Новая учебная литература по вспомогательным и специальным наукам истории. Какой ей быть? | История и современность | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки История и современность Новая учебная литература по вспомогательным и специальным наукам истории. Какой ей быть?  
Новая учебная литература по вспомогательным и специальным наукам истории. Какой ей быть?

В.И. Дурновцев

Преимущественное внимание российской общественности, педагогического сообщества к учебной литературе по отечественной истории понятно и объяснимо. Как и обострение этого внимания в условиях радикального реформирования образовательной системы. В целом же лавинообразный поток и многочисленных учебных версий национального прошлого, и внушающие обоснованные сомнения у профессиональных историков выходящие тома пудовых книжек, принадлежащих авторам или не знакомых научному сообществу, или, что еще хуже, печально известных, лишь отражает социально-политическую и историографическую реальность. Обозревая слепящимися от позолоты глазами полки книжных магазинов, не соглашаемся ли мы в душе с Ф. Ницше, заявившем в известном трактате «о чрезмерности истории». Но немедленно отбрасываем крамольные мысли: количественные характеристики к прошлому – «много-мало» – никак не относятся. Что касается качества собственно научной литературы по широкому кругу проблем отечественной истории, новейшей российской историографии, право же, есть, чем законно гордиться.

Учебник, как правило, вторичен, является историографическим феноменом второго порядка. Но, как известно, иногда он может сыграть роль санкционированной властью официальной версии прошлого, или претендовать на несвойственную ему миссию строго научной и даже общепринятой конструкции. При этом скоро выясняется необоснованность таких претензий. Но дело сделано, и остается только ждать альтернатив и конкурентоспособных концептов.

Задача создания учебной литературы нового поколения в условиях перехода высшего образования, в том числе гуманитарного/исторического на уровневую подготовку, – хороший повод для ревизии учебно-методического наследия. При этом может неожиданно выяснится, что и ревизовать особенно нечего. Внушительный перечень учебных дисциплин, включенных в базовый и профессиональный циклы новых государственных стандартов, может оказаться не подкрепленным соответствующим учебно-методических обеспечением.

По направлению «История» (квалификация «бакалавр») предполагается первоочередное обновление учебной литературы по дисциплинам «Теория и методология истории», «Источниковедение», «История исторической науки», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Математические методы в исторических исследованиях», а по государственному стандарту этого направления с квалификацией (степенью) магистра дисциплин «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» и «Актуальные проблемы исторических исследований».

Ряд этих дисциплин входит в профессиональные циклы госстандартов других направлений подготовки, например, «Документоведения и архивоведения», содержательно связаны с курсом историографии и источниковедения новейшей истории России в магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций».

В специализированной магистерской программе «Историко-культурная публицистика в современных СМИ» (направление подготовки «Журналистика») предполагается чтение курса «Современные технологии вспомогательных и специальных наук истории в актуальной исторической публицистике». Очевидно, что учебными пособиями по таким курсам должны стать в первую очередь история исторической науки, источниковедение, методы исторического исследования.

В части анализа современного состояния учебно-методической базы и определения перспектив ее развития в реализации направления подготовки «Документоведение и архивоведение» по бакалавриату немало непростых задач, если только обозначить, даже выборочно, некоторые дисциплины учебного плана: «Документоведение», «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Архивоведение», «Организация государственных учреждений России», «Архивное право», «Научно-технические и экономические архивы», «Аудиовизуальные архивы», «Электронные архивы», «Архивы личного происхождения» и др. Для магистратуры по профилю «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» - это «Теория современного документоведения и архивоведения», «Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом», «Государственность Российской Федерации», «Моделирование управленческой деятельности», «Информационные системы в управлении».

Список дисциплин, по которым предстоит подготовка соответствующих учебников и учебных пособий не полон, но даже в таком виде и с учетом достаточно представительной научной литературы дает представление о масштабе задач научно-педагогических коллективов в этой сфере профессиональной деятельности.

В целом проблемы учебников и учебных пособий по вспомогательным и специальным наукам истории входящим, как правило, в базовую и вариативную части профессионального цикла соответствующих стандартов, вызывают гораздо меньший резонанс у научно-педагогической общественности, чем, скажем, по общим курсам всеобщей и отечественной истории.

Больше того, бытует мнение, что дела с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по вспомогательным и специальных наукам истории обстоят вполне благополучно, что достаточно переиздания старой литературы, тем более что некоторые ее образцы и в самом деле принято относить едва ли не к классическим. Последнее утверждение трудно оспорить: по вспомогательным и специальным историческим дисциплинам есть немало блестящих для своего времени и во многом сохраняющем учебно-методическое значение пособий. Они, кстати сказать, переиздаются, включаются в списки дополнительной литературы, пользуются успехом у студентов и аспирантов.

Но, конечно, они могут быть только ценным дополнением к основному пакету учебников и учебных пособий для будущих бакалавров и магистров. К тому же перечень этих дисциплин в последнее время заметно обновился, а предмет некоторых существенно трансформировался.

Реализация задач создания учебно-методической литературы нового поколения дает хороший повод для преодоления исторически сложившегося, но очевидного несоответствия названия таких учебных дисциплин бакалавриата, как «Источниковедение» и «История исторической науки», содержанию и направленности обеспечивающих их освоение нынешних учебных пособий по источниковедению истории России или истории российской историографии.

Двухуровневая подготовка позволяет студентам после освоения программы первого уровня (бакалавриата) сосредоточиться на реализации программы второго уровня (магистратуры), расширить свою компетенцию в интересующихся их конкретных областях научного исторического знания, например, перейти от изучения общих проблем источниковедения и истории исторической науки к источниковедению и историографии античности, средних веков или нового и новейшего времени, от общих теоретических и практических проблем источниковедения к освоению междисциплинарных подходов, актуализировать изучение проблем современных исторических исследований в России и в мире.

В этой связи уместно напомнить о формуле научной специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». В ней преодолевается страноведческий подход и принцип изучение истории исторической науки в соответствии с общепринятой периодизацией всемирно-исторического процесса. В результате основными объектами научного освоения выступают содержание, генезис и основные тенденции эволюции исторического знания и исторической науки в историографическом, источниковедческом, методологическом и теоретическом аспектах.

Возможно, что на первом этапе создания учебно-методических пособий для бакалавриата целесообразны пропедевтические курсы, «введения» в ту или иную область научного познания.

Например, для источниковедения.

Каковыми бы ни были подходы к освоению содержания науки об исторических источниках, по отношению к исторической науке они являются вводными, предваряющими дальнейшее основательное и глубокое изучение социальной реальности. Введение в источниковедение выступает неизбежной и составной частью введения в историю. Такой подход позволяет максимально расширить временные и пространственные границы, в которых обычно освещается история и практика работы историков с единственными доступными им свидетельствами о прошлом – историческими источниками. Подобно многочисленным руководствам по изучению прошлого, «Введение в источниковедение» не заменит более или менее систематическое, последовательное и конкретное изложение содержания учебной дисциплины в других пособиях, в которых, строго говоря, предлагается постановка и разрешение источниковедческих проблем или в страноведческом аспекте («Источниковедение истории России»), или в соответствии с периодизацией всемирно-исторического процесса («Источниковедение истории средних веков», «Источниковедение истории нового и новейшего времени»). Тем более оно не является обзором источников по частным или предельно общим проблемам истории. Цель такого учебного пособия заключается в том, чтобы подготовить студентов, обучающихся по соответствующим программам бакалавриата, а также в необходимых случаях магистерской подготовки к более глубокому и основательному изучению дисциплины, споспешествовать развитию соответствующих компетенций или более или менее систематическому изучению объектов профессиональной деятельности бакалавров – исторических процессов и явлений в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражению в исторических источниках.

Возможно, что отдельные вопросы создания учебных пособий и учебников нового поколения по гуманитарным направлениям подготовки бакалавров и магистров удастся решить в рамках открытой в конце 2010 г. в ИАИ РГГУ Междисциплинарной научно-образовательной программы «Вспомогательные и специальные дисциплины в гуманитарных науках и образовании: новейшие технологии и практики».

В основе этой программы лежит концепция нового гуманитарного образования: интеграция науки и образования и междисциплинарное сближение.

В содержании, структуре и общей направленности программы принимается во внимание, что гуманитарная составляющая в решении неотложных задач модернизации России включает в себя модернизацию как профессионального гуманитарного образования, так и деятельное участие научного гуманитарного сообщества в решении проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности, формирование и развитие адекватного научному знанию исторического сознания граждан России, основного субъекта модернизационных процессов.

Задачи реализации синтеза гуманитарных направлений и программ решаются в программе применительно к вспомогательным и специальным историческим дисциплинам, имеющим свою специфику в каждой из гуманитарных наук и включенным в учебные планы подготовки бакалавров и магистров институтов, факультетов, учебных и учебно-научных центров РГГУ.

На первом этапе реализации программы ее участники сосредоточиваются преимущественно на исследовательских и образовательных практиках в области вспомогательных и специальных исторических дисциплин, проводимых научно-педагогическим коллективом Историко-архивного института.

При этом учитывается, что в совокупности вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение (наука об исторических источниках) и историография как история исторической науки создают проблемное поле, которое, по мере его освоения, на новых этапах реализации программы, будет способствовать междисциплинарному сближению, взаимодействию и взаимообогащению методов исследования в других направлениях гуманитарного знания и образования.

Цели и задачи, заявленные в программе, актуализируются определением приоритетных направлений в развитии исторических наук, архивного дела, когда, наряду со сложившимися и традиционными функциями соответствующих отраслей, на первый план выходят проблемы открытого общественного доступа к архивным документам, использования архивной информации в научных, культурных и общественно-политических целях, комплектования и хранения электронной документации.

Программа соответствует научным, общественным и государственным интересам в условиях острой конкуренции исторических идей и версий, формирования национальных историографических концепций в государствах постсоветского пространства, в том числе по проблемам новейшей истории, национальных и культурных процессов на постсоветском пространстве. Свободное получение информации, содержащейся в архивных документах, должно сопровождаться информированием общественности о результатах применения строгих и точных научных методов на междисциплинарном уровне при анализе исторических источников. В условиях информационного общества на первый план выходит проблема грамотного анализа информационных ресурсов, умения работать с информацией, содержащейся в источниках разных типов и видов, понимать природу как источников информации, так и историографических, идеологических концепций и исторических мифов, которые присутствуют и в научном, и в общественном сознании. Проблема доступности информации, содержащейся в архивных источниках, является, таким образом, важнейшей стороной вопроса формирования представлений в обществе о точности гуманитарного, в том числе исторического знания, сокращения дистанции между научным и массовым историческим знанием.

Программа способствует успешному продвижению федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по гуманитарным направлениям и преследует цель преодоления объективно складывающейся в переходный период модернизации образования известной обособленности отдельных образовательных практик. В этой связи организация междисциплинарного взаимодействия в научно-образовательной деятельности является обоснованной и приоритетной.

Какие перспективные направления заявлены в Междисциплинарной научно-образовательной программе «Вспомогательные и специальные дисциплины в гуманитарных науках и образовании: новейшие технологии и практики»?

Во-первых, это научно-образовательное направление, включающее, в частности:

- организацию и проведение исследований в области вспомогательных и специальных исторических дисциплин, в том числе источниковедения и историографии, ориентированных на междисциплинарное сближение отдельных научных и дисциплинарных направлений и широкое применение научных результатов в образовательных практиках;

- реализацию проектов, направленных на решение современных задач вспомогательных и специальных исторических дисциплин, соответствующих их фундаментальной роли в современном гуманитарном знании, вводящих их в сферу «публичной истории», позволяющих рассматривать объекты их изучения как основополагающие феномены социальной, политической, культурной истории, а сами эти науки как фундаментальные области междисциплинарного знания;

- создание информационно-образовательной рубрики «Вспомогательные и специальные науки истории» на портале «Родная история», разработку и реализацию при участии студентов и молодых исследователей проектов «Интернет-источниковедение», «Интернет-вспомогательные исторические дисциплины», «Интернет-археография» «Интернет-историография»;

- разработку проекта Ежегодника «Вспомогательные и специальные науки истории»;

- подготовку научно-исследовательской и учебной литературы по вспомогательным и специальным наукам истории, в том числе современных вузовских учебников (учебных пособий); комментированное (дополненное) переиздание классических работ ученых ИАИ – РГГУ;

- участие в реализации проектов «РГГУ – школе», оказание содействия деятельности Ассоциации школьных учителей истории и обществознания по обучению учащихся приемам работы с различными источниками информации, ознакомлению с методом источниковедческого анализа и методами вспомогательных исторических дисциплин.

Во-вторых, это учебно-методическое направление, в том числе:

- участие в учебном процессе на всех уровнях образования в РГГУ: чтение общих и специальных курсов по вспомогательным и специальным дисциплинам, участие в подготовке учебных планов и программ, соответствующих ФГОС ВПО нового поколения, принципам уровневой подготовки и реализации междисциплинарных подходов в гуманитарных науках и образовании; участие в реализации магистерских программ и координации их учебных планов;

- разработка учебно-методических материалов, обеспечивающих активное использование фундаментальных изданий архивных документов, свидетельствующих о вкладе отечественных архивов в расширение информационной базы исторической науки и объективное освещение национального прошлого.

В-третьих, это организационное направление, в том числе проведение научно-практических конференций, совещаний, круглых столов по вопросам подготовки современной учебной литературы по вспомогательным и специальным наукам истории, интеграции науки и образования, реализации междисциплинарных подходов в научно-исследовательской и учебно-методической работе.

Важным шагом в реализации представленной программы может стать представительная научно-практическая конференция, девиз которой совпадает с темой этого выступления: «Новая учебная литература по вспомогательным и специальным наукам истории. Какой ей быть?»

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.