым темам курса. Основным критерием оценки знаний учащегося является продемонстрированный им уровень понимания сути протекания историографических процессов и умения ориентироваться в многообразии трактовок прошлого, а также их анализировать.
Итоговая оценка учащегося (максимально – 100 баллов) складывается из следующих параметров:
1. Работа на семинарских занятиях – максимально 18 баллов;
2. Экспресс-опросы – максимально 15 баллов;
3. Самостоятельная письменная работа – максимально 22 баллов;
4. Итоговая аттестация – максимально 45 баллов.

 

Содержание курса

Тема 1. Русская историография первой половины XIX в. (10 часов)

Россия в конце XVIII – первой половине XIX вв. Великая французская революция, эпоха наполеоновских войн и русская общественная мысль.
Н. М. Карамзин и его «История государства Российского» (1816–1829 гг.). Историко-политические взгляды Н. М. Карамзина: «Записка о Древней и Новой России». Представления Н. М. Карамзина о труде историка. Источники «Истории» и методы работы с ними историка. Особенности периодизации русской истории. Объект исследования. Характеристика важнейших событий и явлений русской истории. Значение «Истории государства Российского» для русской историографии XIX–ХХ вв.
Полемика вокруг «Истории» Н. М. Карамзина в общественной и исторической мысли первой трети XIX в. «История русского народа» Н. А. Полевого (1829–1833 гг.). Г. Эверс (1781–1830 гг.) и его труды.
«Источниковедческий поворот» в западноевропейской историографии первой половины XIX в.: Б. Г. Нибур, Л. фон Ранке. Его влияние на русскую историографию: «Скептическая школа» (М. Т. Каченовский, П. М. Строев и др.). Скептики и развитие источниковедения в России.
Западническое направление в общественной и исторической мысли России первой половины XIX в.: П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский и др. Романтическое направление в западноевропейской историографии и славянофилы. Основные теоретико-методологические и историософские идеи славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Кириевский). Особенности представления русской истории в трудах славянофилов: И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.
Консервативное направление в русской историографии. «Теория официальной народности» С. С. Уварова. М. П. Погодин (1800–1875 гг.) и его труды.
Археографическая деятельность – основание серий публикаций важнейших источников по русской истории: «Полное собрание русских летописей», «Акты исторические», «Собрание государственных грамот и договоров», «Полное собрание законов Российской империи».

Тема 2. Историко-юридическое направление в русской историографии середины – второй половины XIX в. и труды С. М. Соловьева (6 часов)

Философия истории Ф. Гегеля и ее влияние на развитие исторической науки в Западной Европе и России. Тенденция к юридизации в изучении прошлого в западноевропейской историографии первой половины – середины XIX в.: труды представителей немецкой школы права (Ф. К. фон Савиньи и К. Ф. Эйхгорна), Л. фон Ранке, К. фон Роттека, Г. Галлама и др. Географический детерминизм (Т. Бокль).
Историко-юридическое направление в русской историографии. «Старшее» поколение историков права: К. Д. Кавелин (1818–1885 гг.) и Б. Н. Чичерин (1828–1904 гг.). Основные идеи историков-юристов: родовая теория, теория закрепощения и раскрепощения сословий, смена «родового быта» «государственным» – стержень развития русской истории. Специфика трактовки роли государства и его институтов в русской истории. Оценка преобразований Петра I.
С. М. Соловьев и его «История России с древнейших времен» (1851–1879 гг.). Теоретико-методологические взгляды С. М. Соловьева. Основные факторы развития русской истории (географический и др.). Роль внешних и внутренних факторов в историческом процессе. Идея органического развития. Периодизация русской истории. Особенности композиции «Истории» С. М. Соловьева. Русская история – арена борьбы родовых и государственных начал. Государство как ведущая сила русской истории. Оценка С. М. Соловьевым важнейших событий и явлений русской истории. «История» С. М. Соловьева и русская историография второй половины XIX – ХХ в.
Эволюция историко-юридического направления: «младшее» поколение представителей историко-юридической школы (А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич, Ф. И. Леонтович).

Тема 3. Позитивистское направление в русской историографии второй половины XIX в. (16 часов)

Общая характеристика позитивистской научной парадигмы: О. Конт, Г. Спенсер, Д. Миль. Закономерность в науках об обществе. Факт и концепция в позитивистском исследовании. Основная задача историка – на основе выявления максимального количества фактов установить «связь явлений».
В. О. Ключевский (1841–1911 гг.): биография, научное мировоззрение, политические взгляды, основные труды. Работы В. О. Ключевского по вспомогательным историческим дисциплинам и его специальные курсы. «Курс лекций по русской истории» – основной труд историка. Проблемно-хронологический принцип группировки исторического материала. Внимание к социально-экономической истории. Колонизация – «основной факт» русской истории. Теория многофакторности. Оценка конкретных событий и явлений русской истории. Литературное оформление трудов В. О. Ключевского.
Изучение истории народа и народного быта в историографии второй половины XIX – начала XX в. (В. И. Семевский, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин и др.).
У истоков теории цивилизации – «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского (1869 г.).

Тема 4. Русская историческая наука рубежа XIX–XX вв. (28 часа)

«Московская школа» в русской историографии и ее особенности: методология, проблематика исследований, тематические приоритеты. Основные направления в исследованиях учеников В. О. Ключевского: историческая география и история колонизации (М. К. Любавский), социально-экономическая история (А. А. Кизеветтер, Н. А. Рожков, Ю. В. Готье, М. Н. Покровский), история культуры и историография (П. Н. Милюков), история государства и его институтов (М. К. Любавский, М. М. Богословский), история общественной мысли (А. А. Кизеветтер).
«Санкт-Петербургская школа» русских историков. Значение трудов К. Н. Бестужева-Рюмина (1829–1897 гг.). Особенности «школы»: интерес к источниковедческой и теоретико-методологической проблематике. Синтез источниковедческой методологии «Санкт-Петербургской школы» и проблематики историко-юридического направления в русской историографии: труды С. Ф. Платонова (1860–1933 гг.). Теоретико-методологическое противостояние позитивистского (С. Ф. Платонов) и неокантианского (А. С. Лаппо-Данилевский) направлений в источниковедении.
Концепция русского феодализма Н. П. Павлова-Сильванского (1869–1908 гг.) и полемика вокруг нее.
Деятельность Археографической комиссии (А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо-Данилевский и др.). Развитие вспомогательных исторических дисциплин (Н. П. Лихачев и др.).

Тематический план курса
«Русская историография XIX в.»

№ п/п

 

Наименование темы

Общее
кол-во
часов

Лекции

Семинары

Самост.
работа

1.

Русская историография первой половины XIX в.

20

6

2

12

2.

Историко-юридическое направление в русской историографии середины – второй половины XIX в. и труды С. М. Соловьева

6

6

-

-

3.

Позитивистское направление в русской историографии второй половины XIX в.

30

10

4

16

4.

Русская историческая наука рубежа XIX–XX вв.

48

10

14

24

 

Итого:

104

32

20

52

 

Контрольные вопросы

1. «История государства Российского» Н. М. Карамзина и ее историографическое значение.
2. Труды Г. Эверса.
3. «Скептическая школа» и ее влияние на русскую историографии первой половины XIX в.
4. Западническое направление в общественной и исторической мысли России первой половины XIX в.
5. Славянофильское направление в исторической мысли.
6. Труды М. П. Погодина по русской истории.
7. Историко-юридическое направление в русской историографии середины – второй половины XIX в.
8. Историографическое значение «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева.
9. История русского народа в трудах XIX – начала XX вв.
10. Историософские идеи работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа».
11. Позитивистское направление в русской исторической науке второй половины XIX в. (В. О. Ключевский).
12. Феноменологическое направление в русской исторической науке (А. С. Лаппо-Данилевский).
13. Концепция русского феодализма Н. П. Павлова-Сильванского.
14. «Московская школа» в русской исторической науке рубежа XIX – начала XX в.
15. «Санкт-Петербургская школа» в русской исторической науке XIX – начала XX в.
16. Археографическая деятельность в России XIX – начала XX в.

 

РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX в.
Список источников и литературы

Источники

Обязательные:

Забелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин. – М. : Эксмо, 2008. – 604, [3] с.
Карамзин Н. М. История государства Российского : репринтное воспроизведение пятого издания, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П. М. Строева / Н. М. Карамзин. – М. : Книга, 1988. – 4 кн.
Ключевский В. О. Русская история : полный курс лекций / В. О. Ключевский. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 830, [1] с.
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории : [в 2 т.] / А. С. Лаппо-Данилевский ; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева ; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. – М. : РОССПЭН, 2010. – 2 т.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. – М. : Прогресс, 1993–1995. – 3 т.
Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России / Н. П. Павлов-Сильванский ; отв. ред. С. О. Шмидт ; ст. С. О. Шмидта, С. В. Чиркова ; примеч. С. В. Чиркова ; [АН СССР]. – М. : Наука, 1988. – 690, [6] с.
Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. : опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / С. Ф. Платонов ; отв. ред. Я. Н. Щапов ; ст. Е. В. Чистяковой. – 5-е изд. – М. : Памятники исторической мысли, 1995. – 469 с.
Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1–23 / С. М. Соловьев. – М. : Мысль, 1988–2000.

Дополнительные:

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории / Г. В. Ф. Гегель. – М. : ЭКСМО, 2006. – 876, [3] с.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа : взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский ; сост., авт. вступ. и коммент. А. В. Репников, М. А. Емельянов-Лукьянчиков ; Ин-т обществ. мысли. – М. : РОССПЭН, 2010. – 663 с.
Забелин И. Е. Опыт изучения русских древностей и истории. Ч. 1–2 / И. Е. Забелин. – М. : тип. Грачева и К, 1872–1873. – 2 ч.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии. Ч. 1–2 : Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии / И. Е. Забелин. – Репр. изд. – М. : Языки русской культуры, 2000. – 2 ч.
Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки : [1836–1908] / И. Е. Забелин. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. – 383 с. : ил., портр.
Кавелин К. Д. Избранное / К. Д. Кавелин ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. Р. А. Арсланов ; Ин-т общественной мысли. – М. : РОССПЭН, 2010. – 606, [1] с.
Ключевский В. О. Сочинения : в 9 т. / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина. – М. : Мысль, 1987–1990. – 9 т.
Полевой Н. А. История русского народа : собрание сочинений в 3 т., 6 кн. / Н. А. Полевой. – М. : Вече, 1997. – 3 т.
Рожков Н. А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. 1–2 / Н. А. Рожков. – М. ; СПб. : Изд-во журн. «Мир Божий», 1905. – 2 ч.
Теория государства у славянофилов : сб. ст. И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, Аф. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина и С. Ф. Шарапова. – СПб. : тип. А. Пороховщикова, 1898. – 95 с.
Хомяков А. С. Сочинения : в 2 т. / А. С. Хомяков. – М. : Медиум, 1994. – 2 т.

Литература

Обязательная:

учебная
История и философия отечественной исторической науки. Учебное пособие / науч. ред. Р. Г. Пихоя, А. А. Чернобаев. – М. : Изд-во РАГС, 2006. – 344 с.
Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года : учебное пособие / А. Л. Шапиро. – М. : Культура, 1993. – 761 с.

научная
Иллерицкая Н. В. Историко-юридическое направление в русской историографии второй половины XIX века / Н. В. Иллерицкая ; [Рос. гос. гуманитар. ун-т]. – М. : Изд-во РГГУ, 1998. – 157, [1] с.
Историки России. XVIII – начало XX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М. : Скрипторий, 1996. – 688 с.
Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа / Е. А. Ростовцев. – Рязань : П. А. Трибунский, 2004. – 347, [1] с.
Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества / М. В. Нечкина. – М. : Наука, 1974. – 638 с. : ил.
Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1–3 / гл. ред. М. Н. Тихомиров, М. В. Нечкина ; АН СССР, Ин-т истории. – М. : Изд-во АН СССР, 1955–1963. – 3 т.
Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–ХХ веков / М. Б. Свердлов. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – 329, [1] с.
Цимбаев Н. И. Славянофильство : из истории русской общественно-политической мысли ХIХ в. / Н. И. Цимбаев. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 269, [2] с.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук. Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – 417, [2] с.

Дополнительная:

учебная
Историография истории Нового времени Стран Европы и Америки : [учебное пособие] / под ред. И. П. Дементьева. – М. : Высшая школа, 1990. – 512 с. : ил.
Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории : учебное пособие для гуманитарных специальностей / И. Н. Данилевский [и др.] ; Рос. гос. гуманит. ун-т. – М. : Изд-во РГГУ, 1998. – 702 с.
Репина Л. П. История исторического знания : [пособие для вузов] / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М. : Дрофа, 2004. – 288 с.

научная
Ананьич Б. В. О Петербургской исторической школе и ее судьбе / Б. В. Ананьич, В. М. Панеях // ОИ. – 2000. – № 5. – С. 105–113.
Арсланов Р. А. К. Д. Кавелин : человек и мыслитель / Р. А. Арсланов. – М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. – 376, [2] с.
Балуев Б. П. Споры о судьбах России : Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Б. П. Балуев. – 2-е изд. – Тверь : Булат, 2001. – 414, [1] c.
Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев / В. Е. Иллерицкий. – М. : Наука, 1980. – 192 с.
Козлов В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников / В. П. Козлов ; отв. ред. В. И. Буганов; АН СССР. – М. : Наука, 1989. – 221, [2] с.
Козлов В. П. Российская археография конца XVIII – первой четверти XIX века / В. П. Козлов ; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ист.-арх. ин-т. – М. : Изд-во РГГУ, 1999. – 416 с.
Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т. 1–2. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1963–1982. – 2 т.
Медушевский А. Н. Гегель и государственная школа русской историографии / А. Н. Медушевский // ВФ. – 1988. – № 3. – С. 103–115.
Московский университет в воспоминаниях современников (1755–1917) : [сб. / вступ. ст. Ю. Емельянова]. – М. : Современник, 1989. –734, [1] с.
Смирнова З. В. Философия раннего славянофильства и Шеллинг / З. В. Смирнова // Философия Шеллинга в России XIX века : [сб. ст.] / под общ. ред. В. Ф. Пустарникова ; Рус. христиан. гуманит. ин-т. – СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 1998. – С. 396–427.
Умбрашко К. Б. М. П. Погодин : Человек. Историк. Публицист / К. Б. Умбрашко ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Ин-т российской истории, 1999. – 292 с.
Умбрашко К. Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX века : [в 2 т.] / К. Б. Умбрашко ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Ин-т российской истории, 2006. – 2 т.
Усачев А. С. Longue duréе российской историографии / А. С. Усачев // ОНС. – 2002. – № 2. – С. 102–113.
Усачев А. С. «Долгий XVI век» российской историографии / А. С. Усачев // ОНС. – 2008. – № 2. – С. 104–115.
Формозов А. А. Историк Москвы И. Е. Забелин / А. А. Формозов ; [вступ. ст. С. О. Шмидта]. – М. : Московский рабочий, 1984. – 239 с. : ил.
Цамутали А. Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века / А. Н. Цамутали. – Л. : Наука, 1977. – 256 с.

Справочные и информационные издания

Библиографический указатель изданий Археографической комиссии, 1836–1936 : (К 150-летию Археографической комиссии) / Б-ка АН СССР, Ленингр. отд-ние Ин-та истории СССР АН СССР ; [сост. Л. П. Смирнова и др.]. – Л. : БАН СССР, 1985. – 60 с.
Иван Егорович Забелин : библиографический указатель / АН СССР, Моск. фил. геогр. о-ва СССР, Центр. гор. б-ка им. Н. А. Некрасова ; [сост. О. Ф. Бойкова ; авт. вступ. ст. А. А. Формозов]. – М. : [Б. и.], 1988. – 73 с.
Историки России. Биографии / ред.-сост. А. А. Чернобаев. – М. : РОССПЭН, 2001. – 912 с.
История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография / [сост. Э. А. Вайсборд и др. ; АН СССР, Ин-т истории, Гос. публ. ист. б-ка РСФСР]. – М. : Наука, 1965. – 703 с.
С. М. Соловьев : персональный указатель литературы (1838–1981) / [сост. К. С. Куйбышева, М. Г. Степанова] ; науч. рук., ред., [авт. вступ. ст.] С. С. Дмитриева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с. : портр.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Пояснительная записка
Курс «Русская историография XIХ в.» является составной частью курса «История исторической науки», важнейшей теоретической дисциплины из цикла ОПД, направленной на подготовку студентов-историков по специальности № 020700 – «История». Курс «История исторической науки», рассчитанный на освоение учащимися в течение 4 семестров, включает в себя общие сведения о развитии российской и зарубежной историографии с древнейших времен до начала XXI в.
Данный курс предназначен для студентов-специалистов IV-го курса дневной формы обучения специальность «История» ФИПП (без специализации), ФАД (специализации «Краеведение и исторический туризм» и «История постсоветской России») и ФТАД (специализация «Историческая информатика»).
Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. На лекции вынесен основной объем теоретического материала. Семинарские занятия (20 часов) направлены на закрепление у учащихся теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, а также на активизацию самостоятельной работы студентов по освоению курса. Целью семинарских занятий является выработка у учащихся навыков проведения самостоятельного историографического анализа.
С этой целью на семинарские занятия выносятся наиболее сложные темы курса – прежде всего, историографические дискуссии по тем или иным вопросам, в ходе которых предлагались различные варианты представления образа прошлого. Предлагаемые темы требуют от учащихся формулировки собственной историографической позиции по отношению к тому или иному вопросу. Изучение соответствующих тем даст возможность учащимся на основе прочитанного ими материала под методическим руководством преподавателя выработать и на конкретном материале апробировать методику историографического анализа.
Именно поэтому семинарские занятия направлены на выработку у студентов умений самостоятельной работы с историографическими источниками и литературой, а также на совершенствование навыков анализа прочитанного материала и его структурирования в рамках предложенных преподавателем тематических блоков.
Практические занятия проводятся в форме свободной дискуссии учащихся по предложенным преподавателем темам на основе прочитанных ими источников и литературы. В ходе проведения занятий преподаватель оказывает учащимся научно-методическую помощь в организации и проведении дискуссии, задавая им вопросы и тем самым помогая им сформировать навыки самостоятельного историографического анализа и ведения научной дискуссии. Во время проведения семинарских занятий особое внимание уделяется формированию и закреплению у учащихся навыков выработки собственной историографической позиции и умения ее обосновывать. Степень участия учащихся в процессе выработки умений проведения самостоятельного историографического анализа и является основным критерием оценки их работы на практических занятиях.
Итогом семинарских занятий станет выработка у учащихся навыков проведения самостоятельного историографического анализа. Они будут продемонстрированы в ходе подготовки самостоятельной письменной работы, в которой учащиеся на практике применят навыки и знания, полученные на лекционных и практических занятиях.
Разработки включают в себя: название темы, выносимые на обсуждение вопросы, а также список источников и литературы.

 

Тематические разделы

Семинар 1

Тема: Западноевропейский романтизм и русское славянофильство (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Основные теоретико-методологические положения романтизма.
2. Ключевые представления русских славянофилов об историческом процессе и методах его познания.
3. Особенности интерпретации событий русской истории в славянофильской историографии.

Источники:
Теория государства у славянофилов : сб. ст. И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, Аф. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина и С. Ф. Шарапова. – СПб. : тип. А. Пороховщикова, 1898. – С. 5–44.
Хомяков А. С. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / А. С. Хомяков. – М. : Медиум, 1994. – С. 463–470.

Литература:
Историки России. Биографии / ред.-сост. А. А. Чернобаев. – М. : РОССПЭН, 2001. – С. 171–176.
Смирнова З. В. Философия раннего славянофильства и Шеллинг / З. В. Смирнова // Философия Шеллинга в России XIX века : [сб. ст.] / под общ. ред. В. Ф. Пустарникова ; Рус. христиан. гуманит. ин-т. – СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 1998. – С. 396–426.
Цимбаев Н. И. Славянофильство : из истории русской общественно-политической мысли ХIХ в. / Н. И. Цимбаев. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – С. 108–122, 136, 153–155, 161.

Семинар 2

Тема: История быта в трудах И. Е. Забелина (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Научная биография И. Е. Забелина.
2. Изучение истории русского народа в историографии XIX в. и труды И. Е. Забелина.
3. Место работ И. Е. Забелина в русской историографии второй половины XIX – начала XX в. И. Е. Забелин и «Московская школа».

Источники:
Забелин И. Е. Опыт изучения русских древностей и истории. Ч. 1 / И. Е. Забелин. – М. : тип. Грачева и К, 1872. – С. 317–324, 337, 353–354.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии. Т. 1, ч. 1 : Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии / И. Е. Забелин. – Репр. изд. – М. : Языки русской культуры, 2000. – С. IX–ХХ.
Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки : [1836–1908] / И. Е. Забелин. – М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. – С. 168–177.

Литература:
Иван Егорович Забелин : библиографический указатель / АН СССР, Моск. фил. геогр. о-ва СССР, Центр. гор. б-ка им. Н. А. Некрасова ; [сост. О. Ф. Бойкова ; авт. вступ. ст. А. А. Формозов]. – М. : [Б. и.], 1988. – С. 20–48.
Формозов А. А. Историк Москвы И. Е. Забелин / А. А. Формозов ; [вступ. ст. С. О. Шмидта]. – М. : Московский рабочий, 1984. – С. 131, 138, 227–230.

Семинар 3

Тема: Характерные черты представления русской истории в «Очерках по истории Смуты» С. Ф. Платонова (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Характеристика научной биографии С. Ф. Платонова.
2. С. Ф. Платонов и «петербургская школа».
3. Историко-юридическая школа и С. Ф. Платонов.
4. Особенности представления истории России второй половины XVI – начала XVII в. в «Очерках по истории Смуты».

Источники:
Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. : опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / С. Ф. Платонов ; отв. ред. Я. Н. Щапов ; ст. Е. В. Чистяковой. – 5-е изд. – М. : Памятники исторической мысли, 1995. – С. 118–124, 364–368.

Литература:
Цамутали А. Н. Глава петербургской исторической школы : Сергей Федорович Платонов / А. Н. Цамутали // Историки России. XVIII – начало XX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М. : Скрипторий, 1996. – С. 538–552.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – С. 271–289.

Семинар 4

Тема: Разработка социально-экономической проблематики в русской историографии последней четверти XIX – начала ХХ в. (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Социально-экономическая проблематика в трудах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.
2. Источниковедческие аспекты изучения социально-экономической и региональной тематики в трудах русских историков конца XIX – начала ХХ в.
3. Изучение социально-экономической и региональной истории в отечественной историографии конца XIX – начала ХХ в.

Источники:
Рожков Н. А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Ч. 1 / Н. А. Рожков. – М. : Изд-во журн. «Мир Божий», 1905. С. 1–7; Ч. 2, вып. 2. СПб. : Изд-во журн. «Мир Божий», 1905. – С. 143–173.

Литература:
Библиографический указатель изданий Археографической комиссии, 1836–1936 : (К 150-летию Археографической комиссии) / Б-ка АН СССР, Ленингр. отд-ние Ин-та истории СССР АН СССР ; [сост. Л. П. Смирнова и др.]. – Л. : БАН СССР, 1985. – С. 7–13, 20–21.
Историки России. Биографии / ред.-сост. А. А. Чернобаев. – М. : РОССПЭН, 2001. – С. 373–374, 455–456, 459–460, 516–521.
Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 3 / гл. ред. М. В. Нечкина ; АН СССР, Ин-т истории. – М. : Изд-во АН СССР, 1963. – С. 330–345.
Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–ХХ веков / М. Б. Свердлов. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – С. 159–161.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – С. 199–204.

Занятие 5

Тема: Особенности интерпретации источников в трудах русских историков XIX – начала ХХ в. (4 часа).

Вопросы для изучения:
1. Общая характеристика источниковой базы русских историков XIX – начала ХХ в.
2. Оценка А. Шлецером источников по русской истории.
3. «Скептический» взгляд на источники по русской истории.
4. Позитивистский взгляд на источник в трудах русских историков рубежа XIX – ХХ в.
5. Трактовка исторического источника в трудах А. С. Лаппо-Данилевского.

Источники:
Библиографический указатель изданий Археографической комиссии, 1836–1936 : (К 150-летию Археографической комиссии) / Б-ка АН СССР, Ленингр. отд-ние Ин-та истории СССР АН СССР ; [сост. Л. П. Смирнова и др.]. – Л. : БАН СССР, 1985. – С. 7–26.

Литература:
Джаксон Т. Н. Он подготовил развитие исторической науки XIX века : Август Людвиг Шлецер / Т. Н. Джаксон // Историки России. XVIII – начало XX века / отв. ред. А. Н. Сахаров. – М. : Скрипторий, 1996. – С. 64–66.
Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории : учебное пособие для гуманитарных специальностей / И. Н. Данилевский [и др.] ; Рос. гос. гуманит. ун-т. – М. : Изд-во РГГУ, 1998. – С. 71–76, 176–178, 670–677.
Умбрашко К. Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX века : [в 2 т.]. Т. 1 / К. Б. Умбрашко ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Ин-т российской истории, 2006. – С. 276–294.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – С. 291–297.

Занятие 6

Тема: Дискуссия о русском феодализме в историографии начала ХХ в. (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Представления о социально-экономическом укладе средневековой Руси в русской историографии второй половины XIX в.
2. Концепция русского феодализма в трудах Н. П. Павлова-Сильванского.
3. Дискуссия о феодализме в истории России в русской историографии начала ХХ в.

Источники:
Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России / Н. П. Павлов-Сильванский ; отв. ред. С. О. Шмидт ; ст. С. О. Шмидта, С. В. Чиркова ; примеч. С. В. Чиркова ; [АН СССР]. – М. : Наука, 1988. – С. 288–291, 344–346, 389–393, 432–438, 450–456, 471–482.

Литература:
Историки России. Биографии / ред.-сост. А. А. Чернобаев. – М. : РОССПЭН, 2001. – С. 441–446.
Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII–ХХ веков / М. Б. Свердлов. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – С. 83–88, 126–157.

Семинар 7

Тема:«Московская школа» и русская историческая наука второй половины XIX – начала XX в. (2 часа).

Вопросы для изучения:
1. Общие черты представления русской истории в трудах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.
2. Разработка русской истории в трудах учеников В. О. Ключевского: А. А. Кизеветтер, М. К. Любавский, П. Н. Милюков, М. М. Богословский, М. Н. Покровский.
3. Особенности «Московской школы» в русской историографии.

Источники:
Пичета В. И. Воспоминания о Московском университете (1897–1901 гг.) / В. И. Пичета // Московский университет в воспоминаниях современников (1755–1917) : [сб. / вступ. ст. Ю. Емельянова]. – М. : Современник, 1989. – С. 583–598.

Литература:
Усачев А. С. Longue duréе российской историографии / А. С. Усачев // ОНС. – 2002. – № 2. – С. 102–113.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – С. 148–159, 169–177, 185–189, 199–204, 248–251.

Занятие 8

Тема: «Петербургская школа» в исторической науке России второй половины XIX – начала ХХ в. (4 часа).

Вопросы для изучения:
1. К. Н. Бестужев-Рюмин и «Петербургская школа».
2. А. С. Лаппо-Данилевский.
3. С. Ф. Платонов.
4. Характерные черты трудов историков-«петербуржцев».

Источники:
Валк С. Н. Воспоминания ученика / С. Н. Валк // Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Т. 2 : Петербургский-Петроградский университет. 1895–1917. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. – С. 118–127.

Литература:
Ананьич Б. В. О Петербургской исторической школе и ее судьбе / Б. В. Ананьич, В. М. Панеях // ОИ. – 2000. – № 5. – С. 105–108.
Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа / Е. А. Ростовцев. – Рязань : П. А. Трибунский, 2004. – С. 58–63, 81–85, 93–95.
Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX – начала ХХ века : Московский и Петербургский университеты / А. Н. Шаханов ; Рос. акад. наук, Ин-т российской истории. – М. : Наука, 2003. – С. 268–371.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. «История государства Российского» Н. М. Карамзина: историографический анализ.
2. Значение работ Г. Эверса для русской историографии первой половины XIX в.
3. «Скептики» и «источниковедческий поворот» в русской историографии первой трети XIX в.
4. Проблема «Россия и Европа» в трудах западников первой половины XIX в.
5. Особенности славянофильского образа прошлого России.
6. Значение работ М. П. Погодина по русской истории.
7. Основные представления историков права середины – второй половины XIX в. о прошлом России и методах его познания.
8. Особенности представления прошлого в «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева.
9. История быта в трудах И. Е. Забелина.
10. Судьбы славянства в работе Н. Я. Данилевского «Россия и Европа».
11. Специфика репрезентации русской истории в «Курсе лекций» В. О. Ключевского.
12. Представление об историческом источнике и методах его анализа в «Методологии истории» А. С. Лаппо-Данилевского.
13. Проблема русского феодализма в русской исторической науке начала XX в.
14. Особенности изображения русской истории представителями «Московской школы» в русской историографии рубежа XIX–XX вв.
15. Специфика исследований историков-петербуржцев XIX – начала XX в.

 

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.