Преподавание палеографии в современном гуманитарном университете | Палеография | Вспомогательные и специальные исторические науки

 

О проекте О проектеКонференции КонференцииКонтакты КонтактыДружественные сайты Дружественные сайтыКарта сайта
Главная Вспомогательные и специальные исторические науки Палеография Преподавание палеографии в современном гуманитарном университете  
Преподавание палеографии в современном гуманитарном университете

Ю.Э. Шустова, В.А. Муравьев

Знание о прошлом мы получаем из исторических источни ков. Обучение методу работы с источниками составляет базу исторического образования. Задачи обучения методам работы с источниками, разными по типологии, с целью раскрытия их информативных возможностей должны включать, во-первых, обучение технологии точного считывания разного рода ин формации, во-вторых, понимание культурологического значе ния этой информации как части знаковой системы социума. Традиционно эти задачи решают вспомогательные историче ские дисциплины. Они разрабатывают методы работы с систе мами измерения пространства и времени (метрология и хро нология), знаковой информацией языков и письменности (языки, рассматриваемые с точки зрения принадлежности к определенному времени; ономастика с ее многочисленными субдисциплинами; палеография), знаковой культурой созда ния и передачи текстов (дипломатика, кодикология), с изо бразительно-символической информацией (геральдика, эмбле матика, фалеристика), и т.д.

Значимость вспомогательных исторических дисциплин в системе исторического знания бесспорна; но сегодня происхо дит переосмысление места и роли этих дисциплин как в рам ках современного гуманитарного знания, так и в его образова тельной модели. Они необходимы для овладения «ремеслом историка» и составляют обязательный, рутинный элемент по следнего. В последние десятилетия благодаря усилиям даже не столько историков, сколько философов, даже и не подозре вавших о существовании этих особых дисциплин, но форму лировавших новые проблемы познания человека, его когни тивных и коммуникативных систем, выявились существо вавшие ранее неявно более широкие задачи. В частности, эти дисциплины с их специфическим для каждой из них предме том играют все большую роль в исследовании изменения ми ровосприятия социума в пространстве и времени. Так, совре менная историческая хронология решает не только задачи атрибуции календарно-хронологической информации, содер жащейся в источниках, но и посредством понимания и интер претации тех или иных временных величин (суточное время, сакральное время, хозяйственное время, гендерное время, биологическое время и т.д.) соучаствует в исследовании про блем восприятия времени и осознания себя во времени со циума и/или отдельной личности в рамках той или иной культуры, цивилизации, в выявлении не только линейного временного отношения исторических событий, но и разности временного восприятия объекта и субъекта исследования.

Особое место среди вспомогательных исторических дисцип лин занимает палеография, изучающая внешние признаки письменных источников. Общество с письменной культурой придает исключительное, в средневековье — даже сакральное значение письменным текстам, ибо они со времени их воз никновения особым образом структурируют культуру воспри ятия и, главное, передачи информации и трансляции знания. «Удельная емкость» и количество информации, степень ее определенности в письменных источниках на порядки выше, чем в источниках вещественных, изобразительных и иных. Не удивительно, что история особое значение уделяет именно письменным источникам, и лозунг «история пишется по до кументам» до сих пор остается для большинства историков наиболее значимым. Не отрицая значения неписьменных ис точников для истории, тем не менее приходится признать, что письменные источники со времени их появления до наших дней являются первостепенными для исторической науки и методы палеографии позволяют овладеть методами работы с ними, позволяют понять культуру, в которой они были соз даны, а посредством культуры письма понять специфику об щества, в котором они были созданы.

В настоящее время происходит переосмысление как самого предмета изучения палеографии, так и ее места в системе на учного знания. Палеография как научная и учебная дисцип лина сегодня обращается не только к методам прочтения и атрибуции письменного источника, но и — посредством изучения атрибутов письма, процесса письма, бытования письменных источников — решает проблемы историко-культурологического значения.

В рамках современной образовательной модели в палеогра фическом и в источниковедческом курсе важно обращение не столько к отдельно взятому письменному источнику, а в пер вую очередь в феномену письма и писания, осмыслению взаи мосвязи письменной и устной речи, языка, процесса творче ства — всему тому, что влияет как на технологию создания письменного текста, так и на его качество (техническое, грам матическое, текстологическое, литературное и т.п.), а так же на видовую структуру письменных текстов (источников).

Ученые-палеографы не раз переосмысливали место палео графии в системе исторического знания и ее задачи. Понима ние предмета изучения этой дисциплины, ее возможностей и сфер применения постоянно расширялось. В классических учебниках по палеографии XIX — начала ХХ вв. дисциплина понималась как «вспомогательная дисциплина историко-фи лологического разряда» (Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967. С. 12). Предмет изучения палеографии в XIX – на чале XX вв. определялся как изучение «особенностей письма, орудий письма и материала» прежде всего древних рукопис ных памятников. Основными задачами палеографии считалась атрибуция письменного источника. Так, А.И. Соболевский определял задачи палеографии следующим образом: «Задача палеографии заключается в том, чтобы на основании данных рукописей датированных (в которых означено время и место, когда и где они написаны), определять время и место написа ния рукописей не датированных» (Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. СПб., 1908). В.Н. Щепкин также пола гал, что палеография «имеет своей исключительной целью ответить на вопросы где и когда возник письменный памят ник» (Щепкин В.Н. Указ. соч. С. 13).

Л.В. Черепнин, рассматривал палеографию как одну из вспо мо гательных исторических дисциплин, «изучающую внешние признаки рукописных памятников в историческом развитии» с целью «определения времени и места их возник новения, их авторов, их литературного состава и истории соз дания, установления их подлинности, выявления подделок» (Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956. С. 3). Такое понимание целей и задач палеографии получило широкое рас пространение в целом ряде научных школ (Николаева А.Т. Русская палеография. М., 1981; Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000; Специальные исторические дисциплины: Учеб. Посо бие / С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, З.В. Дмитриева и др. СПб., 2003). Однако с накоплением палеографического ма те риала вставал вопрос и о предмете изучения палеографии. Изучение палеографии памятников письменности расширяло как видо вую структуру привлекаемых письменных источ ни ков, спектр рассматриваемых внешних признаков и способов воспроизве дения письменных знаков, так и хронологические рамки изу чаемых памятников.

А.И. Соболевский в курсе лекций по славяно-русской па леографии важное место уделял таким аспектам как грамот ность, школы письма, торговля книгами, цены на книги, ко торые призваны были помочь при атрибуции памятника пись менности. Гораздо шире предмет палеографии видел Н.П. Ли ха чев в связи с изучением актовых источников. Он отме чал, что палеография с одной стороны входит в дипломатику как сос тавная часть, а с другой — «дипломатическая палео графия» по мимо «общепалеографического изучения особенно стей пись ма рассматривает подписи, скрепы, справы, пометы и всякие «signes de validation»… К дипломатической палео графии при надлежит и изучение автографических подписей» (Лихачев Н.П. Дипломатика: (Из лекций, читанных в С.-Пе тербург. археол. ин-те). М., 2001. С. 14—15). В.Н. Щепкин и Л.В. Черепнин, рассматривая палеографию как дисциплину, изучающую ру кописные памятники письменности, как важ ный этап разви тия письменной культуры отмечают возникно вение книгопе чатания. Серьезную дискуссию вызвал среди специалистов вопрос о хронологических рамках источников, изучаемых ме тодами палеографии. Л.П. Жуковская полагала что в сферу изучения палеографии могут включаться пись менные памят ники не позднее начала XIX в. (Л.П. Жуков ская. Развитие славяно-русской палеографии (в дореволюци онной России и в СССР). М., 1963). Л.В. Черепнин, А.Т. Ни колаева, С.А. Рей сер полагали необходимым расширение хро нологических ра мок палеографии по XX в. включительно, отмечая принципи альную важности изучения внешних осо бенностей текстов но вого и новейшего времени (в том числе индивидуальных почерков).

Современное состояние науки поставило перед палеогра фией (равно как и перед другими вспомогательными истори ческими дисциплинами) вопрос об их интеграции в рамках современного научного знания. Представление о палеографии, как науке о древних письменных источниках, и о палеогра фах как носителях узкоспециального знания перестает отве чать современному пониманию о возможностях этой области знания. И здесь на первый план выходит проблема метода па леографии как науки о человеке, палеографической компара тивистике. В современной науке подобные подходы рассмат риваются как актуальные задачи палеографии. Так И.В. Ле вочкин полагает, что наряду с традиционным пониманием за дач палеографии (атрибуции памятника письменности), па леографию необходимо рассматривать как «научную дисцип лину с более широким охватом задач, включая и задачи исто рико-культурного характера». И далее он отмечает, что «для изучения письма как явления культуры весьма эффективным может быть сопоставление уровня сложности и степени разви тия самого письма с общим состоянием грамотности народа, с наличием книг и библиотек, а также с отношением к письму и чтению читателей, писателей и переписчиков» (Левочкин И.В. Основы русской палеографии. М., 2003. С. 15, 20). Так, сегодня можно говорить о применении методов палеографии для изучения текстов музыкальных произведений — музы кальная палеография, или о палеографии старопечатных из даний, палеографии машинописных текстов и др.

К проблемам осознания феномена письма и писания во второй половине ХХ в. обращались ученые в рамках структу ралистской и постструктуралистской методологической пара дигмы (Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983. С. 306—349; Гельб И.Е. Опыт изучения письма: Основы грам матологии / Пер. с англ. М., 1982; Гурко Е.Н. Тексты де конструкции; Деррида Ж. Diffe'rance. Томск, 1999; Гурко Е.Н. Письменность и значение в стратегии деконструкции. М., 1992; Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб., 1999; Деррида Ж. О граммато логии. М., 2000; Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000; Фридрих И. История письма / Пер. с нем. М., 1979; Фуко М. Археология знания. Киев, 1996; Фуко М. Воля к истине. М., 1996). Ж. Дер рида отмечал, что «писать — это не только знать, что через письмо… проходит наилучшее, что это про хождение волимо, что записанное бесконечно выражает все ленную, на нее похо дит и все время собирает ее воедино» (Деррида Ж. Письмо и различие. С. 18). Анализируя феномен письма как системы, требующей особого подхода для ее по стижения, он приходит к выводу, что «субъект письма есть система отношений между слоями — волшебного блокнота, психического, общества, мира… Чтобы описать эту структуру недостаточно напомнить, что пишут всегда для кого-либо. — и далее, — Социальность письма как драмы требует совсем иной дисциплины» (Там же. С. 288). Социальность письма как в онтологическом, так и в литерату роведческом, историческом, культурологическом смыслах позволяет понять метод палео графии, исследуя письменный текст от грамотности пишущего через графику им восп роизведенного письменного текста до его окончательного внешнего воплощения и функционирова ния в культуре его прочитывания. Причем культура чтения (медленное чтение, чтение вслух, публичное чтения, чтение для себя, чтение в рамках той или иной социальной, корпора тивной, мар ги нальной части социума) не менее важна чем культура самого пишущего или транслирующего письменный текст.

Письмо становится одним из центральных феноменов по нимания культуры современного общества. Появляются ис следования, в которых посредством письма предпринимаются попытки понять разность механизмов функционирования письменных и неписьменных культур и их сосуществования и взаимовлияния (Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотво рение человека печатной культуры. Киев, 2004). Изучение самих письменных текстов в совокупности со всеми их палео графическими признаками могут и должны занимать цен тральное место при решении подобных задач. Причем здесь не может быть каких-либо ограничений ни по способу воспроиз ведения текстов, ни по материалам, на которых они созданы.

Метод палеографии — в постижении культуры через пись менные системы, сочетающие вербальные и невербальные коды передачи информации. В современном гуманитарном знании палеография приобретает важное эпистемологическое значение. Метод палеографии способствует раскрытию инфор мационного потенциала культурных объектов, содержащих знаки письменного языка (письменной речи). Причем важны как способ воспроизведения письменного текста (рукопись, типографская печать, машинопись, фотография, ксерокопиро вание, сканирование), отношение пишущего к своему труду, осознание и понимание роли писца, переписчика, автора как самим пишущим, так и его труда обществом, взаимосвязи культуры письма и культуры чтения, понимания сообществом что допустимо для письменной трансляции, а что нет, для осознания культуры письма и письменной культуры как важ нейших коммуникационных систем.

Среди основных задач современной палеографии следует считать прежде всего понимание письма как определенной знаковой системы, имеющей свою генетическую природу, ло гику и психологию. Любой знак письменного текста может рассматриваться как часть отдельной, самостоятельной знако вой системы (алфавит и другие письменные знаки, графика письма, изобразительно-иллюстративный ряд, краски или чернила, переплет, формат и т.д.) так и их сочетания, взаимо дополнения. Письмо и писание как означающие элементы культуры выходят на первый план. Методы палеографиче ского анализа в таком ракурсе становятся важнейшими в рамках изучения культуры сообществ, дают возможности компаративного изучения малых и больших сообществ, меха низмов коммуникации как внутри них, так и между разными сообществами.

В рамках современной образовательной модели при подго товке гуманитария важно, прежде всего, приобретение навы ков использования метода палеографии, умение анализиро вать эволюцию письма и писания как одной из важнейших составляющих культуры общества. Важно понимание как пи сали, зачем писали, что писали. Метод палеографии является полидисциплинарным. Современная палеография как научная и учебная дисциплина немыслима вне контекста истории фи лософских теорий, религиозно-теологических воззрений, вне истории науки, лингвистики, культурологи, книговедения. Метод палеографической компаративистики становится цен тральным в преподавании этой дисциплины. В рамках наук о человеке палеографический метод выступает в качестве одного из подходов в изучении человеческих универсалий (Медушев ская О.М. Феномен письма и палеографический метод в нау ках о человеке // Вспомогательные исторические дисцип лины: Спец. функции и гуманит. перспективы: Тез. докл. и сообщ. XIII научн. конф. М., 2001. С. 44—46). Палеография разрабатывает сравнительные подходы на основании изучения законов и систем письменной культуры.

Метод палеографии в контексте современного гуманитар ного знания позволяет решать проблему изучения опосредо ванного обмена информацией в обществе посредством письма, которое чаще всего и оказывается основным источником ин формации о самом обществе для последующих поколений. Методы палеографического анализа позволяют проследить то, как представления о человеке в рамках той или иной религи озно-философской системы влияют на социальный заказ, ре пертуар (видовую структуру) как самих письменных текстов, так и на пишущего их и читающего: от философско-мировоз зренческой модели доминирующей в обществе в целом или в рамках отдельных сообществ к философии процесса письма, к философии графики отдельной буквы, к философии каждого элемента письменного текста: неазбучные знаки письма (ди акретика, пунктуация, математические, музыкальные и т.п.), декор, формат, переплет, материал и орудия письма и т.д. Процессы создания письменного текста, его качества, связан ного именно с соответствующей эпохой, сообществом, лично стью, культурой письма, его восприятия и функционирования становятся основными при решении современных задач па леографии. Решение этих вопросов становится невозможным без взаимодействия с дисциплинами как гуманитарными, так и естественнонаучными. Так, анализ графики письма с ис пользованием методов современной лингвистики, текстологии, герменевтики позволяет решать не только задачу атрибуции отдельного памятника письменности, но и получать новую социально-значимую информацию. Изучение бумаги как ма те риала для письма и филиграней с использованием совре мен ных методов обработки знаков на бумаге (оптико-элек тронные методики обработки филиграней, создание оцифро ванных баз данных филиграней (В.В. Белов, Б.Д. Борисов, Ю.В. Гриднев, В.А.Есипова, А.Р. Зиатов, В.Т. Калайда, В.М. Клим кин. Проблемы воспроизведения, компьютерной обра ботки и идентификации филиграней (http://filigran.tsu.ru/stat/html) позволяет получать не только методики датировки пись менного источника, но и рас сматривать его в рамках взаи мосвязи самых разных спектров деятельности общества как в рамках монокультуры, так и в рамках взаимодействия разных культур (технологические процессы, торговля, культурные, политические и экономиче ские взаимоотношения и т.п.).

Понимание письма, процессов письма, а значит и письмен ных текстов, невозможно без изучения границ возможного для писания, то есть тех сфер коммуникации отдельного че ловека со своим Я, межличностной и в рамках сообществ, ко торая становится возможной, допустимой или недопустимой в рамках той или иной культуры. Проблема отражения языка как средства коммуникации и передачи информации опосре дованным способом является определяющей при создании того или иного письменного текста, его функционирования в куль туре или в последующих культурах. Так, сакральные или де ловые записи как характерные для многих культур и дошед шие до нас через века собственно сохранились благодаря осо бому к себе отношению, в то время как бытовые записи, не воспринимающиеся чаще всего их создателями и читателями в рамках той или иной культуры как социально значимые, не сохранились или дошли до нас весьма фрагментарно (куль тура повседневного письма Руси возможна для изучения главным образом посредством берестяных грамот). Важной задачей палеографии является определение и изучение тема тики и лексики возможной или разрешенной для письма. Причем здесь следует различать сферы речи, которые в прин ципе не могли быть осознанными как возможные для пере дачи посредством письма, и табуированные, которые осужда лись или запрещались в рамках той или иной культуры. Среди табуированных сфер следует выделять цензуру как осо бый феномен функционирования общества, регламентирую щей институционально нормы публичного письма. Особо сле дует учитывать морально-религиозные аспекты общества, со циума, в котором и / или для которого создается текст, а также личностную культуру пишущего.

Важным палеографическим аспектом следует рассматри вать скорость письма и чтения. Скорость транслирования письменной информации влияла как на изменение собственно внешних признаков памятника письменности (например, гра фики, способа тиражирования, качество художественного оформления), так и на качество самого текста (ошибки, про пуски, не до конца продуманные тексты и т.п.). Скорость са мой коммуникации так же имеет свои палеографические при знаки, например эпистолярный жанр, напрямую связанный со скоростью передачи информации в условиях медленной ком муникации (письмо идет до адресата дни, недели, а то и ме сяцы) невольно вынуждает человека писать обдумывая каж дое слово и фразу и относиться к написанному как авторскому творческому акту, тогда как современные электронные сред ства коммуникации (e-mail, ICQ) приводят к появлению осо бого языка максимально быстрого общения, снабжаемого спе цифическими знаками, понятными той или иной группе об менивающейся информацией, определенного оформления и т.д. Эти и другие важнейшие составляющие культуры письма возможно изучать при помощи методов палеографии и палео графической компаративистики.

Понять философию и культуру письма, процесса писания невозможно без учета корпоративной специфики, в которых создавались письменные тексты (монастырские скриптории как центры книжности, государственные и ведомственные учреждения как центры делового письма, типографии и т.п., вплоть до современных учреждений, организаций, фирм, применяющих порой специфические приемы кодирования текстов). Важным этапом в истории письма является развитие индивидуализирущего письма с одной стороны рост тиражи рованных текстов с другой.

Палеография сегодня это, как нам кажется, не тра ди ционно сформированное представление о науке, изу чающей древние письменные источники (преимущественно руко пис ные). В рамках наук о человеке метод палеографии позволяет рассматривать эволюцию письменной культуры от при ми тивно-знаковых систем письма до рукописной иллюми ни ро ванной книги, через эволюцию тиражирования письмен ных текстов от ксилографии до изобретения наборного печат ного станка И. Гутенберга и до современных электронных тех но логий писания, сближающих вербальную и невербаль ную речь посредством кодовых систем, преобразующих ее в тра ди ционные для письменной культуры знаки-буквы. При чем каждая из них порождает новую особую культуру и суб куль туру письма, про цесса создания письменного текста, его транс ляции и чтения. Эти тенденции сосуществуют, оказы вают взаимное влияние друг на друга и уже не могут оста ваться вне современной гуманитарной образовательной кон цепции.

 
 

Конференции.
Круглые столы.
Выставки. Презентации
Международный научный симпозиум «Социально-экономическое развитие бывших регионов Российской империи в ХІХ – начале ХХ в.»

Проведение симпозиума запланировано 3–6 апреля 2014 г. в г. Ялта

 
2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение электронной информации в России»
5 декабря 2013 г. в Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится
 
Олимпиады по истории

Олимпиада РГГУ для школьников 11-х классов

 



Вестник архивиста

Информационная система <<Архивы Российской академии наук>>

Для размещения материалов на сайте обращайтесь на электронную почту rodnaya.istoriya@gmail.com
© 2017 Родная история. Все права защищены.